Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
городского округа "Город Калининград"
от 18 сентября 2012 г. N 1761
Долгосрочная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа
"Город Калининград" в 2012-2014 годах"
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности
бюджетных расходов городского округа "Город Калининград" в 2012-2014 годах"
Наименование программы |
Повышение эффективности бюджетных расходов городского округа "Город Калининград" в 2012-2014 годах |
Заказчик программы |
Комитет экономики, финансов и контроля |
Сроки реализации программы |
2012-2014 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
Структурные подразделения администрации городского округа "Город Калининград" |
Предполагаемые объемы и источники финансирования мероприятий программы |
1050 тыс. руб. за счет бюджета городского округа "Город Калининград" в 2013 году |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1.1. Совершенствование правовой базы. 2. Увеличение доли собственных доходов бюджета. 3. Увеличение доли расходов, формируемых в рамках программ. 4. Снижение долговой нагрузки на бюджет. 5. Снижение отклонений фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов от первоначально утвержденных. 6. Увеличение охвата объектов контроля контрольными мероприятиями. 7. Повышение прозрачности бюджетного процесса. |
I. Общие положения
1. Правовое обоснование
Программа повышения эффективности бюджетных расходов городского округа "Город Калининград" в 2012-2014 годах (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, утвердившим Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, и содержащим рекомендации органам местного самоуправления разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов, постановлением Правительства Калининградской области от 05.06.2012 N 406 "Об утверждении целевой программы Калининградской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской области в 2012-2014 годах".
Управление бюджетными расходами является важной частью бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. Актуальность оптимизации расходов повышается в условиях ограниченности финансовых ресурсов. В последние годы были приняты и реализованы основополагающие документы, определяющие направления административной и бюджетной реформ, основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетных отношений, качества управления государственными и муниципальными финансами.
В результате указанных реформ в городском округе "Город Калининград" в значительной степени сформирована система управления муниципальными финансами.
В ходе реализации административной реформы проводились мероприятия по оптимизации полномочий, структуры и порядка деятельности органов местного самоуправления, в том числе путем пересмотра дублирующих и избыточных функций. Проведена инвентаризация предоставляемых муниципальных услуг, внедрены Административные регламенты предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.
Результатом бюджетной реформы стало внедрение современных механизмов управления муниципальными финансами путем:
- создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса, разработки и реализации Основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Калининград";
- создания и развития системы кассового обслуживания бюджета городского округа, учета и контроля в процессе исполнения бюджета, управления единым счетом бюджета;
- ведения реестра расходных обязательств городского округа "Город Калининград";
- перехода от годового к среднесрочному планированию, в том числе утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- перехода к внедрению нормативного финансирования бюджетных услуг;
- реализации новых правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами, остается ряд проблем, характерных в целом для всей бюджетной системы Российской Федерации:
- бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием, предложения по принятию новых расходных обязательств не всегда сопровождаются тщательной оценкой их вклада в достижение стратегических целей развития городского округа и наличия финансовых ресурсов для их гарантированного исполнения;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, применение программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета не исключает случаев увеличения расходов без тщательной оценки их реальной отдачи по целевым долгосрочным и ведомственным программам;
- недостаточно эффективны процедуры распределения бюджетных ассигнований в условиях ограниченности бюджетных ресурсов;
- не в полной мере соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля, в первую очередь, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
- существуют риски несбалансированности бюджета в сфере привлечения заемных средств, связанные с внешними факторами, колебанием процентной ставки.
Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета, повысить эффективность расходов бюджета городского округа.
2.Обоснование необходимости решения задач программно-целевым методом
Решения, принимаемые на федеральном уровне, диктуют необходимость проведения преобразований на всех уровнях публичной власти Российской Федерации. Повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, рассматривается как одно из приоритетных направлений достижения целей макроэкономической политики.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" в качестве одного из основных приоритетов бюджетных расходов рассматривается обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. При этом для создания комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления предусматривается разработка и реализация программ повышения эффективности бюджетных расходов, в основу которых положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения.
Срок действия Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года завершается в 2012 году, однако в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах Правительству Российской Федерации предложено разработать новую программу в этой сфере на период до 2018 года.
Согласно Бюджетному посланию Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе "О бюджетной политике в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов" одной из актуальных задач региональной бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов с разработкой соответствующей региональной программы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, которым утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные региональные и муниципальные программы.
На региональном уровне целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской области в 2012-2014 годах" утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 05.06.2012 N 406.
Для достижения целей социально-экономического развития городского округа "Город Калининград" формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе муниципальных программ.
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективности деятельности органов администрации, предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности, переход к "программному бюджету".
Внедрение полноценного программно-целевого бюджетного планирования позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность деятельности структурных подразделений администрации и качество предоставляемых ими услуг.
3. Цель, задачи и сроки реализации программы
Целью Программы является совершенствование бюджетного процесса и системы управления муниципальными финансами, обеспечивающее устойчивое социально-экономическое развитие городского округа "Город Калининград".
Задачи Программы:
1. Обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования.
2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Калининград".
3. Совершенствование муниципального финансового контроля.
4. Повышение прозрачности и открытости управления муниципальными финансами.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Обеспечение увязки стратегического и бюджетного планирования
В Российской Федерации формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. О необходимости увязки стратегического и бюджетного планирования отмечается в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р.
В процесс управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.
В настоящее время бюджетное планирование в недостаточной степени соотносится с приоритетами развития городского округа, стратегическими целями и задачами, поскольку нельзя в полной мере достоверно оценить в какой степени выделение финансовых ресурсов главным распорядителям бюджетных средств и муниципальным учреждениям позволяет им продвигаться в достижении поставленных перед ними целей и задач, какие направления расходования бюджетных средств являются более приоритетными на среднесрочную перспективу. Оценка приоритетности стратегических задач и сопоставление их с реальными возможностями позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений.
В рамках мероприятий программы планируется внести изменения в порядок составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, провести анализ действующих целевых программ, определить перечень программ, исходя из Стратегии развития городского округа "Город Калининград" в целях перехода к формированию программной структуры расходов.
2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета и устойчивости
бюджетной системы городского округа
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета и устойчивости бюджетной системы городского округа.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджета, то есть к сокращению возможностей не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых расходных обязательств.
Вынужденный в таких условиях перенос сроков реализации запланированных мероприятий приводит к снижению доверия граждан к органам местного самоуправления, а также усложняется планирование деятельности структурных подразделений администрации, снижается их ответственность за результаты деятельности, возникают стимулы к постоянному наращиванию расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости, при этом исполнение расходных обязательств осуществляется за счет привлечения заемных средств.
В городском округе "Город Калининград" проводится масштабная работа в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В целях повышения эффективности функционирования бюджетной сети муниципалитета и качества предоставления муниципальных услуг проводится оптимизация сети путем создания учреждений других организационно-правовых форм, введены новые системы оплаты труда.
Осуществляется совершенствование и развитие правовой базы, регламентирующей деятельность учреждений: в новой редакции утверждено Положение о формировании муниципального задания в отношении бюджетных, автономных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, разработан Порядок расчета норматива расходов на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), Порядок создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации муниципальных учреждений и ряд других правовых актов.
Разработан и утвержден постановлением администрации от 06.09.2011 N 1485 План мероприятий по оптимизации и повышению качества предоставления муниципальных услуг на 2011-2013 годы, которым предусматривается в том числе оптимизация порядка предоставления муниципальных услуг, формирование системы мониторинга предоставления муниципальных услуг, а также показатели достижения целей и задач плана мероприятий.
Распоряжением от 03.08.2011 N 385-р утвержден план мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг.
Для повышения эффективности деятельности органов администрации в сфере бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов:
- концентрация бюджетных ассигнований на реализации приоритетных, экономически и социально значимых для города программ;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии, имущество);
- планирование бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии реальной оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения с учетом сроков и механизмов их реализации, в необходимых случаях - при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств;
- недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженности;
- ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга.
Для внедрения указанных принципов планируется реализация следующих мер:
- уточнение формы и порядка ведения Реестра расходных обязательств городского округа "Город Калининград" с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств;
- учет в Реестре расходных обязательств особенностей различных расходных обязательств, характер их образования, принятия и исполнения;
- совершенствование порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности структурных подразделений администрации за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
- определение методики прогнозирования доходов бюджета на основе Типовой методики, разработанной на федеральном уровне;
- ежеквартальный анализ кредиторской и дебиторской задолженности, принятие действенных мер по ее сокращению;
- планомерное снижение долговой нагрузки на бюджет в среднесрочной перспективе посредством воздействия на структуру задолженности (по срокам, процентным ставкам);
- реструктуризация долга, привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени и меньшей стоимостью их обслуживания;
- формирование методологии и практики систематического анализа бюджетных рисков, в том числе связанных с принятием решений в сфере бюджетной политики;
- совершенствование методологии и организации составления проекта бюджета, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и исполнение показателей кассового плана.
При этом на федеральном уровне должны быть созданы предпосылки для стабильности доходной базы как бюджетов субъектов Российской Федерации, так и местных бюджетов, а также устойчивые стимулы по ее наращиванию.
Для этого, в частности, предполагается:
поэтапно сократить установленные федеральными законами льготы по региональным и местным бюджетам;
повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога;
обеспечить доступность для финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в региональные и местные бюджеты.
3. Развитие системы муниципального контроля
Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов, переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют реформирования системы муниципального финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Общие принципы деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований, созданных представительными органами местного самоуправления, урегулированы Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ " Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", вступившим в силу с 1 октября 2011 года.
В настоящее время в городском округе "Город Калининград" система органов муниципального финансового контроля представлена контрольно-счетной комиссией окружного Совета депутатов города Калининграда, осуществляющей внешний контроль, контрольно-ревизионным управлением комитета экономики, финансов и контроля, осуществляющим последующий контроль, и управлением казначейского исполнения бюджета, осуществляющего предварительный и текущий контроль.
В условиях перехода бюджетных учреждений на новые принципы организации деятельности и изменение механизма их финансирования возникает объективная потребность в адаптации системы финансового контроля к указанным изменениям. Содержание контроля должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений о выделении бюджетных средств, а также в выявлении и пресечении неполной или недостоверной отчетности о результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе в рамках реализации муниципальных программ и при выполнении муниципальных заданий.
Необходимо принять меры по повышению объемов и качества финансового контроля, осуществляемого в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации главными распорядителями бюджетных средств за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Современный процесс реформирования управления общественными финансами и необходимость решения задач по повышению эффективности бюджетных расходов требует внедрения в деятельность главных распорядителей бюджетных средств полноценного внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Для этого необходимо разработать внутриотраслевые порядки по осуществлению функций внутреннего финансового контроля.
4. Повышение прозрачности и открытости управления муниципальными финансами
Развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансах, финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости этой информации.
Переход к формированию и исполнению "программного бюджета" должен сопровождаться внедрением современной информационной системы "Электронный бюджет", которая позволит создать механизм принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы.
II. Система мероприятий Программы
Программные мероприятия направлены на достижение поставленной цели и подразделяются в соответствии с задачами (приложение 1 к Программе).
III. Объем финансовых потребностей на реализацию мероприятий Программы
Объем финансовых потребностей на реализацию мероприятий Программы оценивается в сумме 1050 тыс.руб.
V. Оценка достижения целей и задач
Оценка результатов реализации программы производится с помощью показателей, позволяющих определить качество выполнения мероприятий, степень решения задач и достижение цели.
VI. Критерии качества выполнения мероприятий, ожидаемые результаты и оценка
эффективности реализации Программы
Критериями оценки качества выполнения мероприятий Программы станут отчеты исполнителей Программы.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
- совершенствование правовой базы;
- увеличение доли собственных доходов бюджета;
- увеличение доли расходов, формируемых в рамках программ;
- повышение качества бюджетного планирования;
- снижение долговой нагрузки на бюджет;
- увеличение охвата объектов контроля контрольными мероприятиями;
- обеспечение более высокого уровня прозрачности бюджетного процесса.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий программы предполагается в рамках смет структурных подразделений администрации. Выделение дополнительных средств из бюджета городского округа "Город Калининград" в рамках программы планируется на приобретение 30 единиц компьютерной техники в сумме 1050 тыс. руб. в 2013 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.