Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Повестка 2008-2010 годов: вступление России
во Всемирную торговую организацию.
Финансово-экономический кризис и его последствия
85. Созданная преференциями экономика Калининградской области в 2008-2009 годах получила два серьезных удара.
Первый был связан со стремлением России расширить свой рынок и войти в большие экономические объединения, то есть с принятием решений о вступлении России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и созданием Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Принятые на себя Российской Федерацией обязательства по приведению регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с принципами ВТО фактически отменяют "исключительность" Калининградской области и возможность для дальнейшего существования в ней режима таможенных льгот. Второй удар вызван мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов, который отразился на экономике Калининградской области не меньше, чем на экономике мира и России.
Оба этих фактора являются ключевыми не только для корректировки стратегии развития Калининградской области. Они разрушают искусственно созданную в Калининградской области экономическую "теплицу" и заставляют заново включить в сферу своего внимания внешние факторы (как российские, так и мировые), их мониторинг и учет в действиях по развитию Калининградской области. Корректировка стратегии требует понимания природы мирового финансово-экономического кризиса и его последствий.
86. Последствия вступления России в ВТО для Особой экономической зоны в Калининградской области.
ВТО - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированными их парламентами.
На сегодняшний день в ВТО состоят 153 страны, на долю которых приходится 95% мирового торгового оборота.
Основное содержание норм международного права в области внешнеэкономической деятельности, закрепленных в соглашениях ГАТТ/ВТО, заключается в недопустимости применения государствами-участниками ВТО такого регулирования, которое приводит к недобросовестной конкуренции между государствами. При этом под понятие "недобросовестной конкуренции" попадают экспортные субсидии, экономические дотации национальным производителям, включая предоставление различного рода освобождений от уплаты пошлин и налогов, а также иные меры государственного регулирования, которые могут нарушить рыночный принцип мировой торговли, основанной на честной и добросовестной конкуренции.
В международной практике российскому понятию "особая экономическая зона" соответствует термин "свободная зона", под которой в свою очередь понимается "свободная таможенная зона". Определение "свободной зоны" закреплено международной Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной 18 мая 1973 года. Положения указанной конвенции значимы для России, поскольку являются исходными при формулировке обязательств государств - членов ВТО.
Согласно Киотской конвенции, "свободная зона" - это часть территории государства, где любые ввезенные товары во всем, что касается импортных пошлин и налогов, обычно рассматриваются как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля. Приведенное понятие "свободной зоны" играет важную роль в оценке мер регулирования, используемых государством во внешнеторговой деятельности. В той же конвенции установлены стандарты регулирования отношений по созданию свободной зоны, которые служат ориентиром для законотворческой деятельности государств, следующих международным стандартам.
В российской практике понятие "свободная (экономическая) зона" к середине 1990-х годов было заменено понятием "особая экономическая зона" (далее - ОЭЗ), которое используется в качестве синонима "свободной зоны".
ОЭЗ или их аналоги существуют во многих странах, являющихся членами ВТО. При этом какой-либо особый режим для ОЭЗ нормативными документами ВТО не предусмотрен. Создание и функционирование ОЭЗ регулируется общими положениями соглашений ВТО, относящихся к торговле товарами. Поэтому существование ОЭЗ на территории Калининградской области само по себе не является препятствием для вступления России в ВТО.
Можно выделить следующие требования ВТО, которые затрагивают деятельность ОЭЗ:
- деятельность любых ОЭЗ должна осуществляться в рамках правил ВТО, и правительство страны должно обеспечить применение норм ВТО в ОЭЗ;
- право создания и деятельности экономических операторов в ОЭЗ не должно увязываться с требованиями по экспортным показателям и торговому балансу, а также обязательным использованием в производстве сырья или материалов определенного (национального) происхождения (статья III ГАТТ-1994, национальный режим);
- товары, экспортируемые из ОЭЗ на остальную таможенную территорию государства, и (или) импортные компоненты произведенных в ОЭЗ товаров должны подпадать под нормальный таможенный режим, то есть в полном объеме облагаться таможенными и налоговыми платежами (статья I, режим наибольшего благоприятствования и статья III ГАТТ-1994).
Именно последнее требование входит в противоречие с исторически сложившейся экономической моделью импортозамещения, которая была сформирована в Калининградской области после принятия Закона N 13-ФЗ и до настоящего времени характерна для деятельности многих калининградских производителей.
Вместе с тем принципы государственного регулирования ОЭЗ, которые применяются странами - членами ВТО, в первую очередь касаются условий деятельности организаций - резидентов ОЭЗ (налоговые и иные льготы при их создании и функционировании), а не перемещения произведенных в них товаров через границы ОЭЗ (таможенные льготы). Поскольку, как указывалось выше, базовые правила ВТО (ГАТТ-1994) направлены на регулирование перемещения товаров, а не на контроль за деятельностью экономических операторов, деятельность тех ОЭЗ, которые в настоящее время функционируют на территории стран - членов ВТО, не вступает в противоречие с основополагающими принципами ВТО.
Проблема несоответствия правового режима, установленного для ОЭЗ в Калининградской области Законом N 13-ФЗ, нормам международной торговли стала очевидной для российских законодателей еще в конце 1990-х годов. На тот момент закон предусматривал создание режима внешнеэкономической деятельности, неизвестного мировому праву, а прописанные в нем особенности ОЭЗ частично вообще выходили за рамки правового регулирования. Кроме того, закон по сути выводил ОЭЗ в Калининградской области из-под федерального таможенного регулирования, поскольку вопросы ее функционирования решали не таможенные власти, а Калининградская областная Дума (статья 3 Закона N 13-ФЗ). Кроме того, льготы, которые предоставлял закон местным производителям, являлись нарушением базового принципа ВТО, согласно которому "ни одна страна не может получить лучшие условия для доступа на рынок, чем имеют другие страны".
Именно необходимость приведения российской нормативной правовой базы в соответствие с требованиями международных правовых актов стало одной из причин принятия Закона N 16-ФЗ.
При этом ряд положений нового закона посвящен описанию механизма перехода от модели импортозамещения к практике предоставления налоговых льгот резидентам ОЭЗ при условии их соответствия ряду основных критериев. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 16-ФЗ ранее действовавший режим может применяться в отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность в соответствии со "старым" законом об ОЭЗ, до 2016 года.
В настоящее время со стороны ВТО получено принципиальное согласие по вопросу сохранения указанного режима для калининградских импортозамещающих производств в течение установленного законом "переходного периода". Однако после 2016 года Правительству России придется использовать иные методы поддержки местных производителей, так как представители стран-членов ВТО выражают резко отрицательное отношение к продолжению практики беспошлинного импорта в Калининградскую область.
Что касается действующей редакции закона об ОЭЗ, то льготы, которые предоставлены Калининградской области, должны сохраниться. В ходе вступления в ВТО Правительство России не намерено менять этот закон, и данная позиция нашла понимание у партнеров России по переговорам. Вместе с тем, если говорить об увязке норм российского законодательства об ОЭЗ в Калининградской области с нормами ВТО, действующая редакция закона снимает значительное количество проблемных вопросов, которые содержались в его "старой" версии.
Наряду с явными угрозами вступление в ВТО может принести Калининградской области ряд выигрышей. В первую очередь, это относится к проведению более ответственной и предсказуемой тарифной политики со стороны государства. В результате станет возможным исключение повторения резкого снижения ввозных таможенных пошлин на импортные комплектующие, которое привело к фактической ликвидации кластера производителей бытовой электроники, на тот момент успешно развивавшегося в Калининградской области. Как и в случае с налогами, предсказуемость и стабильность имеют здесь гораздо более важное значение, чем наличие временных преференций. Дополнительные преимущества могут получить также те организации, чья деятельность ориентирована на экспорт: после вступления России в ВТО для них станет возможным инициировать международные разбирательства в случае, если их товары будут подвергаться торговой дискриминации на рынках иных государств. В данном вопросе необходимую правовую поддержку местным производителям должны оказать эксперты Калининградской торгово-промышленной палаты, а также профильные министерства и ведомства регионального правительства. Скорее всего, серьезным изменениям также будут подвергнуты существующие процедуры таможенного администрирования и фитосанитарного контроля, которые будут постепенно приводиться в соответствие с требованиями международных норм.
Дальнейшее экономическое развитие Калининградской области напрямую зависит от способности местных производителей конкурировать с западными предприятиями, что в свою очередь стимулирует технологическую модернизацию экономики Калининградской области, ускоряет процесс внедрения современных технологий и запуск новых инновационных проектов.
Можно сказать, что вступление России в ВТО является своеобразным вызовом для существующей в Калининградской области экономической модели и выступает в роли макроэкономического теста, призванного проверить экономику Калининградской области на эффективность и жизнеспособность. Завершение переговорного процесса неизбежно ускорит процесс "естественного отбора" среди хозяйствующих субъектов Калининградской области и будет способствовать выделению из их общего числа наиболее "продвинутых" структур, деятельность которых будет в значительной степени определять лицо экономики Калининградской области в течение последующих 10-15 лет. При этом приоритетом промышленной политики, проводимой Правительством Калининградской области, на ближайшие годы должна стать не только всесторонняя поддержка уже существующих "точек роста", но и создание условий для появления новых производств и целых отраслей.
87. Мировой финансовый кризис и его последствия. К 2008 году расхождение между темпами эмиссии и темпами роста экономики стало таким значительным, что привело к кризису доверия к фондовым рынкам и финансовым активам. Массовый вывод средств из них привел к инфляции, падению рынка ценных бумаг, страхования, ипотеки и т.п., то есть всего мирового финансового механизма.
Однако после резких падений рынков в 2008-2009 годы лидеры мировой экономики, за неимением другой стратегии, вернулись к единственному известному механизму - эмиссионному поддерживанию своих экономик.
Несмотря на то, что мировая экономика вышла из рецессии еще в середине 2009 года, вопрос о завершении глобального кризиса следует считать открытым. Преодоление острой фазы кризиса проходило за счет активной антикризисной макроэкономической политики правительств ведущих экономик, направленной на решение тактических краткосрочных задач. Эта политика привела к формированию новых рисков: высокие дефициты бюджетов и накопление государственного долга порождают проблему бюджетной устойчивости и устойчивости мировых резервных валют.
Активная политика государств во время острой фазы кризиса привела к тому, что структурные проблемы, породившие кризис, были фактически заморожены. В результате дисбалансы в мировой экономике не были купированы, а скорее приобрели еще более острый характер. Главной проблемой является финансирование текущего уровня потребления ведущих стран Запада за счет наращивания долга поставщикам сырья и промышленных товаров. Вместе с тем динамичный рост развивающихся стран обеспечен именно этой "долговой" схемой. Затягивание кризисной ситуации и ее искусственное замедление за счет продолжения эмиссии создает условия стагнации и приводит к перманентному повторению кризисных явлений, масштаб которых с организаций и банков вырос до уровня государств (Греция, Испания и т.д.). Противоречия между привычными моделями потребления, госрасходов, социальной политики и требованиями на сокращение "долговых" схем, накопленного дефицита бюджетов подталкивают к пересмотру базовых социально-экономических моделей (яркий пример - Греция, которая под давлением кредиторов поставлена перед необходимостью резкого изменения государственной политики относительно расходов бюджета).
Что касается Российской Федерации, перспективы рынка энергоресурсов являются ключевым вопросом для оценок экономических условий развития российской экономики. Большинство прогнозов сходятся в том, что тенденция изменения ценовых пропорций носит долгосрочный характер: цены на ресурсы будут расти в связи с ростом спроса на них, в то время как цены на промышленные товары будут сдерживаться быстро растущим предложением со стороны развивающихся стран. В то же время темпы роста цен на ресурсы в последние годы значительно превосходили темпы роста спроса на них. Это означает, что в рамках долгосрочного сценария возможны серьезные краткосрочные и среднесрочные корректировки цен.
Кроме того, в среднесрочном периоде существует серьезный риск значительного структурного снижения цен на энергоресурсы.
Помимо спроса со стороны быстро растущих развивающихся стран на цены сырьевых товаров оказывают влияние еще два фактора - спрос со стороны развитых стран и предложение (производственные мощности) в сырьевых секторах. Развитый мир в ближайшие 5-7 лет, а возможно и 10 лет, будет находиться в режиме низкого роста или стагнации. В этих условиях рост спроса на ресурсы будет замедляться. Кроме того, в условиях высоких цен повышаются стимулы к энергосбережению, что также будет способствовать сокращению спроса.
Со стороны предложения ответом на высокие цены и аномальную рентабельность будет являться разработка новых месторождений, а также массированные инвестиции в новые технологии добычи и переработки (битумные пески, сланцевый газ, сжиженный природный газ, расширение использования альтернативных источников энергии). Эти тенденции развиваются уже не первый год, а их результатом станет сокращение предельных издержек.
Поэтому правомерно говорить о том, что чем более затягивается период завышенных цен на сырьевые товары (по отношению к покупательной способности и издержкам производства), тем сильнее стимулы как со стороны спроса, так и со стороны предложения к снижению долгосрочной равновесной цены. Это особенно верно в ситуациях, когда высокие цены обусловлены проблемами со стороны предложения.
Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.
Оцененная с этой точки зрения конкурентоспособность российской экономики в последние годы существенно снизилась. За эти годы Российская Федерация превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди динамично развивающихся стран (рост ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (далее - ППС) в долларах США с 8613 долларов в 2000 году до 13611 долларов в 2009 году), что стало следствием увеличения заработной платы работников, которое в свою очередь снизило привлекательность российской экономики для инвесторов. В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия не только не демонстрировала прогресс, но и заметно ухудшила свое положение как за счет абсолютного ухудшения некоторых показателей, так и за счет недостаточного динамизма в улучшении других показателей по сравнению с другими развивающимися странами. Так, в рейтинге оценки условий ведения бизнеса (Doing Business) Россия в те же годы стала ниже на 26 позиций (с 97 опустилась на 123 место). Таким образом, по уровню развития Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с менее развитыми (Индия, Индонезия). В отличие от низкодоходных стран, издержки плохого делового климата не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы.
Предкризисный 2008 год стал самым удачным для России за последние пять лет с точки зрения позиции в индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК), рассчитываемом по методике Всемирного экономического форума. Однако в 2009 году Россия спустилась сразу на 12 позиций - с 51 на 63 место и в 2010 году осталась на той же 63 строчке. Среди стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) Россия на сегодняшний день демонстрирует худшие показатели, оставаясь далеко позади Китая (27 в 2010 году) и уступая Индии (51), ЮАР (54) и Бразилии (58).
Традиционными причинами снижения конкурентоспособности остаются слабость институтов, низкая эффективность товарного рынка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка, а также продвинутость бизнеса. Положение дел в этих сферах указывает на наличие серьезных диспропорций. Так, например, исключительно низкий показатель эффективности товарного рынка (123 место из 139 стран в 2010 году) может рассматриваться в качестве аргумента теми, кто считает курс рубля фундаментально завышенным. Показатели развития финансового рынка (125 место) также отражают серьезные структурные проблемы. Масштаб разрыва между средними показателем России (63 место) и показателем эффективности институтов (118) указывает на кризис модели социального развития.
Особо следует отметить сферы, где положение ухудшилось по итогам кризиса. Это, прежде всего, оценка макроэкономической стабильности (29 место в 2008 году и 79 в 2010 году). Кризис продемонстрировал принципиальную ограниченность механизмов, обеспечивавших макроэкономическую стабильность в предкризисные годы. Эти механизмы не способны противостоять масштабным колебаниям цен на нефть в условиях нестабильности (изменения на 30 % в течение месяца); фактический профицит бюджета выглядит условным, в то время как структурный дефицит - фундаментальным фактором. Переоценка макроэкономической ситуации в России со стороны инвесторов носит долговременный характер и уже отражается в текущих тенденциях (отток капитала на фоне роста цен на нефть).
Нельзя не отметить резкое падение оценок эффективности рынка труда (27 место в 2008 году и 57 в 2010 году). Это прямое следствие активной социальной антикризисной политики: в противоположность ситуации 1998 года, при значительном падении ВВП реальные располагаемые доходы сокращались по итогам нынешнего кризиса незначительно, а оперативной реакции рынка труда на снижение спроса со стороны занятости препятствовали административные и политические меры.
Экономика Калининградской области, так же как и экономика России, почувствовала на себе последствия кризиса 2008-2009 годов, что отражено в таблице 54.
Отдельные показатели
социально-экономического развития Калининградской области в 2007-2011 годах
Таблица 54
N п/п |
Показатели |
Годы |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
Численность населения, тыс. человек |
937,4 |
937,4 |
937,6 |
941,5 |
944,3 |
2 |
ВРП, млн. рублей |
143927,7 |
179267 |
169519,6 |
195063 |
227105 |
3 |
Индекс ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году, % |
119,9 |
104,7 |
91,5 |
107,6 |
108,0 |
4 |
ВРП на душу населения, тыс. рублей |
153,5 |
191,2 |
180,8 |
207,2 |
240,5 |
5 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
46191,6 |
67040,8 |
60463,1 |
55877,1 |
68957,9 |
6 |
Индекс роста оборота розничной торговли к предыдущему году, % |
118,9 |
115,1 |
101,5 |
101,0 |
102,0 |
7 |
Индекс промышленного производства, % |
114,4 |
101,8 |
95,3 |
117,0 |
118,0 |
8 |
Уровень безработицы (по методике МОТ),% |
3,4 |
8,7 |
10,9 |
10,6 |
9,2 |
Накопленные резервы и антикризисные меры наравне с быстро выровнявшимися в краткосрочном периоде ценами на нефть позволили Российской Федерации плавно пройти первую фазу кризиса в 2008-2009 годы.
Вместе с тем сокращение мировой экономики, потеря доверия к финансовым рынкам, неопределенность для инвестиций сказались и на экономике России и на экономике Калининградской области. Несмотря на некоторое восстановление в 2010-2011 годах, в долгосрочном периоде последствия мирового финансового кризиса будут определять основные тенденции в мире.
Еще одним следствием кризиса для Калининградской области стало сокращение возможностей федерального бюджета и вслед за ним сокращение федерального финансирования региональных проектов. Баланс бюджета Правительства Российской Федерации в I квартале 2008 года - IV квартале 2010 года в процентах от ВВП представлен в таблице 55.
Баланс бюджета Правительства
Российской Федерации в I квартале 2008 года - IV квартале 2010 года, % ВВП
Таблица 55
N п/п |
Год |
Кварталы |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2008 |
11,2 |
10 |
12,2 |
-13,3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
2009 |
2,7 |
-8,6 |
-3,5 |
-13,6 |
3 |
2010 |
2,5 |
0,3 |
-1,4 |
-14,0 |
Это поставило под вопрос ранее осуществлявшуюся стратегию регионального управления, ориентированную на федеральные бюджетные инвестиции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.