Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Федеральная программа развития Калининградской области на период
до 2020 года. Программа социально-экономического развития
Калининградской области, целевые программы Калининградской области
195. Стратегия закрепляет систему представлений об основных целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики органов государственной власти Калининградской области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу. Реализация Стратегии заключается в скоординированной деятельности по осуществлению проектов и мероприятий, намеченных в рамках Стратегии, субъектов областного развития, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население.
Реализация Стратегии рассчитана на 20 лет (2012-2031 годы) и во многом зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия органов государственной власти Калининградской области. Для этого будет создан действенный механизм ее реализации, обеспечивающий "баланс интересов", скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.
196. Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая и социальная политика органов государственной власти Калининградской области, базирующиеся на системном стратегическом планировании развития экономики и социальной сферы Калининградской области, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий. Система стратегического планирования развития Калининградской области основывается на программно-целевых, проектных методах управления, методах территориального планирования, прогнозирования социально-экономического развития.
В настоящее время федеральная поддержка социально-экономического развития Калининградской области осуществляется в рамках ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 года, других федеральных целевых программ, которыми предусмотрено решение конкретных задач на территории Калининградской области, а также непрограммной части федеральных адресных инвестиционных программ.
ФЦП была разработана в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 года N 11 (раздел II) и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2001 года N 866. Осуществление программных мероприятий предусмотрено в 2 этапа: первый этап - 2002-2005 годы, второй этап - 2006-2015 годы.
Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе и сокращение разрыва между качеством и уровнем жизни в Калининградской области и качеством и уровнем жизни в сопредельных странах являются взаимосвязанными и взаимоподдерживающими целевыми установками Стратегии.
Такие федеральные целевые программы, как "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", "Жилище" на 2011-2015 годы и др., включают основные комплексы мероприятий по соответствующим направлениям, а проекты, включенные в ФЦП, позволяют связать мероприятия в единую систему, направленную на развитие Калининградской области.
Сами по себе географическое положение, климат, наличие запасов янтаря и отдельных организаций в сфере информационных технологий и автомобильной промышленности, потенциальный интерес инвесторов и операторов соответствующих услуг не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития новых секторов экономики Калининградской области.
Реализация проектов развития приоритетных секторов экономики Калининградской области невозможна без создания необходимой инфраструктуры как обеспечивающей (газо-, электро- и водоснабжение, канализационные сети), так и транспортно-логистической (дорожная сеть, порт, аэропорт, пограничные пункты пропусков), без инфраструктуры туристских объектов (восстановление объектов культурного наследия, создание новых культурных объектов, стадион и другие объекты Чемпионата мира по футболу 2018 года), модернизации государственного унитарного предприятия "Калининградский янтарный комбинат", строительства объектов инфраструктуры международного научно-образовательного и внедренческого центра - кампуса БФУ им. И. Канта и создаваемого Балтийского центра программирования, а также инфраструктуры промышленных площадок Калининградской области. Планируемый рост численности населения Калининградской области на более чем 170000 человек до 2020 года за счет переселения специалистов, работающих в приоритетных секторах, потребует дополнительного ускоренного развития социальной инфраструктуры (сеть общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения, инженерные коммуникации и дорожная инфраструктура для участков новой жилой застройки).
Процесс формирования и развития инфраструктуры для индустрии туризма, янтарно-ювелирного производства, информационно-коммуникационных технологий, автомобилестроения в качестве значимых отраслей территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного участия со стороны государства.
На протяжении последнего времени такое участие обеспечивалось как на федеральном, так и на областном и местном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ, в том числе ФЦП. Однако в связи с обособленным и локальным характером реализуемых федеральных и областных мероприятий, эффективность и результативность использования существующих программ ограничена и не может коренным образом положительно изменить ситуацию.
Эти ограничения будут сняты в случае внесения корректив в действующую ФЦП и продления ее реализации до 2020 года с учетом вовлечения в мероприятия ФЦП, как мероприятий, реализуемых в рамках действующей редакции, так и мероприятий прочих федеральных целевых программ, программ субъектов естественных монополий, а также мероприятий нормативно-правового характера.
Это обеспечит комплексный подход к решению первоочередных задач создания необходимой обеспечивающей, транспортно-логистической, социальной инфраструктуры, что создаст условия для реализации якорных проектов и формирования инвестиционной активности в приоритетных секторах.
При этом создание и развитие современных инфраструктурных комплексов через механизмы реализации ФЦП будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития Калининградской области и других субъектов Российской Федерации, а также сопредельных стран, появлению дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Таким образом, реализация ФЦП является наиболее эффективным способом развития инфраструктурного комплекса туристского, янтарно-ювелирного, научно-образовательного, информационного, автомобильного секторов в Калининградской области.
197. ФЦП позволит повысить конкурентоспособность промышленности, сельского хозяйства, что непосредственно отразится на повышении уровня и качества жизни населения Калининградской области, на решении значимых задач социально-экономического развития страны.
В рамках программно-целевого подхода важнейшим этапом развития Калининградской области является корректировка действующих целевых программ Калининградской области и формирование на их основе целевых программ Калининградской области по основным направлениям деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.