Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Развитие государственного управления и гражданского общества
198. Развитие общественных институтов, основанное на взаимном доверии и согласии общества и власти, является одним из необходимых условий развития Калининградской области.
Главным конкурентным ресурсом является человеческий потенциал, вовлеченность населения в процессы развития и модернизации, инновационность поведения, что требует наличия самостоятельных, инициативных, креативных, образованных, информированных граждан. Формирование таких качеств граждан невозможно без повышения их социальной активности, вовлечения граждан в политические процессы, повышения уровня гражданского участия в делах государства.
Однако это потребует привлечения в государственное управление кадров принципиально нового типа, способных работать и сотрудничать с гражданскими объединениями.
Действенному взаимодействию общественных институтов и органов власти поспособствует принятие законов Калининградской области об общественном обсуждении областных законопроектов, о гражданской законодательной инициативе, о депутатских расследованиях, о порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области, об организации регулярной контрольной деятельности Калининградской областной Думы, о наказах и отчетах депутатов областной Калининградской областной Думы, об общественном контроле в Калининградской области.
Цель Стратегии - способствовать развитию общественных инициатив и гражданской ответственности населения с целью решения проблем различных сфер общественной жизни через институты гражданского общества.
199. Предлагаемые приоритеты развития некоммерческого сектора: развитие общественных институтов и развитие конструктивной социальной активности.
Развитие общественных институтов предполагает повышение возможностей участия жителей Калининградской области в управлении (развитие общественного контроля и экспертизы) и повышение экономического ресурса путем обеспечения доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, государственному и муниципальному заказу.
Повышение возможностей участия жителей Калининградской области в управлении включает:
- повышение ответственности государственных и муниципальных служащих за эффективность своей деятельности по защите общественных интересов;
- рост общественной активности, политической и правовой культуры населения;
- восстановление общественного доверия к власти;
- повышение доверия к некоммерческим организациям;
- повышение общественного престижа некоммерческих организаций, добровольчества и благотворительности.
Предлагаемые меры:
- внесение в Устав (Основной Закон) Калининградской области положения о том, что "главной ценностью является человек, его достоинство и свобода", "основным ресурсом развития Калининградской области является частная инициатива граждан";
- обеспечение свободы информации путем запрета государству и государственным организациям владеть средствами массовой информации и долями в них;
- упрощение условий проведения областных референдумов;
- обеспечение в Калининградской области строгого гласного контроля над расходами чиновников, членов их семей, запрет на владение ими бизнесом в любой форме;
- сокращение зоны государственного администрирования, ограничение для власти права требовать от граждан и организаций справок и документов, выдаваемых другими государственными органами;
- введение практики прекращения полномочий судей Калининградской областной Думой, гуманизация уголовно-исполнительной системы;
- разработка модельных регламентов для общественных советов с участием руководителей негосударственных некоммерческих организаций, общественных слушаний по Докладам о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, а также по наиболее актуальным вопросам жизнедеятельности (бюджет, программы социально-экономического развития, социально значимые законопроекты, правовые нормы) и правоприменительной практики, обеспечения стандартов доступности и обязательности представления информации и учета результатов общественного контроля;
- формирование практики обязательных совместных обсуждений официальных и альтернативных отчетов о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- внедрение практик обязательной публичной общественной оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязательного обнародования результатов социологических исследований, проводимых по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- решения, принимаемые на сходах граждан, проводимых в соответствии с законодательством, являются обязательными для органов местного самоуправления;
- содействие повышению квалификации представителей органов власти, представителей некоммерческого сектора по вопросам межсекторного партнерства;
- повышение экономического ресурса путем обеспечения доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, государственному и муниципальному заказу;
- основные направления повышения экономического ресурса путем обеспечения доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, государственному и муниципальному заказу.
Развитие механизмов участия некоммерческих организаций на рынке государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) осуществляется за счет развития механизмов заказа услуг (выполнения работ) и предоставления субсидий негосударственным (немуниципальным) организациям. Некоммерческие организации выступают в роли исполнителей услуг и работ наряду с другими организациями.
Государственные (муниципальные) услуги (выполнение работ) - услуги (выполнение работ), предоставляемые полностью или частично за счет бюджетных средств. Рассматриваются прежде всего услуги (выполнение работ) социального характера - в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта.
Основные направления развития конструктивной социальной активности:
- формирование большей частью общества комплекса ценностей, в том числе ценности доверия, солидарности, добродетельности, культурного многообразия, уважения принципов демократии и прав человека;
- пропаганда позитивного опыта общественно-полезной деятельности, лучших социальных практик, "новых героев" социального развития Калининградской области; повышение общественной поддержки некоммерческих, в том числе благотворительных организаций;
- создание системы информационной поддержки развития гражданского общества;
- поддержка деятельности в области гражданского образования и просвещения граждан, повышения культуры коллективного действия; организация курсов гражданского демократического образования;
- поддержка и стимулирование развития добровольчества, волонтерства и благотворительности, повышение мотивации к гражданскому участию, социальной активности и коллективному действию, стимулирование самоорганизации граждан для решения значимых социальных проблем;
- развитие кооперации, различных форм сотрудничества внутри некоммерческого сектора, обобщение положительного опыта работы;
- материальная и организационная поддержка некоммерческих организаций;
- повышение кадрового потенциала общественного сектора, стимулирование притока квалифицированных кадров в общественный сектор из сферы государственного управления и бизнеса;
- создание электронных площадок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обсуждения и выработки предложений, решений по социально значимым темам;
- развитие инновационного поведения и инновационной культуры общества.
200. Показатели эффективности:
1) увеличение доли граждан, разделяющих общий комплекс ценностей доверия, солидарности, добродетельности, культурного разнообразия продуктивной культуры, уважения принципов демократии и прав человека;
2) увеличение доли граждан, знающих о деятельности некоммерческих организаций и доверяющих некоммерческим организациям, в том числе общественным объединениям (по данным социологических опросов);
3) увеличение доли граждан, участвующих в благотворительной и волонтерской деятельности (по данным социологических опросов);
4) увеличение доли граждан, участвующих в деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, и в качестве постоянных членов и сотрудников (по данным социологических опросов);
5) рост числа граждан, прошедших обучение в рамках различных программ;
6) увеличение числа организаций, могущих быть отнесенными к социально-ориентированным некоммерческими организациями, социальному предпринимательству;
7) рост доходов (в том числе за счет государственных субсидий) некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений;
8) увеличение доли расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) негосударственными (немуниципальными) организациями в общем объеме расходов на финансирование государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) за счет бюджетных средств;
9) увеличение доли услуг, работ, товаров, предоставляемых населению за счет бюджетных средств с применением целевых потребительских субсидий, в общем объеме услуг, работ, товаров, предоставляемых населению за счет бюджетных средств;
10) увеличение доли бюджетных средств, переданных путем размещения государственного (муниципального) заказа и с помощью механизма субсидий, в совокупных доходах некоммерческих организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.