Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Базовые социально-экономические процессы в глобальной перспективе
88. В настоящее время можно выделить две позиции в отношении долгосрочных последствий кризиса, которые разворачиваются по двум различным сценариям.
Сценарий "Смена лидера" предполагает, что баланс сил в мировой экономике уже сместился от Запада к Востоку. Дальнейшее развитие - закрепление этой тенденции. Доллар США утратит роль главной резервной валюты, а мировая валютная система станет многополярной. Америка лишится непомерных привилегий в результате утраты доверия инвесторов к экономической политике США. Новая экономическая стратегия Китая, опирающаяся на внутренние источники роста вкупе с плавной либерализацией валютного контроля, приведут к постепенному превращению Китая в двигатель мировой экономики. Эта тенденция вызовет следующие глобальные последствия:
- развитие финансовых систем развивающихся стран, перспективы роста развивающихся экономик выглядят более позитивно с учетом демографии этих стран, урбанизации и т.д., с ростом экономики повышается и ее финансовое наполнение и, соответственно, возможности для финансирования инвестиций;
- удорожание капитала, старение населения стран Запада и снижение нормы сбережений могут привести к тому, что имеющихся сбережений будет недостаточно для покрытия потребностей в инвестициях, что, в свою очередь, спровоцирует рост реальных процентных ставок и удорожание капитала;
- рост спроса на ресурсы, по мере индустриализации Азии спрос на ресурсы в широком смысле (воду, энергоносители, продовольствие) будет неизбежно расти, этому будет также способствовать рост потребления в Азии;
- гонка инноваций, инновационное развитие в Азии будет все более динамичным, ряд развивающихся стран достаточно скоро перейдут к конкуренции с развитыми странами на этой площадке.
Сценарий "Встречный кризис", этот сценарий рассматривает ситуацию в мировой экономике как встречу двух кризисов: кризиса, связанного с вступлением развитыми странами в инновационную стадию развития, и кризиса экспортной модели догоняющего развития, которая поддерживается заниженными курсами и нарастающим притоком инвестиций. Невозможность поддерживать дальнейший рост экономики в рамках этой модели и необходимость переключиться на внутренний рынок является не менее серьезным вызовом для китайской экономики, чем нарастание двойного дефицита США.
Встреча двух кризисов и сохраняющаяся неопределенность по поводу путей выхода из них ведет к затяжной фазе депрессивного развития, при котором темпы роста мировой экономики в течение 5-6 лет будут оставаться на уровне около 2-3%.
89. Поиск путей выхода из кризиса со стороны развитых стран предопределит, с одной стороны переход к политике сдерживания роста потребления, а с другой - усиление позиций этих стран в качестве "экспортеров прогресса" (инновационная экономика). Это, в свою очередь, будет означать торможение роста спроса на продукцию развивающихся стран. На фоне сокращения темпов роста спроса со стороны развитых стран ведущие развивающиеся экономики вынуждены будут перейти к стимулированию внутреннего потребления. Это приведет к значительным изменениям как сальдо в торговле между развитыми и развивающимися экономиками, так и в соотношении мировых валют.
90. Таким образом, базовыми процессами, происходящими в мире, которые учтены при формировании стратегии социально-экономического развития Калининградской области, являются:
- стагнация как фиксация перехода от длительной фазы динамичного роста к фазе стабилизации объемов рынков, основным следствием такой смены эпох становится смена целей и содержания социально-экономической активности; сокращение объема свободного капитала, главным будет не расширение, а удержание за собой доли рынка; не быстрое разворачивание успешных видов производств, а их усложнение и поддержание конкурентоспособного уровня технологий и качества продукции, удержание за территорией полнособранных видов деятельности; замедление темпов научно-технического прогресса и отсутствие очевидных новых отраслей, способных обеспечить рывок производительности труда, заставляют обратить внимание на укрепление позиций на существующих рынках, в мировом разделении труда; в общественной сфере стагнация будет означать снижение роли дефицита и эмиссии в стимулировании экономического роста, необходимость "жить по средствам";
- "новая индустриализация" как процесс, обратный развивавшемуся последние два десятка лет процессу аутсорсинга (переноса) производственных цепочек в страны с низкими издержками и финансовому капитализму и эмиссионной экономике, необходимость обеспечения территории экономической устойчивостью требует от стран снова собрать в своих руках всю цепочку от научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) и маркетинга до производства и реализации конечного продукта, обесценивание финансовых активов повышает ценность материального производства, главной движущей силой опять станет промышленный сектор, источниками роста станут следующие сектора: биотехнологии, новые материалы (включая нанотехнологии), новые когнитивные технологии (технологизация мышления);
- сектор творческих индустрий (далее - ТИ) - тот сектор экономики, который непосредственно зарабатывает деньги посредством творчества, к данному сектору относятся такие отрасли как кино-, видео-, фото-, музыкальная и звуко- индустрия, дизайн (графический, средовой, архитектурный, одежды, мебели и др.), модная, событийная, клубная индустрии, медиа (издательская деятельность), реклама, сувениры, компьютерные игры и др.
Несмотря на то, что доля этого сектора в экономике не превышает 3-5%, он играет важную роль в развитии сервисной экономики, которая связана с тенденциями увеличения свободного времени у людей. По предварительным итогам анализа ТИ в Калининградской области можно говорить о следующих развитых направлениях:
- компьютерные игры (гейм-девелопмент);
- событийная индустрия (фестивали, мероприятия музеев, библиотек, клубов и культурных организаций, агентств и ассоциаций);
- дизайн (графический, ювелирные изделия (янтарь), мебель, сувениры, одежда);
- видеопродукция, фотография, звукозапись;
- издательская деятельность.
91. Для достижения устойчивого роста, планирования и контролирования ситуации более чем на ближайшее будущее разработана европейская стратегия экономического развития ЕС на ближайшие 10 лет - "Европа 2020".
"Европа 2020" устанавливает три основных фактора укрепления экономики:
- разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях;
- устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции;
- всеобъемлющий рост: содействие повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия.
ЕС поставил перед собой пять амбициозных целей в следующих областях: занятость, инновации, образование, социальная интеграция и климат/энергетика, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Индикативные показатели по данным направлениям приведены в таблице 56.
Закрепленные в Стратегии "Европа 2020" целевые индикаторы
Таблица 56
N п/п |
Показатель |
Параметр к 2020 году |
1 |
2 |
3 |
1 |
Уровень безработицы, % |
не выше 10% |
2 |
Производительность труда (ВВП в текущих ценах в расчете на 1 рабочий час), долларов США |
100 |
3 |
Производительность труда (ВРП/ВВП в текущих ценах на 1 занятого), тыс. евро |
100 |
4 |
Государственные расходы на НИОКР, в % от ВВП |
3 |
5 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в процентах ко всему населению) |
20 млн человек |
6 |
Доля занятых среди трудоспособного населения в возрасте от 18 до 59/64 лет |
75% населения |
7 |
Доля населения в возрасте с 15 до 64 лет с высшим образованием |
35% рабочих мест |
Для того, чтобы государства-члены смогли адаптировать стратегию "Европа 2020" к своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии.
Для скорейшего развития и достижения поставленных целей ЕС считает приоритетными следующие 7 направлений деятельности:
- "Инновационный Союз" - для улучшения условий и возможностей финансирования исследований и инноваций, чтобы гарантировать, что инновационные идеи будут использованы в товарах и услугах, что будет способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест;
- "Движение Молодежи" - для усиления результативности образовательных систем и содействию привлечению молодых людей на рынок труда;
- "План развития цифровых технологий в Европе" - для ускорения повсеместного развития высокоскоростного интернета и предоставления возможностей участия в общем цифровом коммерческом пространстве для частных физических и юридических лиц;
- "Целесообразное использование ресурсов в Европе" - для того, чтобы сделать экономический рост независящим от ресурсов, способствовать переходу на экономику с низким содержанием углерода, увеличить использование источников возобновляемой энергии, провести модернизацию транспортного сектора и обеспечить разумное использование источников энергии;
- "Индустриальная политика, направленная на глобализацию" - для улучшения предпринимательской среды, в особенности для среднего и малого бизнеса, для поддержки развития мощной и устойчивой промышленной базы в целях повсеместной глобализации;
- "План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест" - для проведения модернизации рынков труда, чтобы дать людям возможность получать новые знания и навыки, чтобы увеличить возможность трудоустройства, улучшить соотношения спроса и предложения на рынках труда, включая трудовую мобильность;
- "Европейская политика против бедности" - для того, чтобы социальное и территориальное взаимодействие было распространено на всей территории и достижения в сфере экономического развития и занятости населения помогали понижать уровень бедности по всему ЕС.
Цели "Европы 2020" амбициозны, но достижимы. Они подкреплены конкретными предложениями государств - членов ЕС, которые утвердили свои национальные цели в каждой из этих областей. Конкретные действия, которые должны быть предприняты на уровне ЕС и на национальных уровнях, легли в основу данной стратегии.
Политические, экономические и социальные инструменты ЕС, в особенности внутренний рынок, финансовые рычаги, инструменты внешней политики, силы экономического и валютного Союза, задействованы в устранении препятствий и достижении целей "Европы 2020". Таким образом, ЕС готов внести свой вклад в мировой экономический порядок.
Направления деятельности, изложенные выше, являются приоритетными как для ЕС, так и для государств - членов ЕС. Так как Стратегия требует мобилизации всех участников по всей Европе, в том числе и государств-соседей Калининградской области Российской Федерации, то данная европейская стратегия может служить хорошим ориентиром для Калининградской области.
92. С 2014 года будут введены изменения в регламенты распределения бюджета ЕС. В этой части будут выделены 3 группы регионов ЕС:
- менее развитые регионы, чей ВВП (ВРП) на душу населения ниже 75% от среднего по ЕС-27;
- переходные регионы с ВВП (ВРП) между 75% и 90% от среднего по ЕС 27;
- более развитые регионы с ВВП (ВРП) выше, чем 90% от среднего по ЕС-27.
Вторая категория на сегодняшний день покрывает 51 регион и более 72 млн. человек, включая те 20 регионов, которые по прогнозам к 2014 году перейдут из сегодняшней категории "менее развитых".
При этом после 2014 года будут установлены следующие доли софинансирования реализуемых мероприятий за счет средств бюджета ЕС:
- "переходные регионы" - потолок - 60% софинансирования;
- "более развитые регионы" - потолок - 50% софинансирования;
- "менее развитые" - 85% софинансирования.
Поскольку с момента вступления в ЕС Польша и Литва были признаны странами "цели 2" или "менее развитыми", то они софинансировались из бюджета ЕС в пропорции 75/25. Изменение их статуса на "переходные", и, соответственно, снижение доли софинансирования из бюджета ЕС, видимо, будет иметь существенное значение для соседей Калининградской области.
93. Очевидно, что основным "объектом" сравнения для Калининградской области являются регионы Балтийского моря, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При наличии общеевропейской Стратегии 2020, существует также и Стратегия развития региона Балтийского моря, которая принята как политика для всех стран региона и, соответственно, большая часть региональных инициатив являются консолидированными и направленными на достижение общих целей развития.
По уровню ВВП субъекты Российской Федерации находятся в одной группе с прибалтийскими странами и Польшей. При этом уровень занятости в субъектах Российской Федерации самый высокий из всех стран Балтийского региона, а производительность труда - самая низкая. Еще одним показателем, по которому субъекты Российской Федерации существенно уступают всем странам региона Балтийского моря, - уровень коррупции. Основные показатели качества развития экономики и социальной сферы стран - соседей Калининградской области представлены в таблице 57.
Основные показатели развития стран-соседей Калининградской области
Таблица 57
N п/п |
Показатель |
Страны |
|||
Германия |
Швеция |
Польша |
Литва |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
ВВП/ВРП на душу населения в текущих рыночных ценах, евро |
29300 (2009) |
31300 (2009) |
8100 (2009) |
8000 (2009) |
2 |
ВВП на душу населения, долл. США по ППС |
35308 (2008) |
36936 (2008) |
17803 (2008) |
14824 (2008) |
3 |
Рождаемость на 1000 населения |
8,33 (2012 год, оценка) |
10,24 (2012 год, оценка) |
10,8 (2010 год) |
9,34 (2012 год, оценка) |
4 |
Смертность на 1000 населения |
11,04 (2012 год, оценка) |
10,21 (2012 год, оценка) |
9,9 (2010 год ) |
11,4 (2012 год, оценка) |
5 |
Естественный прирост (убыль) на 1000 населения |
- 2,71 (2012 год , оценка) |
0,03 (2012 год , оценка) |
0,9 (2010 год ) |
- 2,06 (2012 год, оценка) |
6 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
80,5 |
81,6 |
76,4 |
73,5 |
7 |
Индекс развития человеческого потенциала, показатель/место в мире |
0,885/10 |
0,885/9 |
0,795/41 |
0,783/44 |
8 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, евро |
4563 (2010 год) |
4502 (2010 год) |
1067 (2010 год) |
1092 (2010 год) |
10 |
Уровень безработицы, % |
7,7 (2009 год) |
8,4 (2009 год ) |
8,2 (2009 год) |
13,7 (2009 год) |
11 |
Производительность труда (ВВП в текущих ценах в расчете на 1 рабочий час), долл. США |
125 |
115 |
53 |
55 |
12 |
Производительность труда (ВРП/ВВП в текущих ценах на 1 занятого), тыс. евро |
106 |
113 |
67 |
63 |
13 |
Государственные расходы на НИОКР, в % от ВВП |
1,9 |
2,6 |
0,2 |
0,2 |
14 |
Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, % |
79,9 |
53,7 |
27,9 |
30,3 |
15 |
Доля высокотехнологичных (наукоемких) отраслей в общем объеме промпроизводства, % |
14,0 |
14,8 |
5,7 |
5,8 |
Однако необходимо учитывать тот факт, что в таблице 57 приведены данные по странам, в то время как Калининградская область является лишь одним из регионов (субъектов) Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.
94. Общие "политико-экономические" тренды ЕС: диверсификация источников энергии (повышение доли возобновляемых источников, энергосбережение), повышение доли сектора R&D в производимой продукции, общественные инициативы по улучшению комфортности проживания (уровень социальных стандартов), повышение уровня социальной ответственности (вовлечение бизнеса в решение проблем общества), повышение региональной конкурентоспособности через развитие кластерных инициатив, улучшение предпринимательской среды и т.д.
95. Также необходимо отметить существование в ЕС утвержденных планов развития в различных областях, прежде всего - общеевропейской транспортной системы, энергетики, сельского хозяйства и рыбной промышленности, образования и т.д. Для Калининградской области, которая еще десять-пятнадцать лет назад присутствовала на схемах транспортного сообщения как часть панъевропейских транспортных коридоров, весьма нежелательной является ситуация, когда из-за наличия значительного числа барьеров (как административных, так и технических) на этих коридорах усиливается ее изоляция через введение обходных путей сообщения (в частности, проект Rail Baltic, предусматривающий прямое железнодорожное сообщение стран Балтики с европейской железнодорожной сетью и соединение оси Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава-Берлин).
96. То же самое происходит и с развитием общеевропейской энергетической сети, когда для диверсификации поставок электроэнергии в Литву ЕС финансирует строительство энергетического моста из Швеции. При этом не учитывается строительство Балтийской АЭС вблизи границ Литвы. Первая польская АЭС будет построена в Поморье вблизи Балтийского моря - окончательное решение по месту расположения АЭС будет принято до конца 2013 года, Польская энергетическая группа (PGE) определена правительством Польши инвестором первой атомной электростанции. Правительство Польши планирует в течение ближайших десяти лет построить еще две атомные электростанции общей мощностью 6 тыс МВт. Первый реактор планируется ввести в эксплуатацию к концу 2020 года. По предварительным оценкам, общая стоимость реализации проекта составит от 10 до 20 миллиардов долларов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.