Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 25 июля 2012 г. N 537
Подпрограмма
кадрового обеспечения задач строительства на 2012-2015 годы областной
целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Паспорт подпрограммы кадрового обеспечения задач строительства
на 2012-2015 годы областной целевой программы Калининградской области
"Жилище" на 2011-2015 годы
1. Наименование подпрограммы:
подпрограмма кадрового обеспечения задач строительства на 2012-2015 годы областной целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Подпрограмма).
2. Основание для разработки Подпрограммы:
1) федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050;
2) целевая программа Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 22 декабря 2010 года N 944;
3) приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 года N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства";
4) целевая программа Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2011 года N 890.
3. Государственный заказчик Подпрограммы:
Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области.
4. Субъект бюджетного планирования Подпрограммы, ответственный за исполнение Подпрограммы:
Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области.
5. Разработчики Подпрограммы:
1) Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области;
2) Министерство образования Калининградской области;
3) Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области;
4) некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей".
6. Исполнители основных мероприятий Подпрограммы:
1) Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области;
2) Министерство образования Калининградской области;
3) некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей".
7. Стратегическая цель Подпрограммы:
обеспечение строительного комплекса Калининградской области высококвалифицированными специалистами для выполнения задач жилищного строительства и строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства.
8. Стратегическая цель Подпрограммы взаимоувязана со стратегической целью целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы по обеспечению населения Калининградской области доступным и комфортным жильем.
9. Тактические задачи Подпрограммы:
1) координация деятельности органов исполнительной власти Калининградской области и некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" по реализации Подпрограммы;
2) создание постоянно действующего механизма планирования модернизации системы профессионального образования Калининградской области на основе прогноза кадровых потребностей;
3) формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда;
4) повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда Калининградской области.
10. Сроки и этапы реализации Подпрограммы:
1) сроки реализации - 2012-2015 годы;
2) этапы реализации:
- первый этап - 2012 год;
- второй этап - 2013-2015 годы.
11. Источники финансирования Подпрограммы:
финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в рамках целевой программы Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2011 года N 890.
12. Непосредственные результаты реализации Подпрограммы:
достижение наличия в Калининградской области специалистов строительных специальностей, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства, к 2015 году - 21539 человек, при общей потребности специалистов в строительной отрасли к 2015 году - 39162 человек.
13. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы:
1) обеспечение необходимой потребности в специалистах соответствующих категорий и уровня образования для выполнения задач жилищного строительства и строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства;
2) снижение безработицы;
3) рост престижа строительных профессий.
14. Система организации контроля за исполнением Подпрограммы: контроль за исполнением Подпрограммы, реализуемой на территории.
Калининградской области, осуществляют Министерство финансов Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Контрольно-ревизионная служба Калининградской области, Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области.
Глава 2. Содержание проблемы, обоснование необходимости разработки
Подпрограммы
15. Одним из важнейших факторов реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи обеспечения к 2020 году увеличения объемов ввода жилья до уровня не менее одного квадратного метра общей площади жилья в год в расчете на каждого гражданина Российской Федерации выступает кадровое обеспечение строительного комплекса.
16. Успешное выполнение целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2011-2015 годы зависит от обеспеченности строительной отрасли квалифицированными специалистами, способными эффективно решать задачи жилищного строительства.
17. Сегодня практически каждая строительная организация испытывает нехватку квалифицированных специалистов. К наиболее дефицитным и востребованным профессиям в строительстве относятся каменщик, бетонщик, крановщик, монтажник, кровельщик, электрогазосварщик, плотник, слесарь по сборке металлоконструкций, плиточник, вязальщик арматуры.
18. Кадровый потенциал строительной отрасли по состоянию на 01 января 2011 года составлял более 34,1 тысячи человек (из них 18,8 тысячи человек было занято в строительстве жилья) и включал в себя следующие категории работников:
1) руководители и специалисты строительных организаций (6,82 тысячи человек);
2) рабочие строительных профессий (27,28 тысячи человек).
19. Обеспеченность строительной отрасли кадрами достигает 98% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 6%.
20. В рамках целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в Калининградской области к 2015 году планируется увеличение объемов жилищного строительства в 1,36 раза (700 тысяч кв. м) по сравнению с 2010 годом (515 тысяч кв. м).
21. Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала строительной отрасли показывает, что за последние три года произошло снижение численности занятых в отрасли на 1,755 тыс. человек (4,7%).
22. Указанный факт соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение строительной отрасли и кризисные явления.
23. Динамика объемов строительства и численности занятых в сфере строительства по годам показана в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Год |
Годовой объем строительства жилья, тыс. кв. м |
Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области по видам экономической деятельности, человек |
|
строительство в целом |
строительство жилья |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2008 |
800,6 |
37181 |
22354 |
2 |
2009 |
607,8 |
35830 |
20639 |
3 |
2010 |
524,6 |
34100 |
18755 |
4 |
2011 |
545,0 |
35426 |
19484 |
24. За анализируемый период сеть областных учебных заведений изменилась незначительно. В Калининградской области 13 образовательных учреждений осуществляют подготовку кадров для отрасли строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства:
1) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (ФГБОУ ВПО "КГТУ"), г. Калининград;
2) федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (БФУ им. И. Канта). Градостроительный колледж, г. Калининград;
3) государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области "Колледж предпринимательства", г. Калининград;
4) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Прибалтийский судостроительный техникум", г. Калининград;
5) государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Калининградской области "Профессиональное училище N 5", г. Калининград;
6) государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Калининградской области "Индустриально-педагогический колледж", г. Черняховск;
7) государственное автономное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Колледж сервиса и туризма", г. Калининград;
8) государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Калининградской области "Профессиональный лицей N 21", г. Полесск;
9) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Промышленно-строительный техникум", г. Калининград;
10) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Техникум отраслевых технологий", г. Светлый;
11) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Гусевский агропромышленный колледж", г. Гусев;
12) государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области "Технологический колледж", г. Советск;
13) автономная некоммерческая организация "Калининградский бизнес-колледж", г. Калининград.
25. Эффективность деятельности этой системы с точки зрения воспроизводства кадрового потенциала строительного комплекса чрезвычайно низкая.
26. Несогласованность объемов подготовки кадров для строительного комплекса с конъюнктурой рынка труда в Калининградской области проявляется также в том, что заявленный заказ на подготовку кадров существенно меньше, чем ежегодные планы приема в высшие учебные заведения, колледжи, техникумы, профессиональные училища.
27. Расчетная ежегодная потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием в отрасли составляет 185 человек. План приема в ФГБОУ ВПО "КГТУ" по строительным специальностям - 260 человек. Вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием составляют от 600 до 700 человек ежегодно. План приема в колледжи и техникумы около 800 человек.
28. С одной стороны, это свидетельствует о дисбалансе структуры подготовки в системе профессионального образования и кадровых потребностей строительного комплекса. С другой стороны, подготовленные специалисты строительных специальностей учреждениями профессионального образования принимаются на работу в организации жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
29. Проблема обеспечения квалифицированными рабочими кадрами для строительных организаций имеет первостепенное значение, так как выпускники образовательных учреждений неохотно идут на работу в строительную отрасль. Причиной такой ситуации на рынке труда трудовых ресурсов являются объективные факторы - это интенсивные, физически тяжелые условия труда и невысокая заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в организациях Калининградской области за 2011 год по виду экономической деятельности "строительство" - 19271,1 рублей, что составляет 105,9% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.
30. Нехватка специалистов строительной профессии объясняется не только ростом рынка труда, но и демографическими причинами.
31. Численность населения Калининградской области на 01 января 2012 года составила 946,4 тысячи человек. В 2011 году в Калининградской области родилось 11,1 тысячи детей - на 3,5% больше, чем в 2010 году. В структуре населения к началу 2010 года доля лиц моложе трудоспособного возраста составила 15,0 %, в трудоспособном - 63,6%, старше трудоспособного - 21,4%. С 2008 по 2010 год численность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 15,4 тысячи человек (2,4%), численность населения в пенсионном возрасте увеличилась на 1,2%. По прогнозам, в 2015 году численность населения Калининградской области составит 956,7 тысячи человек.
32. Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области с 2009 по 2010 год увеличилась на 12,8 тысячи человек. Численность занятых в строительстве за этот период снизилась на 1,73 тысячи человек. Доля занятых в строительстве составила в 2010 году 7,2% (34,1 тысячи человек) от общей численности занятых в экономике Калининградской области.
33. По данным мониторинга рынка труда Калининградской области на конец 2011 года численность безработных граждан, состоящих на учете в государственном казенном учреждении Калининградской области "Центр занятости населения города Калининграда" (далее - Центр занятости населения), составила 8711 человек (в г. Калининграде - 1912 человек).
34. На конец 2011 года уровень общей безработицы в Калининградской области составил 9,7% (по методике международной организации труда), уровень регистрируемой безработицы - 1,7% (в г. Калининграде - 1,1%) от численности экономически активного населения (по данным Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения - 539,9 тысячи человек).
35. Для справки: уровень регистрируемой безработицы по Российской Федерации составил 6,6%, по Северо-Западному федеральному округу - 4,8% (данные Федеральной службы по труду и занятости на конец 2011 года).
36. Предельное пятипроцентное значение регистрируемой безработицы, определенное Калининградским областным трехсторонним Соглашением между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Калининградской области на 2011 - 2013 годы, превышено в 2 муниципальных образованиях Калининградской области: в Озёрском районе - 9,2%, в Краснознаменском муниципальном районе - 5,1%.
37. Из указанного количества безработных граждан (8711 человек) численность работников строительной отрасли, имеющих официальный статус безработного, составляет 394 человека (в том числе 216 женщин). При этом среди состоящих на учете строителей доля квалифицированных рабочих составляет 233 человека.
38. Средний период продолжительности безработицы по категории безработных граждан "работники строительной отрасли" составляет 5 месяцев и связан, прежде всего, с сезонным фактором занятости (сокращением объемов работ в зимний период) и территориальной диспропорцией спроса на указанную рабочую силу.
39. Основная масса возводимых объектов жилищного и промышленного строительства в настоящее время осуществляется в западной части Калининградской области, которая быстрее оправилась от кризисных явлений 2009-2010 годов. В частности, численность безработных строителей в г. Калининграде на 01 мая 2011 года составляет 37 человек, т.е. всего 1,5% от общего числа безработных, зафиксированных в данном муниципальном образовании Калининградской области. Аналогичный показатель по г. Черняховску - 81 человек (9% от общего числа безработных), по г. Неману - 58 человек (7%), по г. Гусеву - 48 человек (6,9%).
40. В текущем году работодателями было заявлено 8315 свободных рабочих мест. С начала 2011 года указанное количество увеличилось на 87,2%.
41. На долю г. Калининграда в настоящее время приходится более 86% спроса на указанную рабочую силу в сфере строительства, следом идет г. Гусев - 7%, в других городах и поселках Калининградской области - не более 1%.
42. Преобладает спрос на рабочие профессии (около 80% от общего количества строительных вакансий), такие как бетонщик, каменщик, монтажник железобетонных конструкций, кровельщик, плотник, подсобный рабочий, штукатур, арматурщик, электросварщик ручной сварки, маляр и другие. Основные вакансии для специалистов и служащих - инженерно-технические работники. Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, обратившихся в Центр занятости населения в поисках подходящей работы, составляет около 40% от обратившихся.
43. Кроме того, необходимо отметить, что согласно мониторингу в организациях строительного комплекса Калининградской области в ближайшие время не планируется сокращение рабочих мест в связи с ликвидацией либо сокращением производства. Таким образом, работников строительной отрасли, находящихся под угрозой сокращения в настоящее время, в Калининградской области не имеется.
44. Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области организует профессиональное обучение, переобучение, переподготовку граждан под потребности рынка труда.
45. В целях обеспечения кадровой потребности строительной отрасли в 2012-2015 годах планируется направить на обучение не менее 2000 безработных: в 2012 году - 500 человек, в 2013 году - 500 человек, в 2014 году - 500 человек, в 2015 году - 500 человек.
46. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области за прошедший период для работы в организациях строительного комплекса Калининградской области активно привлекаются рабочие из других субъектов Российской Федерации и граждане иностранных государств. В 2008 году в строительной отрасли было занято 13308 человек, что составило 32% от общего объема квоты привлекаемых специалистов в Калининградской области, в 2009 году - 9456 человек, в 2010 году - 7600 человек, в 2011 году - 8400 человек.
47. Основной потребитель указанной рабочей силы - строительство (около 54% общих объемов, промышленное производство - 17% и сфера обслуживания - 29%).
48. Общая квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы, установленная для Калининградской области на 2011 год, - 12357 иностранных работников, в том числе 1773 человека - из стран с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию.
49. В строительной отрасли квота составляла в 2011 году 8400 иностранцев (т.е. 55% от общего числа иностранной рабочей силы), в том числе 46 человек - директорский состав, 93 человека - инженеры различной специализации, квалифицированные рабочие строительных профессий - 7451 человек и 810 человек - подсобный и вспомогательный персонал.
50. Объемы привлечения иностранных работников строительных специальностей наиболее точно отражают потребность строительной отрасли Калининградской области в дополнительных трудовых ресурсах.
51. Таким образом, вопрос подготовки кадров для строительной отрасли, особенно специалистов с начальным профессиональным образованием, является острым и актуальным.
52. Среднестатистический ежегодный процент убытия специалистов из сферы жилищного строительства (пенсия, увольнение по собственному желанию, миграция и др.) в Калининградской области в 2008-2011 годах показан в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование |
Год |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Число занятых в жилищном строительстве, человек |
22354 |
20639 |
18755 |
19484 |
2 |
В том числе иностранцы, человек |
10775 |
8132 |
5928 |
7280 |
3 |
% убытия специалистов (пенсия, увольнение по собственному желанию, миграция и др.) |
5,19 |
5,22 |
5,19 |
6,6 |
53. Сведения о трудоустройстве по виду деятельности "жилищное строительство", о миграции, в том числе для осуществления жилищного строительства, в 2008-2011 годах в Калининградской области показаны в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование |
Год |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Число трудоустроенных выпускников в строительной отрасли, в том числе в жилищном строительстве, чел. |
1035 |
920 |
861 |
1171 |
859 |
690 |
560 |
871 |
||
2 |
Миграция специалистов из других субъектов Российской Федерации для осуществления строительства, человек |
335 |
247 |
221 |
173 |
54. Наиболее важной структурной особенностью рынка труда является распределение численности занятых в строительстве по уровню образования. Повышение требований к качеству строительных работ, связанных с удовлетворением рынка, усилением конкуренции, во многом зависит от уровня подготовки вновь выпускаемых высококвалифицированных кадров, существенного повышения квалификации и их инновационной активности.
55. Подпрограммой предусматривается формирование партнерских отношений между образованием и бизнесом, направленных на существенное преобразование многоуровневой подготовки специалистов с использованием новых технологий.
56. С участием работодателей будет разработана процедура внешней и внутренней экспертизы качества подготовки специалистов для строительной отрасли на всех этапах профессионального обучения.
57. Между работодателем, студентом, учреждением профессионального образования или Центром занятости населения по разделению социально-экономической ответственности по подготовке специалистов заключаются трехсторонние договоры.
58. Ведется работа по обновлению образовательных программ по строительным специальностям.
59. В рамках основных профессиональных образовательных программ обеспечивается (при наличии потребности) профподготовка, повышение квалификации населения по профессиям: арматурщик, бетонщик, каменщик, кровельщик, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, мастер сухого строительства, мастер общестроительных работ, мастер отделочных работ, монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, электромонтажник, техник-строитель, инженер промышленно-гражданского строительства и другие.
60. Выпускнику получившие строительную профессию, испытывают проблемы в трудоустройстве, сам процесс зачастую носит стихийный характер. В связи о тем, что после окончания обучения подавляющее большинство юношей призываются на службу в Вооруженные Силы, процесс их трудоустройства после демобилизации практически не регулируется.
61. Серьезным фактором, влияющим на развитие профессионального образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. За последние пять лет (2006-2011 годы) численность школьников сократилась более чем на 13 тысяч человек или на 15%, что оказало и продолжает оказывать влияние на контингент обучающихся, особенно в старших классах.
62. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы профессионального образования.
63. Актуальной остается проблема неудовлетворенной потребности образовательных учреждений в современном учебно-лабораторном, учебно-производственном оборудовании, программном и кадровом обеспечении.
64. Повышение качества подготовки специалистов, приведение структуры подготовки кадров в соответствие с реальными потребностями строительной отрасли, развитие материально-технической базы учебных заведений в настоящее время невозможно без создания системы участия работодателей в процессе подготовки кадров, без привлечения материальных и финансовых ресурсов бизнес-структур в образовательную сферу.
65. Среди основных мер, принимаемых работодателями в Калининградской области для привлечения специалистов, можно выделить:
1) конкурсный отбор выпускников;
2) организация производственной практики учащихся и студентов;
3) информация о вакансиях в учебных заведениях;
4) экспертиза учебных программ и планов;
5) участие в попечительских и управляющих советах в учреждениях профессионального образования;
6) ярмарки вакансий и дни карьеры, дни открытых дверей.
66. На сегодняшний день возможными являются следующие варианты решения вышеназванных проблем:
1) увеличение численности учащихся и студентов, обучающихся по строительным профессиям и специальностям;
2) увеличение числа строительных специальностей, по которым осуществляют подготовку образовательные учреждения начального образования;
3) увеличение государственного задания на подготовку кадров строительного профиля в областных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
4) открытие на базе имеющихся образовательных учреждений профессионального образования совместно с работодателями центров (курсов) повышения квалификации и переподготовки специалистов строительных специальностей;
5) повышение квалификации профессорско-преподавательского и инженерно-педагогического состава учебных заведений;
6) привлечение рабочих строительных специальностей из других субъектов Российской Федерации;
7) проведение комплекса мероприятий по повышению престижа строительных профессий и специальностей.
67. Реализация Подпрограммы имеет характерные риски:
1) организационные риски: отсутствие поддержки со стороны бизнес-сообщества в достижении поставленных целей и задач Подпрограммы;
2) риски человеческих ресурсов: недостаточная квалификация, недостаточное выделение человеческих ресурсов, а также возможность конфликта между заинтересованными сторонами.
68. Для достижения поставленных целей и задач из возможных вариантов выбраны наиболее подходящие для Калининградской области с учетом ее особенностей и возможностей.
69. Достижение необходимого к 2015 году количества занятых по виду деятельности "Строительство" возможно за счет внешних и внутренних ресурсов:
1) увеличения количества обучаемых и переподготавливаемых специалистов в образовательных учреждениях Калининградской области;
2) переподготовки специалистов из числа безработных из других отраслей Калининградской области;
3) привлечения иностранных специалистов строительных специальностей.
70. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации строительный комплекс перешел в саморегулирование.
71. На базе некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" создано некоммерческое партнерство - саморегулируемая организация "Калининградский союз строителей", в которую вошли ведущие организации строительного комплекса Калининградской области.
72. Кроме того, на территории Калининградской области осуществляют свою деятельность 12 филиалов и представительств саморегулируемых организаций из других субъектов Российской Федерации: города Москвы, города Санкт-Петербурга (строителей, проектировщиков, изыскателей).
73. Актуализируется проблема повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов. В соответствии с законодательством одним из требований для получения допуска саморегулируемой организации является наличие квалифицированных кадров и повышение квалификации в области строительства руководителями, специалистами и руководителями структурных подразделений не реже одного раза в 5 лет. Соответственно, встает проблема аттестации организаций, которые не являются членами саморегулируемых организаций.
74. В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды для создания конкурентных преимуществ руководителям организаций необходимо использовать новые подходы к управлению трудовыми ресурсами. Качественное и своевременное обучение руководителей строительных организаций охране труда, созданию безопасных условий труда является одной из основных задач организации.
75. Решение вопросов кадрового обеспечения строительного комплекса, его совершенствование путем реализации мероприятий Подпрограммы позволят:
1) отработать взаимодействие всех социальных партнеров в вопросах учета, планирования и развития кадров, регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг;
2) своевременно принимать обоснованные решения по оптимизации действующей системы профессионального образования Калининградской области;
3) регулировать структуру профобразования с учетом реальных потребностей рынка труда;
4) усилить профориентационную и информационную работу среди населения.
76. Все это является необходимыми условиями для создания в Калининградской области целостной системы подготовки кадров, позволяющей удовлетворить потребности строительных организаций с учетом перспектив социально-экономического развития Калининградской области.
Раздел II. Цели, задачи, сроки и этапы, показатели результатов реализации
Подпрограммы
Глава 1. Цели и задачи Подпрограммы
77. Стратегической целью Подпрограммы является обеспечение строительного комплекса Калининградской области высококвалифицированными специалистами для выполнения задач жилищного строительства и строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства.
78. Для достижения основной цели Подпрограммы необходимо решить следующие тактические задачи:
1) координация деятельности органов исполнительной власти Калининградской области и некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" по реализации Подпрограммы;
2) создание постоянно действующего механизма планирования модернизации системы профессионального образования Калининградской области на основе прогноза кадровых потребностей;
3) формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда;
4) повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда Калининградской области.
79. Реализация основных мероприятий позволит:
1) создать для строительных организаций минимально необходимые условия для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении;
2) организовать систему непрерывной подготовки кадров строительного комплекса, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций;
3) увеличить приток специалистов и рабочих кадров, повысить уровень их закрепления в организациях строительного комплекса;
4) обеспечить трудовыми ресурсами внедряемые современные технологии, технику, повысить профессиональную востребованность молодежи.
Глава 2. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
80. Реализация мероприятий Подпрограммы планируется в 2012-2015 годы.
82. I - этап - подготовительный, предусматривающий реализацию мер, направленных на совершенствование нормативно-правого обеспечения, разработку и утверждение:
1) положения и состава специального совещательного координационного органа по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса Калининградской области при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области;
2) порядка формирования прогнозной потребности в кадрах и порядка размещения государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов.
83. II этап - выполнение мероприятий методического, организационного и информационного обеспечения:
1) создание системы мониторинга и баз данных для регулирования отраслевой системы профессионального образования;
2) осуществление постоянного взаимодействия органов власти, организаций строительной отрасли и учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках деятельности совещательного координационного органа по подготовке квалифицированных специалистов строительного комплекса при Министерстве строительства и ЖКХ Калининградской области.
Глава 3. Оценка результатов реализации Подпрограммы
84. В рамках Подпрограммы планируется обеспечить строительный комплекс Калининградской области необходимым кадровым потенциалом.
85. За 4 года планируется обеспечить 8265 мест: для подготовки специалистов (4885 мест), переподготовки (2000 мест), повышения квалификации (1380 мест).
86. Количество мест для подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов строительного профиля в образовательных учреждениях Калининградской области на 2012-2015 годы представлено в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Год |
Подготовка |
Переподготовка |
Итого |
Повышение квалификации |
Всего |
|||
итого |
НПО * |
СПО ** |
ВПО *** |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2012 |
1090 |
450 |
380 |
260 |
500 |
1590 |
300 |
1890 |
2 |
2013 |
1200 |
520 |
420 |
260 |
500 |
1700 |
330 |
2030 |
3 |
2014 |
1275 |
560 |
455 |
260 |
500 |
1775 |
360 |
2135 |
4 |
2015 |
1320 |
600 |
460 |
260 |
500 |
1820 |
390 |
2210 |
5 |
Итого |
4885 |
2130 |
1715 |
1040 |
2000 |
6885 |
1380 |
8265 |
* - НПО - начальное профессиональное образование;
** - СПО - среднее профессиональное образование;
*** - ВПО - высшее профессиональное образование.
87. Количество учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей в процессе реализации Подпрограммы, остается неизменным до 2015 года.
88. Очевидно, что спрос на специалистов строительных специальностей со средним и высшим образованием в значительной мере будет удовлетворен за счет специалистов, подготавливаемых в Калининградской области. Специалистов с начальным профессиональным образованием, занятых по виду деятельности "Строительство", в Калининградской области будет не хватать. Для удовлетворения спроса на рабочих строительных специальностей необходимо увеличить привлечение безработных из других отраслей экономики Калининградской области путем их переобучения для дальнейшей занятости по виду деятельности "Строительство", а также путем увеличения числа специалистов из других субъектов Российской Федерации или иностранных граждан, имеющих строительные специальности.
89. Таким образом, количество подготовленных кадров с учетом положительной миграции специалистов из других субъектов Российской Федерации и иностранной рабочей силы в полном объеме будет восполнять убытие специалистов (в связи с уходом на пенсию и по другим основаниям), составляющее 6% в год от общей численности занятых, и обеспечивать положительное сальдо численности работающих в строительном комплексе Калининградской области.
90. Информационное обеспечение реализации мероприятий Подпрограммы позволит комплексно отслеживать и оценивать кадровую ситуацию в строительстве, находить и рекомендовать пути ее улучшения на конкретных положительных примерах работы строительной организации.
91. Ожидаемые результаты реализации мероприятий Подпрограммы будут положительно влиять на стабилизацию и последующий рост объема строительных работ в строительном комплексе Калининградской области, в том числе и жилищного строительства.
92. Оценка эффективности реализации Подпрограммы будет ежегодно производиться на основе системы целевых показателей, которые обеспечат мониторинг динамики изменений за периоды реализации Подпрограммы с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Перечень целевых показателей представлен в таблице 5.
93. Система целевых показателей реализации Подпрограммы описывает количественные характеристики, позволяющие оценить кадровое обеспечение строительной отрасли, а также достижение необходимых целей и задач в процессе реализации мероприятий Подпрограммы к концу планируемого периода.
Перечень целевых показателей Подпрограммы
Таблица 5
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Общее значение целевого показателя |
Значения целевых показателей реализации целевой Подпрограммы по годам |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Годовой объем ввода жилья (тыс. кв. м) |
|
580 |
620 |
660 |
700 |
2 |
Расчетная потребность Калининградской области в специалистах строительных специальностей в строительстве (человек), в том числе: |
|
36360 |
37294 |
38228 |
39162 |
|
ВПО* |
|
1913 |
1963 |
2012 |
2061 |
|
СПО** |
|
5741 |
5889 |
6036 |
6183 |
|
НПО*** |
|
28706 |
29442 |
30180 |
30918 |
3 |
Расчетная потребность Калининградской области в специалистах строительных специальностей в жилищном строительстве (человек), в том числе: |
|
19998 |
20512 |
21025 |
21539 |
|
ВПО* |
|
1053 |
1080 |
1107 |
1134 |
|
СПО** |
|
3158 |
3239 |
3320 |
3401 |
|
НПО*** |
|
15787 |
16193 |
16598 |
17004 |
4 |
Выпуск специалистов строительных. специальностей (человек), в том числе: |
4885 |
1090 |
1200 |
1275 |
1320 |
|
ВПО* |
1040 |
260 |
260 |
260 |
260 |
|
СПО** |
1715 |
380 |
420 |
455 |
460 |
|
НПО*** |
2130 |
450 |
520 |
560 |
600 |
5 |
Переподготовка специалистов строительных специальностей (человек) |
2000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
6 |
Повышение квалификации специалистов строительных специальностей (человек) |
1380 |
300 |
330 |
360 |
390 |
* - ВПО - начальное профессиональное образование;
** - СПО - среднее профессиональное образование;
*** - НПО - высшее профессиональное образование.
Раздел III. Ресурсное обеспечение Подпрограммы и механизм ее реализации
Глава 1. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
94. Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в рамках целевой программы Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы", утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2011 года N 890.
Глава 2. Перечень мероприятий Подпрограммы
95. Для достижения установленных целевых показателей Подпрограммы намечается реализация комплекса мер, направленных на обеспечение строительного комплекса Калининградской области специалистами, уровень профессиональной подготовки которых должен соответствовать современному и перспективному развитию отрасли.
96. Мероприятия нормативно-правового обеспечения:
разработка и утверждение положения о специальном координационном органе управления реализацией Подпрограммы при Министерстве строительства и ЖКХ Калининградской области;
97. Мероприятия организационного обеспечения:
1) сбор и уточнение информации о потребностях в кадрах для решения задач строительства;
2) создание информационного банка резерва кадров строительных профессий с целью координирования государственного заказа по недостающим специальностям в системе профессионального обучения;
3) разработка и утверждение предложений по размещению государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов.
98. Мероприятия информационного обеспечения:
развитие профориентационной деятельности с целью привлечения в строительство специалистов новой формации (выпуск телепередач, роликов, информационно-справочных материалов).
99. Мероприятия Подпрограммы представлены в таблице 6.
Перечень мероприятий Подпрограммы
Таблица 6
N п/п |
Мероприятие |
Сроки выполнения |
Ответственный исполнитель |
Ссылка на финансирование мероприятий в целевой программе Калининградской области "Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы" |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||
Цель: обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти Калининградской области и некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" по управлению реализации Подпрограммы | ||||||||||||||||||
Задача N 1: координация деятельности органов исполнительной власти и некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" по управлению реализации Подпрограммы | ||||||||||||||||||
1 |
Мероприятие 1: Создание специального совещательного координационного органа по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса Калининградской области |
2012 год |
|
|
|
Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство образования Калининградской области, некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей" |
|
|||||||||||
Цель: внедрение системы среднесрочного прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах с целью обеспечения комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров по всем уровням профессионального образования и формирования государственного задания на подготовку кадров | ||||||||||||||||||
2 |
Мероприятие 1: проведение мониторинга перспективных потребностей строительной отрасли Калининградской области в кадрах |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство образования Калининградской области |
таблица 2, пункт 2 |
|||||||||||
3 |
Мероприятие 2: формирование прогноза оптимальных объема и структуры профессионального образования в разрезе уровней подготовки специалистов строительных профессий с учетом потребности строительного комплекса |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство образования Калининградской области |
таблица 2, пункт 3 |
|||||||||||
4 |
Мероприятие 3: внесение предложений по формированию государственного задания на подготовку кадров для строительного комплекса на основе прогноза потребностей экономики в трудовых ресурсах |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Министерство образования Калининградской области, Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей" |
таблица 2, пункт 4 |
|||||||||||
Цель: приведение структуры профессионального образования Калининградской области в соответствие с потребностями рынка труда | ||||||||||||||||||
Задача N 3: формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования Калининградской области, ориентированной на потребности рынка труда | ||||||||||||||||||
5 |
Мероприятие 2: участие в областном конкурсе проектов образовательных учреждений всех уровней образования, предусматривающем создание с участием работодателей центров профессионального образования по вопросам подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров строительных профессий и специальностей |
|
2013 год |
|
|
Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство образования Калининградской области, некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей" |
таблица 3, пункт 2 |
|||||||||||
Цель: повышение престижа строительных профессий и специальностей, востребованных на рынке труда | ||||||||||||||||||
Задача N 4: повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда | ||||||||||||||||||
6 |
Мероприятие 1: Размещение в средствах массовой информации материалов о перспективных потребностях строительной отрасли Калининградской области в трудовых ресурсах, социальной рекламы, направленной на повышение престижа рабочих профессий |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Министерство образования Калининградской области, Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей" |
таблица 7, пункт 1 |
|||||||||||
7 |
Мероприятие 2: разработка и издание справочно-информационных материалов о системе профессионального образования и профессиях, востребованных на рынке строительной отрасли Калининградской области |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области, Министерство образования Калининградской области, некоммерческое партнерство Калининградское региональное объединение работодателей "Союз строителей" |
таблица 7, пункт 4 |
Глава 3. Механизм реализации Подпрограммы
100. С целью обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Калининградской области, некоммерческого партнерства Калининградского регионального объединения работодателей "Союз строителей" при Министерстве строительства и ЖКХ Калининградской области создается специальный координационный орган управления реализацией Подпрограммы (далее - Орган).
101. Основными задачами Органа являются:
1) организация и координация деятельности участников Подпрограммы по реализации намеченных мероприятий;
2) организация мониторинга и создание баз данных для регулирования отраслевой системы профессионального образования;
3) рассмотрение проблемных ситуаций, требующих согласованных действий участников Подпрограммы;
4) формирование предложений по принятию нормативных правовых актов и методических документов для реализации Подпрограммы.
102. Оперативное управление и текущую координацию работ по выполнению мероприятий Подпрограммы осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
103. Исполнители основных мероприятий Подпрограммы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий Подпрограммы:
1) обеспечивают разработку нормативных и иных правовых актов Калининградской области, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Подпрограммы;
2) организуют работу по реализации мероприятий в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях, обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Калининградской области по вопросам реализации Подпрограммы;
3) проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий;
4) предоставляют установленные ежегодные отчетные сведения по вопросам реализации Подпрограммы.
Раздел IV. Система контроля за ходом реализации подпрограммы
Глава 1. Система контроля за ходом реализации Подпрограммы
104. Оценка эффективности реализации Подпрограммы осуществляется с целью выявления отклонения фактических показателей и конечных результатов Подпрограммы от плановых, установления причин возникших отклонений, принятия мер по выполнению показателей и улучшению качества планирования.
105. Для проведения оценки эффективности реализации Подпрограммы используются данные отчетов исполнителей мероприятий Подпрограммы.
106. Оценка эффективности реализации Подпрограммы осуществляется по годам в течение всего срока реализации путем сопоставления планируемых целевых показателей, представленных в таблице 5, и фактически достигнутых показателей.
107. Эффективность реализации Подпрограммы измеряется в процентном отношении достигнутых показателей к целевым индикаторам отдельно по каждому целевому индикатору, представленному в таблице 5.
Показатели оценки эффективности реализации Подпрограммы:
1) 85% -100% - отлично;
2) 55% - 85% - удовлетворительно;
3) менее 55% - неудовлетворительно.
108. В случае отклонения фактических показателей непосредственных (целевых индикаторов) и конечных результатов выполнения Подпрограммы более чем на 30% применяется процедура, установленная пунктом 37 Положения о целевых программах Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 года N 407 "О целевых программах Калининградской области".
109. Координацию действий по исполнению Подпрограммы осуществляет Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области.
110. Реализацию проектных мероприятий осуществляют участники Подпрограммы.
111. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляют Министерство финансов Калининградской области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Контрольно-ревизионная служба Калининградской области в соответствии со своими полномочиями.
112. Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Калининградской области, Контрольно-оперативное управление Правительства Калининградской области, Министерство экономики Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Контрольно-ревизионную службу Калининградской области отчет о ходе реализации Подпрограммы и эффективности использования бюджетных ресурсов.
113. Отчеты о ходе реализации Подпрограммы рассматриваются на заседаниях Правительства Калининградской области в установленном действующим законодательством порядке.
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Постановление Правительства Калининградской области от 25 июля 2012 г. N 537 "О внесении изменений и дополнений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.