Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Комплексное социально-экономическое развитие Калининградской области в рамках реализации базового сценария: приоритетные направления ("локомотивы роста") и модернизация иных сфер жизни (отраслей)
113. В ходе работы над Стратегией был проведен анализ ключевых перспективных существующих и новых секторов экономики. Приоритетность секторов для развития Калининградской области оценивалась по следующим критериям: объем возможностей, возможность долгосрочного успеха (способность Калининградской области преуспеть в этом секторе) и стратегическая важность сектора для Калининградской области. Группа критериев, оценивающих объем возможностей, включала в себя:
1) оценки текущей емкости рынка в Европе и России;
2) прогнозируемые темпы роста рынка данных секторов в Европе и России.
114. Возможности долгосрочного успеха города Калининграда в определенных секторах включали в себя анализ по трем группам критериев:
1) наличие неотъемлемых активов (природных ресурсов, инфраструктуры, особой нормативно-правовой среды);
2) преимущество по затратам (в том числе оплата труда, энергии, таможенные пошлины, затраты на транспорт и т. д.);
3) существование уже развитого сектора.
115. Стратегическая важность сектора для Калининградской области оценивалась по трем направлениям:
1) социальная значимость (в частности, количество существующих рабочих мест в данном секторе в Калининградской области);
2) степень зависимости от изменения режима свободной таможенной зоны;
3) значимость сектора как фактора экономического роста для других секторов.
116. На основании сравнительного анализа показателей более 100 различных секторов были выбраны секторы обрабатывающей промышленности (в том числе через развитие автомобиле- и судостроения, а также традиционно сложившихся на территории Калининградской области отраслей), туризма, сельского хозяйства и рыбопромышленного комплекса, информационных технологий, а также сектор транспорта и логистики как секторы с наибольшим потенциалом роста и/или наибольшим социальным значением и как факторы экономического роста, стимулирующие другие секторы.
Одной из основных движущих сил роста в Калининградской области может стать туризм (до 110 млрд. рублей ВРП в ценах 2020 года при количестве туристов 7 млн. благодаря повышению привлекательности предложения для достижения справедливой доли рынка туризма в Балтийском регионе и создания крупного туристического центра.
Значительный потенциал роста имеется в промышленности и услугах (350-370 млрд. рублей ВРП в ценах 2020 года), который может быть реализован при управляемом изменении больших существующих секторов (производство автомобилей, судов и пищевых продуктов), развитии промышленных площадок с одновременным развитием новых ареалов роста (янтарные и ювелирные изделия, услуги, минеральные удобрения).
Сектор сельского хозяйства имеет меньший потенциал роста (86,5 млрд. рублей в ценах 2020 года с учетом перерабатывающих отраслей), но важное стратегическое значение для Калининградской области как один из социально-значимых секторов, а также в качестве производителя сырья для растущей индустрии пищевых продуктов. Основные инициативы, которые рекомендуется реализовать для развития сельского хозяйства, следующие:
- повысить долю животноводства в общем объеме производства продукции;
- увеличить активное сельскохозяйственное землепользование за счет возвращения в оборот земель, не задействованных на данный момент;;
- внедрить комплекс мер, направленных на повышение операционной эффективности сельского хозяйства.
Сектор рыболовства имеет значительные ресурсы для развития (до 45 млрд. рублей ВРП в ценах 2020 года с учетом рыбоперерабатывающих производств) за счет развития океанического лова, прибрежного лова, а также расширения отрасли аквакультуры с ориентацией производимой продукции на европейский рынок.
Для успешного развития всех секторов необходимой предпосылкой является развитие сектора транспорта и логистики как ключевого фактора успеха стратегически важных секторов экономики. Вклад данного сектора в ВРП будет зависеть от его роста в сфере туризма и производства. Для максимизации потенциала сектора транспорта и логистики целесообразно ориентироваться на следующие направления развития:
- разработать пофазовый подход к развитию существующего порта для обеспечения захода круизных судов и увеличения грузооборота через порт "Калининград";
- закончить реконструкцию аэропорта и повысить конкуренцию в сфере воздушных перевозок за счет привлечения дополнительных авиакомпаний.
117. Туризм.
Калининградская область обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. Проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей туристического сектора Калининградской области позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный потенциал используется далеко не в полной мере.
Основным фактором, сдерживающим рост конкурентоспособности Калининградской области на российском и международном рынке туристских услуг, является отсутствие ярко выраженного центра притяжения, "якорного" проекта, который выступил бы в качестве источника генерации базового туристического потока и создал условия для развития полноценного туристского кластера.
Таким проектом может стать строительство центра отдыха и развлечений под известным брендом и на основании программ лояльности крупнейших компаний-операторов глобального рынка отдыха и развлечений, который в условиях отсутствия аналогичных объектов в Восточной Европе и на территории России (кроме г. Сочи) обеспечит предложением не реализуемый на данный момент спрос на этот вид туристских услуг. Развитие вокруг парка сети иных объектов (океанариума, филиалов известных музеев и музейных площадок, СПА-центров, выставочных и конгресс-центров и др.) создаст необходимую сеть и качество туристских услуг.
При этом, поскольку россияне демонстрируют значительный скрытый спрос на отдых в парке развлечений и потенциальную заинтересованность в посещении города Калининграда, развитие туристского кластера по указанному варианту позволит укрепить связь между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации за счет привлечения в Калининградскую область устойчивого потока российских туристов, а также организации доступного и регулярного транспортного сообщения между Калининградской областью и другими регионами России.
Вместе с тем расположение Калининградской области в местности с умеренным климатом способствует формированию на его территории центра по оказанию коммерческих медицинских услуг и реабилитации людей старшего поколения. Реализуемая в Калининградской области программа модернизации здравоохранения наряду с другими мероприятиями по развитию предложения высококачественных медицинских услуг позволят Калининградской области в достаточно краткосрочном периоде привлекать весомую долю российских потребителей подобных услуг, а в перспективе 10 лет - и европейских клиентов.
С утратой всесоюзного лагеря "Артек" после распада Советского Союза Калининградская область располагает уникальными среди других субъектов Российской Федерации возможностями для развития молодежного отдыха. Уже несколько лет подряд область успешно реализует проект палаточного лагеря "Балтийский Артек".
Реализация проекта строительства детско-молодежного культурно-образовательного оздоровительного центра (лагеря) круглогодичного использования "Балтийский Артек" обеспечит комплексный подход к работе с детьми и молодежью, в том числе оздоровительный и учебно-воспитательный процесс, выработанный на основе отечественных и мировых педагогических практик.
В то же время историческое прошлое Калининградской области дает шанс активно развивать исторический туризм. Однако многие объекты культурного и исторического наследия на сегодняшний день утрачены либо находятся в крайне плачевном состоянии. Необходимо осуществление реконструкции исторического ядра г. Калининграда (проекты "Королевский замок", "Альтштадт", "Кнайпхоф"), проведение работ на некоторых фортификационных сооружениях оборонительного пояса бывшего г. Кёнигсберга, восстановление отдельных исторических памятников на территории Калининградской области. Так, на территории Гусевского муниципального района реализуется концепция создания на территории г. Гусева (бывшего Гумбиннена) центра победного сражения русской армии, исторического парково-мемориального комплекса памяти героев, участников Первой мировой войны. Реализация концепции определена на срок до августа 2014 года.
В связи с оторванностью Калининградской области от остальной территории Российской Федерации лишь небольшая часть граждан имеет возможность знакомиться с богатейшим культурным наследием Родины, кроме того, большая часть коллекций российских музеев находится в запасниках и экспонаты годами не экспонируются, в этой связи перспективным представляется создание на территории Калининградской области крупного музея, где будут выставляться многочисленные шедевры из коллекций различных российских музеев.
Важнейшим фактором, определяющим развитие туристско-рекреационного направления как приоритета экономики Калининградской области, является перспектива проведения в г. Калининграде матчей финального этапа Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Для позиционирования калининградского туристического продукта в качестве российского возможна разработка концепции "Россия в Европе".
Уникальное эксклавное положение Калининградской области относительно остальной территории России означает, что область может привлекать туристов как из России, так и из Европы. Таким образом, территорию Калининградской области можно использовать в качестве площадки для диалога между Россией и Европой, стимулирующей въездной туризм как из иностранных государств, так и из других регионов России.
На 2011 год рынок туристических поездок в Российской Федерации оценивается в 35 млн поездок в год. Целью примерно половины поездок является "отдых на юге", что включает в себя в основном пляжный отдых (44%). На культурный туризм и экотуризм приходятся другие 50% от 35 млн российских туристов, путешествующих внутри страны.
При условии продолжающегося роста благосостояния россиян, к 2020 году общее число годовых поездок россиян внутри страны может достичь около 50 млн поездок.
Дополнительно около 13 млн. российских туристов в год на данный момент совершают поездки за границу с целью туризма. Необходимо отметить, что основными странами-реципиентами российских туристов являются (по данным 2010 года) такие традиционные "пляжные" страны как Турция и Египет. Вместе с тем довольно значительный поток российских туристов зафиксирован по таким направлениям, как Прибалтика (186 тыс.) и Финляндия (709 тыс.). Прогнозы роста благосостояния россиян предполагают, что к 2020 году общее количество туристических поездок россиян за границу может достичь 20-30 млн поездок в год.
Таким образом, общее количество туристических поездок внутри и за пределы страны может достичь 70 млн поездок. Соответственно, завоевание Калининградской областью 10 % рынка внутренних российских туристических поездок к 2020 году будет означать привлечение около 5 млн российских туристов.
Дополнительно Калининградская область также может привлечь больший поток иностранных туристов, преимущественно из Европы. В настоящее время Прибалтику и Польшу ежегодно посещает около 18 млн европейцев, из них около 6 млн - страны Прибалтики, что составляет 1,5-2 млн иностранных туристов в каждую из стран. Потенциально, при наличии соответствующего туристического предложения, Калининградская область могла бы рассчитывать на такое же число иностранцев, преимущественно европейцев. Таким образом, достижение справедливой доли потока балтийского туризма со стороны европейцев означает привлечение еще дополнительно 1,5-2 млн туристов.
Город Калининград уже обладает достаточным потенциалом для привлечения большого количества туристов. Возможности культурного и экологического туризма в Калининградской области сопоставимы со многими другими направлениями, популярными среди путешествующих. Особо стоит отметить привлекательность предложения Калининградской области в сегментах экологического туризма, агро- сельского туризма и туризма в целях укрепления здоровья, велотуризма. Развитие последнего потребует строительства велодорожек на основных туристических маршрутах.
Отдельным направлением должно стать развитие поселков на Куршской косе и других территориях как базового элемента развития туризма силами местного населения.
Дополнительно стоит учесть потенциал развития туризма с точки зрения положения Калининградской области как морского порта. По Балтийскому морю проходит ряд круизных маршрутов. Порты Калининградской области привлекают значительное число судозаходов, например, Санкт-Петербург - 304 судозахода, 428 тыс. туристов; Таллинн - 279 судозахода, 398 тыс. туристов. При создании соответствующих условий город Калининград мог бы привлекать аналогичное число туристов на круизных судах.
По результатам проведенного в конце 2011 года исследования рынка потенциальных туристов, для улучшения образа города Калининграда в качестве направления для туристов Калининградской области необходимо работать как над улучшением самого предложения, так и над созданием цельного образа города, закрепленного вокруг определенной идеи. Этой идеей может стать строительство крупного тематического парка, равного которому в настоящее время не существует на территории всей Восточной Европы.
Согласно лучшим мировым практикам, успешные туристические стратегии основываются на шести основных элементах развития туристической отрасли в двух основных областях: инструменты развития и элементы отдыха туристов. Для успешного развития туристического предложения необходимо усиление всех элементов.
В области инструментов развития первоочередное значение имеют:
- нормативно-правовая база, обеспечивающая свободный доступ туристам и привлекательные условия для инвестирования;
- формирование эстетически приятной курортной области с современной и эффективной инфраструктурой;
- комплексная стратегия маркетинга тематических туристических направлений.
В области элементов отдыха для туристов важны:
- наличие разнообразных и привлекательных туристических объектов и мероприятий (например, развлечения, объекты культурного наследия/ природные объекты);
- наличие высококачественных возможностей для размещения (например, отели, гостиницы, и т.д.) и ресторанов;
- уровень обслуживания мирового класса.
Стратегия создания в Калининградской области крупного туристического центра "Европейская Россия", основанная на тематическом парке международного значения, способна привлечь до 7 млн посетителей к 2020 году, до 10 млн. туристов к 2031 году, обеспечить до 110 млрд. рублей. ВРП в ценах 2020 года и до 70 тыс. прямых рабочих мест к 2020 году. В то же время данный эффект будет дополнен развитием и смежных отраслей, обеспечивающих туристические предприятия товарами и услугами, например, производство мебели, электроники, продуктов питания, одежды и т.д.
Проекты подобного уровня требуют реализации на протяжении нескольких лет, а также устойчивого фундамента - надежного изначального потока туристов, который бы оправдал вложение значительных средств.
Для устойчивого развития туристического предложения целесообразна пофазовая модель развития при горизонте целеполагания для Правительства Калининградской области в 5 лет.
Чтобы в ближайшем будущем (5-10 лет) привлечь в Калининградскую область мега-парк всемирно известного бренда, необходимо на 1-м этапе (2012-2016 годы) начать подготовку к строительству мега-парка (разработка концепции, решение земельных вопросов, привлечение инвесторов и операторов). Параллельно также следует увеличить поток туристов до 1,5-2 млн человек за счет оперативного создания новых "якорей" и подготовки "фундамента" (создание необходимой инфраструктуры, правовое регулирование). Одним из основных новых "якорей" может стать тематический парк среднего масштаба. Создание среднего парка, а также других новых якорных проектов (например, океанариума, проекта "Старый город" и т.д.) позволит повысить число туристов до целевого показателя в 1,5-2 млн человек.
На 2-м этапе развития стратегии туризма (2017-2020 годы), при начальном уровне туристов до 2 млн человек, Калининградской области следует перейти к проектированию и строительству мега-парка. Также на этом этапе следует проводить дальнейшее строительство "якорей" средних масштабов и проводить расширение "фундамента". Выполнение мероприятий позволит увеличить число туристов до 7 млн человек.
На 3-м этапе (после 2021 года) при условии создания устоявшегося бренда Калининградской области как места семейного отдыха будет возможным перейти к крупномасштабному развитию игорного бизнеса, что позволит наращивать показатель посещений Калининградской области туристами далее.
В краткосрочной перспективе для решения основных проблем в обозначенных точках развития необходимо предпринять следующие меры:
- обеспечить беспрепятственный въезд туристов и упростить условия ведения бизнеса;
- решить инфраструктурные проблемы - необходимо прежде всего модернизировать аэропорт, дороги, улучшить внешний вид городов;
- вести грамотный маркетинг территории - разработать и начать кампанию по продвижению туристического имиджа Калининградской области;
- обеспечить появление туристических объектов и мероприятий - возродить и создать знаковые якорные объекты такие как "Старый город", и мероприятия, такие как проведение регулярных фестивалей;
- создать условия для формирования индустрии отдыха - отелей и ресторанов - обеспечить строительство до 45 тыс. новых гостиничных номеров, до 1600 новых ресторанов, 6 крупных конференц-залов;
- внедрить новые стандарты качества обслуживания туристов - разработать и внедрить программы обучения гидов.
Реализация предложенной стратегии позволит реализовать значительный потенциал экономики Калининградской области за счет создания полезного продукта во многих смежных с туризмом областях и за счет создания новых рабочих мест.
118. ИТ- кластер. В промежутке между 2012-2015 годами расходы на информационные технологии (далее - ИТ) в мире будут продолжать расти на 18% ежегодно, и эта тенденция вероятно сохранится и в более долгосрочной перспективе. При этом Калининградская область обладает привлекательным предложением для российского и потенциально иностранного персонала, специализирующегося на ИТ (близость к Европе и наличие морского побережья).
В условиях эксклавного положения Калининградской области к наиболее перспективным относятся те отрасли, которые имеют наименьшие доли в себестоимости в части транспортных издержек. Одна из таких отраслей - это ИТ-кластер. Таким образом, вторым важнейшим проектом, который окажет существенное влияние на ускоренное развитие Калининградской области в среднесрочной перспективе, является создание "Города программистов".
"Город программистов" - это проект создания населенного пункта для проживания до 10000 тысяч семей программистов на побережье в Калининградской области, при этом в данном городе будут сочетаться элементы бизнес-инфраструктуры и обычного городского ландшафта.
Кроме того, предполагается создание современных центров хранения и обработки данных - специально выделенных офисных помещений для установки серверного оборудования с первой категорией по энергоснабжению, дополнительным резервированием энергообеспечения и телекоммуникационных каналов связи, дополнительной шумоизоляцией, системами безопасности, защиты от затоплений, пожаров, отказоустойчивыми источниками бесперебойного питания, системами кондиционирования и вентиляции.
Функционирование "Города программистов" как центра исследований и разработок мирового уровня предполагает тесную интеграцию с профильными научными, научно-образовательными и образовательными учреждениями в Калининградской области и за его пределами.
Калининградская область обладает достаточно развитой научно-образовательной инфраструктурой, сосредоточенной преимущественно в г. Калининграде. Это обеспечивает наличие развитой инфраструктуры подготовки и переподготовки кадров в непосредственной транспортной доступности от места расположения "Города программистов".
Бизнес-инфраструктура "Города программистов" должна включать офисные здания, системы энергообеспечения 1 категории (включая возможность подключения генераторов), телекоммуникационную инфраструктуру (для передачи голоса и данных) с высокой пропускной способностью, высококачественные системы кондиционирования и вентиляции.
Развитие научно-образовательного сектора предусматривает:
- создание на базе передаваемого Калининградской областью областного имущества Научно-технологического парка БФУ им. И. Канта и модернизацию существующей инфраструктуры университета;
- строительство новых объектов кампуса БФУ им. И. Канта, в том числе строительство здания инновационного парка - информационно-библиотечного центра с научно-лабораторными модулями, строительство учебного корпуса по профилю информационно-телекоммуникационных технологий, строительство комплекса из 2 общежитий повышенной комфортности для международных образовательных программ.
Кроме того, необходимо обеспечить развитие и модернизацию инновационной системы Калининградской области в части:
- развития инновационной, производственной, транспортной, энергетической инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры кластера путем расширения существующей производственной зоны "Технополис Гусев";
- реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в целях создания Регионального бизнес-инкубатора в непосредственной близости от Научно-технологического парка БФУ им. И. Канта.
Поддержка развития ИТ-сектора требует дополнительных мер, направленных на создание благоприятных налоговых режимов и правового регулирования ведения предпринимательской деятельности.
Вместе с тем необходимо обеспечивать прикладной характер исследований, проводимых в высших учебных заведениях Калининградской области, для постепенного превращения их из центров подготовки лиц с высшим образованием в конкурентоспособные высокоразвитые исследовательские центры, работающие по конкретным заказам бизнеса Калининградской области.
119. Сельское хозяйство. Базовый стратегический ориентир агропромышленного комплекса (далее - АПК) Калининградской области - переход предприятий и организаций АПК на режим устойчивого развития на основе модернизации производственного потенциала, внедрения прогрессивных индустриальных технологий производства сельскохозяйственной продукции, создания условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства, динамичного социального развития сельских районов.
Стратегия развития АПК Калининградской области ориентирована на принятие требований 21 века, способных радикально изменить сегодняшнее состояние сельскохозяйственной отрасли.
Конечной целью аграрной политики Калининградской области является создание эффективного аграрного сектора, адекватного по своей форме, внутренней структуре и организации рыночной экономики, способного обеспечить потребности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельскохозяйственного производителя в кредитоспособного, инвестиционно активного, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном, внутрироссийском и мировом рынках субъекта рыночной экономики.
Если ряд мер по подготовке и защите интересов отечественных сельскохозяйственных производителей и переработчиков является прерогативой федерального центра (создание защитных таможенных барьеров, максимально возможная государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей), то важнейшие рамочные условия хозяйствования в сфере АПК, определяющие эффективность деятельности сельскохозяйственных производителей, находятся в значительной степени в пределах возможного влияния органов государственной власти Калининградской области.
При условии модернизации предприятий АПК и повышении эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения АПК обеспечит 40200 рабочих мест, включая современные и высокотехнологичные в сфере переработки продукции АПК, решение задач продовольственной безопасности Калининградской области и рост объема производства продукции сельского хозяйства в 4,36 раза, станет источником экспорта на российский и зарубежные рынки.
Помимо развития вышеозначенных отраслей у Калининградской области есть благоприятная возможность создания новых механизмов роста в промышленности и услугах. Для оценки потенциальных точек роста была применена трехступенчатая методика. На первом этапе была проведена оценка зависимости существующих секторов от условий свободной таможенной зоны, далее были выявлены секторы с высоким потенциалом роста. На завершающем этапе был проведен анализ сравнительных преимуществ секторов для выбора приоритетных секторов.
Для достижения целей "проектного амбициозного сценария" по увеличению ВРП Калининградской области к 2020 году в более чем в 2,8 раза необходимо оказывать поддержку существующим секторам и развивать новые.
По результатам анализа, из существующих отраслей выбрано 3 наиболее приоритетных сектора для обеспечения экономического роста до момента полноценного развития новых секторов (автомобилестроение, пищевое производство, судостроение), а также 3 новых кластера (услуги, ювелирные изделия, удобрения), которые позволят использовать выбранную позицию Калининградской области как "России в Европе".
120. Автомобилестроение. Развитие автомобилестроения в Калининградской области основывается на создании в Особой экономической зоне Калининградской области кластера полнопрофильных автомобильных производств общей мощностью 350 000 автомобилей в год на основе совместных предприятий в рамках режима промышленной сборки на базе группы компаний "Автотор".
Целевые показатели проекта подразумевают:
- производственные мощности порядка 350 тысяч легковых и грузовых автомобилей в год (в том числе около 20 процентов - экспорт);
- количество производимых моделей - более 50;
- производство автокомпонентов: штампованные детали кузова (GM, KIA, BMW, завод грузовых автомашин), системы выпуска, бамперы, бензобаки, сиденья, светотехника, панели приборов, обивка интерьера, климатические системы, шины, аккумуляторы, жгуты проводов.
В состав кластера войдут:
- не менее 6 полнопрофильных автомобильных заводов по производству автомобилей;
- не менее 15 заводов по производству комплектующих изделий и автокомпонентов (размещаемых на территории специально создаваемой особой экономической зоны промышленно-производственного типа);
- портовый контейнерный терминал;
- учебно-образовательный комплекс (включающий в свой состав учебные заведения общего среднего, среднего-специального, высшего образования, а также систему переподготовки кадров и учебные центры по освоению новых моделей для других, в том числе зарубежных производителей);
- инженерный центр.
В части реализации создания автомобильных производств и производств автокомпонентов будут созданы производственные мощности, обеспечивающие выполнение следующих показателей:
- сварка, окраска, сборка, испытания - 350 тысяч единиц автомобилей;
- локализация ряда компонентов, необходимых для производства планируемых объемов автомобилей (сиденья, системы выпуска, пластмассовые элементы экстерьера и интерьера, обивки и т.д.), перечень номенклатурных позиций с описанием технологических операций будет утвержден для каждой модели, в целом локализация по моделям - свыше 30 процентов;
- прессовое производство крупных и средних штамповок для автомобилей с годовым объемом производства свыше 20 тысяч единиц.
121. Судостроение. Отрасль судостроения и судоремонта в Калининградской области представлена 12 предприятиями, на которых работает около 6000 человек.
Стратегия калининградских судостроителей в обстоятельствах невозможности выхода на рынок крупнотоннажных танкеров вполне очевидна - концентрация усилий находится в нише среднего и малого тоннажа. Перспективные рыночные ниши - суда с водоизмещением до 20 тысяч тонн.
При работе с гражданскими заказами основными конкурентами выступают верфи европейского побережья Балтики, они же являются заказчиками на субподрядные работы.
В настоящее время российские транспортные компании ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство судов на сумму более 1 млрд долларов США. Объемы строительства гражданских судов в России не превышают 10% от указанной выше суммы. Для создания благоприятных условий для строительства судов на российских верфях в 2010-2011 годах принят ряд законодательных актов.
Стратегически жизнеспособность отрасли в Калининградской области зависит от работы ОАО "ПСЗ "Янтарь" - предприятия "двойного назначения". При удачном стечении обстоятельств, с учетом долгосрочного планирования расходов на вооружение ОАО "ПСЗ "Янтарь" имеет серьезные предпосылки получить ряд новых заказов на строительство военных кораблей, судов и сможет увеличить портфель заказов до 2015 года в 1,5-2 раза.
На основе оценки ситуации завод приступил к реализации программы модернизации. С целью государственной поддержки предприятие включено в отдельные программные документы Российской Федерации в части развития судостроения и оборонно-промышленного комплекса.
Центром технологии судостроения и судоремонта (город Санкт - Петербург) по заказу завода разработана генеральной схема развития ОАО "ПСЗ "Янтарь". Проект разработан при участии известной немецкой компании "IMG" ( г. Росток, Германия), в нем учтены современные западноевропейские технологии в области судостроения.
В результате реализации первого этапа проекта обеспечивается снижение трудоемкости изготовления корпусных конструкций с 160 - 200 н/час. на 1 тонну до 65 - 80 н/час.
Ряд предприятий в Калининградской области заняты в сфере строительства плавучих платформ, буксиров, плавающих причалов, судоремонтных работ.
В кооперации с судостроительными и судоремонтными заводами работает ряд организаций, проводящих электромонтажные работы, монтаж систем автоматики, топливной аппаратуры для дизелей, оборудования для рыбопереработки.
Данные предприятия имеют перспективные программы развития исходя из планов организаций-заказчиков, в основном, российских транспортных и рыбодобывающих компаний.
Кроме того, в настоящее время в Светловском городском округе ООО "Западная Верфь" реализуется инвестиционный проект по строительству высокопроизводительной судостроительной верфи для осуществления выпуска рыбопромысловых, научно-исследовательских и иных судов водоизмещением до 5 тысяч тонн.
Таким образом, при оптимальном развитии ситуации к 2020 году ожидается рост численности рабочих мест в отрасли до 8000 человек и вклада в ВРП до 20 млрд. рублей.
122. Янтарно-ювелирная отрасль. Рост расходов на предметы роскоши со стороны туристов (в 2010 году расходы туристов на покупки выросли на 26%), а также общее восстановление роста сектора ювелирных украшений (прогноз до 2015 года - 5% ежегодно) позволяет идентифицировать ювелирный кластер как один из основных возможных драйверов роста Калининградской области.
Развитие этого кластера (на основе янтаря в качестве первой волны с расширением посредством включения драгоценных металлов и камней в качестве второй волны) может обеспечить до 25 млрд. рублей ВРП в ценах 2020 года. Необходима поддержка Правительства Российской Федерации для развития янтарной отрасли, в том числе создания благоприятного фискального режима.
Для развития ювелирного кластера в Калининградской области предлагается двухэтапный подход.
На 1-м этапе (2012-2014 годы) будет происходить наращивание масштабов ювелирного производства на основе янтаря. На 2-м этапе (2014-2020 годы) будет создан ювелирный кластер (изделия на основе различных драгоценных камней и металлов).
Для расширения рынка использования янтаря и увеличения стоимости янтаря как части ювелирных украшений (после утверждения Стратегии развития янтарной отрасли России) целесообразно проведение маркетинговой компании с возможным софинансированием со стороны Правительства Калининградской области.
Целевыми образами восприятия ювелирных изделий из янтаря, которые могли бы стать "якорными" для Калининградской области, могли бы стать: "Из Калининграда с любовью", "Новая доступная мода", "Очень модно в Китае", "Мировая мода".
Образ "Из Калининграда с любовью" предполагает ориентацию на туристов, посещающих Калининградскую область, ключевыми факторами успеха в его продвижении является: наличие местных выставочных центров; создание красивой легенды о камне, которую должна пропагандировать индустрия туризма, возможность покупки сувениров в любом районе Калининградской области.
Образ "Новая доступная мода" ориентируется на массовый рынок модных и доступных ювелирных изделий. Для успеха данного образа ключевыми факторами являются наличие широкой сети сбыта, а также ежегодная разработка новых коллекций в соответствии с последними тенденциями моды.
Образ "Очень модно в Китае" предполагает ориентацию на растущий рынок Юго-Восточной Азии. Данный образ требует развития широкой сбытовой сети в странах Юго-Восточной Азии, а также формирование широкого ассортиментного ряда изделий.
Образ "Мировая мода" предполагает выход калининградских изделий на сектор "премиум" массового рынка либо на нижний уровень модных ювелирных изделий категории "люкс". Для этого требуется формирование широкой сети сбыта, проведение мерчандайзинга на высоком уровне, а также нахождение посла бренда (на уровне топ-модели).
Возможные мероприятия на первом этапе развития ювелирной отрасли включают в себя привлечение польских и литовских ювелиров в Калининградскую область путем предложения им благоприятного фискального режима, жилья и удобного доступа; софинансирование кампании по продвижению янтарной отрасли; создание факультета дизайна на базе одного из действующих в Калининграде учебных заведений с привлечением отечественных и зарубежных партнеров.
На втором этапе важнейшими мероприятиями станут: ускорение и упрощение процесса перемещения драгоценных металлов и камней в Калининградскую область и из нее; создание торговой платформы для изделий из драгоценных камней и металлов; привлечение российских и международных специалистов по огранке, полировке алмазов и других драгоценных камней, а также изготовлению изделий из них; расширение школы дизайна ювелирных изделий и создание соответствующих курсов в учебных заведениях.
123. Образование. С развитием туризма Калининградская область могла бы привлечь международные образовательные учреждения в сфере индустрии гостеприимства для самообеспечения специалистами и для создания кластера образовательных учреждений в сфере гостеприимства для России. С развитием туризма Калининграду потребуется высококвалифицированный персонал в сфере гостиничного обслуживания - до 48 тыс. специалистов в 2025 году.
В настоящее время в Российской Федерации нет образовательных учреждений высокого западного класса в сфере гостиничной индустрии. С учетом близости к Европе Калининградская область способна привлечь международные образовательные учреждения (например, Лозаннскую школу управления гостиничным хозяйством) для открытия филиалов на территории России и привлечения российских студентов.
Калининградская область имеет естественные преимущества для выполнения роли образовательного моста между Россией и зарубежной Европой, что предусматривает:
- обеспечение трансферта знаний и технологий, межкультурной коммуникации между регионами России и зарубежной Европы;
- продвижение русского языка и культуры в зарубежной Европе, в том числе поддержка русского мира за рубежом;
- развитие российско-европейской академической мобильности;
- обеспечение национальной безопасности за счет выстраивания отношений с новыми поколениями европейцев.
Стратегическая цель БФУ им. И. Канта - кадровое и технологическое обеспечение инновационного развития эксклавной области России, в том числе формирующихся кластеров в рамках особых экономических зон Калининградской области.
В результате реализации 10-летней программы развития БФУ им. И. Канта достигнет показателей, характерных для "модели глобального университета". Количество студентов, обучающихся по международным образовательным программам, стабилизируется на уровне 20-25 тысяч человек. Не менее 30 процентов слушателей будут обучаться по программам магистратуры и аспирантуры, не менее 20 процентов студентов и профессорско-преподавательского состава будут представлять европейские страны.
В то же время для полной и своевременной реализации программы развития БФУ им. И. Канта требуется увеличение площадей для целей образования и науки. Предлагается решить часть вопросов путем становления и развития университетского кампуса. Генеральный план развития кампуса предполагает строительство ряда новых объектов, исходя из фактических потребностей.
124. Здравоохранение. С использованием уникального местоположения Калининградской области и поддержки Правительства Российской Федерации можно разработать убедительную аргументацию для создания предприятий по оказанию высококлассных услуг в сфере здравоохранения. Рынок платной медицины в России продолжает расти со средним ежегодным темпом прироста более 10 %. При этом Калининградская область обладает идеальными условиями для восстановления здоровья граждан, небольшой удаленностью от ключевых рынков квалифицированных специалистов в Европе.
125. Чемпионат мира по футболу 2018 года.
По итогам голосования в городе Цюрихе 02 декабря 2010 года Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Данный проект - один из центральных факторов опережающего регионального развития субъектов Российской Федерации на период до 2018 года. Заявка России на проведение Чемпионата мира по футболу предусматривает создание современной инфраструктуры (дорог, высокоскоростных магистралей, аэропортов, стадионов, гостиниц, тренировочных полей и проч.), в том числе в Калининградской области. Город Калининград входит в число 13 российских городов - кандидатов на проведение матчей мирового футбольного первенства.
Уже к 2015 году в Калининградской области должны быть построены 4 тренировочные базы в городах Зеленоградске, Пионерском, а также поселках Родники и Ушаково Калининградской области. В 2017 году должен быть введен в эксплуатацию центральный стадион Калининграда на 45 тысяч мест.
Практика проведения крупных спортивных мероприятий показывает, что наибольший эффект от развития транспортной сферы, гостиничного бизнеса, спортивной и иной инфраструктуры достигается в том случае, когда реализация проектов происходит не просто в рамках подготовки к конкретному событию, а соответствует долгосрочным планам развития конкретных территорий. Центральный стадион изначально будет проектироваться как многофункциональный объект. Инфраструктура стадиона будет востребована не только спортсменами, но и жителями города Калининграда, которые будут проводить время в кафе, кинотеатрах, торгово-развлекательных центрах, расположенных на территории комплекса. Важной особенностью должна стать возможность изменения вместимости стадиона.
Перспектива проведения в Калининградской области матчей финального этапа Чемпионата мира по футболу 2018 года станет важнейшим фактором, определяющим развитие туристско-рекреационного направления как одного из основных приоритетов экономики Калининградской области.
Мероприятия по подготовке Чемпионата мира по футболу, а именно строительство арены для проведения матчей и тренировочных полей, мест размещения и других объектов, будут способствовать развитию строительного комплекса, гостиничного бизнеса, созданию современной инфраструктуры, в том числе расширению и модернизации дорожного хозяйства Калининградской области, строительству высокоскоростных магистралей, модернизации аэропортового комплекса.
Повышению территориальной доступности Калининградской области и конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитие всех видов транспорта, в том числе решение вопроса об организации скоростных железнодорожных пассажирских перевозок в Калининградскую область и из нее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.