Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа "Город Калининград"
от 22 сентября 2011 г. N 1572
Администрация городского округа "Город Калининград"
Комитет городского хозяйства
Долгосрочная целевая программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда
городского округа "Город Калининград"
27 декабря 2011 г., 21 августа, 3 декабря 2013 г.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 3 декабря 2013 г. N 1902 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
1. Общие положения Программы
1.1. Цели и основные задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Программа разработана в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, оказания финансовой поддержки в переселении граждан, использования освободившихся земельных участков для строительства новых объектов градостроительной деятельности, создания достойного архитектурного облика городского округа.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- обеспечить граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, жилыми помещениями, соответствующими требованиям, которым должно отвечать жилое помещение;
- организовать и обеспечить финансирование сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Разработка Программы осуществляется на основе следующих принципов:
- полнота и достоверность информации, необходимой для формирования Программы;
- прозрачность и мотивированность принимаемых решений при формировании адресных перечней аварийных многоквартирных домов;
- эффективность расходования денежных средств.
Срок реализации Программы: 2011-2014 гг.
1.2. Правовое обоснование разработки долгосрочной целевой Программы
Долгосрочная целевая Программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2011-2014 гг." разработана в целях ускорения решения вопросов, обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, минимизации издержек по содержанию аварийных строений и сокращения сроков включения, освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот и реализации ее в соответствии с Жилищным кодексом РФ, положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 47 п. 1, 3 Устава городского округа "Город Калининград", утвержденного решением окружного Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 N 257.
1.3. Обоснование необходимости решения задач субъекта
бюджетного планирования программно-целевым методом
По состоянию на 01.09.2011 общая площадь жилищного фонда городского округа "Город Калининград", признанного аварийным и подлежащим сносу, составляет 31 412,6 тыс. кв. м., в том числе общая площадь жилых помещений составляет 17576,19 кв. м.
Особенностью аварийного жилищного фонда городского округа "Город Калининград" является то, что более половины жилья составляют объекты довоенного года постройки, не отвечающие санитарно-техническим нормам, потребностям граждан, где срок эксплуатации основных конструкций и инженерных сетей достиг предельного износа.
Жилищный фонд, признанный аварийным и подлежащим сносу, угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик городского округа, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городского округа.
Проблема усугубляется тем, что вопрос переселения граждан из аварийного жилищного фонда возник еще в 1987-88 гг. В связи с этим обязательства по расселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, остались за органами местного самоуправления.
Значительные темпы жилищного строительства, в основном коммерческого, не покрывают нарастающий износ существующего жилищного фонда. Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием социального жилья, низкими темпами строительства социального жилья.
Ежегодное недофинансирование мероприятий по переселению граждан не позволяет проводить своевременное предоставление благоустроенного жилья данной категории граждан, проводить полноценную политику по социальной защите населения, проживающего в аварийном жилищном фонде.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена социальной остротой проблемы обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, проблематикой формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом.
Финансовое обеспечение мероприятий программы, в том числе предоставление финансовых поддержек за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета позволит более динамично решить проблему переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Программно-целевой подход к решению проблемы позволит в сжатые сроки осуществить расселение, снос многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и использовать освободившиеся земельные участки для строительства новых объектов градостроительной деятельности.
2. Система мероприятий долгосрочной целевой Программы
В рамках реализации программы планируется проведение следующих мероприятий:
- ежегодно формировать адресные перечни аварийных многоквартирных домов подлежащих расселению в объеме утвержденного лимита бюджета городского округа на очередной финансовый год;
- определить условия изъятия жилых помещений у собственников из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах;
- определить разумный срок для сноса аварийных многоквартирных домов силами собственников помещений;
- обеспечить приобретение жилых помещений в многоквартирных домах у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах или строительство многоквартирных домов для переселения граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах;
- обеспечить выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- обеспечить переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации;
- осуществить снос расселенных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу;
- включить освобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.
При формировании перечней аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу:
- в первую очередь в перечень включаются аварийные многоквартирные дома, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности и многоквартирные дома, для собственников помещений в которых истек установленный разумный срок сноса таких домов силами собственников.
- во вторую очередь в перечень включаются многоквартирные дома, в которых общие собрания собственников помещений приняли единогласное решение об участии в программе, но для которых не истек установленный разумный срок сноса строения силами собственников.
- в третью очередь в перечень включаются многоквартирные дома, в которых общие собрания собственников помещений не приняли единогласного решения об участии в программе, для которых не установлен или не истек установленный разумный срок сноса строения силами собственников.
Способы переселения граждан из жилых помещений:
- предоставление гражданам (нанимателям) других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма связи с выселением в порядке, установленном ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
- предоставление гражданам (собственникам) других благоустроенных жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений (в соответствии с принятыми собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах решениями);
- выплаты гражданам (собственникам) жилых помещений выкупной цены в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ;
- в случае предоставления других благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемых из коммунальной квартиры, учитывается площадь вспомогательного помещения, пропорционально площади занимаемого помещения.
В целях выявления намерений собственников помещений в аварийных многоквартирных домах реализовать свое право на участие в программе по переселению граждан инициируется проведение общего собрания собственников помещений.
В зависимости от результатов принятого на общем собрании собственников помещений решения устанавливается разумный срок для выполнения требований об осуществлении сноса многоквартирного дома:
- 3 месяца, в случае если все собственники изъявили желание участвовать в программе переселения граждан и отказались от сноса дома и использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
- 1 год, в случае если не было принято единогласного решения об участии в программе переселения граждан и часть собственников выразила намерение осуществить снос дома и самостоятельно использовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
Способами реализации Программы являются:
- приобретение жилых помещений у застройщиков;
- строительство многоквартирных домов;
- выкуп жилых помещений у собственников.
Приобретение жилых помещений или строительство МКД осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выкупная цена за изымаемое жилое помещение у собственников формируется на основании отчета об оценке объекта в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по соглашению сторон. Расходы, связанные с проведением оценки, осуществляются за счет бюджета городского округа "Город Калининград".
При согласии собственника с администрацией заключается договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении.
Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии с адресным перечнем аварийных многоквартирных домов согласно приложениям к настоящей Программе, в объеме утвержденного лимита бюджета городского округа на очередной финансовый год.
Глава администрации городского округа "Город Калининград" может принять решение о покупке (строительстве) жилых помещений большей площадью, чем ранее занимаемое помещение, по количеству комнат соответствующему количеству комнат ранее занимаемому помещению и по стоимости покупки (строительства) жилых помещений, превышающей стоимость 1 кв. м., установленную приказом Министерства регионального развития РФ.
Одним из возможных способов реализации Программы будет являться привлечение инвесторов при принятии городским округом "Город Калининград" в соответствии со ст. 46.1, 46.2, 46.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации решений о развитии застроенных территорий.
Снос полностью расселенных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется на основе составленных адресных перечней объектов, подлежащих сносу и разработанного проекта организации работ по сносу или демонтажу этих объектов (метода сноса).
N п.п. |
Наименование Задачи, показателя, мероприятия |
Наименование показателя мероприятия |
Единица измерения |
Базовое значение |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Целевое значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Задача 1. - Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; |
||||||||
1.1. |
Доля семей обеспеченных благоустроенным жильем, ранее проживающих в аварийном жилищном фонде (с нарастающим итогом) |
% |
0 |
44 |
44 |
80 |
100 |
100 |
|
1.1.1 |
Мероприятие 1.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- приобретение жилых помещений или строительство жилых помещений |
|
кв. м. |
|
10217,1 |
-\- |
12390,469 |
|
|
|
Задача 2. - Осуществление сноса расселенных многоквартирных домов признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; |
||||||||
2 |
Доля снесенных многоквартирных домов, от общего количества многоквартирных домов признанных аварийными |
% |
0 |
0 |
7 |
34 |
100 |
100 |
|
2.1.1 |
Мероприятие 2.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- организация сноса многоквартирных домов |
|
Кв. м.\Кол-во МКД |
|
-\- |
2857,1\6 |
11386,0\26 |
17169,5\62 |
|
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 3 декабря 2013 г. N 1902 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Объем финансовых потребностей на реализацию мероприятий программы
N |
Наименование мероприятий |
Источник финансирования |
Финансовые затраты, тыс. руб. |
Исполнитель мероприятия |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
||||
Общий объем потребности в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий программы |
всего |
425 031,359 |
422 439,451 |
182 768,204 |
295 215,8 |
900 423,455 |
КМИ, КАиС, МКУ "УКС" |
|
ФБ |
163 926,143 |
114 748,300 |
57 005,866 |
|
220 932,009 |
|||
Остатки ФБ |
|
49 177,843 |
|
|
||||
РБ |
17435,131 |
|
28 945,903 |
|
46 381,034 |
|||
Остатки РБ |
|
17435,131 |
|
|
||||
МБ |
243 670,086 |
241 078,177 |
96 816,435 |
295 215,8 |
633 110,412 |
|||
Остатки МБ |
|
|
|
|
||||
ПБП |
|
|
|
|
|
|||
1.1 |
приобретение жилых помещений или строительство жилых помещений |
Всего |
425 031,359 |
417 053,030 |
181 354,625 |
175 029,3 |
773 436,955 |
КМИ |
ФБ |
163 926,143 |
114 748,300 |
57 005,866 |
|
220 932,009 |
|||
Остатки ФБ |
|
49 177,843 |
|
|
||||
РБ |
17 435,131 |
|
28 945,903 |
|
46 381,034 |
|||
Остатки РБ |
|
17 435,131 |
|
|
||||
МБ |
243 670,086 |
235 691,756 |
95 402,856 |
175 029,3 |
506 123,912 |
|||
Остатки МБ |
|
|
|
|
||||
ПБП |
|
|
|
|
|
|||
1.2 |
организация сноса многоквартирных домов |
Всего |
|
5 386,421 |
1 413,579 |
120 186,5 |
126 986,5 |
КАиС, МКУ "УКС" |
ФБ |
|
|
|
|
|
|||
РБ |
|
|
|
|
|
|||
МБ |
|
5 386,421 |
1 413,579 |
120 186,5 |
126 986,5 |
|||
ПБП |
|
|
|
|
|
|
Общий объем финансирования на 2011-2014 гг., необходимый для выполнения программы в полном объеме, составляет 900 423,455 тыс. руб., в том числе:
2011 год: 425 031,359 тыс. руб.,
2012 год: 422 439,451 тыс. руб. (с учетом остатков средств 2011 г.),
2013 год: 182 768,204 тыс. руб.,
2014 год: 295 215,8 тыс. руб.
В рамках Программы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу, за счет:
- средств Фонда содействия реформированию ЖКХ;
- средств областного бюджета;
- средств бюджета городского округа "Город Калининград";
- внебюджетных средств (средств инвесторов).
Объем средств, выделяемых из бюджета городского округа "Город Калининград", подлежит ежегодному уточнению при утверждении городского бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Критерии качества выполняемых мероприятий, применяемых
при оценке выполнения мероприятий программы
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить в период до конца ее реализации:
- расселение включенных в Программу многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу;
- снос расселенных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Эффект Программы носит прежде всего социальный характер. Реализация Программы улучшит условия проживания граждан, снизит социальную напряженность в обществе, снизит долю населения, проживающего в аварийном жилищном фонде.
Основными критериями качества выполнения мероприятий является количество и общая площадь расселенных многоквартирных домов и их снос.
6. Финансово-экономическое обоснование объема потребности
в финансовых ресурсах по каждому мероприятию, включая обоснование
по источникам финансирования
Источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы являются:
- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств;
- областной бюджет;
- бюджет городского округа "Город Калининград";
- внебюджетные средства (инвесторы).
Обоснованность необходимого объема финансирования определена исходя из наличия общей площади жилых помещений, планируемых к расселению, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. жилого помещения.
Адресный перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих расселению, на очередной финансовый год утверждается правовым актом администрации городского округа "Город Калининград" и оформляется приложением к Программе.
Финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется по трем направлениям:
1. Мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в рамках реализации Федерального закона от 21.01.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" за счет средств:
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- областного бюджета;
- бюджета городского округа "Город Калининград".
Размер предельной стоимости одного квадратного метра приобретаемых жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Предполагается, что расходы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию программы составят 67,92%, расходы консолидированного бюджета областного бюджета и городского округа "Город Калининград" составят 32,08%.
Также предполагаются дополнительные средства финансирования из бюджета городского округа "Город Калининград" на предоставление жилого помещения площадью большей ранее занимаемого помещения и с учетом занимаемого количества жилых комнат, а также на превышение установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельной стоимости одного квадратного метра приобретаемого жилья.
Расчет дополнительного финансирования за счет бюджета городского округа при приобретении жилых помещений по цене превышающей, цену установленную уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, рассчитан как сумма разниц стоимостей 1 кв. м. общей площади каждого жилого помещения, где есть такое превышение умноженной на метраж жилого помещения и стоимости 1 кв. м. общей площади, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, умноженной на метраж жилого помещения.
Расчет дополнительного финансирования за счет бюджета городского округа при приобретении жилых помещений большей площадью, чем ранее занимаемое жилое помещение, рассчитан как сумма разницы общей площади каждого предоставляемого жилого помещения общей площади изымаемого жилого помещения, умноженной на стоимость 1 кв. м. общей площади установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Дополнительная общая площадь рассчитана исходя из установленных норм проектирования квартир социального использования в соответствии с СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" :
1-ком. - 36,0 кв. м.
2-ком. - 48,0 кв. м.
3-ком. - 60,0 кв. м.
Финансирование мероприятий по реализации Программы из бюджета городского округа "Город Калининград" в рамках реализации Федерального закона от 21.01.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" осуществляется при условии принятия правлением Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства решения об оказании финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах предоставленного лимита и поданной заявки в Правительство Калининградской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 185-ФЗ следует читать как "21.07.2007"
2. Мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в рамках жилищного законодательства за счет бюджета городского округа ""Город Калининград".
Размер средней сложившейся рыночной цены жилья на первичном рынке с учетом типа квартир и материала стен жилых зданий определен Федеральной службой Государственной статистики по Калининградской области.
Сложившаяся практика при реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Калининграде на 2009-2011 гг.", региональной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" показала, что размер приобретаемой дополнительной площади на 30% больше, чем площадь ранее занимаемых жилых помещений, в связи с отсутствием на рынке жилья жилых помещений равных по площади ранее занимаемых жилых помещений. Исходя из этого рассчитана потребность в финансировании мероприятий по покупке (строительству) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
3. Мероприятия по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в рамках принимаемых городским округом "Город Калининград" в соответствии со ст. 46.1, 46.2, 46.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации решений о развитии застроенных территорий за счет внебюджетных средств (инвесторов).
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджета городского округа "Город Калининград" уточняются ежегодно при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.
Объем финансирования сноса определяется как произведение общей площади многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и сложившейся из практики предельной стоимости 1 кв. м. разборки строений.
7. Ожидаемые результаты и оценки эффективности реализации Программы
Эффект от выполнения Программы имеет прежде всего социальную направленность. Обеспечиваются комфортные условия проживания граждан, повышается качество жизни путем удовлетворения спроса населения, проживающего в жилищном фонде, признанном аварийным и подлежащим сносу на жилые помещения, отвечающие современным нормам и требованиям.
Результатом реализации Программы должно стать:
- снижение доли населения, проживающего в жилищном фонде, признанного аварийным и подлежащим сносу;
- снижение доли площади и количества помещений жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу;
- включение освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Кроме того, привлечение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета на выполнение мероприятий Программы позволит уменьшить расходы городского округа "Город Калининград".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.