Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 1994 г. N 1146
Положение
о социально-гигиеническом мониторинге
I. Общие положения
1. Социально-гигиенический мониторинг является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека.
2. Социально-гигиенический мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Для достижения поставленной цели при обеспечении ведения социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состояния среды обитания человека и его здоровья;
системный анализ и оценка получаемой информации;
программное и инженерно-техническое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных научных решений и эффективных электронно-вычислительных комплексов;
обеспечение органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а также граждан информацией, полученной при осуществлении социально-гигиенического мониторинга;
подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на его здоровье для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
5. При проведении социально-гигиенического мониторинга обеспечиваются:
организация наблюдения за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека при осуществлении государственного санитарно эпидемиологического надзора и выполнении федеральных целевых, научно-технических и региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
получение и обработка информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценки и прогнозирования изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, а также данных государственной статистики;
сбор, хранение и обработка данных наблюдения для их дальнейшего использования;
выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, причин и условий изменения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в связи с изменением среды обитания человека;
создание информационных и информационно-аналитических систем, сетей, программных материалов и баз данных социально-гигиенического мониторинга;
организация нормативно-справочной информации, используемой в статистических регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации;
подготовка информации (публикации, бюллетени и т.д.);
передача информации пользователям социально-гигиенического мониторинга и ее распространение среди заинтересованных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
использование единых и обязательных нормативных документов, методических материалов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.
II. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга
6. Ведение социально-гигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в районах и городах осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, соответствующими центрами Госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, администраций районов и городов.
7. Центры Госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными для этих целей органами, учреждениями и организациями в районах и городах:
обеспечивают сбор, хранение, первичную обработку и оценку информации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вредному влиянию среды обитания человека на его здоровье, передают ее в центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, а также формируют первичные базы данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения районов и городов, предупреждения, устранения или уменьшения факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами местного самоуправления.
8. Центры Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
осуществляют анализ полученных данных, выявляют с участием соответствующих научно-исследовательских учреждений причинно-следственные связи между изменением состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, показателями здоровья населения и средой обитания человека, составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и ведут соответствующие базы данных;
подготавливают предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, устранения или уменьшения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье человека для принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
передают информацию в Российский информационно-аналитический центр Госкомсанэпиднадзора России.
9. Российский информационно-аналитический центр Госсанэпиднадзора России анализирует полученную информацию, составляет прогноз обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, изменения состояния здоровья человека в связи со средой обитания, а также ведет соответствующие федеральные базы данных.
III. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга
10. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляет собой систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.
11. Информационный фонд санитарно-гигиенического мониторинга состоит из данных, характеризующих:
здоровье населения;
состояние среды обитания человека;
качество атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, продовольственного сырья и продуктов питания;
показатели социально-экономического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, районов и городов, оказывающие влияние на изменение санитарно-гигиенического благополучия населения, здоровье человека и среду его обитания.
12. Информационными показателями для социально-гигиенического мониторинга являются:
базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также международных организаций;
базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, ведение которого осуществляется Минздравмедпромом России, Минсоцзащиты России, Госкомстатом России и подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и среды обитания человека, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными ему организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомнедрами, Рослесхозом, Роскомводом, Роскомрыболовством и подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за радиационной безопасностью, ведение которого осуществляется в рамках Единой государственной системы автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой Росгидрометом, Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием социальной среды обитания человека, социально -экономическим положением в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, районах и городах, ведение которого осуществляется в рамках государственной системы учета и статистики Госкомстатом России и подведомственными ему организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за состоянием охраны и условиями труда, ведение которого осуществляется в рамках Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы Минтрудом России, Госкомсанэпиднадзором России и подведомственными им организациями и учреждениями;
базы данных наблюдения за условиями, структурой и качеством питания населения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья и пищевых продуктов, ведение которого осуществляется Госкомсанэпиднадзором России, Минсельхозпродом России и подведомственными им организациями и учреждениями.
13. Базы данных социально-гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, районов и городов.
14. Программно-технологическое обеспечение предусматривает при сохранении имеющихся функциональных возможностей формирование, использование, обновление, актуализацию и представление всех видов показателей, включенных в базы данных социально -гигиенического мониторинга.
15. Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими пользователями - на договорной основе.
16. Пользователями данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга могут быть органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их подчиненности и форм собственности, общественные объединения, а также граждане.
17. Пользователям запрещается передача данных информационного фонда социально-гигиенического мониторинга третьим лицам на коммерческой основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.