Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
2. В рамках нынешнего этапа социально-экономического развития страны была разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351.
3. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала в Калининградской области реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", областных целевых программ. В Калининградской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются областные программы по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в Калининградской области был создан институт уполномоченного по правам ребенка. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального и областного бюджетов, в Калининградской области приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Калининградская область приняла участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, в Калининградской области введен в практику единый номер телефона доверия.
4. В результате всех принятых мер можно отметить определённые позитивные тенденции увеличения рождаемости и существенного снижения детской смертности.
В 2008 году число рожденных поднялось до 11,3 на 1000 человек населения, в 2009 году этот показатель составил уже 11,5, в 2010 году достигнутый уровень практически сохранен, а в 2011 году он стал максимальным за последние 8 лет. Кроме того, впервые за 18 лет в июле, августе и сентябре 2011 года удалось достичь естественного прироста населения. Впервые за последние 6 лет наметилась тенденция увеличения доли детского населения в общем населении Калининградской области с 17,16% (наименьший с 2006 года показатель) в 2010 году до 17,4% в 2012 году.
Отмечается повышение доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличение числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти Калининградской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
5. Но вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
По-прежнему у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
В последние годы наблюдается рост семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (с 32748 семей в 2009 году до 36989 семей в 2011 году).
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2011 году в Калининградской области составила 13%. По сравнению с предыдущим годом численность живущих за чертой бедности от общей численности жителей Калининградской области возросла на 0,3%. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году в отношении несовершеннолетних совершено 889 преступлений, что на 23,1% больше, чем в 2010 году.
Недостаточным является уровень доступности социальных услуг для семей с детьми. Остаются неблагоприятными условия социальной среды для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.
Серьезными являются проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: более 7% преступлений в Калининградской области совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. Почти 75% детей в конфликте с законом являются учащимися общеобразовательных учреждений.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Неудовлетворительна современная ситуация с обеспечением безопасности детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
6. Концепция действий в интересах детей Калининградской области на 2012-2017 годы (далее - Концепция) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761, с учетом Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583, в которой проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение.
Одним из важнейших направлений в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу назван рост человеческого потенциала Калининградской области. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Важнейшим направлением развития человеческого потенциала в Калининградской области должно стать улучшение качества социальной среды и условий жизни жителей области, в том числе и детей.
Реализация вышеуказанных задач обеспечит формирование динамично развивающегося субъекта Российской Федерации, обеспечивающего высокие стандарты качества жизни людей на уровне развитых стран Европейского союза и предоставляющего своим жителям (в первую очередь детям) широкие возможности для самореализации и раскрытия интеллектуального, делового и творческого потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.