Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Равные возможности для детей,
нуждающихся в особой заботе государства
27. К категории детей, нуждающихся в особой заботе, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
Правительством Калининградской области целенаправленно проводится работа по совершенствованию мер поддержки замещающих семей, развитию форм и методов по подготовке и сопровождению семей, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
Активная деятельность Правительства Калининградской области, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволила снизить общую численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от числа детского населения Калининградской области на начало 2012 года составляла 3,8%. Данный показатель за последние годы снижается (в 2011 году - 4,0%, в 2010 году - 4,1%, в 2009 году - 4,2%), однако остается по-прежнему высоким по сравнению с аналогичным показателем по Северо-Западному федеральному округу (3,3%) и Российской Федерации (2,7%).
В 2011 году в Калининградской области было выявлено 434 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что на 53 меньше, чем в 2010 году и на 189 детей меньше, чем в 2009 году. За первое полугодие 2012 года выявлено 200 детей, оставшихся без попечения родителей.
Основной причиной, по которой дети остаются без попечения родителей, по-прежнему является лишение (ограничение) родителей родительских прав. Вместе с тем в 2011 году количество родителей, лишенных (ограниченных) родительских прав, снизилось на 23,9% по сравнению с 2010 годом.
В замещающих семьях на 01 января 2012 года воспитывалось 4982 ребенка, оставшихся без попечения родителей, что составляет 80,1% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области. По данному показателю Калининградская область занимает 4 место среди 11 субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.
В Калининградской области существенно сократилось число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в начале 2007 года в Калининградской области действовало 29 учреждений, в которых находилось 1522 воспитанника, то в начале 2012 года - 11 учреждений, в которых воспитывался 741 ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Правительством Калининградской области уделяется большое внимание развитию материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно увеличивается норматив на содержание ребенка в данных образовательных учреждениях, который с 01 января 2012 года составляет 408 000 рублей.
На 01 января 2012 года в Калининградской области проживало 2806 детей-инвалидов, что составляет 1,7% от общего детского населения. В целом за последние годы в Калининградской области отмечается незначительное снижение количества детей-инвалидов с 2827 человек в 2009 году до 2806 человек в 2012 году.
В целях обеспечения прав детей-инвалидов на комплексную реабилитацию в Калининградской области целенаправленно проводится работа по развитию сети детских реабилитационных учреждений. В настоящее время Министерству социальной политики Калининградской области подведомственны три детских реабилитационных центра, в которых детям-инвалидам оказывается последовательная, комплексная и своевременная помощь. В течение года услугами данных учреждений пользуется 1650 человек, что составляет 59% от общего количества детей-инвалидов. В 2017 году данный показатель планируется увеличить до 70% (2 тысяч детей).
В Калининградской области 280 детей-инвалидов воспитываются в 2 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, оснащенных современными реабилитационными комплексами и осуществляющих деятельность по социальной адаптации, развитию воспитанников и интеграцию их в социум.
28. Основные задачи:
- обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;
- создание системы адаптации выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей для социализации в обществе;
- обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, в том числе дополнительного образования, квалифицированной медицинской помощи, а также охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду;
- создание системы ранней профилактики инвалидности у детей;
- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
29. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- совершенствование областного законодательства, касающегося развития форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, включая прекращение практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний;
- разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста;
- разработка и внедрение в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программ воспитательной работы, предполагающих социализацию воспитанников, профессиональную ориентацию, подготовку к самостоятельной жизни, повышение уровня гражданской и правовой культуры;
- организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;
- совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям, повышения размера пособий на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оплаты труда приемным родителям и патронатным воспитателям;
- применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;
- продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций;
- разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;
- внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах;
- продолжение создания и развития системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование областного законодательства в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями;
- повышение квалификации специалистов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
30. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- приведение законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иными международными правовыми актами;
- в целях обеспечения в субъекте комплексного решения вопросов доступной среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями реализация мероприятий целевой программы Калининградской области "Доступная среда" на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 17 августа 2012 года N 626;
- развитие на базе учреждений здравоохранения и областных детских реабилитационных центров служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям, что будет способствовать профилактике детской инвалидности;
- законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, в том числе к дополнительному, профессиональному образованию, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, обучения в период лечения в стационарных медицинских учреждениях, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
- обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
- внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- разработка и внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
- расширение спектра услуг, предоставляемых детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;
- обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению, летнему отдыху и оздоровлению;
- создание "социального общежития" для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей-инвалидов с целью их адаптации к жизни в социуме;
- проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах;
- создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях;
- обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала;
- проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки и детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
31. Ожидаемые результаты:
- увеличение в Калининградской области доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 90% от общего числа детей данной категории;
- создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий, приближенных к домашним для полноценного развития, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей;
- функционирование во всех образовательных учреждениях для детей-сирот комплексной образовательно-воспитательной системы, направленной на социализацию воспитанников, которая включает: эффективное социально-педагогическое и психологическое сопровождение, дополнительное образование, профессиональную ориентацию, трудовую и гражданско-правовую подготовку;
- сокращение численности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот на 20% по отношению к началу 2012 года;
- подготовка школами приемных родителей до 1800 граждан, желающих принять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение жилыми помещениями всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее не имевших закрепленного (сохраняемого) жилого помещения;
- создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 70%;
- увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, до 35%;
- создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги;
- распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.