Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Дети-участники реализации Концепции
53. Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы.
Статья 12 Конвенции о правах ребенка говорит о том, что государства-участники Конвенции обязаны обеспечить ребенку, способному высказать собственный взгляд, право свободного выражения собственных суждений по всем вопросам, сказывающимся на жизни ребенка, и взглядам ребенка должен придаваться достаточный вес в соответствии с его возрастом и зрелостью. Эффективное участие детей предполагает активное их вовлечение в процесс принятия решений различного уровня на всех этапах, начиная от информирования, изучения мнения и потребностей детей и до их соучастия в принятии решений.
В нашей стране создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. На региональном уровне заложена правовая основа, которая однако требует дальнейшего совершенствования в сфере образования и молодежной политики.
Сегодня в Калининградской области представлен весь спектр молодежных общественных институтов: общественные объединения, движения, Молодежная парламентская ассамблея, Молодежное правительство, Молодежная избирательная комиссия, администрации и т.п. В 92% школ Калининградской области образованы и активно работают органы ученического самоуправления и их объединения, как, например, Городской школьный парламент в городе Калининграде, начинают свою работу школьные службы примирения. В учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования ведут свою работу органы студенческого самоуправления, представители которых входят в состав Студенческого совета Калининградской области.
Если в состав Молодежного правительства Калининградской области, действующего на основании постановления Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 805 "О Молодежном правительстве Калининградской области", могут войти молодые люди в возрасте от 18 лет, то в молодежных консультативно-совещательных органах на муниципальном уровне большинство членов представлено представителями молодежи старшего школьного возраста. В 2012 году в Калининградской области действует 13 таких органов.
Серьезные возможности принимать решения, затрагивающие права и обязанности самих детей, получают дети, принимающие участие в деятельности детских и молодежных общественных объединений. Всего на территории Калининградской области насчитывается около 270 таких объединений. Это хороший показатель общественной активности подростков и молодежи.
С 2011 года при Уполномоченном при Губернаторе Калининградской области по правам ребенка создан и ведет свою работу Детский общественный совет, целью деятельности которого является развитие детского общественного движения в Калининградской области, а также обеспечение взаимодействия Уполномоченного при Губернаторе Калининградской области по правам ребенка с детскими общественными объединениями в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей, выработки предложений по совершенствованию данной деятельности, организации просветительской работы по вопросам прав детей. Совет действует как совещательный, коллегиальный орган, который совместно с детьми и при их участии осуществляет координацию вопросов, затрагивающих права, свободы и законные интересы детей.
В Калининградской области проводятся образовательные мероприятия по повышению лидерских качеств, разработку и реализацию социально-значимых проектов, в том числе в рамках международного молодежного форума "Балтийский Артек", конкурсные мероприятия для активных молодых людей.
В 2010 и 2012 годах Агентством по делам молодежи Калининградской области совместно с Молодежным правительством Калининградской области был инициирован и проведен единый День молодежного самоуправления, задачами которого являются привлечение молодых людей к непосредственному участию в работе, направленной на социально-экономическое развитие Калининградской области, повышение уровня правовой и политической культуры молодежи, совершенствование форм и методов взаимодействия молодежи с органами государственной власти и местного самоуправления Калининградской области и т.п. Традиционно День молодежного самоуправления проводится в форме совместных расширенных совещаний, заседаний муниципальных и областных органов исполнительной и законодательной власти, коллективных собраний администраций учебных заведений, предприятий, организаций и соответствующих сформированных органов молодежного самоуправления, а также в форме других мероприятий.
Вместе с тем процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается определенными существующими проблемами:
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- отсутствие регулярно проводимых исследований, эффективно действующих стандартов и методик участия детей в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы;
- недостаточная налаженность системы взаимодействия всех институтов, призванных обеспечить эффективное участие детей в общественной жизни;
- недостаточность уровня правовой грамотности как у детей, так и у специалистов, работающих с детьми;
- усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений;
- дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- пассивность, разочарованность детей;
- нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений;
- нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
54. Основные задачи:
- совершенствование законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности;
- повышение правовой и политической культуры детей и специалистов, работающих с детьми, расширение их знаний в области прав человека;
- привлечение детей к участию в общественной жизни;
- внедрение системы активного участия детей в принятии решений во все учреждения и институты, осуществляющие образовательный, воспитательный процессы;
- разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
- внедрение системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
- обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность, включенность всех групп детей, приоритет развития ребенка, повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей), доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности), открытость, честность взрослых в общении с детьми, недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
55. Меры по обеспечению участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы:
- приведение законодательства Калининградской области в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федерального уровня в области участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
- внедрение системы активного участия детей в принятии решений;
- содействие развитию детско-молодежного общественного движения и его государственной поддержки;
- освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни;
- поддержка детских и молодежных средств массовой информации;
- изучение потребностей, интересов детей путем консультаций с самими детьми при разработке и реализации программ, проектов, внедрении услуг и т.п.;
- разработка и внедрение образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний;
- включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации;
- развитие и поддержка всех институциональных форм участия детей в принятии решений (органы школьного, студенческого самоуправления и соуправления, объединения органов самоуправления, школьные службы примирения, проведение дней самоуправления и т.п.);
- внедрение социальных технологий привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, к рассмотрению и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях;
- разработка и применение стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности;
- создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
Ожидаемые результаты:
- создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества;
- преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
- совершенствование законодательства Калининградской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;
- создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет";
- развитие детско-молодежного общественного движения;
- создание системы постоянного мониторинга и оценка участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.