Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Российский аспект Стратегии
97. Стратегическое планирование в Российской Федерации. К настоящему времени в Российской Федерации сформирована система документов стратегического развития государства, включающих в себя Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Стратегия национальной безопасности до 2020 года сформировала новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности.
Данный документ основан на фундаментальном положении о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, при этом национальная безопасность, как это следует из Стратегии, обеспечивается путем достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к которым относятся национальная оборона, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
При этом обеспечение достойных условий жизни человека в Российской Федерации признается таким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства.
В целом в Стратегии национальной безопасности до 2020 года уточняются цели, важнейшие направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу. Этому посвящен анализ и прогнозные оценки состояния и тенденций развития России в современном мире, дается содержание национальных интересов страны и стратегических национальных приоритетов. Основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения национальной безопасности в рамках достижения каждого из стратегических национальных приоритетов по единой методологической схеме: от анализа угроз - к мерам по их нейтрализации.
Руководством Российской Федерации поставлены основные цели стратегического развития: достичь качественного изменения жизни населения, экономики и социальной сферы. Для этого необходимы увеличение ВВП, повышение диверсификации и придание российской экономике инновационного характера, рост производительности труда, укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны.
Указанные приоритеты заложены в стратегических ориентирах, обозначенных Президентом Российской Федерации - концепции четырех "и", основные направления которой - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации дополнены пятым элементом - интеллектом. Правительством Российской Федерации уже начата реализация этой концепции для достижения долгосрочных целей развития, в том числе формирование комфортного для жизни людей общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире, путем решения задач развития и реализации человеческого потенциала, а также использования потенциала информационного общества и интернет-технологий.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года обозначены важнейшие целевые показатели развития страны на долгосрочную перспективу, определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики, укрепления национальной безопасности и позиций России в мировом сообществе.
Для достижения стратегических целей социально-экономического развития страны необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал экономики России за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния населения.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов станет не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.
Инновационный путь развития Российской Федерации будет определяться обеспечением сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, нацеленного на создание благоприятных условий для реализации потенциалов каждого региона, и выделением отдельных территорий с учетом естественных конкурентных преимуществ и природных ресурсов. Это способствует определению оптимальных возможностей использования выявленных преимуществ путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества в привязке к другим регионам страны и внешнему окружению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.