Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Стратегические цели, тактические задачи Программы, целевые группы,
мероприятия Программы
25. Программа реализуется с целью содействия формированию разумного финансового поведения жителей Калининградской области, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
26. Стратегические (непосредственные) цели реализации Программы:
1) содействие формированию разумного финансового поведения жителей Калининградской области путем повышения их финансовой грамотности;
2) повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг в Калининградской области.
27. Опосредованные цели реализации Программы:
1) содействие повышению благосостояния жителей Калининградской области, их социальной стабильности;
2) содействие развитию финансового рынка Калининградской области.
28. Ожидаемые конечные результаты достижения целей Программы:
1) увеличение доли лиц целевых групп населения, осознавших важность соотношения рисков и выгод при выборе финансовых продуктов;
2) увеличение доли пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, начавших изучать и сравнивать условия предоставления потребительских кредитов;
3) увеличение доли лиц целевых групп населения, осознавших важность формирования финансовой "подушки безопасности" на случай непредвиденных жизненных ситуаций;
4) увеличение доли лиц целевых групп населения, начавших разбираться в основах системы пенсионного обеспечения;
5) увеличение доли лиц из числа взрослого населения, уверенных в возможности быстрого и справедливого разрешения споров с финансовыми организациями;
6) увеличение доли школьников и студентов, уровень знаний которых по основам финансового рынка и потребительских услуг оценивается на "хорошо" и "отлично".
29. Программа ориентирована в основном на следующие категории населения, являющиеся целевыми группами Программы:
1) учащиеся школьного возраста и студенты (группа N 1);
2) активные и потенциальные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов (группа N 2);
3) предприниматели, представители малого и среднего бизнеса (группа N 3);
4) население старшего возраста (группа N 4).
30. Группа N 1 рассматривается как наиболее перспективная ввиду того, что учащиеся школьного возраста и студенты в среднесрочной и ближайшей перспективе станут экономически активными и, соответственно, столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному финансовому поведению на рынке, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.
31. Группу N 2 составляют активные потребители финансовых услуг, в том числе с потенциальным расширением спектра финансовых услуг в будущем. Основная часть данной группы обладает низким уровнем знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, а также недостаточным пониманием своих прав как потребителей финансовых услуг. Данная целевая аудитория наиболее склонна к принятию необоснованных решений. Особенно в образовательной и информационной поддержке, а также в защите нуждаются жители сельской местности и отдаленных районов Калининградской области.
32. Группа N 3 считается перспективной с точки зрения важности получения знаний в сфере кредитования и эффективных способов накопления инвестиционных ресурсов, управления личными финансами, принятия грамотных управленческих решений с точки зрения минимизации рисков финансовых потерь и финансовой поддержки развития предпринимательской деятельности.
33. Группа N 4 характеризуется в основном незначительными сбережениями, однако существенными для ее благополучия. Данная группа в наибольшей степени не приспособлена к условиям меняющегося рынка, является наименее грамотной и наименее способной к обучению, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на жизненном уровне лиц из числа группы N 4. Программа направлена на повышение финансовой безопасности представителей данной группы. Кроме этого, данная группа потенциально рассматривается в качестве наиболее активных пользователей единой универсальной электронной карты.
34. Каждая из тактических задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений повышения уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области.
35. Программой предусмотрены следующие тактические задачи:
1) разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
2) создание кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности;
3) разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности;
4) совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.
36. В рамках задачи "Разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей" планируются к осуществлению мероприятия по координации работ по Программе, проведению социологических исследований, а также по разработке комплексной системы оценки и мониторинга уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области и осуществлению мониторинга и анализа эффективности деятельности по Программе.
Реализация данных мероприятий позволит получить полную информацию о поведении населения в области личных финансов, структуре сбережений семей с различными демографическими характеристиками, распределении активов и пассивов, видах накоплений, использования финансовых услуг, что в свою очередь даст возможность скорректировать и сделать более эффективной политику участия граждан на рынке финансовых услуг, выстроить наиболее важные приоритеты государственной политики в данном направлении.
37. Созданный в рамках задачи "Создание кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности" кадровый и институциональный потенциал позволит обеспечить устойчивость результатов Программы после ее окончания. Работа будет осуществляться по двум направлениям: создание кадрового потенциала и создание институционального потенциала, который будет аккумулировать и тиражировать информацию в области финансовой грамотности и непосредственно работать с целевыми группами Программы, чему будет способствовать организация Регионального центра финансовой грамотности (далее - РЦФГ) и обучение учителей, преподавателей, консультантов и экспертов для последующей работы с населением.
Программа послужит наращиванию кадрового потенциала, способного повысить финансовую грамотность на региональном уровне. В рамках данного направления будут финансироваться мероприятия по определению и привлечению региональных экспертов в области повышения финансовой грамотности и реализации образовательных программ для различных целевых аудиторий. Подготовка специалистов будет включать наряду с обучением различные информационные мероприятия, которые позволят обменяться опытом не только с российскими коллегами, но и учесть в своей работе лучшие практики международного опыта деятельности в области повышения финансовой грамотности. Будут организованы разнообразные публичные мероприятия, открытые обсуждения, семинары, мастер-классы и конференции, выездные встречи региональных экспертов и консультантов в муниципальные образования для работы с обращениями граждан и проведения консультаций по финансовым вопросам на местах. К реализации Программы будут привлекаться работодатели, заинтересованные в повышении финансовой грамотности своего персонала.
В целях создания институционального потенциала данного направления программы будет организован РЦФГ. Для определения оптимального формата организации РЦФГ предполагается закупить услугу по подготовке аналитического отчета с рекомендациями о форме РЦФГ, концепции и бизнес-плане его деятельности. В дальнейшем РЦФГ будет организован в соответствии с полученными рекомендациями. После окончания Программы РЦФГ возьмет на себя функцию продолжения работы в области повышения финансовой грамотности и обеспечит устойчивость результатов Программы.
38. Задача "Разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности" включает в себя реализацию мероприятий по двум направлениям - разработка и реализация образовательных программ и информационная кампания.
39. Образовательные программы будут разрабатываться централизованно с последующей апробацией в Калининградской области в рамках национального Проекта и на региональном уровне с учетом местных особенностей и результатов работы в данном направлении. Образовательные программы повышения финансовой грамотности будут направлены в основном на развитие базовых умений в области финансовой грамотности в целевых группах Программы без проведения конкретных мероприятий, относящихся к формированию навыков, необходимых для принятия сложных и долгосрочных инвестиционных решений.
Целевые группы данной задачи:
1) школьники и студенты (как будущие активные потребители финансовых услуг);
2) активные и потенциальные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов;
3) предприниматели.
40. Для первой целевой группы образовательные программы, учитывающие возраст школьников, учащихся и студентов, будут направлены на формирование знаний и ответственного отношения к личным финансам и финансовому благополучию, а также на совершенствование умений составления личного бюджета и финансового планирования.
41. Для второй группы программы повышения финансовой грамотности будут направлены на освоение базовых финансовых понятий и развитие базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета.
42. Обучение для представителей третьей группы будет вестись по отдельному направлению с учетом потребностей в знаниях, необходимых для предпринимательской деятельности.
43. Во всех группах особое внимание будет уделено обеспечению адекватного финансового дохода после выхода на пенсию, недопущению избыточного долга по потребительским и иным кредитам, созданию финансовой "подушки безопасности" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, оперативному и справедливому разрешению финансовых споров и возможности отстоять свои права на финансовых рынках, использованию государственных инструментов и др.
44. Образовательные программы и учебно-методические занятия могут предлагаться в виде модулей по финансовой грамотности, предназначенных для включения в действующий учебный план средней школы и профессионального образования (уроки по обществоведению, экономике и праву, математике), курсов внешкольного образования, компьютерных игр и других цифровых учебных ресурсов, курсов по самообразованию, полномасштабных учебных курсов для школьников и студентов, электронных, автономных и смешанных интерактивных игр, конкурсов, летних и зимних школ, модульных программ, практикумов и семинаров, предназначенных для определенных целевых групп, кратких тренингов для взрослых.
45. Образовательные учреждения и РЦФГ образуют институциональную сеть по реализации образовательных программ. Неправительственные организации, профсоюзы, ассоциации финансовых и банковских учреждений также будут вовлечены в реализацию образовательных программ. Возможно проведение как факультативных, так и обязательных образовательных программ и курсов. Для оценки результатов введения обязательных программ и курсов будут использованы специальные механизмы, разработанные в рамках национального Проекта.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25 ноября 2013 г. N 859 пункт 46 настоящего приложения изложен в новой редакции
46. Будет создана система эффективных и доступных образовательных информационных ресурсов в области финансовой грамотности.
47. Информационная кампания будет способствовать формированию системы эффективных и доступных информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности населения и защите прав потребителей финансовых услуг для различных групп населения.
Региональная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности и усиление защиты прав потребителей финансовых услуг.
48. Главным образом кампания будет ориентирована на целевые группы и следующие основные темы:
1) дополнительный доход после выхода на пенсию;
2) чрезмерный долг (например, из-за потребительских кредитов);
3) семейные "подушки безопасности" на случай кризисных ситуаций;
4) быстрое и справедливое разрешение финансовых споров;
5) использование государственных инструментов;
6) налоговая грамотность.
49. Будет оказана поддержка в продвижении информационной кампании, разработанной на национальном уровне, а также будет осуществляться распространение результатов и информации о деятельности национального Проекта по повышению финансовой грамотности и Программы.
50. Будут финансироваться закупки товаров, консультационных услуг, обучение по определению и формулировке идей кампании, разработке и выпуску материалов (включая видеоролики, брошюры, рекламные объявления и другую печатную продукцию), проведению серий практикумов, круглых столов, дискуссий, консультаций с журналистами и т.д.
51. Реализация задачи "Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг" направлена на укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг.
52. Задача предусматривает финансирование закупок товаров, консультационных услуг и обучения по следующим направлениям:
1) укрепление потенциала Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Калининградской области);
2) развитие потенциала негосударственных, государственных и частных организаций, занимающихся защитой прав потребителей;
3) апробация института финансового омбудсмена;
4) поддержка независимого мониторинга практики защиты прав потребителей финансовых услуг.
53. В конечном итоге эти мероприятия будут способствовать улучшению защиты прав потребителей, совершенствованию системы разрешения споров, повышению доверия граждан к механизмам защиты прав потребителей.
54. В рамках этой деятельности будут поддерживаться мероприятия, разработанные в рамках национального Проекта и перечисленные в Рекомендациях по усилению защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. Одновременно начнется финансирование краткосрочных мер, направленных на устранение самых острых проблем в данной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.