Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Содержание проблемы, обоснование необходимости
программной разработки
14. Одной из основных проблем развития Калининградской области является накопление объемов отходов производства и потребления при отсутствии системы их возврата во вторичное производство в качестве сырья и электрической энергии. Основная часть ТБО складируется на полигонах и свалках ТБО, куда попадает около 85% отходов, лишь 5% отходов проходит вторичную переработку, примерно 10% отходов теряется при транспортировке.
15. Накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб. Отрицательное воздействие отходов проявляется в повышении заболеваемости людей, ухудшении их жизненных условий, сокращении природных ресурсов. Отсутствие должной системы обращения с отходами приводит к снижению инвестиционной привлекательности и потенциала развития Калининградской области. В то же время концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
16. Система учета отходов, действующая в Калининградской области, осуществляется в рамках федерального статистического наблюдения по формам N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" и N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов". Данные статистики в отсутствие контроля за достоверностью вносимых параметров не отражают реальную картину по объемам и составу образующихся отходов.
Ежегодно в организациях на территории Калининградской области, отчитывающихся по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", образуется порядка 600 тысяч тонн отходов, из которых около 10 тысяч тонн - отходы 1-3 класса опасности, 45 тысяч тонн - 4 класса опасности и более 500 тысяч тонн - 5 класса опасности. Из них используется только 8 процентов отходов, обезвреживается - 4 процента, размещается для хранения на собственных площадках - 1,5 процента. Основная масса - более 86 процентов, в основном, представленная отходами, приравненными к ТБО, размещается на полигонах и свалках муниципальных образований Калининградской области.
По данным федеральной статистической отчетности 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов" на полигоны ТБО ежегодно вывозится порядка 2 млн куб. м отходов (примерно 440 тысяч тонн). Источниками образования указанных отходов, наряду с населением, являются организации, объекты инфраструктуры. На долю населения приходится больше половины указанных объемов отходов. Объемы образования отходов в Калининградской области, согласно данным статистики, в последние годы остаются стабильными.
17. По усредненным оценкам бытовой мусор содержит: пищевые отходы (органические) - 33%; другие органические отходы - 9%; бумага, картон - 12%; металлы - 2%; стекло - 8%; пластиковые бутылки и другие пластиковые отходы - 16%; строительные отходы - 11%; другие неорганические отходы - 9%.
18. В Калининградской области ТБО собираются на 3726 площадках, из которых только 37 процентов соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим нормам. Отмечается отсутствие оборудованных контейнерных площадок, предусматривающих наличие асфальтового или бетонного покрытия, ограждения, подъездных путей. Не выполняются технические условия расстановки контейнеров для обеспечения работы спецтехники. Нарушаются графики вывоза отходов, правила санитарного содержания мест сбора отходов, в том числе территорий, прилегающих к контейнерным площадкам.
19. Для сбора ТБО используется 9558 контейнеров разной модификации, в которых размещается бытовой мусор, поступающий от населения, а также отходы, приравненные к бытовым, от 5890 организаций, заключивших договоры на вывоз мусора. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества вторичных ресурсов, потенциально содержащихся в отходах.
20. Сбор и вывоз отходов бытового потребления на объекты их захоронения осуществляется как муниципальными, так и частными организациями. Расчетная потребность в специальной технике для вывоза мусора (мусоровозах) составляет около 200 единиц, в распоряжении муниципальных образований Калининградской области имеется более 170 единиц. Высокий уровень износа имеющихся мусоровозов и их недостаточное количество приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов, особенно в сельской местности.
21. В настоящее время в Калининградской области системой сбора и вывоза ТБО охвачено 90 процентов городского и до 50 процентов сельского населения. Вне системы сбора ТБО остается большое число малочисленных, а также удаленных населенных пунктов, что провоцирует появление несанкционированных свалок.
22. Существующая система сбора ТБО не предусматривает разделение и накопление отходов по видам, не стимулирует население к внедрению селективного сбора отходов и ограничивается вывозом отходов к местам их захоронения. Не решен вопрос сбора, временного хранения и обезвреживания люминесцентных и энергосберегающих ламп от населения, что способствует увеличению объема ртутьсодержащих отходов в составе ТБО, вывозимых на полигоны ТБО.
23. В результате несовершенной схемы сбора и транспортировки ТБО часть их несанкционированно размещается в окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации.
В 2010 году инспекторами Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области были выявлены 564 несанкционированные свалки мусора (ликвидированы все свалки), в 2011 году - 612 (до конца года ликвидирована большая часть свалок).
В ходе рейдовых проверок, проводимых Управлением Росприроднадзора по Калининградской области по выявлению несанкционированных мест размещения отходов в сентябре-ноябре 2011 года, было выявлено 223 несанкционированные свалки ТБО, большинство из которых было ликвидировано до конца 2011 года.
24. Основная масса образующихся отходов подлежит захоронению на полигонах и свалках ТБО, месторасположение которых определено для каждого муниципального образования Калининградской области. Число действующих объектов для размещения указанных отходов постоянно сокращается: с 161 в 2005 году до 30 - в 2012 году. Общий объем накопленных отходов на действующих полигонах и свалках ТБО составляет более 35 млн куб. м.
25. В большинстве случаев эксплуатацию объектов размещения ТБО осуществляют муниципальные организации. Исключение составляет межрайонный полигон ТБО в районе пос. Круглово Зеленоградского района, эксплуатируемый государственным предприятием Калининградской области "Единая система обращения с отходами", обслуживающий 5 муниципальных образований Калининградской области, и частный полигон ТБО в п. Корнево Багратионовского муниципального района.
26. В Калининградской области отсутствуют условия для экологически безопасного захоронения отходов. Калининградская область не имеет ни одного официального полигона ТБО, организованного и обустроенного в соответствии с проектно-сметной документацией, современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими нормами. Первый такой полигон в районе п. Барсуковка Неманского муниципального района будет введен в эксплуатацию в 2012 году.
При эксплуатации действующих свалок ТБО не принимаются соответствующие меры по минимизации негативного воздействия на окружающую среду в виде загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почвы и территорий, прилегающих к полигонам, не организован производственный контроль негативного воздействия полигонов на объекты окружающей среды.
27. Действующие на территории Калининградской области системы сбора и размещения отходов охватывают только ТБО. Площадки для размещения промышленных отходов отсутствуют, что приводит к их частому попаданию на свалки ТБО. Единственный полигон твердых бытовых и промышленных отходов в п. Круглово Зеленоградского района может принимать отходы не выше 3 класса опасности. Вывоз опасных отходов за пределы Калининградской области практически невозможен, сопряжен с большими трудностями в оформлении трансграничного перемещения отходов.
28. В Калининградской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, инфраструктура по вторичной переработке отходов находится на стадии формирования. В последние годы появились организации, осуществляющие сбор, утилизацию и переработку отдельных видов отходов (макулатура, картон, полимеры, полистирол, кровельные отходы, технические жиры, промышленная, специальная, бытовая техника, автошины), в том числе отходов, представляющих опасность для окружающей среды (аккумуляторы автомобильные, медицинские отходы, нефтепродукты, ртутьсодержащие и другие виды отходов). Мощности указанных организаций не загружены из-за отсутствия централизованных систем раздельного сбора отходов, а также наличия организаций, действующих в системе обращения отходов незаконно (без лицензий).
29. В процессе сбора и утилизации промышленных отходов занято около 40 организаций, работающих на законных основаниях. Основные виды деятельности указанных организаций в сфере обращения с отходами приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование вида деятельности в сфере обращения с отходами |
Количество организаций |
1. |
Специальный сбор и переработка замазученных грунтов и ветоши, нефтешламов, отработанных масел |
7 |
2. |
Переработка аккумуляторных батарей |
3 |
3. |
Переработка цветных металлов |
3 |
4. |
Переработка резинотехнических отходов, отработанных автопокрышек |
1 |
5. |
Переработка строительных отходов |
2 |
6. |
Переработка полиэтилена, полимеров, пластмасс, пластика |
7 |
7. |
Переработка бумаги и картона |
5 |
8. |
Сбор и утилизация ртутьсодержащих отходов |
1 |
9. |
Утилизация медицинских отходов |
3 |
10. |
Уничтожение биологических отходов |
1 |
11. |
Сбор и утилизация оргтехники |
3 |
12. |
Сбор и вывоз особо опасных отходов |
1 |
13. |
Всего: |
37 |
30. В 2009 году на территории Калининградской области образован Региональный союз переработчиков отходов Калининградской области - общественная организация, объединяющая организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами рынка вторичных ресурсов либо каким-то образом задействованных в сфере обращения с отходами на территории Калининградской области. По состоянию на 01 января 2012 года в Региональный союз переработчиков отходов Калининградской области входят 15 организаций из Калининграда, Советска и других городов Калининградской области.
31. Рынок по использованию отдельных морфологических составляющих (стекло, пластик, бумага) в Калининградской области развит очень слабо. Большая часть вторичных ресурсов отправляется за пределы Калининградской области. Задачи энергоресурсосбережения на основе вовлечения ТБО в повторный хозяйственный оборот практически не решаются. Как и в целом по Российской Федерации, в Калининградской области нет традиции работы с органическими отходами. Компостирование используется только на садовых и приусадебных участках.
32. В соответствии с действующим законодательством государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Формирование всех остальных тарифов в сфере обращения с отходами происходит в рамках современных рыночных условий на основе договорных отношений между специализированными организациями, с одной стороны, и управляющими организациями, обслуживающими жилой фонд, собственниками жилых помещений в частном секторе, организациями, с другой стороны.
33. Сложившаяся в Калининградской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. В результате реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках.
34. Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике Калининградской области, являются:
1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов;
2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки;
3) отсутствие системного подхода к организации сбора отходов, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
4) несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований Калининградской области;
5) неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципальных образований Калининградской области (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
6) неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие возможности стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку;
7) недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции;
8) слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с отходами.
35. Таким образом, существующая система обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области остается экономически и технологически неэффективной и не обеспечивает исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
36. Особенности географического положения Калининградской области (анклавность и вовлеченность в общеевропейскую систему экологических отношений) обуславливают необходимость комплексного подхода к решению проблем обращения с отходами. Выполнение на территориях населенных пунктов Калининградской области локальных мероприятий, не объединенных единой концепцией развития сферы обращения с отходами в Калининградской области, не может привести к ожидаемым результатам.
37. В основу Программы заложен принцип построения единой комплексной системы обращения с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий приоритетным направлениям социально-экономического развития Калининградской области.
38. Современная технологическая схема обращения с отходами на территории Калининградской области должна строиться на основе следующих принципов:
1) максимальное использование ресурсного потенциала отходов, данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторичных ресурсов, и приводит к минимизации количества отходов, направляемых на захоронение;
2) укрупнение объектов утилизации отходов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов, данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов, ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг;
3) максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами, внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций, основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов; с целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на как можно большем использовании механизмов государственно-частного партнерства.
39. Масштабность и сложность задачи, наличие в ней значительного межотраслевого и межмуниципального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения обуславливают ее решение программно-целевыми методами. Только такой подход позволяет сконцентрировать для решения этой задачи необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.
40. Целесообразность решения перечисленных проблем программно-целевым методом объясняется:
1) ресурсоемкостью и значимостью проблем на областном уровне;
2) потребностью в комплексной увязке экологических мероприятий с текущими и перспективными задачами развития территорий и секторов экономики Калининградской области;
3) необходимостью учета экономических, производственных и социальных факторов, так как проблема обращения с отходами тесно связана практически со всеми сферами жизнедеятельности;
4) необходимостью создания инструментов для реализации областной политики по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами, обеспечивающих согласованность действий органов власти всех уровней.
41. При разработке Программы проработаны разные варианты финансирования создания современной системы обращения с отходами на территории Калининградской области.
Выбран вариант, который обеспечивает решение первоочередных задач в сфере обращения с отходами (разработка генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Калининградской области и Калининградской области в целом; создание экологически безопасных объектов захоронения отходов на территории Калининградской области; повышение осведомленности населения по вопросам обращения с отходами) за счет средств областного бюджета. А создание системы обращения с отходами, основанной на максимальном вовлечении отходов в хозяйственный оборот (строительство мусоросортировочных комплексов и мусороперегрузочных станций), - за счет привлечения внебюджетных источников финансирования Программы.
42. Возможные риски реализации Программы обуславливаются следующими факторами:
1) увеличением загрязнения окружающей среды отходами в связи с ростом экономики и благосостояния населения;
2) изменением действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Снижение рисков в значительной мере связано с полнотой реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.