Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и возможности ее решения
программно-целевым методом
2.1. Анализ уровня социально-экономического развития
Пионерского городского округа
Население Пионерского городского округа на 01.01.2010 г. составляло 12 031 человек, в том числе: женщины - 6 275 человек (52,2%), мужчины - 5 756 человек (47,8%). Средняя плотность населения - 1455 человек на один квадратный километр. По плотности населения Пионерский занимает 2 место среди муниципальных образований Калининградской области.
По-прежнему единственным фактором увеличения численности населения округа остается миграционный прирост (в 2010 г - 339 чел., в 2009 г. - 352 чел.). Показатели естественного движения населения Пионерского более тревожные, чем в среднем по региону. В 2010 г. смертность в округе превышает рождаемость в 1,8 раза. Число разводов в 2010 г. - 64 ед., браков - 128 ед.
В 2010 году денежные доходы населения в месяц составляли 13,3 тыс. рублей*. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций - 17 тыс. рублей (по Калининградской области - 20 тыс. рублей).
Трудоспособное население Пионерского - 7,5 тыс. чел. Из них в экономике округа занято 3,4 тыс. чел. Это означает, что лишь 45% трудоспособного населения занято на территории округа, а остальная часть экономически активного населения, за исключением безработных, работает за пределами муниципального образования. Безусловно, миграция трудовых ресурсов может иметь важное значение при их перераспределении между территориями и отраслями хозяйственного комплекса области. Однако оценка территориальной подвижности населения для экономического развития округа неоднозначна, и, прежде всего, когда ее размеры и направления не соответствуют потребностям развития муниципального образования.
В организациях малого и среднего бизнеса занято 1,8 тыс. чел.*, что составляет 24% от трудоспособного населении и 53 % от занятых в экономике округа.
В международной практике в малом и среднем предпринимательстве занято до 60-70% трудоспособного населения, являющегося основой среднего класса.
На начало 2011 года уровень безработицы на территории округа составлял 2,5%, статус официально зарегистрированных безработных имели 190 человек. Уровень безработицы в зимний период традиционно выше из-за отсутствия вакансий. На 1 марта 2011 года он уже составлял 1,8 %. Лето является наиболее благоприятным периодом для трудоустройства, из-за большого количества вакансий.
К наиболее уязвимым категориям в сфере занятости населения относится молодежь, впервые выходящая на рынок труда, инвалиды, многодетные матери и матери-одиночки, уволенные в запас военнослужащие, работники предпенсионного возраста.
Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала муниципального образования.
Подавляющее большинство организаций Пионерского (74%) являются частными организациями. В отраслевой структуре доминирующее положение занимают предприятия торговли - 47 %, на долю обрабатывающих производств приходится 15%, строительства - 20%.
Производственная сфера экономики в основном представлена предприятиями, занимающимися добычей и переработкой рыбы, а также производством мясопродуктов. В число основных предприятий сферы материального производства, имеющих определяющее значение для местной экономики, входят:
ООО "Роскон", предприятие по производству рыбных консервов, открыто в 2008 году, 490 человек работающих*.
ООО "Фишеринг сервис" (обособленное подразделение) с 1998 года выпускает орудия лова - 100 чел. работающих*.
ООО "Запморфлот" - основано в 1998 году, осуществляет добычу рыбы. Здесь работает 100 человек*.
ООО "Мясной комбинат Пионерский" выпускает продукты из мяса, 70 работающих*.
Бюджет Пионерского городского округа характеризуется ежегодным ростом доходной части: в 2008 г. - 256,3 млн. руб., в 2009 г. - 286,6 млн. руб., в 2010 г. - 343,9 млн. руб., в т.ч. и за счет увеличения собственных доходов соответственно 127,4 млн. руб. - 138,9 млн. руб. - 152,9 млн. руб. В структуре собственных доходов 2010 года наибольший удельный вес приходился на доходы от использования имущества (66,3 млн. руб.), земельного налога (42,2 млн. руб.), налога на доходы физических лиц (34,4 млн. руб.).
Увеличение налоговой составляющей в формирование бюджета, в том числе за счет налога на доходы физических лиц, является необходимым условием стабильного развития социальной сферы Пионерского городского округа.
В местный бюджет поступают 3 основных налога от деятельности предпринимателей
- налог на доходы физических лиц
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
По данным налогам предприниматели пополнили бюджет Пионерского в 2008 году на 16,5 млн. руб., в 2009 г. - на 15,9 млн. руб., в 2010 г. - 17,7 млн. руб., что составляет 11,5% от всех собственных доходов бюджета Пионерского городского округа.
2.2. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства
в Пионерском городском округе
Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения.
Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты МСП обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового продукта, повышение доходов муниципального бюджета, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие муниципального образования во многом зависит от развития данного сектора экономики.
Кроме этого развитие МСП - это решение проблемы занятости, устойчивое пополнение доходной части бюджета, обеспечение сервиса. Наконец, это средний класс, без которого, нельзя говорить о политической устойчивости и стабильности.
В то же время ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. Поэтому необходимость развития малого и среднего предпринимательства признана на всех уровнях - федеральном, муниципальном, областном.
В 2010 году в Пионерском городском округе зарегистрировано 604* субъекта МСП, из них 334 индивидуальных предпринимателей. На одну тысячу жителей города приходится 55 субъектов МСП. Оптимальное значение эффективного функционирования рыночной экономики, при котором, как показывает опыт экономически развитых стран, на 1000 жителей приходится более 40 субъектов МСП.
Структура субъектов предпринимательства Пионерского городского округа представлена следующими сферами:
оптовая и розничная торговля - 36%*
общестроительные работы - 8%*
- парикмахерские услуги - 5%*
управление эксплуатацией жилфонда - 5%*
- рестораны и кафе - 2%*
деятельность автомобильного транспорта - 3 %*
производство продуктов питания - 1,5 %*
деятельность такси - 1,5%*
Наличие высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг в целом соответствует приоритетам и задачам развития ПГО - специализации на предоставлении различного рода услуг, преимущественно туристско-рекреационной и сопутствующей направленности.
В Пионерском городском округе отсутствуют центры/агентства по развитию предпринимательства, центры ремесел, консультационные центры и иные организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Единственной организацией, осуществляющей деятельность в этой сфере, является микрофинансовая организация - Кредитный потребительский кооператив граждан "Пионерский". Он создан при содействии администрации ПГО, при поддержке Датско-Российской Программы содействия экономическому развитию Калининградской области в ноябре 2009 года в целях расширения возможности получения займов, в том числе индивидуальным предпринимателям. На конец 2010 года количество членов кооператива составляло 82 человека, выдано займов 1,8 млн. руб., 85% всех займов выдано представителям малого бизнеса.
Предприниматели Пионерского городского округа не имеют своих союзов/ объединений/ некоммерческих организаций, выражающих их интересы.
В целях консолидации предпринимателей для участия в формировании политических, экономических, правовых и иных условий развития малого и среднего предпринимательства в декабре 2010 году был создан совет по развитию малого и среднего предпринимательства администрации Пионерского городского округа (далее - Совет).
Совет является совещательным органом в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами Совета являются:
1) содействие органам исполнительной власти Пионерского городского округа в реализации государственной политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Пионерском городском округе;
2) согласование позиций органов исполнительной власти Пионерского городского округа и субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Пионерский городской округ" на период до 2016 года, Программы социально-экономического развития муниципального образования "Пионерский городской округ" на период до 2016 года, иных нормативных правовых актов Пионерского городского округа;
3) разработка рекомендаций по защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при формировании и реализации социально-экономической политики Пионерского городского округа;
4) содействие формированию положительного имиджа малого и среднего предпринимательства Пионерского городского округа, повышение доверия населения к малому и среднему предпринимательству, формирование. предпринимательской культуры и этики деловых отношений.
Существующая финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется за счет использования механизма предоставления государственной поддержки, оказываемой Правительством Калининградской области субъектам МСП в рамках целевой Программы Калининградской области "Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы" и целевой Программы Калининградской области "Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2009-2011 годы". Поддержка осуществляется при участии государственного автономного учреждения Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства".
В рамках Программы "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области в 2010 году" 16 жителей Пионерского ГО, состоящих на учете в службе занятости стали участниками по направлению "Организация мероприятий по содействию самозанятости", подали заявления на открытие собственного дела, в т.ч. 1 инвалид. Лица, открывшие собственное дело создали 22 рабочих места.
В рамках информационной поддержки предпринимателей сведения о свободных промышленных и земельных участках, действующих Программах, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в области и муниципальном образовании, контактах размещены в свободном доступе на официальном портале Правительства Калининградской области (www.gov39.ru), сайте Министерства экономики Калининградской области (www.investin.gov39.ru), сайте Государственного автономного учреждения Калининградской области "Фонд поддержки предпринимательства" (www.fpmp39.ru) и официальном сайте муниципального образования "Пионерский городской округ" (http://pionersk.gov39.ru/).
Официальный сайт Министерства экономики Калининградской области находится по адресу: http://economy.gov39.ru/
Развитие и совершенствование системы государственных и муниципальных закупок позволяет субъектам МСП участвовать в аукционах, конкурсах, запросах котировок на заключение муниципальных контрактов/ договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для бюджетной сферы. В 2010 году объем размещенных муниципальных заказов в Пионерском городском округе составил 231 млн. руб. Среди субъектов малого предпринимательства размещено 12% муниципального заказа. Однако предприниматели Пионерского не проявляют высокой активности в данной сфере.
Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении общей среды деятельности субъектов МСП, не устранены проблемы, тормозящие его становление, в числе которых:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность МСП;
- отсутствие равных конкурентных условий с корпоративным бизнесом;
- административные барьеры, создаваемые ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности;
- недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств);
- трудности с получением банковского кредита и высокая ставка за кредит;
- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;
- отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- недостаточный уровень подготовки многих предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
- ограниченность доступа субъектов МСП к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;
- отсутствие системы подготовки учащихся в МОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Пионерский" основам предпринимательства (формирование предпринимательского сознания, навыков, культуры, ответственности);
- отсутствие сетевого взаимодействия среди предпринимателей на уровне муниципалитета, региона, международного.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки.
Обеспечение условий для развития МСП является одним из направлений стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Пионерский городской округ" на период до 2016 года и определяет задачи политики органов местного самоуправления по поддержке и развитию МСП, которые в дальнейшем имеют отражение в Программе социально-экономического развития муниципального образования "Пионерский городской округ" на период до 2016 года.
Основные мероприятия настоящей Программы направлены на комплексное решение проблемных вопросов в МСП с использованием Программно-целевых методов.
* Здесь и далее - оперативные данные администрации ПГО
<< Глава 1. Общие положения |
Глава 3. >> Цель и задачи Программы |
|
Содержание Решение Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области от 23 июня 2011 г. N 66 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.