Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие детей
20. В Калининградской области обеспечение современного качества и доступности является главной задачей политики в сфере образования согласно "Информации о реализации права детей на получение доступного и качественного образования, культурное развитие" (приложение N 1 к настоящей Концепции).
Образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в 2012 году посещает на 18% детей, что превышает показатель 2008 года. За счет строительства, реконструкции, оптимизации и реорганизации сети образовательных учреждений с учетом социальных запросов населения в зданиях ранее существующих образовательных учреждений разных типов (общеобразовательные школы, детские дома, образовательные центры) в 2010-2011 годах было открыто 2233 дополнительных места для дошкольников.
Тем не менее, основной проблемой доступности дошкольного образования является сохраняющийся дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Поэтапная программа по ликвидации очередности в дошкольных учреждениях Калининградской области включает в себя два основных направления:
- ликвидацию очередности в дошкольные учреждения за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования;
- использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования.
В Калининградской области созданы службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Вместе с тем доля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, получающих коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья продолжает оставаться низкой и составляет 46%.
Идущие системные изменения в сфере российского образования определяются национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года стратегическими ориентирами являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации с 01 сентября 2011 года в Калининградской области реализуется проект модернизации региональной системы общего образования. В рамках реализации проекта особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования, предстоит дальнейшая модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
В дальнейшем успешный переход на новые стандарты на областном уровне требует продолжения реализации следующих задач: обеспечения финансово-экономических механизмов, кадрового обеспечения, создания материально-технических условий, развития системы оценки качества, системы духовно-нравственного воспитания, развития общественно-государственного управления образованием.
Необходимо продолжить активную работу по совершенствованию областной модели проведения процедур независимой оценки качества дошкольного и общего образования (создание экспериментальных и пилотных площадок, разработка и апробация методик, технологий и инструментария для оценки сформированности планируемых (предметных, метапредметных, личностных) результатов, совершенствование нормативных документов, регламентирующих процедуры независимой оценки качества образования). Для обеспечения единства требований к подготовленности выпускников, объективности оценки достижений обучающихся, возможности использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений стоит задача доработки, апробации и внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Вместе с тем остаются проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
- отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей.
Требует дальнейшего развития и совершенствования управление процессом образования детей, а также контроль качества образовательных услуг.
В современных условиях проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста в образовательных учреждениях, что позволит выявить как можно больше обучающихся с признаками одаренности и обеспечить этим детям благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Важнейшим условием успешной работы с одаренными детьми и молодежью является интеграция образовательных учреждений разных типов. Трудностью интеграции является проблема межведомственного взаимодействия. В настоящее время не разработаны механизмы взаимодействия и координации работы учреждений образования, культуры и спорта, гражданского и бизнес-сообщества с одаренными детьми на различных уровнях; отсутствует организация тьюторского сопровождения одаренных детей в процессе взаимодействия образовательных учреждений разных типов и видов.
Недостаточно высокий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
Не сформирована целостная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которая должна являться базовым фактором современного образования, как то предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Работа в данном направлении требует интенсификации всех сфер образовательной деятельности в Калининградской области.
Остается неадекватной современным условиям материально-техническая и информационная база сферы культуры, требующая технического перевооружения. Необходимо решать проблемы развития и совершенствования нормативно-правовой, научной и методической базы учреждений, экономических и организационно-управленческих механизмов, внедрения современных образовательных технологий в сфере культуры.
Продолжает существовать асимметрия в вопросах доступности к услугам организаций культуры, которая обеспечена преимущественно для жителей областного центра.
Спектр услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, очень ограничен, недостаточно представлены инновационные формы культурной деятельности.
21. Основные задачи:
- обеспечение доступности качественного дошкольного образования на основе устойчивого развития системы дошкольного образования, расширение вариативности его форм;
- расширение спектра и объема коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе дальнейшего развития службы ранней помощи;
- реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего и профессионального образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями жителей Калининградской области;
- усиление значимости роли программ духовно-нравственного развития и воспитания в формировании ценностно-смысловой сферы личности ребенка;
- совершенствование региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений;
- модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост профессиональной компетентности;
- установление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий;
- создание системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;
- развитие общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение на базе образовательных учреждений, учреждений культуры, центров туризма, спорта, загородных оздоровительных лагерей, через взаимодействие с общественными организациями;
- развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей;
- создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей;
- поддержка развития детских библиотек, системы художественного образования детей;
- организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами;
- развитие системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
22. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования:
- развитие государственно-муниципальной системы дошкольного образования, различных форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других;
- обеспечение поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, организаций отдыха и оздоровления;
- содействие развитию негосударственного сектора дошкольного образования;
- обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого школьника современного качественного общего, профессионального и дополнительного образования на всех ступенях обучения, модернизация материально-технической базы школ в соответствии с требования федеральных государственных стандартов;
- создание современной школьной инфраструктуры, в том числе физкультурно-спортивных площадок, пищеблоков и столовых, библиотек, медицинских кабинетов, расширение каналов связи и увеличение скорости информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расширение транспортной доступности общеобразовательных учреждений;
- дальнейшее обеспечение реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (права на инклюзивное образование), права этих детей на отдых и оздоровление;
- создание условий для обеспечения доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования;
- создание условий для развития различных областных вариантов поликультурной модели дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности;
- продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения независимой оценки учебных достижений обучающихся, государственной итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;
- внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- расширение возможностей предоставления детям своевременной, комплексной качественной психолого-медико-педагогической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях, в том числе, на основе развития служб ранней помощи;
- внедрение программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами;
- развитие системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
23. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи:
- совершенствование сложившейся многоуровневой и многофункциональной системы поддержки и сопровождения одаренных детей в различных видах деятельности, поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;
- развитие системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями);
- обеспечение информационной поддержки оказания помощи талантливым детям и молодежи.
24. Меры, направленные на совершенствование воспитания и социализацию детей:
- участие в разработке общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики;
- совершенствование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей, разработка и внедрение региональной концепции, программ духовно-нравственного развития и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Калининградской области;
- создание и внедрение программ переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений Калининградской области в сфере культурологических и психолого-педагогических основ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка;
- обеспечение воспитания и социализации подрастающих поколений на научной основе, внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- расширение ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей;
- создание механизмов стимулирования деятельности образовательных учреждений, эффективно реализующих проекты духовно-нравственного развития и воспитания; поддержка информационно-издательских проектов, разработка и издание методических рекомендаций и учебных пособий в области духовно-нравственного развития и воспитания;
- создание условий для реализации социального заказа родителей (законных представителей) учащихся на изучение предметов этноконфессионального и культурологического компонента;
- обеспечение эффективного функционирования целостной системы комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; внедрение новых форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей;
- внедрение и развитие эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;
- создание благоприятных условий для социализации детей, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического становления на основе обеспечения возрождения, развития и защиты отечественных исторических, культурных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических традиций.
25. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей:
- внедрение и реализация федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности;
- разработка и формирование механизмов реализации нормативно-правовой базы по введению именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства;
- разработка и внедрение актуальных современных образовательных программ дополнительного образования детей, в том числе ориентированных на детей с особыми образовательными потребностями;
- поддержка музейных, театрально-зрелищных и досуговых учреждений, школ искусств, учреждений дополнительного образования, реализующих программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширение сети детских и юношеских творческих объединений, центров, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков, развитие разнообразных форм туризма и краеведения, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- областная поддержка существующих и создаваемых новых передач для детей, подростков, детских театров, кино- и телестудий;
- формирование областного заказа на издательскую, компьютерную продукцию и кинопродукцию;
- оказание областной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков;
- реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек;
- разработка и реализация мероприятий и акций по развитию детского чтения и литературы для детей, организация открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей;
- развитие системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей;
- доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в Калининградской области;
- расширение для детей Калининградской области уровня доступности культурных благ на территории области.
26. Ожидаемые результаты:
- обеспечение доступности и качества дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации (к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте 3-7 лет);
- обеспечение жителям Калининградской области независимо от социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступности качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Калининградской области;
- расширение общественного участия в управлении образованием и создании необходимых предпосылок для дальнейшего самостоятельного развития образовательных учреждений;
- организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий;
- увеличение доли детей, получивших коррекционную помощь в раннем возрасте;
- расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
- расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью);
- повышение рейтинга школьников Калининградской области в международных и российских оценках качества образования;
- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
- увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности;
- увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, до 75%;
- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;
- увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
- сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением;
- активизация интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий;
- повышение качества и доступности услуг, предоставляемых детской аудитории учреждениями культуры и искусства;
- рост посещаемости детьми и семьями с детьми учреждений культуры и искусства, библиотек;
- увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.