Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. "Повестка дня" 2005-2008 годов, итоги
73. В связи с исчерпанием возможностей, созданных политической ситуацией в предыдущем периоде, естественным выглядит и пересмотр взглядов на принципы и стратегию развития Калининградской области.
На федеральном уровне изменения политических условий вокруг Калининградской области стали очевидными к началу 2000-х годов, когда реформированию подвергся ключевой механизм управления развитием Калининградской области - Особая экономическая зона. В 2006 году вступил в силу Закон N 16-ФЗ, который гарантировал полное освобождение инвесторов в экономику Калининградской области от налогов на имущество и на прибыль (как в региональной, так и в федеральной его части) на первые шесть лет реализации инвестиционного проекта. Следующие шесть лет инвестор сможет платить налог по ставке 12%. В течение 10 лет инвесторы смогут выбирать между действующей системой льгот и новой. Через 10 лет таможенные льготы предполагается полностью отменить.
74. Помимо двух режимов Особой экономической зоны (таможенного и налогового) появился еще один канал развития региона Российской Федерации - участие в распределении нефтегазовых доходов, что повлияло на существенное увеличение объемов государственных субсидий в экономику Калининградской области.
Проведя в 2001-2004 годах комплекс реформ разной направленности и оказавшись на гребне волны мировой конъюнктуры цен на энергоносители, Российская Федерация к 2005 году оказалась в ситуации профицитного бюджета, растущих золотовалютных резервов и возможности ставить перед собой средне- и долгосрочные задачи развития.
75. В 2000-2008 годах в экономике России наблюдается положительная динамика макроэкономических показателей:
1) рост ВВП (7,8% ежегодно) промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения;
2) численность населения, живущего за чертой бедности, сокращается с 29% в 2000 году до 13% в 2007 году;
3) уровень инфляции снижается с 25% до 12%;
4) рост средней заработной платы с 1830 рублей до 15000 рублей;
5) увеличение объема экспорта со 105 млрд долларов США в год (в 2000 году) до 500 млрд долларов США в 2008 году;
6) увеличение иностранных инвестиций в экономику России почти в 10 раз.
76. Уверенный, стабильный рост макроэкономических показателей, с одной стороны, был связан с тем, что в 2000-е годы в России был проведен ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002 год), банковская (2001-2004 годы), монетизация льгот (2005 год), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. С другой стороны, рост экономики России в этот период был обусловлен тенденциями мировой экономики, а именно: ростом цен на нефть.
Цена барреля за рассматриваемый период выросла более чем в 5 раз. Кроме этого, объем добываемой нефти вырос в полтора раза (с 328 млн тонн в 2000 году до 424 млн. тонн в 2008 году).
В 2000-2008 годах нефть дорожала на 25-30 процентов в год, а экономика России росла в среднем на 8 процентов. Эксперты отмечают, что подорожание нефти на 10 процентов ускоряет рост экономики России на 0,9 процентного пункта в течение 12 месяцев.
77. Кроме устойчивого роста макроэкономических показателей, также наблюдались следующие характерные особенности:
- изменение структуры экспорта в сторону увеличения количества экспортируемого сырья, то есть, если в 2000 году в общем объеме экспорта минеральные ресурсы составляли 54%, то в 2006 году - уже 66%; также уменьшалась доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта (с 9% до 5,8%);
- рост степени социального расслоения населения (увеличение разрыва между доходами самых богатых и самых бедных граждан Российской Федерации).
Растущие возможности федерального бюджета в середине 2000-х годов позволили осуществлять дофинансирование, преобразование и развитие бюджетных отраслей (прежде всего, национальных проектов), эксперименты в области модернизации экономики (государственные корпорации). Поскольку большая часть социальных расходов относилась к полномочиям субъектов Российской Федерации, часть роста доходов консолидированного бюджета Российской Федерации перенаправлялась в субъекты Российской Федерации.
78. В 2005-2008 годах Калининградская область активно участвовала в распределении возрастающих доходов страны по нескольким направлениям, которые были успешно реализованы Правительством Калининградской области того периода:
1) финансирование из федерального бюджета, связанное с реформированием общественных секторов и стимулированием субъектов Российской Федерации к реализации государственной политики; субсидии из федерального бюджета выросли с 2005 по 2008 год более чем в 4 раза, что отражено в таблице 49:
Доходы бюджета Калининградской области и объем субсидий из федерального бюджета в 2005-2008 годах
Таблица 49
N п/п |
Показатель |
Годы |
|
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
||
1 |
Доходы без субвенции |
10420 |
14649 |
19103 |
26458 |
|
2 |
Субсидии |
2044 |
2769 |
4019 |
8405 |
|
2) локализация распределенных нефтегазовых доходов, прежде всего за счет роста рынка недвижимости и земли (в первую очередь как спекулятивных форм капиталовложений).
79. Стоимость цен на жилье выросла за период с 2005 по 2008 год в 3 раза. В таблице 50 отражена динамика показателей строительного комплекса.
Динамика показателей
строительного комплекса и цен на жилье в 2005-2008 годы, рублей
Таблица 50
N п/п |
Показатель |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
Цены на жилье на первичном рынке |
15740,47 |
18905,47 |
37842,65 |
44204,72 |
2 |
Цены на жилье на вторичном рынке |
13402,54 |
16697,53 |
25552,89 |
39170,05 |
3 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. м |
266 |
501 |
751 |
800 |
4 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн руб. |
9582 |
19011 |
20758 |
24525 |
5 |
Объем выпуска строительных материалов, млн руб. |
3500 |
4200 |
6500 |
6600 |
80. Поступления арендных платежей за землю и земельного налога в тот же период выросли более чем в 3 раза (таблица 51).
Поступления платежей за землю за 2005-2008 годы, млн. рублей
Таблица 51
N п/п |
Показатель |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
Арендная плата |
313,8 |
845,3 |
1088,35 |
905 |
2 |
Налог на землю |
107,7 |
193,7 |
323,1 |
346,4 |
81. К 2008 году по производству целого ряда товарных позиций Калининградская область занимала ведущее место в экономике Российской Федерации. Были сформированы новые, успешно развивающиеся отрасли: электронная, автомобилестроительная, пищевая, мебельная.
82. Валовая продукция, промышленное производство за последние годы росли в Калининградской области темпами, существенно превышавшими среднероссийские (таблица 52). Кроме того, до 2009 года отмечены высокие темпы роста инвестиций в основной капитал.
Динамика роста экономики Калининградской области в 2005-2008 годы
(в % к предыдущему году)
Таблица 52
N п/п |
Показатель |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
Индекс физического объема ВРП |
103,6 |
115,3 |
119,9 |
104,7 |
2 |
Индекс промышленного производства |
127,4 |
166,6 |
134,8 |
104,3 |
3 |
Инвестиции в основной капитал |
29958,5 |
32595,6 |
46191,6 |
70812 |
83. Рост экономики способствовал увеличению налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что показано в таблице 53.
Налоговые и неналоговые доходы
областного бюджета Калининградской области в 2005-2008 годах, млн руб.
Таблица 53
N п/п |
Показатель |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
7536,1 |
9598,1 |
11522,2 |
14952,8 |
84. За счет сочетания мировой конъюнктуры, реализации федеральной политики и умелого включения в нее со стороны органов государственной власти Калининградской области Калининградская область из "особого" превратилась в рядовой регион Российской Федерации, который старался обеспечивать свое опережающее развитие за счет активного участия в финансируемых федеральных проектах и программах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.