Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Пространственное развитие территории Калининградской области
157. Функционально-планировочная организация территории Калининградской области.
Планировочная структура территории Калининградской области характеризуется целесообразностью, удобством, выразительностью, гармонией пространственной организации среды жизнедеятельности, взаимодействием ее природных факторов, зон градостроительного, рекреационного и сельскохозяйственного освоения, а также учетом интересов добывающих отраслей.
Организующая основа планировочной структуры - это природно-ландшафтная организация территории и урбанизированный каркас территории Калининградской области.
Природно-ландшафтная организация территории Калининградской области формируется с целью обеспечения экологически устойчивого развития территории.
Природно-ландшафтная организация территории Калининградской области представляет собой сформировавшуюся естественным путем систему непрерывных природных комплексов, состоящих из лесов, особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения (национального парка, комплексных природных заказников, природных парков), экологических коридоров вдоль наиболее крупных рек - Немана, Преголи с притоками, других рек, впадающих в заливы Балтийского моря, и вдоль морского побережья, включая озелененные водоохранные зоны и пойменные земли.
Важной составляющей природно-ландшафтной организации территории Калининградской области являются лесные массивы на землях различных категорий, луга, болота, речные долины.
Основу урбанизированного каркаса составляют планировочные оси различного порядка и система планировочных центров различных категорий. Дополняет урбанизированный каркас трансграничная зона с таможенными зонами и пунктами пропуска, а также площадки разрабатываемых и планируемых к разработке месторождений.
Оси первого порядка - это межрегиональные связи: транспортные коридоры "Запад-Восток" и "Север-Юг".
Оси второго порядка - это областные связи на основе существующих транспортных магистралей и нового Приморского транспортного кольца в западной части Калининградской области.
По всем транспортным направлениям, особенно на транспортных узлах, предусматривается организация многофункциональной системы сервисного обслуживания.
Наиболее значительный и полифункциональный центр - это административный центр Калининградской области - город Калининград.
Вторым по значимости в экономике Калининградской области является город Черняховск, административный центр одноименного муниципального района.
Административный центр Советского городского округа город Советск относится к населенным пунктам межрайонного значения.
Прочие города, являющиеся центрами муниципальных образований и городских округов, дополняют систему планировочных центров.
Город Калининград и его агломерация формирует "ядро" планировочной структуры Калининградской области.
Особенностью урбанизированного каркаса территории Калининградской области можно считать наличие трансграничной зоны с таможенными пунктами пропуска на границе с Республикой Польша и Литовской Республикой.
158. В таблице 71 представлена специализация муниципальных образований Калининградской области и приоритетных направлениях развития на средне- и долгосрочную перспективу.
Приоритетные направления
развития муниципальных образований Калининградской области на средне-
и долгосрочную перспективу
Таблица 71
N п/п |
Муниципальное образование |
Приоритетные направления развития |
1 |
2 |
3 |
1 |
Городской округ "Город Калининград" |
Промышленное производство Туристско-рекреационный комплекс Транспортно-логистический комплекс Миссия города Калининграда сформулирована как "Калининград - город для комфортной жизни и работы, площадка коммуникации и взаимодействия России и стран Европы в сфере бизнеса, инновационной экономики, образования и культуры". Для реализации указанной миссии предлагаются следующие приоритетные направления развития города: - развитие города Калининграда как площадки культурной, образовательной и бизнес-коммуникации между европейскими странами и Россией; - развитие высокотехнологичных и экологически чистых производств инновационного характера; -развитие логистического узла, обрабатывающего и обслуживающего в том числе различные человеческие (туристические) пассажиропотоки, осуществляющего дистрибуцию туристов в рамках агломерации "Калининград - Гурьевск - города побережья"; - отдельное направление развития - разработка программы межмуниципального сотрудничества с соседними муниципальными образованиями Калининградской области: в части территориального развития, совместного развития инженерных инфраструктур, а также с муниципалитетами побережья для реализации совместных проектов в сфере туризма, логистики, рекреации; - на территории города Калининграда планируется организация бизнес-инкубатора смешанного типа (офисно-инновационного), который обеспечит более 70 рабочих мест и не менее 23 проектов на стадии инкубирования ежегодно, с целью динамичного развития промышленности на территории города Калининграда выделена промышленная зона общей (перспективной) площадью 119 (350) га |
2 |
Ладушкинский городской округ |
Обрабатывающие производства АПК (производство пушнины) Туристско-рекреационный комплекс |
3 |
Мамоновский городской округ |
Рыбодобыча и рыбопереработка Туристско-рекреационный комплекс (развитие морского, речного, круизного и яхтенного туризма) |
4 |
Пионерский городской округ |
Портовая инфраструктура, услуги логистики, связанные с морскими перевозками (развитие международного пассажирского морского порта в г. Пионерском) Туристско-рекреационный комплекс |
5 |
Светловский городской округ |
Промышленное производство Портовая инфраструктура АПК |
6 |
Советский городской округ |
Пищевая промышленность АПК Транспортно-логистический комплекс Туристско-рекреационный комплекс На территории района планируется создание промышленной зоны "Советская" и технопарка "Тильзит" |
7 |
Янтарный городской округ |
Добыча и переработка янтаря Туристско-рекреационный комплекс |
8 |
Багратионовский муниципальный район |
АПК (растениеводство: рапс, зерно, овощи; животноводство, производство и переработка пушнины,) Туристско-рекреационный комплекс (агротуризм, исторический) |
9 |
Балтийский муниципальный район |
Портовая инфраструктура Туристско-рекреационный комплекс Обрабатывающие производства ( включая пищевую промышленность, судоремонтное производство) Строительство контейнерного терминала |
10 |
Гвардейский район |
АПК Транспортно-логистический комплекс Промышленное производство Туристско-рекреационный комплекс |
11 |
Гурьевский муниципальный район |
Промышленное производство Создание промышленных зон и технопарков (на территории района формируются: технопарк "Янтарь", общей площадью 55 га, промышленная зона "Гурьевская" общей площадью 229,1 га, промышленная зона "Константиновка" общей площадью 75 га) АПК Туристско-рекреационный комплекс (историко -культурный туризм, реконструкция замково-паркового ансамбля "Нойхаузен") Создание международного выставочного центра с развитой инфраструктурой |
12 |
Гусевский муниципальный район |
Промышленное производство (включая формирование промышленной зоны "Технополис Гусев") АПК Туристско-рекреационный комплекс (историко-культурный туризм, создание исторического музея-заповедника, посвященного Гумбиненнскому сражению первой мировой войны) |
13 |
Зеленоградский район |
Туристско-рекреационный комплекс АПК |
14 |
Краснознаменский муниципальный район |
АПК Промышленное производство (производство строительных материалов, бытовой техники, продовольственных товаров) Туристско-рекреационный комплекс (развитие специализированного туризма и отдыха, в том числе агротуризма, водного, этнического и событийного туризма) |
15 |
Неманский муниципальный район |
Промышленное производство (развитие энергоемких производств, в том числе: деревообработки, строительных материалов, перерабатывающих производств) АПК Энергетический комплекс |
16 |
Нестеровский район |
АПК Лидер в Калининградской области по производству сельскохозяйственной продукции. Благоприятные климатические условия позволяют развивать такие отрасли, как молочное, мясное животноводство, производство зерновых и зернобобовых культур, картофеля, рапса и многолетних трав. Предполагается: развитие традиционных (животноводства и растениеводства) и новых направлений в сельском хозяйстве: тепличных хозяйств, разведение рыбы, выращивание аптечных трав, создание организаций для хранения, переработки и реализации местной сельскохозяйственной продукции |
17 |
Озёрский район |
АПК (производство зерновых и зернобобовых, животноводство) Туристско-рекреационный комплекс (водный, спортивный, сельский, исторический) Промышленное производство |
18 |
Полесский муниципальный район |
АПК (развитие молочного и мясного животноводства, производство семян зерновых, зернобобовых культур, картофеля, рапса и многолетних трав, развитие малых форм хозяйствования) Обрабатывающие производства (деревоперерабатывающая, пищевая и рыбная промышленности) Туристско-рекреационный комплекс (водный туризм, охота и рыбалка, событийный, экологический и сельский туризм) |
19 |
Правдинский район |
АПК Промышленное производство (включая создание промышленной зоны) "Правдинская" Туристско-рекреационный комплекс Создание транспортно-логистического узла |
20 |
Светлогорский район |
Туристско-рекреационный комплекс (развитие района как курортно-рекреационного и туристического центра, обеспечивающего высокое качество отдыха, лечения и туризма, а также как места встреч российских и европейских бизнес структур) |
21 |
Славский муниципальный район |
АПК (развитие как традиционных сфер (животноводства и растениеводства), так и нетрадиционных (пчеловодства, рыбоводства) |
22 |
Черняховский муниципальный район |
АПК и перерабатывающая промышленность Транспортно-логистический комплекс (развитие транспортно-логистического центра на базе действующей инфраструктуры по перевалке грузов с европейской колеи на российскую, ориентированного на обслуживание грузопотоков "Европа-Россия", "Россия-Европа" Туристско-рекреационный комплекс (развитие туристической инфраструктуры, в том числе агротуризма, коневодства, включая развитие Восточно-европейского центра коневодства, Восточно-европейского центра международных конных турниров) На территории района определена промышленная зона "Черняховская" общей площадью 938,3 га |
159. Функциональное зонирование территории Калининградской области.
Сложившаяся структура функционального зонирования территории Калининградской области сохраняется на перспективу с повсеместным развитием всех опорных элементов современной организации территории, с учетом максимального использования ее природных ресурсов и особенностей, а также необходимости дальнейшего экономического развития инновационного типа.
Согласно положениям и требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации определены:
- муниципальные образования - городские округа, муниципальные районы и поселения;
- земли лесного фонда;
- земли особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в составе земель особо охраняемых территорий и объектов;
- земли водного фонда;
- земли промышленности, транспорта, обороны, связи;
- земли запаса;
- земли сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе категории земель сельскохозяйственного назначения;
- территории объектов культурного наследия федерального и регионального значения и границы зон охраны этих объектов;
- рекреационная функциональная зона с игорным сегментом;
- курортная функциональная зона.
160. На основе комплексной оценки территории Калининградской области выявлены потенциальные ресурсы возможного дальнейшего развития городских населенных пунктов за счет имеющихся внутренних территориальных резервов, а также путем включения в их границы прилегающих земель сельскохозяйственного назначения. Развитие городов Советска, Гурьевска и Гусева также будет происходить за счет прилегающих сельскохозяйственных земель. Наряду с развитием городской среды в границах населенных пунктов и насыщением ее необходимыми градостроительными элементами предлагается создание территорий для градостроительного освоения за пределами городов для размещения производственных и промышленных зон.
161. В части градостроительной политики важнейшим аспектом является создание "привлекательного образа" городов и поселков Калининградской области, включающего в себя обеспечение правопорядка, чистоты и ухоженности. Города и поселки Калининградской области должны стать уютными для проживания. В этой части наибольшее внимание следует уделять вопросам:
1) инвестирования в строительство пешеходных зон, велосипедных дорожек, парков и скверов, спортивных площадок, строительство тротуаров;
2) строительства новых жилых зданий с обязательными подземными парковками;
3) оптимизации системы общественного транспорта и ограничения доступа частного транспорта в центр городов;
4) выноса за пределы центров городов и поселков крупных супермаркетов и торговых молов;
5) сокращения этажности застройки городских центров и обустройства общественных и зеленых зон вокруг зданий с тем, чтобы рядом с ними было комфортно находиться;
6) модернизации систем водопровода, канализации, сбора и переработки ТБО для улучшения качества жизни горожан;
7) увеличения свободного пространства на городских площадях и освобождения их от потоков автотранспорта, торговых палаток и лотков;
8) обустройства набережных и обеспечения общественного доступа к водным ресурсам городов и поселков;
9) постройки школ и библиотек в наиболее бедных районах и городах Калининградской области;
10) предотвращения незаконной застройки городов и создания пула областных и муниципальных земель для проведения грамотной градостроительной политики и обеспечения проектов комплексной застройки;
11) строительства мостов и дорог для общественного транспорта, пешеходов, велосипедистов, строительства туннелей и подземных парковок для автомобилистов;
12) создания в каждом городе Калининградской области по несколько исключительно пешеходных улиц в целях привлечения туристов и увеличения оборотов объектов розничной торговли и платных услуг;
13) соблюдения единого архитектурного стиля при застройке городских центров, а также реставрации объектов культурного наследия в целях их вовлечения в туристические маршруты.
162. Другим важным вопросом в сфере развития градостроения является создание производственных и промышленных зон в прилегающих к городу Калининграду сельских поселениях Гурьевского муниципального района, которое требует жесткого градостроительного регулирования, рациональной организации урбанизированного пространства в зоне, насыщенной инженерными коммуникациями.
Это территории развития точечных и линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Существующие и проектируемые коридоры:
- сетей газопровода высокого давления;
- электролиний ВЛ-110, ВЛ-330 и проектируемой ВЛ-750 для выдачи мощности Балтийской АЭС;
- линий связи.
Балтийская АЭС в Неманском муниципальном районе является объектом областного значения.
163. Земли сельскохозяйственного назначения занимают значительную часть территории Калининградской области. Площадь сельскохозяйственных угодий в составе этих земель равна 812 тыс. га, из них 392 тыс. га - пахотные земли.
Являясь основным стратегическим ресурсом, сельскохозяйственные угодья максимально сохраняются. Однако необходимо их повсеместное улучшение, восстановление почвенного плодородия, применение ресурсосберегающих технологий, рациональное использование их на основе устойчивой структуры земельных угодий.
Планируется увеличение посевных площадей - минимально до 330 тыс. га, то есть на 70%.
Частично малоценные земли сельскохозяйственного назначения подлежат переводу в иные категории земель для урбанизированного использования, а также для включения в границы ООПТ.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка, в том числе путем выкупа, обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, предусмотренных статьей 7 Закона N 172-ФЗ.
164. Все леса, расположенные на землях лесного фонда Калининградской области, отнесены к защитным лесам. На территории Калининградской области выделены особо защитные участки лесов, выполняющие функции защиты природы и иных объектов (61 тыс. га - 4% территории Калининградской области). На землях лесного фонда в границах Виштынецкого природного парка в установленном законодательством порядке предлагается создать особо охраняемую территорию областного значения и соответствующее природоохранное учреждение Калининградской области.
165. С учетом наличия на территории Калининградской области особо охраняемых природных территорий федерального значения, предлагается создание сети ООПТ областного значения.
В первую очередь предлагается создание в установленном законодательством порядке следующих ООПТ областного значения:
- комплексного заказника "Вислинская коса";
- природного парка "Бальга";
- природного парка "Виштынецкий".
Таким образом, ООПТ областного значения будут занимать 2,6 % территории Калининградской области - 39,791 тыс. га.
Кроме областных территорий, в систему ООПТ Калининградской области входят также территории федерального значения: Национальный парк "Куршская коса", являющийся объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, два курорта федерального значения - "Светлогорск-Отрадное" и "Зеленоградск".
В целях рационального развития Куршской косы необходимо в кратчайшие сроки разграничить земли поселков, находящихся на территории Куршской косы и Национального парка "Куршская коса".
166. Объекты культурного наследия Калининградской области представлены памятниками федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
На территории Калининградской области расположено 390 объектов культурного наследия регионального значения и 526 объектов местного (муниципального) значения, в том числе памятников природы регионального значения - 4 объекта, местного (муниципального) значения - 19 объектов. К памятникам природы регионального значения отнесены объекты, расположенные на территории города Калининграда: Ботанический сад Кенигсбергского университета, парк "Южный", Городской ботанический сад, зоопарк.
Все объекты культурного наследия включены в маршруты культурно-познавательного туризма.
167. Развитие рекреационных зон предусмотрено с учетом имеющихся природных факторов: лесных массивов, акваторий рек и озер, Национального парка, природных парков и природных заказников, а также существующих учреждений отдыха. Ландшафтные особенности Калининградской области благоприятны для развития спортивного туризма. Предусмотрено широкое развитие экологического туризма, основанного на ООПТ, естественных и культурных ландшафтах. Предусматривается развитие различных видов учреждений отдыха, в том числе расширение специализации учреждений санитарно-курортного лечения. Выделены следующие зоны отдыха:
в западной части Калининградской области:
- приморская функциональная рекреационная зона;
- рекреационная зона в районе города Балтийска;
- рекреационные зоны в районе города Ладушкина;
- рекреационные зоны в районе города Мамоново;
в центральной части Калининградской области:
- туристско-рекреационная зона в Полесском муниципальном районе с включением ее в международный водный маршрут Е-70;
- развитие бальнеологического курорта регионального значения в городе Славске;
- Гвардейские и Пушкарёвские озера в Гвардейском районе и Черняховском муниципальном районе;
в восточной части Калининградской области:
- туристско-рекреационные территории на реке Шешупе (Неманский и Краснознаменский муниципальные районы);
- туристско-рекреационные маршруты на реке Красной (Нестеровский район и Гусевский муниципальный район);
- зона отдыха на озере Виштынецком в Нестеровском районе;
- зона отдыха на берегу реки Немана в Неманском муниципальном районе.
Особо выделена рекреационная зона с игорным сегментом в Красноторовском сельском поселении Зеленоградского района. На картах указаны также участки особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Куршской косе.
168. Предложенная пространственно-территориальная основа Калининградской области, обеспечивает целостность ее развития, соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов и обеспечивает устойчивое развитие территории и безопасность проживания населения в целях реализации Стратегии.
169. Основные планировочные мероприятия по развитию транспортного комплекса (таблица 72) направлены на решение следующих задач:
1) увеличения пропускной способности основных транспортных коммуникаций в результате строительства новых и реконструкции существующих путей сообщения;
2) транспортного обеспечения перспективных районов образования грузо- и пассажиропотоков;
3) увеличения транзитного потенциала транспортного комплекса Калининградской области в результате модернизации существующих и открытия новых пропускных пунктов через государственную границу, а также повышения технических категорий международных транспортных коридоров;
4) усиления связей с основной территорией Российской Федерации путем организации нового сухопутного автожелезнодорожного коридора через Польшу и Беларусь, альтернативного существующему коридору через Литву;
5) повышения качества и безопасности грузовых и пассажирских перевозок, модернизации всех видов транспорта Калининградской области;
6) организации внутренних морских и речных путей в соответствии с международными проектами Е-41, Е-60, Е-70.
170. Отдельные мероприятия, необходимые для эффективного пространственного развития территории с точки зрения развития транспорта, а также дорожного строительства, приведены в таблицах 72 и 73.
Мероприятия
по развитию транспортного комплекса Калининградской области
Таблица 72
N п/п |
Наименование мероприятия |
Годы реализации |
Содержание мероприятия |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Реконструкция автодорожного пункта пропуска "Пограничный" |
2012-2013 |
реконструкция инфраструктуры пункта пропуска |
увеличение пропускной способности погранперехода |
2 |
Реконструкция многостороннего автодорожного пункта пропуска "Советск" |
2013-2015 |
реконструкция инфраструктуры пункта пропуска |
развитие международных перевозок, внешнеторговых связей |
3 |
Обустройство и открытие многостороннего автодорожного пункта пропуска "Крылово" |
2015-2016 |
строительство инфраструктуры пункта пропуска |
развитие международных перевозок, внешнеторговых связей |
4 |
Обновление подвижного состава общественного транспорта |
2007-2015 |
приобретение новых автобусов и троллейбусов |
повышение качества пассажирских перевозок, повышение безопасности дорожного движения |
5 |
Применение конкурсных процедур при организации перевозок пассажиров и багажа по маршрутам движения общественного транспорта |
2008-2020 |
проведение открытых конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования |
повышение качества пассажирских перевозок |
6 |
Внедрение спутниковых навигационных систем на пассажирском автомобильном транспорте |
2010-2012 |
установка на транспортных средствах бортового навигационно-связного оборудования; установка аппаратно-программного комплекса областным государственным предприятием "Автовокзал" |
повышение качества и безопасности пассажирских перевозок |
7 |
Обеспечение доступности пассажирского транспорта для людей с ограниченными возможностями |
2008-2012 |
приобретение транспортных средств, оборудованных для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями |
обеспечение доступности транспортных услуг, повышение качества пассажирских перевозок |
8 |
увеличение числа направлений полетов в Российскую Федерацию и зарубежные страны |
2007-2020 |
расширение географии прямых воздушных сообщений |
увеличение транспортной доступности Калининградской области, формирование авиационного транспортного узла, развитие рынка транспортных услуг |
9 |
Реконструкция аэропорта "Храброво" |
2013-2015 (2-й этап) |
строительство и реконструкция объектов инфраструктуры аэродрома аэропорта "Храброво" |
обеспечение приема всех типов воздушных судов |
10 |
Модернизация технического обеспечения полетов по воздушным трассам, в районах аэродромов и на высотах ниже нижнего воздушного эшелона |
2007-2012 |
модернизация технического комплекса средств управления воздушным движением, установка нового навигационного оборудования |
доведение технического обеспечения полетов до нормативных параметров, обеспечение безопасности полетов |
11 |
Создание на базе аэродрома "Калининград "Храброво" наземной инфраструктуры грузовых перевозок |
2013-2016 |
модернизация аэродрома, строительство грузовых и пассажирского терминалов |
развитие грузовых авиационных перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров |
12 |
Создание сети взлетно-посадочных полос для нужд малой авиации |
2015-2020 |
строительство новых и восстановление ранее действовавших объектов авиатранспортной инфраструктуры |
развитие малой авиации и бизнес-авиации |
13 |
Развитие международного пассажирского порта "Пионерский" |
2007-2020 |
строительство и модернизация объектов инфраструктуры |
развитие морского пассажирского и туристического судоходства |
14 |
Строительство нового глубоководного порта в Калининградской области (объект Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года N 848) |
2012-2020 |
строительство объектов инфраструктуры |
развитие грузовых перевозок и экспорта транспортных услуг |
15 |
Строительство контейнерного терминала в составе грузопассажирского автомобильного паромного комплекса в г. Балтийске (ООО "Балтийская стивидорная компания") |
2010-2014 |
строительство объектов инфраструктуры |
переработка 300 тыс. контейнеров в год |
16 |
Вторая очередь строительства портово-производственного комплекса ЗАО "Содружество-Соя" |
2011-2013 |
строительство объектов инфраструктуры |
переработка до 5,0 млн тонн грузов в год |
17 |
Строительство морского терминала ООО "БалтТехПром" |
2013-2020 |
строительство объектов инфраструктуры |
переработка до 200 тыс. контейнеров в год |
18 |
Расширение судоходной трассы на р. Скирвите и Камышовой отмели в Куршском заливе |
2011-2013 |
строительство (производство инженерных работ по оборудованию нового водного пути) |
свободный проход судов из портопунктов Калининградской области в Куршский залив без захода в территориальные воды Литовской Республики |
19 |
строительство речного пункта пропуска в поселке Рыбачьем (Куршский залив) |
2011-2013 |
строительство объектов речного пункта пропуска |
открытие судоходства через российско- литовскую границу в акватории Куршского залива |
20 |
Обеспечение гарантированных габаритов судовых ходов на внутренних водных путях Калининградской области |
2013-2020 |
модернизация объектов инфраструктуры внутренних водных путей |
увеличение пропускной способности водных путей, доведение до нормативных параметров |
21 |
Оборудование внутренних водных путей навигационной обстановкой |
2013-2020 |
модернизация объектов инфраструктуры внутренних водных путей |
обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях Калининградской области |
22 |
Ремонт разводных механизмов мостов через реки Ст. Преголю, моста "Гвардейского" на реке Дейме, "Полесского" на реке Дейме и "Королевы Луизы" на реке Немане |
2015-2020 |
модернизация механизма подъема раздвижного пролета моста |
увеличение пропускной способности водных путей, доведение до нормативных параметров |
23 |
Развитие инфраструктуры речных портов |
2011-2020 |
реконструкция существующих объектов инфраструктуры |
развитие грузовых и пассажирских перевозок по реке Неману через российско-литовскую границу |
24 |
Строительство речных пристаней на внутренних водных путях Калининградской области |
2013-2020 |
строительство объектов инфраструктуры |
развитие пассажирских перевозок и водного туризма |
25 |
Строительство железнодорожных подходов к портам в Калининградской области и железнодорожного обхода города Калининграда (включая промежуточные железнодорожные станции и участки на территории Калининградской области) |
2012-2020 |
строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры |
обеспечение эффективной работы портов Калининградской области, вывод потока грузов за пределы г. Калининграда и других населенных пунктов |
26 |
Развитие и реконструкция железнодорожных станций |
2012-2020 |
строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры |
обеспечение безопасности перевозок и соответствия градостроительным нормам и правилам |
27 |
Мероприятия по обеспечению перевозок пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом |
2012-2020 |
поддержка компаний- перевозчиков в пределах компетенции Правительства Калининградской области |
удовлетворение спроса на пассажирские перевозки |
Мероприятия
по развитию дорожного хозяйства Калининградской области
Таблица 73
N |
Мероприятия |
Содержание |
Срок реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Создание в Калининградской области опорной сети автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, обеспечивающей внутрирегиональные (между промышленными, логистическими и туристско-рекреационными центрами) и международные связи (между пунктами пропуска на государственной границе) |
продление основного международного коридора Калининградской области от города Калининграда до железнодорожного паромного комплекса в г. Балтийске; строительство новой автомобильной дороги регионального значения от города Балтийска с обходом города Приморска в направлении населенных пунктов Черепаново, Люблино с выходом на северное направление проектируемого второго автодорожного кольца вокруг города Калининграда (автомобильная дорога регионального значения), решение о целесообразности строительства новой автомобильной дороги будет принято по результатам реализации строительства глубоководного порта в Приморской бухте и строительства паромного комплекса в городе Балтийске |
2020 |
строительство второго автодорожного кольца вокруг города Калининграда (автомобильной дороги регионального значения) |
2020-2030 |
||
реконструкции автомобильной дороги "Калининград-Мамоново-II - граница Республики Польша" |
2017 |
||
реконструкция и строительство автодороги А-229 "Калининград - Черняховск - Нестеров" до границы с Литовской Республикой (на города Вильнюс, Минск, магистраль "Беларусь"), включая обход города Черняховска |
2012-2014 |
||
2 |
Совершенствование транспортной системы, обеспечивающей оптимальные маршруты доставки грузов и пассажиров. Приведение существующих автомобильных дорог в нормативное состояние, их реконструкция |
строительство автомобильной дороги регионального значения - кольцевого автодорожного маршрута Приморской рекреационной зоны и новых въездов в прибрежные города и аэропорт "Храброво" |
2016 |
проектирование и строительство мостового перехода через Калининградский залив для соединения частей автомобильной дороги областного значения - окружной дороги города Калининграда в единое целое |
2018 |
||
строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения: |
2020 |
||
реконструкция автодороги "Гусев - Ольховатка - граница с Республикой Польша" |
2016 |
||
реконструкция автодороги Черняховск - Озёрск - граница с Республикой Польша" |
2020 |
||
реконструкция автодороги "Черняховск - Крылово" |
2020 |
||
реконструкция автомобильных дорог вдоль государственной границы на базе существующих, проходящих через населенные пункты Ладушкин, Багратионовск, Правдинск, Железнодорожный, Озёрск, Нестеров, Краснознаменск, Неман, Советск |
2020-2030 |
||
развитие придорожных объектов автосервиса по сети автомобильных дорог федерального и регионального значения |
2020-2030 |
171. Инженерная подготовка территории включает в себя:
1) мелиоративное обустройство территории;
2) защиту территории от опасных природных процессов;
3) реконструкцию водохозяйственных систем и сооружений.
172. В Калининградской области исторически сложилась и функционирует водная природно-техническая система, включающая:
- мелиоративные и польдерные системы;
- гидротехнические сооружения;
- водно-транспортную систему;
- берегоукрепительные и берегозащитные сооружения.
Из-за проблем, связанных с переувлажнением, развитием грунтов со слабой несущей способностью, процессами заболачивания, заторфовывания, морской абразией, значительную часть территории Калининградской области (порядка 70%) следует отнести к ограниченно благоприятной по инженерно-строительным условиям.
173. Градостроительное освоение территории при данных ограничениях требует проведения комплекса мероприятий по инженерной подготовке. Выбор мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территории связан с функциональным назначением территорий, формированием взаимоувязанной системы инженерных мероприятий, которые включают различные виды мероприятий по улучшению того или иного компонента природной среды, а также комплекс мероприятий на территориях населенных пунктов, связанных с общим благоустройством территории.
Территориальные мероприятия включают комплекс инженерно-мелиоративных, инженерно-технических и защитных мероприятий, затрагивающих большие площади и водные объекты. Важное место в комплексе мероприятий по сохранению лесных массивов, защите их от заболачивания, водной эрозии занимает лесная мелиорация.
Противопаводковые мероприятия должны быть направлены на безаварийный пропуск паводковых вод, регулирование стока гидротехническими сооружениями, строительство и реконструкцию защитных сооружений, своевременную ликвидацию последствий паводков.
174. Берегоукрепление, берегозащита осуществляется посредством комплекса мероприятий, включающих устройство волногасящих бун, авандюн, укрепление откосов береговой полосы, организацию набережных, променадов, спусков и прочее.
175. Общими и обязательными мероприятиями по инженерной подготовке территории являются следующие:
- организация системы водоотведения поверхностного стока;
- организация водопонижения уровня грунтовых вод;
- организация набережных, расчистка водотоков и водоемов;
- вертикальная планировка территории.
Мероприятия по инженерной защите, инженерной подготовке территории в целом определяются инженерно-геологическими, геоморфологическими, гидрогеологическими, гидрологическими условиями, наличием и степенью развития неблагоприятных физико-геологических процессов и явлений, развитием техногенных процессов и степенью их воздействия на геологическую среду, условиями и степенью хозяйственного освоения.
176. На территории Калининградской области выявлен комплекс экзогенных геологических процессов, природно-техногенных процессов, влияющих на условия хозяйствования на территории и определяющих выбор и реализацию инженерно-технических мероприятий по защите и благоустройству.
Наиболее существенными процессами и явлениями, оказывающими непосредственное влияние на геологическую среду, физико-механические свойства грунтов оснований, являются следующие:
- морская абразия Балтийского побережья, связанные с ней процессы отступания берега, обвально-оползневые и осыпные процессы;
- заболачивание и заторфовывание, проблемы осушения территории;
- затопление паводковыми водами редкой повторяемости (в условиях сгонно-нагонных явлений), подтопление грунтовыми водами в условиях плоского рельефа, слабой дренированности территории;
- обилие водных экосистем как природного, так и искусственного происхождения, в различной степени нарушенных в результате хозяйственной деятельности, вследствие чего вызывающих вторичные природно-техногенные процессы (вторичное заболачивание, подтопление грунтовыми водами).
Общая протяженность морского побережья в пределах Калининградской области составляет 146 км. Многие участки морского побережья подвержены интенсивному разрушению, особенно в последнее десятилетие из-за повышенной штормовой активности Балтийского моря. Вследствие абразионных динамических процессов в пределах береговой зоны Балтийского моря Самбийского полуострова происходит постоянное разрушение береговой полосы (отступание берега составляет 0,1-1,5 м/год). По данным анализа картографических материалов за 75 лет (1925-2000 годы), берег отступил на 40-60 м, что является следствием воздействия волн и гидрогеологического строения побережья (чередование песчаных и глинистых прослоек в породах, многочисленные выходы грунтовых вод). Обвально-оползневые процессы развиваются на большей части северного побережья Самбийского полуострова от мыса Таран до города Зеленоградска, на западном побережье от мыса Таран до поселка Покровское, а также в пределах морских побережий Куршской и Балтийской кос.
Проблема защиты морского побережья требует системного решения, включающего как ремонт, восстановление существующих, строительство новых берегозащитных сооружений, так и постоянный мониторинг их состояния, научно-обоснованного режима эксплуатации. Коренные берега Самбийского полуострова подвержены активному разрушению под действием абразионно-оползневых процессов. Наиболее активная абразия берегов наблюдается по побережью на протяжении 25 км. Темп разрушения составляет от 0,5 до 0,7 м в год на участках южнее мыса Таран, с восточной стороны мыса Гвардейский - до 1,5 м в год.
Заболачивание и заторфовывание преимущественно для северной части Калининградской области, где болота занимают более 50% территории. Это обусловлено такими природно-климатическими особенностями Калининградской области, как плоский слаборасчлененный рельеф, повышенное количество атмосферных осадков, незначительный врез речных долин.
177. Развитие инженерной инфраструктуры.
Источником водоснабжения для удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд населения Калининградской области служат подземные воды. Исключение составляет город Калининград, который снабжается как подземной водой, так и водой из поверхностных источников. Система хозяйственно-питьевого водоснабжения Калининградской области практически исчерпала свой ресурс и не отвечает современным санитарно-техническим требованиям. В срочной реконструкции и восстановлении нуждаются водопроводы практически всех городских поселений Калининградской области.
В городе Калининграде ввиду преобладающей доли в хозяйственно-питьевом водоснабжении поверхностных вод и недостаточной санитарно-технической подготовки воды питьевого качества необходимо увеличить долю использования подземных вод путем развития подземных водоисточников и модернизации станций водоподготовки.
Переоценка запасов подземных вод с истекшим сроком эксплуатации, доразведка и утверждение запасов месторождений либо разведка новых участков должны быть произведены в Советском городском округе, Гусевском, Неманском, Багратионовском, Черняховском, Гурьевском, Краснознаменском и Полесском муниципальных районах. Модернизация систем водоподготовки с целью достижения стандартов качества питьевой воды должна быть произведена во всех административных центрах городских округов и муниципальных районов Калининградской области.
Реконструкции и оптимальному развитию подлежат все действующие централизованные системы водоотведения населенных пунктов. Необходимо восстановление и проведение реконструкции существующих канализационных сетей и насосных станций с полным переходом на раздельное канализование бытовых и дождевых стоков.
Сельские населенные пункты с населением свыше 1000 человек до 2030 года должны быть обеспечены централизованными системами водоснабжения и водоотведения с очисткой сточных вод.
Ориентировочная электрическая нагрузка потребителей Калининградской области составит на первую очередь 1800 МВт, на расчетный срок - 2100 МВт. Нагрузка может корректироваться в сторону увеличения за счет промышленных потребителей.
Основной задачей системы энергоснабжения является обеспечение ее надежности. С 01 января 2010 года закрыта Игналинская АЭС и прекращен переток мощности из энергосистемы Литвы. Основным мероприятием, направленным на обеспечение безопасности энергоснабжения, является строительство Балтийской АЭС с двумя энергоблоками по 1150 МВт.
Суммарная потребность в тепловой энергии составит ориентировочно на первую очередь 14 млн Гкал, на расчетный срок - 20 млн Гкал. Перспективные потребности Калининградской области в тепловой энергии будут покрываться за счет строительства новых теплоэлектроцентралей и реконструкции существующих котельных с повышением их эффективности.
Потребление газа по Калининградской области на первую очередь составит ориентировочно 3,5 млрд. куб. м. Для увеличения объемов и надежности поставки газа в Калининградскую область из России транзитом через территорию Беларуси и Литвы необходимо завершить строительство второй "нитки" газопровода и подземного газохранилища:
- провести второй этап реконструкции действующего магистрального газопровода с увеличением его мощности до 1,8-1,9 млрд. куб. м;
- осуществить строительство второго газопровода в Калининградскую область и добиться увеличения поставок в Калининградскую область необходимых объемов природного газа в соответствии с параметрами социально-экономического развития Калининградской области до 2031 года;
- осуществить строительство подземных хранилищ газа;
- реализовать проекты по строительству газопроводов-отводов к крупным населенным пунктам Калининградской области.
В целях развития коммуникационной инфраструктуры необходимо осуществить следующие мероприятия:
- перевод всех автоматических телефонных станций (далее - АТС) на цифровое оборудование;
- увеличение номерной емкости АТС до требуемого уровня;
- строительство 8 АТС средней емкости (5000-10000 номеров) в сельской местности;
- строительство 25 АТС малой емкости (320 номеров каждая) в сельской местности;
- строительство 3 внутризоновых оптоволоконных колец в Калининградской области;
- прокладка подводного оптоволоконного кабеля (Калининград - Санкт-Петербург);
- переход на цифровое телерадиовещание стандарта DVB;
- обеспечение устойчивого приема телесигнала во всех муниципальных образованиях Калининградской области;
- полный перевод проводного вещания на радиовещание в ЧМ-диапазоне;
- построение сетей на основе концепции NGN (сетей следующего поколения).
178. Развитие приграничных территорий с Республикой Польша.
В рамках работы комиссии по территориальному планированию российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации и регионов Республики Польша необходимо разработать концепцию пространственного планирования муниципальных образований приграничных территорий Калининградской области. Это позволит консолидировать решения по актуальным вопросам развития и совместного использования природных ресурсов, водных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры.
179. Развитие промышленных зон в Калининградской области. В целях оптимизации пространственной организации промышленности и создания центров опережающего промышленного развития в муниципальных образованиях Калининградской области запланировано создание 7 промышленных зон, в том числе для размещения вновь создаваемых промышленных организаций:
1) Промышленная зона "Гурьевская" (Гурьевский муниципальный район); отраслевая специализация: пищевое производство, мебельная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство стройматериалов, легкая промышленность, машиностроение;
2) "Технополис Гусев" (Гусевский муниципальный район); отраслевая специализация: радиоэлектронная промышленность, производство электронного оборудования, создание научно-исследовательского центра, создание образовательного центра; инновационный кластер "Технополис Гусев" подразумевает не только реализацию производственной функции (выпуск радиоэлектронных изделий и компонентов), но и направлен на создание среды, способствующей дальнейшему привлечению инноваций в Калининградскую область и созданию новых инновационных организаций (созданию инновационной инфраструктуры, технологической базы для внедрения инновационных разработок; бизнес-инкубатора и венчурного фонда для финансирования инновационных проектов на первых стадиях их развития; научно-исследовательского центра, готовящего квалифицированных специалистов и осуществляющего разработки в передовых отраслях радиоэлектронной промышленности, программирования и управления инновационным бизнесом);
3) Промышленная зона "Балтийская" (Балтийский муниципальный район); отраслевая специализация: производство перспективных полимеров, продуктов органической химии и нефтехимии, готовой продукции на основе полимеров (тары и упаковки, комплектующих из пластмасс для машиностроения, продукции строительного назначения, нетканых материалов);
4) Промышленная зона "Черняховская" (Черняховский муниципальный район); предполагаемая специализация: обрабатывающие производства;
5) Промышленная зона "Константиновка" (Гурьевский муниципальный район); предполагаемая специализация: размещение объектов промышленности и логистики;
6) Промышленная зона "Правдинская" (Правдинский район); предполагаемая специализация: обрабатывающие производства (деревообработка, производство строительных материалов, производство стеклотары, пищевой продукции);
7) Промышленная зона "Советская" (Советский городской округ); предполагаемая специализация: биотехнологии, производство медицинской техники, производство строительных материалов, размещение высокотехнологичных производств, включая IT, деревообработку, машиностроение, транспорт и логистику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.