Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения
ее программными методами
13. Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 "О Федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)".
14. Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Калининградской области может быть достигнуто путем организации эффективного механизма координации деятельности и своевременного эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Калининградской области и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных образований санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с выбросами химически и биологически опасных веществ, на существенное снижение негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.
15. Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Калининградской области от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют риски причинения им вреда. Существуют явные биологические и химические угрозы для окружающей среды и безопасности населения.
16. Реальную опасность представляют следующие факторы:
1) наличие и хранение на территории Калининградской области химически опасных веществ;
2) наличие предприятий, относящихся к химически опасным объектам (по состоянию на 01 апреля 2012 года - 24 предприятия) (далее - ХОО);
3) изношенность оборудования основных производственных фондов ХОО составляет более 50 процентов;
4) недостаточная техническая оснащенность и использование устаревшего оборудования на предприятиях коммунально-технического хозяйства;
5) наличие на территории Калининградской области более 16 тонн непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;
6) наличие на территории Калининградской области двух сибиреязвенных скотомогильников, представляющих угрозу возникновения эпидемии сибирской язвы;
7) трансграничные заносы на территорию Калининградской области известных и неизвестных ранее загрязняющих веществ.
17. В Калининградской области в настоящее время функционирует 87 потенциально опасных объектов, из которых 24 относятся к ХОО.
18. Серьезную опасность представляют ХОО, на которых используются хлор и аммиак (водопроводные комплексы, хладокомбинаты, торговые порты). Общее количество опасных веществ, используемых (хранимых) на ХОО, составляет: хлора - 100 тонн, аммиака - 125 тонн. К предприятиям с наибольшим количеством используемых (хранимых) опасных веществ относятся: открытое акционерное общество "Молоко", открытое акционерное общество "Балтийский комбинат", Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт", открытое акционерное общество "Мясоконсервный комбинат Калининградский", открытое акционерное общество "Калининградский рыбоконсервный комбинат", открытое акционерное общество "Калининградский хладокомбинат", муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал".
19. Внимания требуют объекты, осуществляющие поставку питьевой воды и прием стоков от населения и объектов экономики. В первую очередь это относится к муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал".
20. Наиболее вероятными причинами возникновения аварийной ситуации могут быть ошибки производственного персонала, нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры, переполнение хлорных сосудов (контейнеров), разгерметизация аппаратов из-за дефектов изготовления и другое. Наиболее опасным вариантом развития аварии является разгерметизация контейнера или трубопровода с выбросом хлора из оборудования с образованием и распространением токсичного облака и последующей интоксикацией людей.
21. Для определения поражающего фактора задействованы филиалы федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области", входящие в сеть наблюдения и лабораторного контроля. Лаборатории являются составной частью территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Калининградской области.
22. Учитывая то, что значительное количество объектов было построено и введено в эксплуатацию 30-40 лет назад, на сегодняшний день средний процент износа основных производственных фондов ХОО составляет более 50 процентов. Наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ достигает более 70 процентов. Поэтому достаточно велик риск возникновения химических аварий на объектах вследствие старения основных фондов, частых остановок производственных объектов по различным причинам, недостаточного выделения финансовых средств на приобретение нового оборудования, а также на переподготовку и обучение персонала.
23. Без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами ежегодно будет расти.
24. Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и, прежде всего критически важных для экономики Калининградской области объектов, в том числе функционирующих в социально значимой сфере для населения.
25. Для реконструкции большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.
26. Требует решения проблема утилизации и обезвреживания запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. Проблема отходов пестицидов и ядохимикатов в основном связана со сточными водами, рециркуляцией и ликвидацией упаковки после их использования и с ремедитацией загрязненных почв, а также с ликвидацией неиспользуемых и пришедших в негодность запасов пестицидов. Обследование мест хранения пестицидов показывает, что значительная часть из 23 складов пестицидов и ядохимикатов находится в неудовлетворительном состоянии, существует возможность свободного доступа посторонних лиц к пестицидам и ядохимикатам. Часть складов частично разобрана, вследствие этого возможен перенос пестицидов с дождевыми и талыми водами в окружающую среду. Кроме того, дополнительно выявляются пестициды, подлежащие утилизации или уничтожению. В связи с тем, что на территории Калининградской области отсутствует полигон для утилизации запрещенных и пришедших в негодность пестицидов, тары из-под них и других опасных отходов, необходимы меры для осуществления их уничтожения либо транспортировки на соответствующие полигоны. Ближайший полигон "Красный Бор" находится в Ленинградской области.
27. С учетом вышеизложенного, в целях снижения угрозы загрязнения окружающей природной среды и вероятности причинения вреда здоровью населения Калининградской области необходимо проведение мероприятий по обезвреживанию имеющихся запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. На территории Калининградской области имеет лицензию и осуществляет уничтожение опасных отходов, в том числе пестицидов, методом высокотемпературного пиролиза общество с ограниченной ответственностью "Универсальные технологии".
28. Еще одним источником загрязнения окружающей среды, представляющим потенциальную биологическую опасность и угрозу для здоровья людей и животных, являются биологические отходы (трупы животных и птиц, отходы мясо- и рыбоперерабатывающих производств, забракованные непригодные в пищу продукты животного происхождения). Большая часть этих отходов уничтожается на 14 действующих скотомогильниках, которые расположены на землях с высоким уровнем стояния грунтовых вод, представляя потенциальную опасность для окружающей среды.
29. Кроме этого, на территории Калининградской области имеются два сибиреязвенных скотомогильника, расположенных в поселке Лиски Гурьевского муниципального района (с 1973 года) и в поселке Сосновка Правдинского района (с 1960 года) и представляющих угрозу возникновения эпидемии сибирской язвы, так как споры возбудителя способны сохраняться в почве на протяжении 100 лет. В результате проверок состояния этих законсервированных захоронений ежегодно обнаруживаются недостатки в их содержании (приходит в негодность ограждение, не исключена возможность хищений бетонных плит, закрывающих захоронения).
30. Значительный ущерб безопасности Калининградской области может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации.
31. В настоящее время население Калининградской области недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).
32. Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена вероятностью ввоза и распространения в Калининградской области особо опасных инфекций. А в связи с активным развитием туризма существует реальная возможность ввоза особо опасных и других актуальных инфекционных заболеваний на территорию Калининградской области из зарубежных стран.
33. С целью своевременной лабораторной диагностики особо опасных инфекционных заболеваний и идентификации возбудителя необходимо оснащение и функционирование лабораторий по диагностике карантинных инфекций с использованием современных технологий. Для оказания медицинской помощи больным с особо опасными инфекциями и своевременной изоляции их от здоровых людей необходимо обеспечение готовности госпитальной базы, которая определена Планом оперативного взаимодействия по проведению противоэпидемических мероприятий в случаях возникновения карантинных инфекций и массовых инфекционных заболеваний на территории Калининградской области. Для обеспечения готовности к ликвидации последствий химического и биологического заражения необходимо создание резерва медицинских средств (антидотов).
34. С учетом ситуации по инфекционным заболеваниям животных в ряде иностранных государств и отдельных субъектах Российской Федерации на территории Калининградской области существует вероятность возникновения таких особо опасных и социально значимых инфекционных заболеваний животных, как сибирская язва, туберкулез, птичий грипп, орнитоз, африканская чума свиней, бруцеллез, а также других заболеваний сельскохозяйственных животных.
35. Ввиду наличия природных очагов высокопатогенного птичьего гриппа в отдельных регионах мира и Российской Федерации сохраняется угроза заноса данного заболевания и других инфекционных заболеваний птиц на территорию Калининградской области, особенно возрастающая в периоды сезонных миграций диких перелетных птиц.
36. Решение всего спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, предусматривается только в тесном взаимодействии федеральных и региональных органов исполнительной власти, ведущих научных организаций и предприятий Калининградской области.
37. Для управления такой сложной системой, как система химической и биологической безопасности, в настоящее время недостаточно информации и материальных ресурсов. С этой целью ставится задача осуществить комплекс программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.