Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Базовый сценарий (основная концепция)
социально-экономического развития Калининградской области
110. Под сценарием понимается проведение Правительством Калининградской области определенного курса действий, включающего как комплекс мероприятий по модернизации всех сфер жизни, так и осуществление финансовой и нормативно-правовой поддержки со стороны федерального центра.
111. Основные внешние условия развития Калининградской области включают в себя:
- окончание в 2016 году режима таможенных преференций в соответствии с Законом N 16-ФЗ;
- вступление Российской Федерации в июле 2012 года в ВТО;
- стабилизацию экономического роста в ЕС и улучшение основных тенденций развития мировой экономики.
С учетом приведенных условий возможны три сценария развития Калининградской области.
"Инерционный сценарий". Данный сценарий опирается на сохранение действующих тенденций развития экономики Калининградской области и традиционное развитие таких секторов, как оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство.
В этом сценарии структура приоритетов останется преимущественно отраслевой. Лидеры "транзитной экономики" те же, что и сейчас: преобладание импортных операций, отрасли, "выросшие" на таможенных преференциях (автосборочные производства, пищевая промышленность, включая рыбную переработку, сборка бытовой электроники, мебельная промышленность и т.д.). Будет идти умеренное совершенствование инфраструктур (транспортной и энергетической), но без существенных прорывов, позволяющих реализовать крупные проекты на европейском или российском рынках. При сохранении относительно стабильной ситуации в Балтийском регионе можно прогнозировать умеренный экономический рост в 4-5% на ближайшие 2 - 3 года.
Сложившаяся модель экономики, ориентированная на импортозамещение на основе конкуренции на таможенных издержках с низкой долей добавленной стоимости (не более 20% в основных отраслях промышленного производства), а также на отсутствие значительных запасов сырья, обусловила то, что предприятия существующей региональной экономики не строят долгосрочные планы развития, формируют при таком сценарии уклон на сборочные производства, не могут обеспечить качественные рабочие места и рост заработной платы. Таким образом, ВРП на душу населения в настоящее время составляет примерно две трети от среднероссийского значения.
Еще сильнее ситуация отставания экономики Калининградской области от среднероссийской, а также от экономик сопредельных стран проявится в условиях вступления Российской Федерации в Таможенный Союз и ВТО.
"Активный сценарий" опирается на активные действия руководства Калининградской области, сохранение благоприятной экономической конъюнктуры, постепенное увеличение локализации действующих производств.
Оценка ежегодного прироста ВРП основана на текущих результатах и тенденциях развития отраслей экономики Калининградской области, а также на ряде принятых в рамках "активного сценария" допущений, таких как:
- увеличение темпов производства в секторе обрабатывающих производств в связи с началом функционирования в 2014 году промышленных зон в муниципальных образованиях Калининградской области;
- увеличение объемов работ по виду деятельности "Строительство" в связи с началом строительных работ на объектах Чемпионата мира по футболу 2018 года;
- увеличение оборотов розничной торговли и платных услуг населению с учетом кумулятивного эффекта от развития малого и среднего предпринимательства в секторах торговли и оказания услуг населению в условиях значительного роста количества туристов, посещающих Калининградскую область;
- успешная реализация крупных инвестиционных проектов в промышленности, строительстве, транспортном, энергетическом комплексах, в том числе реализуемых резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области, а также окончание строительства Балтийской АЭС.
Реализация "активного сценария" предполагает осуществление структурной модернизации отраслей экономики Калининградской области. В целях перехода к "активному сценарию" инновационного социально ориентированного развития руководство Калининградской области в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:
- создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
- снижение административных барьеров в экономике, превращение Калининградской области в регион с низким уровнем коррупции;
- формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики;
- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктур;
- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.
"Проектный амбициозный сценарий". Предлагаемое нововведение состоит в том, чтобы в логике бизнес-проекта рассмотреть не только развитие инвестиционного проекта, но и развитие региональной экономики как таковой. В этом случае проекты регионального развития будут иметь двухслойный характер: в первом слое - забота об инвесторе, во втором - забота о бюджете (бюджетные инвестиции - возврат через налоги (при необходимости можно эту систему вклада-отдачи разделить на федеральный и региональный уровни).
Особенность Калининградской области состоит в том, что она не может построить свою экономику на обеспечении внутреннего спроса, а с 2016 года - и на импортозамещении.
Единственное логичное решение - развертывание предприятий, захватывающих и удерживающих за собой доли мировых рынков. Это специфическое умение в Российской Федерации не очень хорошо освоено даже на уровне предприятий и практически не рассматривается в качестве основы проектов развития региональной экономики. Например, одним из требований такого подхода является надлежащее масштабирование, что ставит руководство Калининградской области перед необходимостью не столько работать со сложившимся положением дел, сколько работать над обеспечением минимально необходимого масштаба экономического проекта. С этой точки зрения управление Калининградской области стоит не столько перед спросом, сколько перед уже сформировавшимся распределением сил (долей рынка) в масштабе всей мировой экономики.
Сама логика новой экономической политики требует не только дальнейшего развертывания, накопления надлежащих компетенций, но и поиска финансов.
В реалиях Российской Федерации 2012 года развертывание такой политики может рассматриваться как способ конвертации нефтегазовых (сырьевых) доходов в несырьевые с попутным решением региональных проблем и формированием долгосрочной устойчивости региональных экономик Российской Федерации. Таким образом, "проектный амбициозный сценарий" предполагает не только осуществление активных действий со стороны руководства Калининградской области, но и обеспечение финансовой поддержки претворения в жизнь калининградских инициатив со стороны федерального центра, а также формирование новой законодательной базы, опирающейся на разработку нового закона о Калининградской области.
Данный закон должен создать правовой режим, отвечающий требованиям дальнейшего развития Российской Федерации, которые с учетом специфики Калининградской области могут быть в полном объеме введены на ее территории как в пилотном регионе.
Развитие Калининградской области невозможно без серьезной перестройки областной экономики. Новая модель экономики Калининградской области строится на отказе от преференций и компенсаций. Базовыми приоритетами должны стать развитие и увеличение объема внутреннего рынка, что особенно важно для Калининградской области, у которой выход за пределы внутреннего рынка всегда связан с преодолением государственных границ, использование объективных конкурентных преимуществ, например, таких как запасы янтаря, географическое положение и климат, включение в мировое разделение труда, которое изначально ориентирует на уровень и объемы производства, достаточные для преодоления входных барьеров.
Проведенная предварительная работа по анализу ключевых экономических показателей Калининградской области, диагностике секторов экономики, оценке конкурентоспособности Калининградской области, в том числе с учетом тенденций развития российской, европейской и мировой экономики, привела к определению первых приоритетных направлений развития Калининградской области:
- туристская отрасль с развитием сильного сектора лечебно-оздоровительных услуг, экологически чистого сельского хозяйства, рыбопромышленного комплекса и аквакультуры;
- янтарно-ювелирный кластер;
- сектор информационных технологий, опирающийся на привлечение в Калининградскую область высококвалифицированных специалистов, всестороннее развитие БФУ им. И. Канта, формирование в Калининградской области международного образовательного центра;
- дальнейшее развитие традиционно сложившихся на территории Калининградской области отраслей промышленности, в приоритетном порядке машиностроения, прежде всего автомобилестроения и судостроения, в том числе путем создания промышленных площадок.
Практическим подходом в условиях реализации "проектного амбициозного сценария" является метод создания якорных проектов в приоритетных секторах и последовательное формирование локальных территориальных кластеров вокруг них. Реализация "проектного амбициозного сценария" позволит обеспечить темпы экономического роста, достаточные для достижения индикативных показателей, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Таким образом, именно данный сценарий выбирается в качестве базового и руководство Калининградской области будет прилагать все необходимые усилия для его реализации.
112. Перечень прогнозных значений основных социально-экономических показателей развития Калининградской области на период до 2020 года по всем трем сценариям представлен в таблице 59.
Целевые показатели
социально-экономического развития Калининградской области на период до 2020 года
Таблица 59
N п/п |
Показатель |
Сценарий |
Годы |
|||||||||||
2009 базовый |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 базовый |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Показатели экономического развития | ||||||||||||||
1 |
ВРП на душу населения (в тыс. рублей в текущих ценах) |
инерционный |
180,8 |
207,2 |
240,6 |
268,8 |
298,5 |
329,5 |
361,3 |
319,4 |
360,6 |
391,3 |
441,2 |
474,2 |
активный |
269,9 |
300,7 |
333,6 |
365,5 |
382,3 |
434,6 |
468,4 |
527,1 |
576,4 |
|||||
амбициозный |
271,2 |
313,9 |
362,1 |
416,5 |
477,6 |
563,2 |
656,2 |
770,5 |
900,0 |
|||||
2 |
Индекс физического объема ВРП (процент к предыдущему году в сопоставимых ценах) |
инерционный |
91,5 |
107,6 |
108 |
105,8 |
105,5 |
105,0 |
104,5 |
84,0 |
107,0 |
103,0 |
107,0 |
102,0 |
активный |
106,5 |
106,2 |
106,0 |
105,0 |
100,3 |
109,0 |
103,5 |
108,0 |
105,0 |
|||||
амбициозный |
107,0 |
111,0 |
111,5 |
111,5 |
111,5 |
115,0 |
114,0 |
115,0 |
114,5 |
|||||
3 |
Индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
95,3 |
117,0 |
118,0 |
105,6 |
103,9 |
103,9 |
101,8 |
76,4 |
110,9 |
102,1 |
109,9 |
102,8 |
активный |
106,7 |
105,9 |
104,8 |
103,3 |
99,6 |
118,4 |
105,8 |
112,2 |
105,8 |
|||||
амбициозный |
111,5 |
111,5 |
110,0 |
109,6 |
110,1 |
125,1 |
111,1 |
117,4 |
111,1 |
|||||
4 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
78,8 |
84,5 |
114,5 |
102,0 |
103,0 |
95,0 |
94,0 |
90,0 |
102,0 |
106,0 |
88,0 |
103,0 |
активный |
106,0 |
108,0 |
105,0 |
104,5 |
103,0 |
112,0 |
110,0 |
94,0 |
105,0 |
|||||
амбициозный |
120,0 |
125,0 |
112,0 |
112,0 |
113,0 |
115,0 |
115,0 |
111,0 |
111,0 |
|||||
5 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
112,9 |
100 |
100,1 |
106,6 |
107,2 |
106,8 |
106,5 |
105,5 |
105,0 |
104,5 |
104,8 |
104,2 |
активный |
129,4 |
108,0 |
108,3 |
107,0 |
106,5 |
106,0 |
105,8 |
105,2 |
105,0 |
|||||
амбициозный |
132 |
116,0 |
116,5 |
117,0 |
115,0 |
116,0 |
116,5 |
116,0 |
116,0 |
|||||
6 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" (в процентах к предыдущему году) |
3 сценария |
101,2 |
92,9 |
96,6 |
93,9 |
95,5 |
97,5 |
97,2 |
98,2 |
98,3 |
98,4 |
98,5 |
98,6 |
7 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
93 |
131,5 |
118,8 |
106,6 |
104,9 |
104,9 |
102,1 |
68,0 |
95,0 |
103,0 |
104,0 |
104,0 |
активный |
108,0 |
107,5 |
106,0 |
104,0 |
99,0 |
105,0 |
108,0 |
107,0 |
108,0 |
|||||
амбициозный |
113,0 |
114,5 |
112,5 |
112,5 |
109,0 |
108,0 |
110,5 |
112,0 |
116,0 |
|||||
8 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (в процентах к предыдущему году) |
3 сценария |
94,30 |
111,00 |
166,8 |
107,0 |
105,0 |
104,0 |
104,0 |
105,0 |
200,0 |
102,0 |
150,0 |
102,0 |
9 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" (в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
88,1 |
80,6 |
111,5 |
105,0 |
105,0 |
106,0 |
103,0 |
100,0 |
105,0 |
107,0 |
98,0 |
99,0 |
активный |
109,0 |
108,0 |
108,0 |
110,0 |
110,0 |
112,0 |
108,0 |
100,0 |
101,0 |
|||||
амбициозный |
109,0 |
126,0 |
127,0 |
128,0 |
128,0 |
130,0 |
130,0 |
120,0 |
120,0 |
|||||
10 |
Производительность труда одного занятого в экономике в долл. США по ППС в ценах 2011 года (ВРП/количество занятых) |
инерционный |
20679 |
20743 |
20956 |
22169 |
23336 |
24460 |
25541 |
24374 |
25949 |
26740 |
28628 |
29156 |
активный |
22027 |
23204 |
24385 |
25328 |
25488 |
27476 |
28261 |
30164 |
31335 |
|||||
амбициозный |
22270 |
24382 |
26655 |
29082 |
31764 |
35671 |
39585 |
44272 |
49258 |
|||||
11 |
Оборот розничной торговли (в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
101,5 |
98,2 |
102,0 |
99,5 |
100,7 |
99,4 |
101,1 |
95,6 |
96,6 |
97,4 |
98,1 |
96,5 |
активный |
105,0 |
105,3 |
106,0 |
102,5 |
101,1 |
105,0 |
116,0 |
100,2 |
105,0 |
|||||
амбициозный |
108,5 |
112,8 |
113,2 |
116,0 |
115,0 |
116,0 |
137,0 |
113,0 |
116,0 |
|||||
12 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) |
инерционный |
115,2 |
108,0 |
105,7 |
105,7 |
105,3 |
105,0 |
104,7 |
106,7 |
105,5 |
105,3 |
105,5 |
105,2 |
активный |
105,7 |
105,2 |
105,0 |
104,4 |
104,2 |
104,2 |
104,1 |
103,8 |
103,7 |
|||||
амбициозный |
105,7 |
105,2 |
105,0 |
104,4 |
104,2 |
104,0 |
103,7 |
103,3 |
103,0 |
|||||
Показатели социального развития | ||||||||||||||
13 |
Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, руб. |
инерционный |
16048 |
18455 |
20448 |
21720 |
23250 |
24500 |
26200 |
27000 |
27800 |
28800 |
30120 |
30900 |
активный |
22565 |
24803 |
27159 |
29373 |
30286 |
33936 |
36107 |
40087 |
43270 |
|||||
амбициозный |
22890 |
26297 |
30289 |
34786 |
39872 |
47137 |
55240 |
65305 |
76868 |
|||||
14 |
Реальная заработная плата (в процентах к предыдущему году) |
инерционный |
93,0 |
107,0 |
100,7 |
100,5 |
101,7 |
100,4 |
102,1 |
96,6 |
97,6 |
98,4 |
99,1 |
97,5 |
активный |
104,4 |
104,4 |
104,3 |
103,3 |
98,7 |
107,4 |
101,8 |
106,5 |
103,8 |
|||||
амбициозный |
105,9 |
109,2 |
109,7 |
110,0 |
110,0 |
114,5 |
112,6 |
115,0 |
113,0 |
|||||
15 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению) |
инерционный |
13,3 |
12,6 |
13,0 |
12,9 |
12,6 |
12,4 |
13,1 |
15,7 |
15,2 |
14,9 |
14,6 |
14,3 |
активный |
12,7 |
12,1 |
11,6 |
11,2 |
11,4 |
10,5 |
10,4 |
9,7 |
9,3 |
|||||
амбициозный |
12,3 |
11,5 |
11,2 |
10,9 |
10,5 |
9,7 |
8,2 |
7,1 |
6,0 |
|||||
16 |
Соотношение дохода 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения (децильный коэффициент) |
инерционный |
12,00 |
12,10 |
11,00 |
10,90 |
10,95 |
11 |
11,3 |
12,8 |
11,9 |
11,7 |
11,6 |
11,4 |
активный |
10,9 |
10,8 |
10,7 |
10,6 |
10,8 |
10,6 |
10,4 |
10,2 |
10,0 |
|||||
амбициозный |
10,6 |
10,3 |
10,1 |
10,0 |
9,5 |
9,1 |
8,7 |
8,4 |
7,9 |
|||||
17 |
Уровень безработицы (в процентах) по методике МОТ |
инерционный |
10,7 |
9,7 |
9,2 |
9,5 |
9,5 |
9,8 |
10,0 |
22,0 |
21,4 |
21,0 |
20,5 |
20,0 |
активный |
8,2 |
7,9 |
7,4 |
7,2 |
6,9 |
6,8 |
6,7 |
6,5 |
6,0 |
|||||
амбициозный |
7,3 |
6,4 |
5,5 |
3,9 |
3,7 |
3,4 |
3,2 |
2,9 |
2,5 |
|||||
18 |
Численность населения (среднегодовая), тыс. человек |
инерционный |
937,6 |
941,5 |
944,3 |
945,1 |
947,2 |
948,9 |
949,6 |
945,6 |
939,1 |
934,2 |
929,2 |
924,0 |
активный |
946,4 |
951,7 |
957,6 |
963,7 |
968,4 |
973,2 |
979,3 |
985,1 |
991,2 |
|||||
амбициозный |
946 |
957 |
975 |
992 |
1011 |
1033 |
1059 |
1087 |
1117 |
|||||
19 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
инерционный |
67,67 |
69 |
69,2 |
68,0 |
68,0 |
67,8 |
67,5 |
67,3 |
67,0 |
66,8 |
66,5 |
66,0 |
активный |
68,0 |
68,1 |
68,2 |
68,2 |
68,3 |
68,7 |
69,1 |
69,5 |
70,0 |
|||||
амбициозный |
69,7 |
70,1 |
70,6 |
71 |
71,8 |
72,9 |
74,1 |
75,5 |
76,3 |
|||||
20 |
Относительная рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения) |
инерционный |
11,5 |
11,4 |
11,8 |
11,5 |
11,3 |
11,0 |
10,8 |
10,6 |
10,4 |
10,2 |
10,0 |
9,8 |
активный |
11,9 |
12,4 |
12,6 |
12,5 |
12,6 |
12,7 |
12,6 |
12,5 |
12,6 |
|||||
амбициозный |
12,1 |
12,6 |
13,0 |
13,4 |
13,7 |
13,8 |
14,0 |
14,1 |
14,3 |
|||||
21 |
Относительная смертность населения (число умерших на 1000 человек населения) |
инерционный |
14,6 |
14,2 |
13,3 |
13,0 |
12,8 |
12,7 |
12,8 |
13,0 |
13,2 |
13,4 |
13,6 |
14,0 |
активный |
12,8 |
12,8 |
12,5 |
12,4 |
12,3 |
12,4 |
12,4 |
12,3 |
12,2 |
|||||
амбициозный |
13,0 |
12,7 |
12,5 |
12,4 |
12,3 |
12,1 |
12,0 |
11,8 |
11,5 |
|||||
22 |
Естественный прирост (убыль) населения, человек на 1000 жителей |
инерционный |
-3,1 |
-2,8 |
-1,5 |
-1,5 |
-1,5 |
-1,7 |
-2,0 |
-2,4 |
-2,8 |
-3,2 |
-3,6 |
-4,2 |
активный |
-0,9 |
-0,4 |
+0,1 |
+0,1 |
+0,3 |
+0,3 |
+0,2 |
+0,2 |
+0,4 |
|||||
амбициозный |
-0,9 |
-0,1 |
0,5 |
1,0 |
1,4 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,8 |
|||||
23 |
Младенческая смертность (на 1000 детей, родившихся живыми) |
инерционный |
7,10 |
4,47 |
4,5 |
4,8 |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
активный |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
|||||
амбициозный |
4,4 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,8 |
3,6 |
3,4 |
3,2 |
3,0 |
|||||
24 |
Коэффициент миграционного прироста (на 1000 среднегодового населения) |
инерционный |
+3,6 |
+3,5 |
+6,8 |
+4 |
+3,5 |
+3,2 |
+2 |
-6 |
-2,5 |
-2 |
-1,8 |
-1,6 |
активный |
+6,2 |
+6,3 |
+6,4 |
+6,2 |
+3 |
+6,5 |
+5,5 |
+5,8 |
+6 |
|||||
амбициозный |
+6,2 |
+18,2 |
+17,1 |
+17,2 |
+18,1 |
+23 |
+24 |
+24,5 |
+25 |
|||||
25 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
инерционный |
607 |
525 |
545 |
540 |
500 |
410 |
350 |
300 |
280 |
250 |
200 |
180 |
активный |
580 |
600 |
620 |
640 |
600 |
620 |
640 |
660 |
700 |
|||||
амбициозный |
580 |
650 |
720 |
800 |
940 |
1020 |
1150 |
1250 |
1380 |
|||||
26 |
Общая площадь жилых помещений в среднем на 1 жителя, кв. м |
инерционный |
23,0 |
23,6 |
24,1 |
24,6 |
25,1 |
25,5 |
25,9 |
26,3 |
26,8 |
27,2 |
27,5 |
27,9 |
активный |
24,7 |
25,0 |
25,2 |
25,4 |
25,5 |
25,7 |
25,8 |
25,9 |
26,0 |
|||||
амбициозный |
24,6 |
25,0 |
25,3 |
25,7 |
26,2 |
26,6 |
27,0 |
27,5 |
28,0 |
|||||
27 |
Количество туристов, посетивших область, млн. человек |
инерционный |
0,39 |
0,42 |
0,45 |
0,53 |
0,59 |
0,65 |
0,73 |
0,84 |
0,94 |
1,06 |
1,00 |
1,10 |
активный |
0,53 |
0,8 |
1,25 |
1,75 |
2,00 |
2,25 |
2,47 |
2,30 |
2,55 |
|||||
амбициозный |
0,54 |
1,0 |
1,5 |
2,2 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.