Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Концепции действий
в интересах детей
в Калининградской области
на 2012-2017 годы
Информация
о реализации права детей на получение доступного и качественного образования,
на культурное развитие
Система образования Калининградской области представлена всеми типами образовательных учреждений.
В Калининградской области функционируют 347 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которые посещают 35674 ребенка (в 2008 году - 30200 детей посещали детские сады), из них 270 государственных и муниципальных детских садов, 5 образовательных учреждений "начальная школа - детский сад", 9 негосударственных детских садов. В 56 общеобразовательных учреждениях открыты классы предшкольной подготовки, а также в 7 учреждениях, не относящихся к системе образования, открыты группы, в которых реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Дома творчества, клубы и т.д.).
За счет строительства, реконструкции, оптимизации и реорганизации сети образовательных учреждений с учетом социальных запросов населения в зданиях ранее существующих образовательных учреждений разных типов (общеобразовательные школы, детские дома, образовательные центры) в 2010-2011 годах было открыто 2233 дополнительных места для дошкольников.
Тем не менее, основной проблемой доступности дошкольного образования является сохраняющийся дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
По данным муниципальных образований (по состоянию на 01 июля 2012 года), в очереди состоит 26325 детей, из них 80% - дети в возрасте до 3 лет. Численность детей, которым нужно предоставить места в детских садах в период с 01 сентября 2012 года по 01 сентября 2013 года, составляет 5321 человек (если учесть детей, которым в течение учебного года исполнится 3 года, эта цифра возрастет до 12368 человек).
В настоящее время реализуется поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения Калининградской области. Она включает в себя два основных направления:
- ликвидацию очередности в дошкольные учреждения за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования;
- использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.
В повышении доступности дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья особую роль играет развитие служб ранней помощи.
Наличие ранней комплексной реабилитационной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать отклонения в состоянии его здоровья и сдвиги в психическом развитии, сократить число детей, которым по достижении школьного возраста потребуется специальное образование в условиях специализированных учреждений, кроме этого ранняя реабилитационная помощь обеспечит ребенку более широкую интеграцию в школьную жизнь.
В Калининградской области созданы службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Они функционируют как структурные подразделения - отделения раннего сопровождения муниципальных консультативно-диагностических и образовательных учреждений.
Вместе с тем доля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья продолжает оставаться низкой и составляет 46%.
В системе образования Калининградской области функционируют следующие общеобразовательные учреждения:
- общеобразовательные учреждения - 183 (173 - дневные школы, 7 - вечерние школы, 3 - общеобразовательные школы-интернаты);
- негосударственные общеобразовательные учреждения - 4.
Из 173 муниципальных общеобразовательных учреждений:
- 9 - начальные общеобразовательные школы;
- 25 - основные общеобразовательные школы;
- 139 - средние общеобразовательные школы.
Всего 24 общеобразовательных учреждения Калининградской области предоставляют повышенный уровень образования: 12 лицеев, 8 гимназий, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов.
В условиях модернизации системы образования главной задачей в государственной политике в сфере образования является обеспечение современного качества образования и его доступности.
К настоящему моменту итогами реализации приоритетного национального проекта "Образование" и регионального комплексного проекта модернизации образования стало повышение открытости образовательной системы, формирование инновационного характера образования, достижение системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов. Удельный вес школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составляет 85%. Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", составляет 100%. Доля образовательных учреждений, участвующих в реализации инновационных проектов и программ в 2011 году, составила 45%.
Дальнейшее развитие идущих системных изменений в сфере российского образования определяется национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года стратегическими ориентирами являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации с 01 сентября 2011 года в Калининградской области реализуется проект модернизации региональной системы общего образования. Проект включает в себя следующие направления: повышение заработной платы учителей и качества образования, модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
В сфере общего образования современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают с одной стороны обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, с другой стороны - оснащение образовательного процесса современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
Во всех общеобразовательных учреждениях Калининградской области с 01 сентября 2011 года обучение в первых классах ведется по федеральным государственным стандартам.
В дальнейшем успешный переход на новые стандарты на областном уровне требует продолжения реализации следующих задач: обеспечение финансово-экономических механизмов, кадровое обеспечение, создание материально-технических условий, развитие системы оценки качества, системы духовно-нравственного воспитания, развитие общественно-государственного управления образованием.
Калининградская область второй год является участником мероприятия по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
По итогам 2011 года универсальная безбарьерная среда создана в семи общеобразовательных учреждениях Калининградской области, в 2012 году ведется работа по формированию доступной среды еще в семи школах.
Активная работа ведется по совершенствованию областной модели проведения процедур независимой оценки качества дошкольного и общего образования (создание экспериментальных и пилотных площадок, разработка и апробация методик, технологий и инструментария для оценки сформированности планируемых (предметных, метапредметных, личностных) результатов, совершенствование нормативных документов, регламентирующих процедуры независимой оценки качества образования).
Функционирует система областных мониторингов образовательных достижений обучающихся. В сфере дошкольного образования ведется разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования. В сфере общего образования совершенствуются нормативная база, методики и технологии для проведения на областном уровне мероприятий по оценке качества образования. Стоит задача доработки, апробации и внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Процессы информатизации образования, претерпев несколько этапов развития, ключевым из которых была реализация концепции "Электронная школа", привели к высокой технической оснащенности образовательных учреждений и достаточной готовности педагогических работников к использованию имеющихся ресурсов.
В Калининградской области сложилась многоуровневая и многофункциональная система поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи. Созданы и успешно работают областные и муниципальные учреждения в сфере образования и науки, культуры и искусства, спорта, молодежной политики. Реализуется практика направления талантливых учащихся совместно с учителями для участия в выездных профильных школах и мероприятиях за пределами Калининградской области. Участие в подобных мероприятиях позволяет разнообразить опыт работы с одаренными детьми, освоить новые методики, кроме того, создает дополнительные конкурентные условия для развития самих школьников.
В системе поддержки и сопровождения одаренных детей в Калининградской области работает многопрофильное учреждение на базе муниципального автономного учреждения школы-интерната лицея-интерната при поддержке Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Для поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в Калининградской области учреждены стипендии Губернатора Калининградской области.
Целевые программы Калининградской области на новый период 2012-2016 годов нацелены на создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях деятельности.
В Калининградской области накоплен большой опыт по профилактике асоциального, агрессивного поведения детей и подростков, ксенофобии и межконфессионального напряжения среди молодежи, по формированию позитивного мировоззрения у детей, этическому и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Основой создания в Калининградской области целостной профилактической системы, предусматривающей мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, является целевая программа Калининградской области "Комплексные меры противодействия потреблению наркотических средств и их незаконному обороту на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2011 года N 1022.
С 2003 года в Калининградской области ведется работа по созданию системы духовно-нравственного развития и воспитания. При Государственном автономном образовательном учреждении Калининградской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт развития образования" создана база по системному повышению квалификации педагогов в данной сфере. Калининградская область начиная с 2009 года принимала участие в апробации нового курса, включенного в федеральный государственный стандарт - Основы религиозных культур и светской этики. В Калининградской области развивается система поддержки детского творчества и стимулирования работы педагогов в сфере духовно-нравственного развития и воспитания посредством конкурсов и фестивалей.
В Калининградской области успешно функционирует система дополнительного образования детей. Она включает в себя 76 учреждений системы образования. Дополнительное образование детей в области искусства и спорта осуществляют:
- 45 спортивных школ различных типов, в том числе 30 детско-юношеских спортивных школ и 15 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, училище олимпийского резерва, где занимается более 18% детей школьного возраста;
- 42 учреждения художественно-эстетического цикла, в том числе 15 музыкальных школ, 3 художественные школы, 22 школы искусств, в которых занимается более 15,7% детей школьного возраста, из числа указанных учреждений на селе функционирует 11, из которых 6 - детские музыкальные школы, 5 - детские школы искусств.
Одновременно с этим программы дополнительного образования реализуются в 173 дневных общеобразовательных учреждениях Калининградской области, где действует 2551 кружок и секция дополнительного образования. В них занимается более 70% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Значительную работу с детьми проводит 121 культурно-досуговое учреждение. Всего в культурно-досуговых учреждениях Калининградской области действуют 1150 клубных формирований для детей до 14 лет, обеспечивающих занятость 16172 детей, и 662 формирования для молодежи от 15 до 24 лет, которые насчитывают 7948 участников.
Все учреждения решают задачи привлечения детей к занятиям различными видами искусства, спорта, социальной адаптации и интеграции в общество, выявления новых талантов, совершенствования профессионального мастерства.
В Калининградской области действуют 24 детских библиотеки, из них одна на селе. Во всех библиотеках Калининградской области всего зарегистрировано 110 тысяч детей до 14 лет и 68 тысяч представителей молодежи от 15 до 24 лет. 22 библиотеки Калининградской области имеют центры правовой информации.
Действующие в области профессиональные творческие коллективы и музей значительную часть своей работы нацеливают на детское население, оказывая существенное положительное влияние на всю систему эстетического образования и воспитания.
Государственные театры постоянно обновляют репертуар для детей. Более 35 тысяч детей ежегодно посещают Театр кукол, который дает свыше 280 спектаклей в год. В областной филармонии действует программа "Всей семьей в концертный зал". Традицией стал фестиваль искусств для детей "Музыкальная весна". Специальные музыкальные программы адресуются детям областным оркестром русских народных инструментов.
В Калининградской области действуют 2 федеральных, 3 областных и 7 муниципальных музеев, реализующих просветительские исторические, естественно-научные и художественные программы для жителей Калининградской области, 70% из числа посетителей которых составляют дети. Помимо экскурсий в музеях организуются тематические занятия для школьников, внедрена программа "Музейная педагогика". Для детей с ограниченными возможностями проводятся интерактивные занятия по археологии "Познаю историю руками".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.