Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Черняховский муниципальный район"
от 28 сентября 2012 г. N 1431
Целевая программа
"Содействие занятости населения муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период 2013-2016 годов"
29 апреля 2013 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" Калининградской области от 29 апреля 2013 г. N 544 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
1. Паспорт целевой Программы
2. Общие положения, содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки
Целевая Программа "Содействия занятости населения муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период 2013-2016 годов" (далее - Программа) разработана Центром занятости населения города Черняховска совместно с администрацией муниципального образования "Черняховский муниципальный район" в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Основания для разработки Программы
1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства Калининградской области от 8.12.2006 N 923 "О Целевой Программе Калининградской области "Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы";
3. Постановление Правительства Калининградской области от 2.02.2012 N 32 "О целевой Программе Калининградской области "Содействие занятости населения Калининградской области на 2012-2016 годы";
4. Решение районного Совета депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" от 26.04.2012 N 43 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на период до 2020 года" (далее - Стратегия).
Программа является важным элементом механизма реализации Стратегии.
В основу Программы положен принцип ее преемственности с Программой содействия занятости населения в муниципальном образовании "Черняховский муниципальный район" на период 2009-2012 годы".
Утверждение Программы на период 2013-2016 годов является следующим этапом обеспечения правового регулирования реализации государственной политики занятости населения, что делает этот процесс непрерывным в системе управления.
Программа и программные мероприятия носят целевой характер. Целью настоящей программы является проведение эффективной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Программа является инструментом в реализации мер и действий на рынке труда Черняховского района, обеспечивает координирование действий муниципальных органов власти, работодателей, а также заинтересованных негосударственных некоммерческих организаций, всех социальных партнеров в области содействия занятости населения.
Демографическая ситуация
Черняховский муниципальный район занимает третье место в области по численности населения после города Калининграда и Гурьевского района.
Численность населения Черняховского района по состоянию на 01.01.2012 года составила 50973 человека или 5,4% от численности населения Калининградской области.
В городе проживают 39597 человек (77,7%),
в сельской местности - 11376 человек (22,3%),
в том числе сельских жителей:
- в Черняховском городском поселении - 609 человек,
- в Калужском сельском поселении - 4054 человека,
- в Каменском сельском поселении - 2334 человек,
- в Свободненском сельском поселении - 4379 человек.
Естественная убыль населения
За последние семь лет рождаемость выросла на 10%: с 590 новорожденных в 2004 году до 650 в 2011 году. Уровень смертности снизился на 34%: с 1132 в 2004 году до 750 человек в 2011 году. Естественная убыль населения сократилась в 5,4 раза, однако ее уровень еще значителен: -100 человек в 2011 году.
За 2011 год в Черняховском районе:
- рождаемость сократилась на 2 ребенка по сравнению с показателями 2010 года: родилось 650 человек против 652 человек в 2010 году.
- смертность сократилась на 5% по сравнению с показателями 2010 года: умерло 750 человек против 789 человек в 2010 году;
- естественная убыль населения сократилась на 27% по сравнению с показателями 2010 года и составила -100 человек против - 137 человек в 2010 году.
Миграционная убыль населения
Миграционная убыль с 2004 года до 2009 года имела тенденцию к снижению. В 2010 году произошел резкий скачок миграционной убыли населения - 144% к уровню 2009 года, который явился следствием политической обстановки, существующей в районе на протяжении последних лет. Это негативно отразилось на имидже Черняховского района и вызвало отток его населения в 2010 и в 2011 годах.
Число граждан, прибывших в Черняховский район в 2011 году, выросло в 2,3 раза и составило 513 человек против 225 человек к уровню 2010 года.
Число выбывших увеличилось на 40% и составило 1182 человека против 846 человек к уровню 2010 года.
Миграционная убыль возросла на 8% по сравнению с показателями 2010 года и составила - 669 человек против -621 человека к уровню 2010 года.
Среднегодовая численность населения за 2011 год сократилась на 769 человек.
Сокращение числа жителей Черняховского района обусловлено низкой рождаемостью, превышающей ее смертностью и ростом оттока населения.
В ближайшие годы сохранится тенденция снижения естественной и миграционной убыли населения.
Старение населения
Численность трудоспособного населения Черняховского района по состоянию на 1.01.2011 составила 31549 человек (61%), 8399 человек или 16% - население моложе трудоспособного возраста, 11988 человек или 23% - старше трудоспособного возраста, что свидетельствует о старении населения.
За последние семь лет численность населения трудоспособного возраста сократилась на 11%, моложе трудоспособного возраста - на 16%, что связано с резким сокращением рождаемости в 90-е годы.
Состояние рынка труда и его перспективы
Численность экономически активного населения по данным ежемесячного обследования населения в среднем за 2011 год составила 32,1 тыс. человек.
Тенденция к стабилизации на рынке труда района продолжается и в 2011 году: на конец 2011 года на учете состояло 708 безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы составлял 2,2% от экономически активного населения, коэффициент напряженности - 2,4 единицы.
Ситуация на рынке труда Черняховского района в первом полугодии 2012 года характеризовалась следующими показателями:
- ежемесячным уменьшением числа обратившихся в центр занятости за услугами, в том числе в целях поиска подходящей работы, в сравнении с соответствующим периодом 2011 года,
- снижением уровня регистрируемой безработицы,
- увеличением спроса на рабочую силу.
В отчетном периоде снизились масштабы использования работодателями режимов неполной занятости, численность граждан, работающих неполное рабочее время, находящихся в простоях или вынужденных отпусках.
Вместе с тем, среди обратившихся за содействием в трудоустройстве, увеличилась доля граждан, уволенных в связи с сокращением численности штатов. Высвобождение работников производилось в связи с реорганизацией и структурными изменениями в муниципальных предприятиях и учреждениях, в федеральных государственных учреждениях.
Со второго квартала 2012 года увеличивается ежемесячный спрос на рабочую силу, что является признаком улучшения экономической ситуации в районе. Всего за 6 месяцев 2012 года заявлено в Центр занятости более 900 вакансий.
По состоянию на 01.07.2012 года число официальных безработных составило 658 человек, 1.07.2011 - 836 человек, снижение на 21%.
Уровень регистрируемой безработицы составляет 2%, что ниже уровня 2011 года на 0,6%.
В 2013-2016 годах сохранятся существующие тенденции. Крупные потрясения в виде массовых сокращений маловероятны, рост официальной безработицы не прогнозируется. Показатели занятости и безработицы, характеризующие ситуацию на рынке труда, во многом будут определяться состоянием экономики, адаптацией предприятий к новым условиям, созданием новых рабочих мест, а также состоянием демографических и миграционных процессов.
Основные проблемы на рынке труда Черняховского района
1. Несбалансированность спроса и предложения, проявляющаяся в дифференциации городского и сельского населения.
2. Низкая конкурентоспособность на рынке труда таких категорий, как инвалиды; женщины, имеющие малолетних детей; граждане, проживающие в сельской местности; молодежь без опыта работы; лица предпенсионного возраста.
3. Незаполняемость вакансий, ввиду низкой заработной платы и повышения требований работодателя к работникам, что проявляется в селективном подходе при приеме на работу, в зависимости от пола, возраста и места проживания.
4. Наличие значительной дифференциации уровня оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором.
5. Низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
6. Отток трудоспособного населения в другие районы.
7. Отсутствие системы внутрипроизводственного обучения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Цели, задачи и сроки реализации программы
2.1. Цели и задачи программы
Цели Программы:
1. Реализация мер в сфере занятости населения Черняховского района, позволяющих повысить эффективность занятости населения.
2. Создание условий для развития сбалансированного рынка труда Черняховского района.
3. Обеспечение социальных гарантий граждан по защите от безработицы.
Задачи Программы:
1. Сохранение стабильной ситуации на рынке труда и обеспечение эффективной занятости населения.
2. Повышение экономической активности населения.
3. Социальная поддержка безработных граждан на период поиска работы.
4. Эффективное использование финансовых средств, направляемых на содействие занятости-населения и формирование трудовых ресурсов.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Сроки реализации программы
Сроки реализации Программы: 2013-2016 годы.
3. Социальная и финансовая эффективность программы
Программа создаст дополнительные гарантии и на практике обеспечит конституционные права граждан на труд и защиту от безработицы на территории Черняховского района, будет способствовать преодолению иждивенчества, формированию цивилизованного рынка труда и явится хорошим стимулом для укрепления социальной стабильности.
Кроме того, реализация Программы позволит повысить эффективность использования трудовых ресурсов, стимулировать изменения в структуре занятости в интересах экономики, будет содействовать развитию социального партнерства и повысит конкурентоспособность рабочей силы.
Ожидаемыми конечными результатами Программы являются:
- уровень общей безработицы - не более 7% от экономически активного населения к концу 2016 года;
- уровень регистрируемой безработицы - не более 1,7% от экономически активного населения к концу 2016 года;
- повышение экономической активности населения.
Мероприятия Программы обеспечат необходимую поддержку жителям Черняховского района, сделают процессы в сфере занятости более прогнозируемыми и контролируемыми. Программа позволит смягчить негативные последствия безработицы и обеспечить дополнительную социальную защиту незанятого населения.
Принцип паритетного выделения средств на мероприятия Программы исключит возможность сокращения финансового участия бюджетов других уровней в решении проблем занятости на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
Финансовый эффект Программы будет характеризоваться:
- снижением объемов социальных выплат, так как жители района будут вовлечены во временную занятость;
- расширится налогооблагаемая база и доходы бюджетов всех уровней, так как указанные мероприятия имеют не только социальную, но и экономическую составляющую;
- поддержкой доходов граждан в период поиска работы, повышением их платежеспособности.
4. Мероприятия программы
Система мероприятий программы предусматривает:
1. Мероприятия по обеспечению соблюдения конституционных и иных прав и свобод граждан в сфере занятости и оказанию в соответствии с законодательством о занятости государственных услуг по трудоустройству:
- регистрация населения и работодателей в службе занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе через информирование о положении на рынке труда, включая:
- организация всей системы информационного обеспечения государственных услуг (в том числе в электронном виде), реализация мероприятий активной политики занятости (в том числе проведение ярмарок вакантных рабочих и учебных мест, проведение мероприятий информационного характера - совещаний, круглых столов с участием органов местной власти, работодателей и представителей профсоюзов);
- формирование банка вакансий по рабочим профессиям и должностям служащих;
- обеспечение доступа к действующему официальному информационному порталу Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) "Работа в России" (www. trudvsem.ru):
- организация специализированных консультационных пунктов на предприятиях и организациях для граждан, находящихся под риском увольнения;
- работа со средствами массовой информации и информирование граждан о мерах по снижению напряжения на рынке труда, с использованием всех доступных ресурсов СМИ - газеты, телевидение, радио, информационно-справочные киоски, Интернет- ресурсы;
- формирование и тиражирование информационных и справочных материалов;
- подготовка аналитических докладов и справок для вышестоящих органов управления;
- обеспечение материальной поддержи безработных граждан, включая:
- выплата пособий по безработице безработным гражданам;
- выплата стипендий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период их профессионального обучения по направлению органов службы занятости.
2. Мероприятия по повышению экономической активности граждан, их социальной и трудовой адаптации; росту уровня трудоустройства незанятого населения, испытывающего трудности в поиске работы, в том числе:
организации временного трудоустройства граждан, ищущих работу, включая:
- организацию на договорной основе с работодателями общественных работ;
- организацию на договорной основе с работодателями временной занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации);
- обеспечение целевой поддержки доходов безработных граждан, принимающих участие в мероприятиях программы; временному трудоустройству молодежи из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, включая:
- организацию на договорной основе с работодателями временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- обеспечение целевой поддержки доходов безработных граждан, принимающих участие в мероприятиях программы:
обеспечению временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с целью формирования и приобретения трудовых навыков, включая:
- организацию на договорной основе с работодателями временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе из числа сирот, из семей безработных граждан, неполных и многодетных семей, а также состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;
- обеспечение целевой поддержки доходов несовершеннолетних граждан, принимающих участие в мероприятиях программы;
- развитие предпринимательской деятельности среди безработных граждан - организации собственного дела (самозанятости);
- реализация программ социальной адаптации безработных граждан;
- обеспечение права женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет на бесплатное получение государственной услуги по профессиональной подготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- разработка и реализация адресных программ (мероприятий) содействия занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включающих меры по социальной адаптации и содействию в трудоустройстве.
3. Мероприятия по развитию трудовых ресурсов и реализации мер по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, в том числе:
- по профессиональной ориентации граждан, психологической поддержке безработных граждан, включая:
- организацию и осуществление профессионального информирования и консультирования безработных граждан, учащихся, занятого населения, граждан, подлежащих высвобождению с предприятий и организаций;
- информирование и консультирование граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии) или профессионального обучения;
- обеспечение психологической поддержки безработным гражданам с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к существующим условиям реализации профессиональной карьеры;
- организацию профессионального отбора безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение;
- по профессиональному обучению безработных граждан, включая:
- организацию профессионального обучения безработных граждан по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, а также под конкретные рабочие места по договорам с работодателями. А именно, организация профессиональной подготовки и повышение квалификации по рабочим профессиям, наиболее востребованным на рынке труда: электрогазосварщик, рабочие строительных специальностей, печник, повар, кондитер, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и механизированные профессии (машинист экскаватора, водитель погрузчика, водитель автомобиля категории Е, категории Д), охранники, а также рабочие сферы услуг: продавцы, парикмахеры, маникюрши, официанты.
- организацию профессионального обучения безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности;
- формирование и систематическое обновление территориальных банков данных по профессиям (специальностям), роду занятий, по которым осуществляется с учетом прогноза потребностей рынка труда профессиональное обучение безработных граждан.
4. Мероприятия по созданию условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы; привлечению дополнительных трудовых ресурсов для сокращения дефицита рабочей силы, в том числе:
- участие в подготовке заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
- участие в формировании и использовании межтерриториального электронного банка вакансий по Калининградской области, банка специалистов, желающих трудоустроиться в другой местности;
- улучшение системы информирования населения о возможностях трудоустройства за пределами региона и внутри его округов и городов.
5. Мероприятия по дальнейшему развитию социального партнерства, проведению мониторинга и оценки эффективности предоставления услуг в рамках программных мероприятий по содействию занятости населения, в том числе:
- участие в разработке программ социально-экономического развития МО "Черняховский муниципальный район" в части развития кадрового обеспечения и занятости населения;
- обеспечение работы комиссии по содействию занятости населения и контролю за реализацией Программы содействия занятости населения МО "Черняховский муниципальный район" в 2013-2016 годах;
- совместная работа органов местного самоуправления по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- организация встреч с главами поселений, участие в совещаниях, работе комиссий, посещение предприятий и организаций, проведение круглых столов по вопросам занятости населения, заключение соглашений и договоров о совместной деятельности, участие в совещаниях с работодателями по вопросам занятости;
- проведение регулярного мониторинга итогов реализации Программы в разрезе приоритетных направлений, оценка эффективности активных программ занятости.
6. Мероприятия по повышению эффективности деятельности центра занятости и предоставления государственных услуг, в том числе:
- внедрение и использование современных информационных технологий и средств защиты информации;
- соблюдение требований административных регламентов по предоставлению государственных услуг, проведение опросов получателей государственных услуг;
- организация работы по предотвращению попыток получения пособия по безработице обманным путем;
- получение дополнительных финансовых средств для реализации программ содействия занятости.
Постановлением администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" Калининградской области от 29 апреля 2013 г. N 544 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
5. Финансирование мероприятий программы
Источниками финансирования Программы являются:
- субвенции из федерального бюджета бюджету Калининградской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (финансирование социальной поддержки безработных граждан);
- средства бюджета Калининградской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (финансирование мероприятий активной политики занятости населения, расходов государственных казенных учреждений службы занятости населения по осуществлению переданных полномочий);
- средства бюджета муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (участие в организации и финансировании временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и общественных работ);
- внебюджетные источники, включающие средства работодателей, различных фондов и общественных организаций, участвующих в реализации Программы.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета устанавливается федеральным законом, за счет средств областного бюджета устанавливается законом Калининградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем финансирования за счет районного бюджета утверждается решением Черняховского районного Совета депутатов.
Суммарные затраты на реализацию мероприятий Программы в 2013-2016 годы составляют 129534,4 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 26313,7 тыс. рублей, в том числе:
- средства местного бюджета на 2013 год - 600,0 тыс. рублей;
- средства работодателей на 2013-2016 годы - 488,0 тыс. рублей.
Целевые показатели и расходы на программные мероприятия с учетом реально выделяемых на их реализацию средств, подлежат ежегодному уточнению.
Объемы ассигнований, выделяемые на финансирование мероприятий программы, будут уточняться и корректироваться при утверждении бюджета на очередной финансовый год в зависимости от ситуации на рынке труда Черняховского района.
Финансирование
мероприятий Программы на период 2013-2016 годов
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" Калининградской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.