Апелляционное определение Калининградского областного суда от 30 января 2013 г. N 33-350/2013
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 июля 2012 года, которым отказы в постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, вынесенные должностными лицами отдела кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" на основании решений за N 39/12-28125, N 39/12-28133, 39/12-28137 от 16.05.2012 года, N 39/12-28781 от 17.05.2012 года, N 39/12-30030, 39/12-30026, N 39/12-30032 от 24.05.2012 года признаны незаконными; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" обязана осуществить государственный кадастровый учет квартир: N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,2 кв. м N_, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,2 кв. м., N _, общей площадью 55,3 кв. м., жилой площадью 15,2 кв. м., N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,1 кв. м., N _, общей площадью 55,4 кв. м., жилой площадью 15,1 кв. м., N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,0 кв. м., расположенных в жилом доме N __ по ул. __ в пос. Малое Исаково Гурьевского района Калининградской области, а также государственный кадастровый учет изменений в объекте капитального строительства - указанном доме.
Заслушав доклад судьи К.А.Б., объяснения представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" Б.Н.И., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя А.М.Н. - Ш.И.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия, установила:
А.М.Н. обратилась в суд с указанным выше заявлением, просила признать незаконными отказы в постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, вынесенные должностными лицами отдела кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" за N 39/12-28125, N 39/12-28133, 39/12-28137 от 16.05.2012 года, N 39/12-28781 от 17.05.2012 года, N 39/12-30030, 39/12-30026, N 39/12-30032 от 24.05.2012 года, а также обязать отдел кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" осуществить государственный кадастровый учет квартир: N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,2 кв.м.. N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,2 кв. м., N _, общей площадью 55,3 кв. м., жилой площадью 15,2 кв. м., N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,1 кв. м., N _, общей площадью 55,4 кв. м., жилой площадью 15,1 кв. м., N _, общей площадью 55,2 кв. м., жилой площадью 15,0 кв. м., расположенных в жилом доме N __ по ул. __ в пос. Малое Исаково Гурьевского района Калининградской области. В обоснование заявленных требований указала, что данные квартиры являются обособленными жилыми помещениями принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, имеют все необходимые для проживания инженерные коммуникации и индивидуальные приборы учета. Жилой дом изначально был спроектирован и построен таким образом, чтобы обеспечить отдельными квартирами всех взрослых членов семьи заявителя. Считает отказы в кадастровом учете объектов недвижимости необоснованными, поскольку ссылок на закон, в соответствии с которым не допускается выдел квартир из жилого дома, они не содержат. Полагает, что согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно выбирать вид разрешенного использования для таких объектов без получения дополнительных разрешений и согласований.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ по Калининградской области просит решение суда отменить и вынести новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушения судом норм процессуального права и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных А.М.Н. требований по следующим основаниям.
Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено с привлечением к участию в деле надлежащих сторон и соблюдением правил подсудности.
Удовлетворяя заявленные А.М.Н. требования, суд первой инстанции исходил из необоснованности отказа в постановке на кадастровый учет шести однокомнатных квартир как самостоятельных объектов недвижимости, в индивидуальном жилом доме, полагая, что какие-либо ограничения для перевода индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом путем выделения (образования) квартир в жилом доме отсутствуют.
Вместе с тем с данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что А.М.Н. является собственником трехэтажного индивидуального жилого дома, общей площадью 374,5 кв. м., расположенного по ул. __, дом N __ в пос. Малое Исаково Гурьевского района Калининградской области, право на который за ней зарегистрировано 28.10.2011 года.
Строительство указанного жилого дома было произведено на земельном участке площадью 800 кв. м., имеющем вид разрешенного использования, "для строительства индивидуального жилого дома", на строительство которого 08.02.2011 года А.М.Н. было выдано разрешение.
Из результатов технической инвентаризации, проведенной Калининградским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 06.03.2012 года, следует, что фактически данный жилой дом является многоквартирным жилым домом, состоящим из шести однокомнатных квартир указанной выше площадью.
По данным же органа кадастрового учета данный жилой дом поставлен на кадастровый учет, как индивидуальный, назначение здания не изменялось.
16.05.2012 года органом кадастрового учета в лице сотрудников, уполномоченных на принятие решения, были вынесены решения N 39/12-28125, N 39/12-28133, N 39/12-28137 от отказе в постановке на государственный кадастровый учет квартир N _ и N _, как самостоятельных объектов недвижимости в указанном выше жилом доме, а также в отношении учета изменений самого жилого дома.
17.05.2012 года аналогичное решение за N 39/12-28781 было вынесено в отношении квартиры N _, а 24.05.2012 года - решения N 39/12-30030, N 39/12-30026, N 39/12-30032 в отношении квартир N _, N _ и N _.
Из обжалуемых решений об отказе следует, что отказывая в осуществлении кадастрового учета шести однокомнатных квартир, как самостоятельных объектов недвижимости, а также учета изменений самого жилого дома, орган кадастрового учета исходил из того, что в соответствии с п. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой, как самостоятельным объектом недвижимости может быть обособленное помещение в многоквартирном жилом доме; постановке на учет изменений указанного выше индивидуального жилого дома, принадлежащего на праве собственности А.М.Н. должно предшествовать изменение назначения здания с "индивидуального жилого дома" на "многоквартирный жилой дом".
В силу ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ строительству многоквартирного жилого дома должно предшествовать получение в установленном законом порядке соответствующего разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации предъявляемым к ней требованиям.
Окончание строительства завершается выдачей в установленном законом порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, удостоверяющего выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Из материалов дела следует, что указанные выше изменения назначения здания в установленном законом порядке, как до принятия органом кадастрового учета обжалуемых решений, так и после их принятия, внесены не были.
Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Согласно подпункту 2 п. 1, п. 3 ст. 16 ЖК РФ квартира относится к жилым помещениям. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно подпункта 10 п. 14 Порядка осуществления государственного учета зданий, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 14.10.2011 года N 577, в Единый государственный реестр вносятся сведения о назначении здания - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный жилой дом.
Исходя из подпункта 5 п. 21 Порядка осуществления государственного учета зданий изменение сведений Единого государственного реестра объектов капитального строительства о назначении здания осуществляется на основании документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания.
С учетом приведенных выше обстоятельств, судебная коллегия считает, что отказы в постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, изложенные в обжалуемых А.М.Н. решениях органа кадастрового учета, являются обоснованными, поскольку изменения назначения здания в установленном законом порядке внесены не были.
Принимая решение об удовлетворении заявления А.М.Н., суд не учел указанные обстоятельства, фактически легализовав строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, отведенном для иных целей - строительства индивидуального жилого дома, без соблюдения приведенных выше требований действующего законодательства.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что жилой дом на момент обращения А.М.Н. в орган кадастрового учета был построен, и на него за заявителем было зарегистрировано право собственности, вопреки выводам суда само по себе не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку обжалуемые решения об отказе в постановке на кадастровый учет в отношении всех объектов недвижимости являются обоснованными, то выдача А.М.Н. до их принятия кадастрового паспорта на квартиру N _ в указанном жилом доме, правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных А.М.Н. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18 июля 2012 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления А.М.Н. о признании незаконными решений об отказе в постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, вынесенных должностными лицами отдела кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области" на основании решений за N 39/12-28125, N 39/12-28133, 39/12-28137 от 16.05.2012 года, N 39/12-28781 от 17.05.2012 года, N 39/12-30030, 39/12-30026, N 39/12-30032 от 24.05.2012 года, понуждении к осуществлению кадастрового учета, отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 30 января 2013 г. N 33-350/2013
Текст определения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании