Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Российские приоритеты на среднесрочную перспективу,
имеющие отношение к сценариям развития Калининградской области
98. Технологическая модернизация предприятий и секторов экономики.
Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования и труда, высокие удельные расходы материальных ресурсов, устаревшие технологии производства, что может привести к утрате конкурентоспособности экономики Калининградской области и продукции калининградских предприятий. Производственно-технологическая база требует постоянной модернизации, основанной на использовании новейших достижений науки и технологий последнего поколения.
Концепцией развития промышленности Калининградской области до 2015 года в числе приоритетных видов экономической деятельности выделены: производство продуктов питания, судостроение и судоремонт, производство машин и оборудования, телевизионной и другой бытовой электронной техники, автомобилей, изделий из янтаря.
В этой связи модернизация как действующих предприятий, так и создание новых производств в данных видах деятельности имеет приоритетное значение для развития всей промышленности Калининградской области в среднесрочном периоде.
С учетом отраслевых стратегий и собственных программ развития и инвестиционных проектов компаний наиболее значительные объемы предполагаемой модернизации действующих производств, а также вновь создаваемых производственных мощностей запланированы:
- в автомобилестроении (ООО "АВТОТОР Холдинг" - создание автомобилестроительного кластера по производству более 500 тысяч автомобилей в год, а также автомобильных компонентов);
- в судостроении и судоремонте (ОАО "ПСЗ "Янтарь" - участие в реализации программных документов Российской Федерации, направленных на развитие судостроения и оборонно-промышленного комплекса, Генеральной схемы развития и проекта модернизации завода; ОАО "33 судоремонтный завод" - развитие межзаводской кооперации с ОАО "ПСЗ "Янтарь" в целях размещения судоремонтных заказов, развития производства изделий судового машиностроения; ООО "Западная Верфь" - создание в поселке Взморье Калининградской области верфи по строительству с 2016 года технически сложных судов различного класса и назначения);
- в производстве телевизионной и другой электронной техники (ООО "Компания Телебалт" - конструктивное перестроение сборочных линий, инновационная организация и автоматизация технологического процесса, освоение выпуска новых моделей телевизоров ведущих мировых брендов электроники; ООО Завод "Калининградгазавтоматика" - повышение научно-технического уровня производства, освоения инновационных технологий; ЗАО "Корпорация Дженерал Сателайт" - создание в г. Гусеве Центра по исследованию и производству микроэлектроники "Джи-Эс Нанотех").
В соответствии с разрабатываемой Стратегией развития янтарной отрасли в Российской Федерации планируется модернизация предприятий янтарной отрасли на всей технологической цепочке - от добычи янтарного сырья до его переработки и производства готовой продукции.
99. Стратегия устойчивого развития сельских территорий.
В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, в ближайшие несколько лет предлагается сделать упор на развитие сельской местности страны, повышение ее инвестиционной привлекательности, решение инфраструктурных вопросов.
Переход России к инновационному социально-ориентированному типу развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране и обеспечении продовольственной безопасности России.
Сельские территории России обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Задачи агропродовольственной безопасности страны, повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики на мировом рынке продовольствия требуют адекватных мер по повышению уровня и качества жизни на селе и, как следствие, роста престижности сельскохозяйственного труда, улучшения демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Наряду с этим повышение устойчивости социально-экономического положения сельских территорий во многом будет зависеть от результатов диверсификации сельской экономики на основе стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности.
В соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов доля занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охоте в общей численности занятых в экономике России в 2020 годе уменьшится до 5,7% (против 7,9% в 2010 году). В этой ситуации без принятия системы упредительных мер по развитию в сельской местности альтернативных видов деятельности и расширению рынка труда уровень занятости сельского населения снизится и увеличится отставание от горожан по уровню доходов.
Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры села не удастся повысить качество социальной среды обитания сельского населения.
Это пагубным образом скажется на демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Согласно пессимистическому прогнозу Росстата, численность сельского населения на начала 2021 года по сравнению с 2010 годом сократится на 2,2 млн. человек (5,9%), а удельный вес сельского населения снизится до 26,4%.
Решение проблемы планируется разбить на 2 этапа.
Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни в сельской местности на основе сформированных субъектами Российской Федерации стратегических задач сельского развития с учетом типологии их сельских территорий.
Расширится состав направлений и форм государственной поддержки, увеличатся ее объемы. Это обеспечит повышение уровня занятости и доходов сельского населения, улучшение жилищных и других условий жизни, что благоприятно отразится на демографической ситуации в сельской местности.
На втором этапе (2018-2020 годы) предусматривается сосредоточение привлекаемых ресурсов на формировании условий для устойчивого развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и оживления всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы развития села и укрепления финансовых основ местного самоуправления.
Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий направлены на достижение следующих целей:
- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций;
- повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, преодоление существенных социально-экономических различий между городом и селом;
- сохранение и приумножение природного и культурного потенциала села.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- диверсификация сельской экономики, расширение сфер занятости и источников формирования доходов сельского населения;
- улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе;
- повышение территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры и уровня инженерного оборудования жилищной сферы села;
- стимулирование приобщения сельской молодежи к здоровому образу жизни;
- стимулирование инициатив сельских жителей в области развития сельских территорий;
- формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни, повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда.
Субъекты Российской Федерации могут получать от федерального центра субсидии в случае формирования региональных программ на данных направлениях.
В Калининградской области в этой части создаются условия для улучшения качества жизни сельского населения. К 2016 году все населенные пункты будут иметь центральный водопровод, водозаборы будут приведены в нормативное состояние и пройдут лицензирование. Тогда же ко всем крупным поселкам будут проведены магистральные газопроводы, а к 2020 году будет газифицирована вся территория Калининградской области.
Будет оптимизировано развитие социальной инфраструктуры села. Реализация программ в социальном секторе позволит обеспечить центральные поселки необходимыми социальными объектами. Муниципальные власти должны разработать программы ремонта домов культуры и библиотек, ремонта и строительства фельдшерско-акушерских пунктов.
100. Преобразование российских городов. Развитие малых городов является неотъемлемым условием социально-экономической устойчивости России, в том числе выравнивания миграционных дисбалансов "центр - регион"; развитие малых городов невозможно без полноценного участия в этом процессе широких общественных сил и всех граждан, их населяющих.
Современный город представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов. Поэтому для решения городских проблем нужно отойти от узкого отраслевого подхода и посмотреть на городское развитие более широким взглядом.
На сегодняшний день в малых городах проживает около 40 процентов населения России. И именно в них острее всего ощущаются проблемы, общие для всей страны: отсутствие дорог или их несоответствие нормативным требованиям, упадок образования и здравоохранения, нехватка рабочих мест и жилья. С одной стороны, малые города и поселки представляют собой самую многочисленную категорию городских поселений страны, без участия которых невозможно решение задач общеэкономического развития России. С другой стороны, малые города не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для решения поставленных задач, что не позволяет им обходиться без федеральной и региональной поддержки.
Городская среда должна перейти на качественно новый уровень, продемонстрировав свое соответствие вызовам модернизации и инновационного развития.
Для того, чтобы успешно развивать город, нужно добиться того, чтобы стратегические цели государства, девелопера и населения совпадали. Необходима выработка эффективной государственной политики в области жилищного строительства, которая будет учитывать мировой опыт сокращения стоимости жилья, при сохранении его качества.
Для этого требуется осуществление комплекса мер на всех уровнях власти.
На муниципальном уровне следует активизировать работу над проектами саморазвития малых городов с опорой на собственные ресурсы развития путем формирования своеобразных локальных экономик на основе новых современных методов.
На областном уровне необходимо укреплять взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти Калининградской области, добиваясь разработки в каждом субъекте Российской Федерации региональной программы развития малых и средних городов, направленной на преодоление существенных различий в уровнях развития между большими и малыми городами Калининградской области.
На федеральном уровне требуется утверждение в качестве государственной задачи - сохранение и развитие всех без исключения малых, средних городов и поселков городского типа. Для этого необходимо сформировать систему мер по стимулированию развития малых городов (дифференцированная система налогообложения, целевые дотации на стратегическую перспективную занятость, введение сбора налога на физических лиц по месту жительства, нормативно фиксированный федеральный вклад в энергосистему, дороги и иные базовые инфраструктуры и др.).
Для Калининградской области важной проблемой в этой части остается сохранение исторического архитектурного стиля и облика малых городов, что требуется в обязательном порядке учитывать при проектировании и застройке.
Выполняя требования законодательства по разработке генеральных планов городов, органам местного самоуправления следует подходить к процедурам публичных слушаний неформально и активно привлекать жителей к обсуждению новых проектов.
101. Внутрироссийское разделение труда. Развитие Северо-Западного федерального округа в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определяется экономическим и инновационным потенциалом Санкт-Петербургской городской агломерации, выходом к важнейшим морским коммуникациям, наличием ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей. В документе отмечается, что рост экономики Северо-Западного федерального округа будет в основном определяться развитием транспортных и деловых услуг, высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности, в частности, военно-промышленного комплекса, судостроения и автомобилестроения, а также традиционных индустриальных отраслей северо-западных регионов, в частности, машиностроения, приборостроения, электротехники, металлургии, химии и биофармацевтики. Кроме того, приоритет видится в развитии добычи и переработки водных биологических ресурсов.
Для Северо-Западного федерального округа характерны общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два десятилетия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации экономики, трансформации структуры хозяйства и появления новых элементов экономики.
К элементам преимущественно международной специализации Северо-Западного федерального округа относятся объекты трубопроводного транспорта, портового хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической промышленности, металлургии и лесопромышленного комплекса. Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения и туризма.
К объектам внутрироссийской специализации относятся автомобилестроение, деревообработка, энергетика, научно-проектная сфера и инжиниринг, консалтинг и менеджмент-обслуживание, предоставление организационных и финансовых услуг.
Хозяйство, ориентированное в основном на локальные рынки, представлено сельским хозяйством и пищевой промышленностью, местной производственной инфраструктурой (внутренний транспорт, энергосети, объекты водоснабжения и водоотведения и др.), финансовой инфраструктурой и системой отраслей и объектов социальной сферы.
В свою очередь в Калининградской области сложились производства, ориентированные прежде всего на российский рынок и использующие таможенные преференции режима свободной таможенной зоны, к таким секторам относится автомобилестроение, производство потребительской электроники, производство мебели. Традиционные для Калининградской области в советское время целлюлозно-бумажные производства, предприятия военно-промышленного комплекса, рыболовная отрасль потеряли после развала Советского Союза свою конкурентоспособность и в настоящее время занимают крайне незначительный вес в структуре экономики Калининградской области.
102. Технологическая модернизация северо-запада России. При принятии инвестиционных решений о размещении логистических центров, терминалов и процессинговых центров по производству товаров компании принимают во внимание в первую очередь близость территории к рынкам, а также ее обеспеченность инженерными инфраструктурами, доступность рынка финансов и деловых услуг. Такими преимуществами обладает северо-запад России.
Города Москва и Санкт-Петербург оторвались от других российских территорий в плане социально-экономического развития, динамики технологических и социальных инноваций. Принимаемые на московском и петербургском рынках стратегические решения имеют доминирующее значение для определения трендов развития рынков соседних регионов, в том числе и Калининградской области. Московская и петербургская агломерации будут лидерами в трансферте технологий, в том числе в развертывании импортерами процессинговых центров на территории Российской Федерации.
На северо-западе основной зоной локализации технологического трансферта и технологической модернизации в ближайшие годы будут город Санкт-Петербург и Ленинградская область, где есть достаточный объем трудовых ресурсов, научная и технологическая база, развитая логистическая система, создан комплекс особых экономических зон, высока системная обеспеченность инфраструктурами. Практически все государственные инициативы (наукограды, технопарки, технико-внедренческие зоны) апробируются в городе Санкт-Петербурге. В регион уже пришли известные и мощные инвесторы.
Внешнеэкономические связи Северо-Западного федерального округа с ЕС и другими регионами мира развиваются как по линии обеспечения российского экспорта и импорта, так и в направлении создания совместных предприятий, образования особых экономических зон, развития производств с применением западных и российских инновационных технологий.
Северо-Западный федеральный округ превращается в одну из главных баз модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации. Восстанавливается значение г. Санкт-Петербурга как ведущего центра научно-технического прогресса. Происходит передача в экономическое пространство России инноваций и прогрессивных технологий.
Научно-инновационный комплекс (наука, высшее образование, высокотехнологичные и опытные производства) является определяющим в обеспечении инновационного развития Северо-Западного федерального округа и всего народного хозяйства Российской Федерации.
В силу приграничного положения Северо-Западного федерального округа научно-инновационный комплекс играет большую роль в экономической, научно-образовательной и гуманитарно-культурной интеграции России со странами ЕС, в адаптации международных стандартов в области образования, в развитии конкурентоспособных экспортно ориентированных отраслей и производств, в решении проблем международной энергетической, экономической и экологической безопасности.
Научно-инновационный комплекс северо-запада как система отраслевой и академической науки, образовательных учреждений, инновационных и исследовательских центров, а также крупных производств в единое целое еще не сложился. Есть разрыв между фундаментальной и прикладной наукой, востребованной и фактической структурой подготовки кадров, тематикой научных разработок и структурой инновационных потребностей производства.
В связи с этим необходимо развитие конкуренции в научной и инновационной деятельности, формирование научно-производственных кластеров и сетевых инновационных структур, объединяющих субъекты научно-инновационной деятельности.
В настоящий момент город Калининград не является крупным центром конкурентных научно-технологических разработок и самостоятельным дистрибуционным центром страны и макрорегиона. Это существенным образом ограничивает масштаб участия города Калининграда в области технологической модернизации и импорте технологий.
В разрабатывавшихся ранее стратегиях социально-экономического развития Калининградская область определялась как контактная зона российского и европейского бизнеса, демонстрационная площадка достижений и обучения российских предпринимателей. При этом однако не учитывались удаленность предлагавшихся проектов от основных рынков в России, сложная транспортная доступность, слабое развитие инфраструктуры бизнес-туризма, отсутствие в Калининградской области инновационно-технологического сектора. Эти параметры должны стать предметом самой существенной разработки уже в ближайшее время - в случае ориентации на сценарий роста собственной конкурентоспособности в макрорегионе.
В силу набирающего обороты процесса передачи отдельных видов деятельности из Прибалтики и Польши на восток, развития деятельности БФУ им. И. Канта у города Калининграда есть возможность выступить в качестве новой площадки относительно простого в технологическом отношении аутсорсинга, а в некоторых случаях стать полноправным участником осуществляемых технологических разработок.
103. Формирование новой зоны культурного развития в Северо-Западном федеральном округе. Северо-запад России постепенно превращается в зону интенсивного культурного взаимодействия. Сегодня культура становится фактором роста производительности и развития экономики, оказывая влияние на приток инвестиций, мобильных кадров, информации. Наибольших успехов в развитии добивается тот регион, который является центром общезначимых культурных событий и глобальных культурных взаимодействий, интенсивных культурных обменов.
Балтика в настоящее время претендует на то, чтобы стать одним из центров культурной жизни северной Европы. Культурное взаимодействие в макрорегионе развивается сразу по нескольким направлениям.
Развитие туризма. Туризм растет высокими темпами во всех странах Прибалтики. Увеличивается число визитов из Скандинавии, Западной Европы и США, а также из России. Прибалтийские страны предпринимают специальные усилия по расширению международного, в том числе и российского туризма. Важным фактором в борьбе за туристические потоки может стать вступление Латвии и Литвы в зону хождения евро, а также облегчение их транспортной доступности, достигаемое за счет развития паромного сообщения, авиаперевозок дискаунтерами, включения в систему европейских скоростных железных дорог. Пока туризм Калининградской области является преимущественно рекреационным, а его инфраструктура развивается не столь интенсивно, как на других балтийских территориях. Однако российский рынок туристических услуг будет увеличиваться, в том числе и на северо-западе Российской Федерации, включая круизный туризм на Балтике.
Анализ туристических потоков в Калининградскую область, сделанный в 2011 году, показал, что большинство туристов прибывает в Калининградскую область из других субъектов Российской Федерации (около 75%), оставшаяся часть (25%) - в основном из стран СНГ и ЕС.
Среди субъектов Российской Федерации, являющихся исходными пунктами путешествия, преобладают два наиболее крупных города России - Москва (27,9%) и Санкт-Петербург (22,7%), суммарно охватывающие около половины всех опрошенных.
Включенность в культурную жизнь Европы. Уже произошло включение прибалтийских республик и Польши в общеевропейскую цепь культурных событий, что делает их более привлекательными для туристов, миграции и жизни, а также стимулирует приток инвестиций. Пока город Калининград не попал в основные культурные программы ЕС и общеевропейский календарь важнейших культурных событий, хотя целый ряд событийных проектов, реализуемых в городе Калининграде, сможет претендовать на этот статус уже в ближайшем будущем.
Формирование единого образовательного пространства и единого рынка труда. Пока российские участники только вступают в данный процесс. Перемещение рабочей силы из Калининградской области в страны ЕС не носит массового характера. Обратное движение также имеет место, но еще не определяет ситуацию на рынке труда северо-запада России. Российские вузы привели свои учебные планы и образовательные программы в соответствие с требованиями "Болонского процесса", однако активной роли в создании общеевропейской образовательной системы пока не играют и не обеспечивают включение России в общеевропейское образовательное пространство. В том числе они не участвуют в выработке Европейской единой квалификационной системы и, скорее всего, будут вынуждены подстраиваться под ее требования.
104. Интеграция северо-запада России в пространственную систему Европы.
Происходит постепенная интеграция российских территорий в иерархию регионов, складывающуюся на северо-западе Российской Федерации и на Балтике. В первую очередь этот процесс связан с выделением макрорегиональных, региональных и локальных центров, установлением между ними новых взаимосвязей и распределением специализаций.
В настоящий момент на Балтике есть несколько центров влияния, в число которых входят традиционные экономические лидеры области (прежде всего, портовые города Германии, Голландии, Швеции и Финляндии, включая отдаленные финансовые центры, среди которых выделяются Лондон и Франкфурт). Польша в последние годы выполняет многие функции "рабочего цеха" Европы, а также центра, влияющего на Украину. Столицы молодых балтийских государств начинают претендовать на роль лидеров макрорегиона в транспортно-логистическом обслуживании и выстраивании торговых сетей, работающих на всю Восточную Европу.
Северо-Западный федеральный округ имеет уникальное географическое положение и единственный из округов непосредственно граничит со странами ЕС, Северной Европы, Содружеством Независимых Государств, связан через Балтийское море с Федеративной Республикой Германией, Королевством Швеция, Королевством Дания и через морские пути с другими европейскими странами, имеет развитые экономические и культурные связи с зарубежными партнерами.
Северо-Западный федеральный округ участвует в ряде региональных программ приграничного сотрудничества, направленных на реализацию широкого круга задач в регионе Балтийского моря и Северной Европы. К ним относятся Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря, партнерство "Северное измерение", охватывающее территорию сотрудничества всех вышеназванных организаций.
Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из основных инструментов социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. Расширение внешнеэкономических связей должно сопровождаться усилением конкурентных отношений и стабильностью позиций региона в системе международных конкурентных связей.
Основным центром влияния России в регионе Балтийского моря является город Санкт-Петербург. Портовый комплекс города Санкт-Петербурга и Ленинградской области фактически "стянул" на себя основные экспортные потоки российских грузов на Балтике. Город также принимает более 5 млн туристов в год, являясь главным культурным центром всего макрорегиона. Петербургские туристы во многом определяют состояние въездного туризма в целом ряде прибалтийских стран и в Финляндии.
Город Калининград пока не относится к числу главных приоритетных центров развития на Балтике. При этом город Калининград, не будучи лидером во всем макрорегионе, не может в силу удаленности и своего эксклавного статуса в полной мере воспользоваться "эффектом соседства" по отношению к городам Москве и Санкт-Петербургу, а в силу эксклавного статуса и особенностей включения в транспортную систему Европы - "эффектом соседства" с прибалтийскими столицами и зарубежными крупными портами Балтии.
Вместе с тем основным вопросом взаимодействия со странами Балтии с 2017 года станет проблема экспорта электроэнергии, вырабатываемой Балтийской АЭС, в энергосистему Европы.
105. Развитие сотрудничества с регионами Северо-Западного федерального округа. Межрегиональная интеграция создает условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для межотраслевой кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики.
Межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для развития региональной экономики, так как связана с реализацией одного из перспективных направлений регионального развития экономики - кластеров. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций. Часто устойчивое взаимодействие между указанными субъектами и согласованность региональной политики являются необходимыми условиями для развития производственно-территориальных кластеров и повышения их конкурентоспособности.
Задача эффективного использования экономически активного населения и имеющихся природных ресурсов требует развития межрегионального сотрудничества по вопросам размещения и строительства наиболее крупных и значимых производственных объектов, создаваемых в рамках межрегиональных проектов.
Развитию эффективного межрегионального сотрудничества препятствует ряд проблем. Одной из них является неравномерность социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в частности, их бюджетной обеспеченности. В результате возникают проблемы, связанные с совместным финансированием проектов, и усложняются вопросы, связанные с миграцией трудовых ресурсов. Необходимость для органов государственной власти субъектов любой ценой наращивать доходную базу своих бюджетов ведет к усилению конкурентной борьбы за инвестора, за "выгодный" проект в ущерб межрегиональным экономическим интересам. Это препятствует эффективному использованию ресурсов, отодвигает на второй план вопросы эффективного природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Факторами, отрицательно сказывающимися на развитии межрегионального сотрудничества, являются также неразвитость методической и методологической базы сбора и обработки информации, в том числе статистической, на региональном и особенно на муниципальном уровнях. Нерешенность вопросов разработки градостроительной документации не позволяет субъектам Российской Федерации эффективно реализовывать свои полномочия в сфере земельных отношений.
Для Калининградской области, оторванной от остальной территории Российской Федерации, наиболее интересными представляются проекты в части обеспечения бесперебойного и эффективного транспортного сообщения с другими регионами Северо-Запада России путем развития морского, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Главным направлением будет создание альтернативных железнодорожных коридоров через Литву, Польшу, Беларусь и Украину, развитие современных авиасвязей, развитие надежной паромной линии в направлении "Балтийск - Усть-Луга - Санкт-Петербург", а также строительство глубоководного морского порта. Возможность присоединения ко второй ветке газопровода "Северный поток" полностью обеспечит энергетическую безопасность Калининградской области. Кроме того, перспективным представляется сотрудничество в области развития туризма, жители Северо-Западного федерального округа могут рассматриваться как основная целевая аудитория для развития туристического продукта Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.