Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общая оценка ситуации
10. Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория Калининградской области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% - жители города).
Калининградская область - территория, уникальная по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. При этом, Калининградская область является самым западным субъектом Российской Федерации и наиболее близким к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.
11. Калининградская область - свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации.
До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), предусматривавшим для всех хозяйствующих субъектов Калининградской области существенные таможенные льготы.
Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех организаций промышленности и торговли Калининградской области существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении "Калининградская область - остальная часть Российской Федерации", а также обратно, через территории Литвы и Беларуси, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.
Недостатком Особой экономической зоны в Калининградской области является отсутствие долгосрочных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих таможенные и налоговые процедуры.
Таким образом, затруднен товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение Калининградской области в межрегиональное разделение труда.
В 2006 году был принят Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем отдельные положения Закона N 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года.
В соответствии с логикой Закона N 16-ФЗ в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости организаций, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом организации, использующие режим таможенных преференций в рамках Закона N 13-ФЗ, должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.
12. Калининградская область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.
13. Развитие территории Калининградской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила еще более глубокий социально-экономический спад, чем другие субъекты Российской Федерации. Серьезным рубежом в развитии экономики Калининградской области стал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.
14. На сегодняшний день экономика Калининградской области полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, - 8%.
Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.
В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.
15. Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует в общих чертах стабильное развитие Калининградской области. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям социально-экономического развития между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также между Калининградской областью и европейскими странами (данные отражены в таблице 1). При этом целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Калининградской области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.
Относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике Калининградской области.
В 2011 году ВРП на душу населения в Калининградской области составлял 240,6 тысячи рублей при среднероссийском уровне 381,8 тысячи рублей, то есть 63 процента от среднероссийского значения.
16. В таблице 2 продемонстрированы изменения доли отдельных отраслей экономики Калининградской области в структуре ВРП и количестве занятых в экономике, а также изменение производительности труда по секторам экономики и темп роста каждой отрасли в 2005-2011 годах.
Темпы роста валового внутреннего продукта европейских стран,
Российской Федерации и ВРП Калининградской области, в постоянных ценах
(2000=100)
Таблица 1
N п/п |
Страна |
Годы |
|||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Германия |
101 |
101 |
101 |
102 |
103 |
106 |
109 |
110 |
105 |
108 |
2 |
Дания |
101 |
101 |
102 |
104 |
106 |
110 |
112 |
111 |
105 |
108 |
3 |
Латвия |
108 |
115 |
123 |
134 |
148 |
166 |
183 |
175 |
144 |
143 |
4 |
Литва |
107 |
114 |
126 |
135 |
146 |
157 |
172 |
177 |
151 |
153 |
5 |
Нидерланды |
102 |
102 |
102 |
105 |
107 |
110 |
115 |
117 |
112 |
114 |
6 |
Польша |
101 |
103 |
112 |
116 |
124 |
132 |
138 |
141 |
146 |
112 |
7 |
Финляндия |
103 |
104 |
111 |
114 |
119 |
125 |
126 |
116 |
120 |
111 |
8 |
Швеция |
101 |
104 |
111 |
114 |
119 |
123 |
123 |
116 |
123 |
111 |
9 |
Эстония |
108 |
116 |
134 |
146 |
161 |
173 |
166 |
143 |
147 |
134 |
10 |
Россия |
105,1 |
110 |
118 |
126 |
134 |
145 |
158 |
166 |
153 |
159 |
11 |
Калининградская область |
103,2 |
113 |
123,5 |
139 |
144 |
166 |
199 |
208 |
191 |
205,5 |
Показатели
развития секторов экономики Калининградской области в 2005-2011 годах
Таблица 2
N п/п |
Отрасли |
Показатели |
Годы |
||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 оценка |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
1 |
ВРП |
Объем, млн. рублей |
81838 |
103139 |
143928 |
179267 |
169520 |
195063 |
227106 |
темп роста, % |
103,6 |
115,3 |
119,9 |
104,7 |
91,5 |
107,6 |
108,0 |
||
количество занятых, тыс. человек |
446,8 |
464,8 |
475,9 |
475,8 |
458,6 |
471,4 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
183,2 |
221,9 |
302,4 |
376,8 |
369,6 |
413,8 |
нет данных |
||
2 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
темп роста, % |
99,5 |
107,1 |
86,4 |
128,7 |
107,0 |
102,1 |
100,2 |
доля в ВРП, % |
5,9 |
6,5 |
3,7 |
4,8 |
5,8 |
5,1 |
4,8 |
||
доля в общей численности занятых, % |
10,0 |
8,4 |
8,0 |
7,9 |
7,8 |
7,5 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
108,5 |
171,5 |
139,8 |
227,6 |
272,8 |
282,4 |
нет данных |
||
3 |
Рыболовство, рыбоводство |
темп роста, % |
98,4 |
127,8 |
111,9 |
107,0 |
125,2 |
153,8 |
112,3 |
доля в ВРП, % |
2,2 |
2,3 |
1,8 |
1,1 |
1,6 |
2,1 |
2,2 |
||
доля в общей численности занятых, % |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
409,2 |
504,7 |
539,7 |
410,8 |
644,9 |
1091,8 |
нет данных |
||
4 |
Добыча полезных ископаемых |
темп роста, % |
124,2 |
110,1 |
128,8 |
130,3 |
97,1 |
75,3 |
96,6 |
доля в ВРП, % |
14,7 |
12,7 |
12,2 |
8,6 |
7,3 |
5,9 |
5,4 |
||
доля в общей численности занятых, % |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,8 |
0,8 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
4010 |
3969,3 |
5853,1 |
5929,6 |
3534,4 |
3050,1 |
нет данных |
||
5 |
Обрабатывающие производства |
темп роста, % |
83,2 |
101,8 |
126,8 |
119,9 |
77,3 |
113,4 |
109,0 |
доля в ВРП, % |
17,3 |
14,1 |
17,2 |
18,0 |
16,5 |
16,8 |
17,2 |
||
доля в общей численности занятых, % |
15,6 |
20,2 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
18,5 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
203,1 |
154,7 |
260,3 |
338,9 |
305,4 |
376,7 |
нет данных |
||
6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
темп роста, % |
92,5 |
104,2 |
101,1 |
114,5 |
88,0 |
118,5 |
125,0 |
доля в ВРП, % |
2,6 |
2,3 |
2,6 |
2,4 |
2,3 |
2,6 |
3,1 |
||
доля в общей численности занятых, % |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
197 |
209,9 |
334,1 |
387,6 |
350,0 |
465,5 |
нет данных |
||
7 |
Строительство |
темп роста, % |
110,3 |
111,3 |
153,0 |
121,6 |
80,0 |
86,6 |
122,0 |
доля в ВРП, % |
5,6 |
5,5 |
8,8 |
10,1 |
7,7 |
6,5 |
7,4 |
||
доля в общей численности занятых, % |
7,3 |
7,3 |
7,6 |
7,8 |
7,8 |
7,6 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
137,9 |
166,8 |
350,8 |
486,7 |
362,7 |
355,4 |
нет данных |
||
8 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
темп роста, % |
101,5 |
134,0 |
119,9 |
118,4 |
92,6 |
118,5 |
103,0 |
доля в ВРП, % |
17,1 |
19,5 |
17,8 |
19,6 |
20,9 |
21,7 |
20,4 |
||
доля в общей численности занятых, % |
16,5 |
15,9 |
16,1 |
16,4 |
16,5 |
16,9 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
189,9 |
272,9 |
334,0 |
449,3 |
468,0 |
531,3 |
нет данных |
||
9 |
Гостиницы и рестораны |
темп роста, % |
108,2 |
113,2 |
108,3 |
121,2 |
94,1 |
107,6 |
111,0 |
доля в ВРП, % |
1,4 |
1,4 |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
||
доля в общей численности занятых, % |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
2,1 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
111,2 |
152,0 |
168,4 |
169,8 |
174,2 |
188,5 |
нет данных |
||
10 |
Транспорт и связь |
темп роста, % |
125,8 |
109,2 |
102,1 |
121,2 |
75,9 |
142,7 |
107,5 |
доля в ВРП, % |
11,6 |
10,6 |
8,3 |
9,2 |
6,6 |
9,6 |
9,5 |
||
доля в общей численности занятых, % |
10,5 |
9,1 |
9,0 |
9,0 |
8,4 |
8,7 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
202,8 |
258,5 |
279,1 |
383,5 |
288,5 |
458,0 |
нет данных |
||
11 |
Финансовая деятельность |
темп роста, % |
111,8 |
83,1 |
91,3 |
115,5 |
185,2 |
70,2 |
105,0 |
доля в ВРП, % |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
||
доля в общей численности занятых, % |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
42,8 |
30,8 |
20,3 |
22,1 |
42,5 |
32,2 |
нет данных |
||
12 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
темп роста, % |
107,8 |
144,2 |
134,6 |
117,3 |
113,6 |
112,5 |
117,0 |
доля в ВРП, % |
6,5 |
8,2 |
9,1 |
8,5 |
11,5 |
12,3 |
13,4 |
||
доля в общей численности занятых, % |
7,0 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,3 |
8,1 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
170,5 |
257,1 |
388,6 |
453,5 |
580,0 |
626,9 |
нет данных |
||
13 |
Государственное управление и обязательное социальное обеспечение |
темп роста, % |
116,1 |
118,2 |
113,6 |
122,4 |
110,3 |
99,7 |
103,0 |
доля в ВРП, % |
6,4 |
7,8 |
6,9 |
6,8 |
8,0 |
7,5 |
7,2 |
||
доля в общей численности занятых, % |
7,9 |
7,4 |
8,2 |
7,5 |
8,0 |
8,6 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
148 |
232,5 |
254,6 |
343,4 |
373,5 |
362,6 |
нет данных |
||
14 |
Образование |
темп роста, % |
117,5 |
104,5 |
100,9 |
117,6 |
94,4 |
93,6 |
103,0 |
доля в ВРП, % |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3,1 |
3,0 |
||
доля в общей численности занятых, % |
7,3 |
7,2 |
7,0 |
7,1 |
7,0 |
6,9 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
79,3 |
114,3 |
154,7 |
181,4 |
198,3 |
187,1 |
нет данных |
||
15 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
темп роста, % |
105,6 |
102,0 |
104,7 |
125,9 |
94,9 |
94,1 |
105,0 |
доля в ВРП, % |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
4,3 |
4,8 |
4,2 |
4,1 |
||
доля в общей численности занятых, % |
5,8 |
5,8 |
5,7 |
5,8 |
5,8 |
5,6 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
125,9 |
156,0 |
223,1 |
281,3 |
307,0 |
314,0 |
нет данных |
||
16 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
темп роста, % |
67,5 |
148,7 |
264,0 |
112,2 |
87,8 |
66,2 |
103,0 |
доля в ВРП, % |
1,0 |
1,1 |
2,6 |
2,2 |
2,2 |
1,3 |
1,3 |
||
доля в общей численности занятых, % |
3,9 |
3,9 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
4,1 |
нет данных |
||
производительность, тыс. рублей |
46,8 |
62,3 |
204,5 |
216,7 |
217,2 |
134,2 |
нет данных |
17. Вышеприведенные данные показывают, что в Калининградской области в 2006-2011 годах, несмотря на ввод в действие Закона N 16-ФЗ и преобладании среди резидентов Особой экономической зоны предприятий обрабатывающих производств, темп роста обрабатывающей промышленности за этот период был несколько ниже роста ВРП в целом (147,9% и 153,9% соответственно).
18. Лидерами роста по итогам шести лет стали сектора операций с недвижимостью и аренды недвижимости (340,4%), предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (263,7%), оптовой и розничной торговли (215%). При этом резкий рост сектора операций с недвижимостью и аренды недвижимости объясняется широко используемыми в настоящее время схемами оптимизации налогообложения, когда организации, становясь резидентами Особой экономической зоны и получая тем самым налоговые льготы, сдают в аренду свое имущество аффилированным компаниям, имеющим права на беспошлинный ввоз комплектующих на территорию Калининградской области и работающим в режиме сборки в обрабатывающих производствах.
Соответственно, добавленная стоимость в секторе аренды прирастает, а в секторе обрабатывающих производств падает. Этим отчасти можно объяснить крайне низкий уровень добавленной стоимости в секторе производства автомобилей (5,77% от выпуска в 2010 году) и производства электронных устройств для приема и передачи изображения (14,79% в 2010 году). Это объясняет тот факт, что производительность труда в секторе обрабатывающих производств в 2010 году была на 9% ниже среднеобластного уровня.
19. Остаются крайне низкими показатели производительности труда в секторах "Гостиницы и рестораны", "Образование" и "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", где она более чем в 2 раза ниже среднеобластной.
20. Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории Калининградской области, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории Калининградской области.
21. Существенной проблемой Калининградской области является значительная разница в показателях уровня и качества жизни между жителями восточных и западных муниципальных образований Калининградской области, что способствует сокращению сельского населения и населения отдельных населенных пунктов Калининградской области.
22. По-прежнему высока (хотя и сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что представляет угрозу для социальной стабильности и может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.
23. В условиях становления рыночной экономики кардинально новые требования предъявляются к сектору профессионального образования, который должен обеспечивать экономику Калининградской области востребованными квалифицированными высокопроизводительными кадрами. В этой части важнейшим вопросом является установление прямого контакта бизнеса и образовательных учреждений в целях формирования обоснованного заказа на работников тех или иных отраслей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.