Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
32. В Калининградской области в последние годы наблюдается тенденция к постепенному увеличению рождаемости. Рост показателя рождаемости за 10 лет - 45%. Одновременно снизились показатели младенческой смертности. Всего снижение младенческой смертности к 2012 году составило 76,5% от уровня 2000 года. Показатель младенческой смертности за 2011 год - 4,5 на 1000 родившихся детей (по Российской Федерации - 7,5). Необходимы дальнейшие усилия по закреплению этих положительных тенденций.
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" по направлениям охраны здоровья матери и ребенка, подпрограммы "Здоровый ребенок" целевой программы Калининградской области "Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2008-2012 годов", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 января 2007 года N 18, дала несомненные положительные результаты согласно "Информации о реализации права детей на здравоохранение" (приложение N 2 к настоящей Концепции).
Но наряду с определенными достижениями последних лет по прежнему требуются дальнейшие усилия по организации медико-социальной помощи для беременных и кормящих матерей, проведению диспансеризации детей, обеспечению лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения, соблюдению прав обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья.
Существует ряд проблем, требующих самого пристального внимания и неотложного решения.
Серьезной проблемой для детского здравоохранения является недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами.
Необходимо развитие учебных баз в лечебных учреждениях, активизация повышения квалификации и переподготовки врачей, ориентированных на подростковую медицину, средних медицинских работников, дальнейшее осуществление целевой подготовки молодых специалистов для нужд учреждений здравоохранения, привлечение медицинских кадров из других регионов. Требуются меры социальной поддержки врачам-педиатрам в целях их привлечения и укрепления в педиатрической службе.
В связи с недостаточностью медицинских психологов в учреждениях здравоохранения в целях обеспечения медико-социальной помощи женщинам и детям, в том числе в части обеспечения работы психологов с беременными женщинами группы социального риска и детьми подросткового возраста целесообразно дальнейшее развитие взаимодействия с учреждениями социальной защиты.
Так как деятельность центров охраны репродуктивного здоровья подростков имела положительные результаты, целесообразно расширение их сети, подготовка специалистов в этой области.
На период до 2020 года предполагается развитие двухуровневой системы амбулаторной акушерско-гинекологической помощи с максимальной централизацией ее на базе Регионального перинатального центра (центра планирования семьи и репродукции), что целесообразно в условиях небольшой территории Калининградской области. Для достижения этой цели необходимо строительство второй очереди Регионального перинатального центра.
Должно быть продолжено дальнейшее ресурсное оснащение детских поликлиник, повышена эффективность лечебно-диагностического процесса при хронических социально значимых заболеваниях у детей. В настоящее время периодически возникают трудности с местами для госпитализации детей. Проведенный анализ работы детских, в том числе инфекционных коек, показал потребность в увеличении их количества с одновременным решением кадрового вопроса.
Насущной необходимостью является развитие сети дневных стационаров неврологического, ортопедического, эндокринологического, оториноларингологического профилей. В Детской областной больнице необходимо также создание Центра малоинвазивной хирургии на базе дневного стационара.
В Калининградской области отсутствует стационарное реабилитационное учреждение, в котором может осуществляться реабилитация детей после травм и операционных вмешательств. Для обеспечения прав детей на качественную медицинскую помощь в данном вопросе необходимостью является также развитие взаимодействия с федеральными детскими санаториями, расположенными на территории Калининградской области.
Насущной потребностью является повышение эффективности всех видов профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков в Калининградской области.
Требуется более активное осуществление мероприятий по расширению иммунизации детей Калининградской области в рамках регионального календаря профилактических прививок против пневмококковой инфекции, ветряной оспы, папилломавирусной инфекции.
33. Основные задачи:
- создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечения доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения и восстановления здоровья;
- развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями;
- формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственного-частного партнерства;
- формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
34. Меры по созданию условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечения доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения и восстановления здоровья:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;
- обеспечение доступности медицинской помощи детскому населению Калининградской области, обеспечение транспортной доступности медицинской помощи для детей, проживающих в сельской местности;
- обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах;
- осуществление комплекса мер, направленных на дальнейшее снижение младенческой и детской смертности;
- совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития и своевременного оказания им медицинской помощи;
- решение проблем кадрового дефицита врачей-педиатров, врачей узких специальностей, разработка и реализация мероприятий по кадровому обеспечению учреждений здравоохранения Калининградской области врачами и средним медицинским персоналом;
- обеспечение учреждений здравоохранения современным оборудованием;
- развитие стационарзамещающих технологий;
- обеспечение возможности экстренной транспортировки детей с тяжелыми заболеваниями при наличии медицинских показаний в федеральные медицинские центры специальным авиатранспортом;
- постоянный мониторинг ситуации в части получения детьми высокотехнологичной медицинской помощи с принятием оперативных мер по сокращению времени ожидания лечения;
- проведение диспансеризации детей первого года жизни, расширение объема диспансеризации детей всех возрастов;
- развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям;
- улучшение качества оказания медицинской помощи;
- внедрение современных стандартов обследования и лечения детей;
- внедрение протоколов оказания медицинской помощи по видам патологии;
- обеспечение в каждом родовспомогательном учреждении полного комплекса обследования детей, в том числе на наличие врожденных пороков развития, определение групп риска по реализации перинатальной патологии в целях своевременного обеспечения всех видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной, высокотехнологичной);
- улучшение условий предоставления медицинской помощи женщинам и детям, строительство новых детских поликлиник, отвечающих санитарным нормам и правилам, второй очереди Регионального перинатального центра, проведение капитального и текущих ремонтов имеющихся учреждений здравоохранения;
- осуществление организационных мер по улучшению условий для нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения;
- внедрение информационных технологий в работу учреждений здравоохранения (электронной записи на прием, электронной версии медицинских документов);
- повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям;
- формирование механизма государственно-общественного партнерства при решении вопросов оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям с участием негосударственных фондов и организаций, активно занимающихся финансовой поддержкой лечения детей.
35. Меры по развитию подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни:
- открытие в муниципальных образованиях Калининградской области центров охраны репродуктивного здоровья подростков, развитие их сети на базе центральных районных и городских больниц с включением обеспечения их деятельности в программу обязательного медицинского страхования;
- развитие и активизация деятельности детского центра здоровья, его взаимодействия с образовательными учреждениями в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования их отказа от вредных привычек, создание сети центров здоровья для детей;
- проведение диспансеризации 14-летних подростков, обеспечение их дообследования и оздоровления;
создание социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних;
- обеспечение деятельности "телефонов доверия" на базе Центра медицинской профилактики и реабилитации, молодежных центров репродуктивного здоровья, Медико-генетического центра, Наркологического диспансера Калининградской области;
- распространение здоровьесберегающих технологий во всех общеобразовательных учреждениях;
- проведение постоянного мониторинга поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков;
- введение и обеспечение проведения психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего и профессионального образования Калининградской области на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ;
- создание в структуре детских поликлиник центров (отделений) медико-социальной помощи подросткам, обеспечение взаимодействия поликлиник с Центром социальной поддержки семье и детям Министерства социальной политики Калининградской области;
- расширение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;
- создание и обеспечение деятельности кризисного центра "Маленькая мама";
- привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;
- обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
- внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций, учреждений социального обслуживания семьи и детей Калининградской области;
- повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;
- реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;
- подготовка предложений по внесению в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей);
- разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;
- обеспечение работы лицензированных медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях;
- повышение положительной мотивации подростков к сбережению собственного здоровья посредством пропаганды занятий физической культурой и спортом, соблюдения принципов рационального питания и закаливания;
- проведение мониторингов уровня гигиенических знаний школьников, умений и навыков здорового образа жизни.
36. Меры по обеспечению надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями:
- разработка предложений по внесению изменений в критерии для установления категории "ребенок-инвалид", направление предложений в Министерство здравоохранения Российской Федерации;
- решение вопроса обеспечения детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием, реабилитационным оборудованием;
- активизация взаимодействия с федеральными государственными санаторно-курортными учреждениями по вопросам расширения санаторного лечения детей Калининградской области;
- создание на базе одного из лечебных учреждений детского реабилитационного центра;
- организация и обеспечение реализации III этапа выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой массой тела;
- создание службы паллиативной медицинской помощи детям.
37. Меры по формированию потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно- курортных и реабилитационных учреждениях:
- разработка и внедрение программы здорового питания, информационных материалов по здоровому питанию для образовательных учреждений (для учеников, педагогов и родителей);
- обеспечение качества питания детей и его контроля в образовательных учреждениях;
- организация просветительской работы по формированию культуры здорового питания;
- организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.
38. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах частно-государственного партнерства:
- совершенствование координации деятельности исполнительных органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
- сохранение и укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений;
- обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей;
- разработка схемы взаимодействия реабилитационных центров и санаторно-курортных учреждений;
- внедрение программы "долечивания" детей в рамках обязательного медицинского страхования на базе государственных и частных санаторных учреждений, функционирующих на территории Калининградской области;
- обеспечение программно-целевого метода в организации отдыха и оздоровления детей, разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
- создание условий для организации отдыха и санаторно-курортного оздоровления детей в Калининградской области;
- создание условий для организации отдыха и оздоровления семей с детьми по типу "Мать и дитя";
- организация досуговой деятельности детей и подростков в летнее время, организация трудовой занятости подростков в летнее время, обеспечение оздоровления, отдыха и занятости детей, оставшихся без попечения родителей;
- методическое и кадровое обеспечение сферы оздоровления и отдыха детей.
39. Ожидаемые результаты:
- улучшение общих показателей здоровья детского населения;
- снижение показателя смертности детей первого года жизни, детской смертности, случаев материнской смертности;
- снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек;
- доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья;
- получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в сельской местности;
- гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием;
- увеличение числа детей и подростков, отказавшихся от употребления табака и психоактивных веществ;
- снижение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами В, С;
- снижение числа суицидов среди детей и подростков;
- обеспечение детей и подростков качественным и здоровым питанием;
- доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;
- увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- повышение информированности населения об условиях возникновения заболеваний, возможностях их предотвращения;
- повышение степени удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в сфере оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков;
- обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности детей в оздоровительных учреждениях, создание максимально-благоприятных условий для развития творческого потенциала в художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, экологической и иных сферах у детей и подростков;
- наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме онлайн, оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.