Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Введение
1. Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации равные права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. Стратегической целью Министерства здравоохранения Калининградской области в сфере здравоохранения является развитие и совершенствование здравоохранения Калининградской области как института охраны здоровья, профилактики и лечения заболеваний.
3. Основными нормативными правовыми актами, используемыми при реализации Программы, являются:
1) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1;
2) целевая Программа Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 18 января 2007 года N 18;
3) программа государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая постановлениями Правительства Калининградской области;
4) федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866;
5) целевая Программа Калининградской области "Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 22 декабря 2010 года N 955;
6) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принимаемые в целях реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".
4. В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 26 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
5. 2005-2010 годы были периодом масштабных преобразований в системе здравоохранения Калининградской области. Положено начало и сформирована основа необходимой концентрации и координации всех ресурсов здравоохранения для достижения главной цели - повышения эффективности охраны здоровья населения.
6. Экстенсивность развития, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, управленческого потенциала, высокая затратность при отсутствии позитивной динамики в основных показателях здоровья населения - эти проблемы были характерны для здравоохранения Калининградской области как всякой системы, не ориентированной на конечный результат. Вместо улучшения показателей здоровья - увеличение числа койко-дней, штатных единиц, "законченных случаев". Вместо здоровьесбережения - соблюдение нормативов длительности лечения.
7. Мотивация сохранения здоровья, профилактики, повышения интенсивности и эффективности лечения системы здравоохранения в интересах пациента и общества стала основным смысловым содержанием проводимых преобразований, стратегия которых была закреплена Программой развития здравоохранения Калининградской области на период 2008 - 2012 годов и в полной мере соответствовала новациям государственной политики в сфере демографии и здравоохранения. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", пилотного проекта в сфере здравоохранения, подтвердила единство понимания приоритетов в развитии здравоохранения как на федеральном уровне, так и на уровне Калининградской области. Именно на первичное звено здравоохранения как на базовую составляющую профилактики и выявления заболеваний были нацелены основные направления приоритетного национального проекта "Здоровье":
1) поставка диагностического оборудования и санитарного транспорта;
2) дополнительные денежные выплаты работникам участковой службы;
3) профессиональная подготовка и переподготовка работников участковой службы;
4) дополнительная диспансеризация и иммунизация населения.
8. Осуществленный в Калининградской области переход на одноканальное подушевое финансирование здравоохранения и реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата составили основное содержание Пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
9. Таким образом, Программа развития здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов, приоритетный национальный проект "Здоровье", пилотный проект в сфере здравоохранения заработали в Калининградской области как единый комплекс, обеспечивающий реализацию стратегии реформирования и модернизации системы здравоохранения области.
10. Однако доля зданий лечебных учреждений, требующих капитального ремонта, составляет более 50%. Для решения этой проблемы требуется принятие срочных мер.
11. Из 203 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) не имеют водопровода 56 ФАПов, канализации - 71 ФАП, центрального отопления - 119 ФАПов.
12. Существующий в последние годы дефицит территориальной программы государственных гарантий не позволял эффективно развивать региональную систему здравоохранения и приобретать современное медицинское оборудование. В результате доля медицинских учреждений Калининградской области, техническое оснащение которых позволяет соблюдать стандарты оказания медицинской помощи, составляет менее 40% для стационаров и 70% для учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.
13. Существует проблема в части получения населением высокотехнологичной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Калининградской области. Вся помощь оказывается в федеральных медицинских центрах, что также подтверждает неудовлетворительное обеспечение областных и муниципальных учреждений оборудованием для оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи. При этом обеспеченность оборудованием муниципальных учреждений Калининградской области выше, чем областных, что отчасти объясняется преимущественным оснащением муниципальных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
14. Оторванность Калининградской области от основной территории Российской Федерации, отсутствие возможности свободной миграции трудовых ресурсов, а также отсутствие в Калининградской области учебной базы для подготовки врачебных кадров на протяжении почти 20 лет привели к уменьшению притока в область врачебных кадров, в том числе молодых специалистов, и к увеличению среднего возраста работающих врачей.
15. На сегодняшний день кадровая проблема - низкая укомплектованность как врачебными кадрами, так и средним медицинским персоналом, а также их возрастной состав (около 40% врачей имеют предпенсионный или пенсионный возраст) - также остается одной из основных проблем здравоохранения Калининградской области, что свидетельствует о несоответствии оплаты труда медицинских работников уровню профессиональных нагрузок и ответственности.
16. Решение проблемы укомплектования врачебными кадрами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения требует комплексного подхода.
17. В целях развития информационно-технологической инфраструктуры учреждений здравоохранения необходимо построение областной телекоммуникационной сети с учетом требований действующего законодательства в области защиты информации в целях организации эффективного информационного обмена, коллективного доступа к информационным ресурсам по различным разделам здравоохранения всех субъектов информационного обмена, а также в целях ведения актуальных баз данных о состоянии здоровья и деятельности системы здравоохранения.
18. Для обеспечения доступности информации о деятельности медицинских учреждений в сети Интернет необходимо продолжить работу по созданию интернет-страниц медицинских учреждений, размещению перечня оказываемых учреждениями здравоохранения медицинских услуг, базы данных врачей, оказывающих медицинскую помощь.
19. Для дальнейшего совершенствования финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения необходима модернизация существующих программных средств.
20. В целях повышения качества оказания медицинской помощи на основе персонифицированного учета оказанных медицинских услуг необходимо внедрить автоматизированные системы по ведению электронных медицинских карт во все учреждения здравоохранения Калининградской области.
21. Использование современных информационных систем в учреждениях здравоохранения определяет необходимость обучения медицинских работников навыкам работы с персональным компьютером и прикладным специализированным программным обеспечением.
22. Дальнейшая информатизация здравоохранения в современных условиях является крайне важной и перспективной задачей.
23. Концентрация и координация ресурсов здравоохранения: материально-технических, финансовых, кадровых, информационных и организационных, - позволила достичь положительных результатов в сфере охраны здоровья населения.
24. О существенном улучшении ситуации свидетельствуют медико-демографические показатели Калининградской области. Однако эти показатели по ряду позиций остаются на более неблагоприятном уровне, чем по Российской Федерации.
25. В целях улучшения качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению Калининградской области с 2005 года в Калининградской области было проведено реформирование системы здравоохранения. Осуществлен переход на одноканальное подушевое финансирование здравоохранения, реформирована система оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата. Это позволило оптимизировать сеть, расходы и штаты лечебных учреждений, повысить эффективность и интенсивность лечебного процесса, активизировать профилактическую работу и раннюю диагностику заболеваний.
26. Однако, несмотря на проведенное реформирование, оптимизацию сети и структуры медицинских учреждений Калининградской области, дальнейшее повышение доступности и качества медицинской помощи возможно лишь при условии приведения материально-технической базы лечебных учреждений, их оснащения медицинским оборудованием в соответствие с требованиями стандартов и порядков оказания медицинской помощи, включая проведение текущего и капитального ремонтов.
27. Низкая доступность и недостаточная удовлетворенность населения Калининградской области качеством оказания медицинской помощи, в первую очередь в поликлиниках, также вызваны дефицитом медицинских кадров, недостатком современных информационных систем в сфере здравоохранения.
28. Дефицит финансирования отрасли не позволяет внедрить стандарты медицинской помощи, которые гарантируют пациенту оказание качественной медицинской помощи независимо от места его проживания.
29. Вместе с тем проведенные преобразования в системе здравоохранения имеют положительные тенденции.
30. С 2006 года в Калининградской области имеет место кардинальное динамичное улучшение основных медико-демографических показателей, что является объективным критерием эффективности работы системы здравоохранения; существенную роль в этом процессе играет реализация приоритетного национального проекта "Здоровье".
31. Достигнуто существенное улучшение показателей, характеризующих результативность борьбы с социально значимыми заболеваниями.
32. Новая система финансирования здравоохранения повысила эффективность работы лечебно-профилактических учреждений Калининградской области и их руководителей, обеспечив экономическую мотивацию здоровьесбережения населения, улучшения качества медицинской помощи, эффективного использования ресурсов здравоохранения, оптимизации деятельности как лечебных учреждений, так и их сети в целом, что свидетельствует о формировании в Калининградской области современной модели здравоохранения, ориентированной на достижение высокого уровня качества медицинской помощи.
33. Однако следующие ключевые проблемы остаются нерешенными:
1) изношенность материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, недостаточная оснащенность их медицинским оборудованием;
2) дефицит медицинских кадров;
3) несоответствие объемов специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи потребностям населения и инфраструктуре ее предоставления на территории Калининградской области;
4) отсутствие возможности обеспечения федеральных стандартов медицинской помощи в соответствии с современными медико-организационными технологиями предоставления медицинской помощи;
5) отсутствие единой информационной системы здравоохранения Калининградской области.
34. Решение указанных проблем в короткие сроки возможно только программными методами, направленными на обеспечение модернизации системы здравоохранения Калининградской области.
35. В этих целях в Калининградской области была создана рабочая группа для разработки Программы модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2013 годы (далее - Программа). В состав группы, помимо представителей Правительства Калининградской области, вошли представители Калининградской областной Думы, профессиональных медицинских общественных организаций, профсоюзных организаций, врачебного сообщества, политических партий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.