Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 ноября 2012 г. N А21-7662/2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 21.11.2012.
Полный текст решения изготовлен 23.11.2012.
Арбитражный суд Калининградской области рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя М.О.Б. (ОГРН 304390507800016; место жительства: 236010, г. Калининград, ул. __) об оспаривании п. 3 Положения "О порядке эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения", утвержденного постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222; место нахождения: 236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) от 04.05.2012 N 707 и распоряжения Администрации городского округа "Город Калининград" "Об организации на территории городского округа "Город Калининград" работы по эвакуации тел умерших (погибших) граждан" от 05.05.2012 N 240-р, третьи лица: 1) муниципальное унитарное предприятие "Альта" городского округа "Город Калининград", 2) Прокуратура Калининградской области, 3) Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, при участии в судебном заседании: от заявителя: Л.М.В., удостоверение, доверенность; от заинтересованного лица: П.С.Я., удостоверение, доверенность; от третьих лиц:
1) - З.А.Н., паспорт, доверенность,
2) - Ч.И.В., удостоверение, доверенность,
3) - Ф.В.А., удостоверение, доверенность;
установил: индивидуальный предприниматель М.О.Б. (далее - предприниматель, ИП М.О.Б., заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании п. 3 Положения "О порядке эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения", утвержденного постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 04.05.2012 N 707 (далее - Положение) и распоряжения Администрации городского округа "Город Калининград" "Об организации на территории городского округа "Город Калининград" работы по эвакуации тел умерших (погибших) граждан" от 05.05.2012 N 240-р (далее - Распоряжение).
Заинтересованным лицом по делу является Администрация Городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация, заинтересованное лицо).
Определениями суда от 19.09.2012 и 31.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Альта" городского округа "Город Калининград" (далее - предприятие, МУП "Альта"), Прокуратура Калининградской области (далее - Прокуратура) и Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС).
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы, изложенные в заявлении, требования просила удовлетворить.
Представители Администрации и МУП "Альта" в удовлетворении заявления просили отказать по основаниям, изложенным в отзывах, приобщенных к материалам дела.
Представитель Прокуратуры заявление просила удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель УФАС поддержал позицию Администрации и МУП "Альта".
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд установил следующее.
Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 04.05.2012 N 707 утверждено Положение "О порядке эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения".
Указанное Положение устанавливает на территории городского округа "Город Калининград" единый порядок эвакуации тел граждан, умерших в учреждениях здравоохранения, а также умерших (погибших) граждан (далее - трупов) с мест их обнаружения в учреждения судебно-медицинской экспертизы для судебно-медицинского исследования (экспертизы), а также в морги учреждений здравоохранения и иные трупохранилища, расположенные на территории городского округа для сохранения.
В соответствии с п. 3 Положения эвакуация трупов осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела специализированным транспортом.
05.05.2012 Администрацией издано распоряжение N 240-р "Об организации на территории городского округа "Город Калининград" работы по эвакуации тел умерших (погибших) граждан", в соответствии с п. 1 которого осуществление эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения в учреждения судебно-медицинского исследования (экспертизы), а также в морги учреждений здравоохранения и иные трупохранилища, расположенные на территории городского округа "Город Калининград" для сохранения поручено специализированной службе по вопросам похоронного дела в городском округе "Город Калининград" муниципальному унитарному предприятию "Альта".
Считая, что п. 3 Положения и Распоряжение противоречат Федеральному закону Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8) и Федеральному закону Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135), а также нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП М.О.Б. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив представленные доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд признает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В связи с изложенным заявление в части оспаривания п. 3 Положения рассмотрено арбитражным судом в порядке гл. 23 АПК РФ, а в части оспаривания Распоряжения - в порядке гл. 24 АПК РФ.
Оснований для выделения какого-либо требования в отдельное производство в соответствии с ч. 3 ст. 130 АПК РФ судом не установлено. От представителей лиц, участвующих в деле, соответствующих ходатайств не поступало.
Суд признал возможным рассмотреть требования коллегиальным составом судей, поскольку это не нарушит права лиц, участвующих в деле. Представителями лиц, участвующих в деле, возражений не заявлено.
Положение о порядке эвакуации тел умерших опубликовано в специальном выпуске газеты "Гражданин", N 20 от 17.05.2012.
Срок на обращение с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим законодательством не ограничен.
Оспариваемое Распоряжение опубликовано не было (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
Заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
В соответствии со ст. 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ч. 1). Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое должно обязательно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено (ч. 2). Течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которым определено начало процессуального срока (ч. 4).
Согласно ст. 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока (ч. 2). Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (ч. 5). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Рассматриваемое заявление направлено в арбитражный суд почтой 17.08.2012 (что подтверждается конвертом - почтовый идентификатор 23601050016976, а также квитанцией N 01697 от 17.09.2012 и информацией с официального сайта "Почта России" - отслеживание почтовых отправлений - от 11.10.2012) и поступило в арбитражный суд 21.08.2012, рег. N 7662.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поясняла, что об оспариваемом Распоряжении ИП М.О.Б. узнал в июле 2012 года, после обращения в ГБУЗ Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи". Доказательств обратного арбитражному суду не представлено.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание, что оспариваемое Распоряжение опубликовано не было, суд не находит оснований для признания срока на его оспаривание пропущенным.
В соответствии с ч. 2 ст. 191 АПК РФ производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 192 АПК РФ).
Согласно ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 4). Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 6).
В соответствии с ч. 2 ст. 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
При этом, согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1).
В силу ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5).
М.О.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Октябрьского района г. Калининграда 17.11.1998 за N 3323.
Запись о предпринимателе внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 18.03.2004 (свидетельство серии 39 N 000803721).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 31.08.2012 N 11239В/2012 основным видом экономической деятельности заявителя является "организация похорон и предоставление связанных с ними услуг", код по ОКВЭД 93.03 (п. 30-31 выписки).
Факт осуществления предпринимателем услуг по вывозу умерших в морги города подтверждается договором от 14.07.2008, заключенным с ГУЗ особого типа "Бюро судебно-медицинской экспертизы", и договором от 15.11.2011 N 1/49, заключенным с ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области".
Согласно п. 1 приложения N 1 к указанию Начальника УВД N 13/118 от 29.01.2010 ИП М.О.В. осуществляет на территории г. Калининграда деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
Письмом от 17.10.2012 N 1415 ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" подтвердило, что в 2011 году предпринимателем осуществлялась доставка в морг умерших.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя указал, что предприниматель имеет в собственности транспортные средства, необходимые для оказания услуг по эвакуации тел умерших, в подтверждение чего суду представлены копии паспортов транспортных средств.
В обоснование нарушениях оспариваемыми актами своих прав в сфере предпринимательской деятельности предприниматель представил в материалы дела письмо главного врача ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области" от 16.11.2012, которым его уведомили о том, что больница с 27.07.2012 не имеет права направлять заявки ИП М.О.Б. на вывоз тел умерших в морги города Калининграда в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Калининградской области N 24 от 27.07.2012, в связи с чем договор на организацию транспортировки умерших в морги города от 15.11.2011 на новый срок в 2013 году продлеваться не будет.
В соответствии с указанным приказом главным врачам медицинских организаций г. Калининграда необходимо обеспечить направление заявки на эвакуацию лиц, умерших в медицинский организациях, в специализированную службу по вопросам похоронного дела городского округа "Город Калининград" (пп. 1 п. 1). Однако при наличии письменного отказа родственников умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению, от услуг службы, эвакуация трупа может быть осуществлена любым другим хозяйствующим субъектом (п. 2).
Как следует из текста указанного приказа, он издан во исполнение постановления Администрации городского округа "Город Калининград от 04.05.2012 N 707 "О порядке эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения".
Также заявителем в материалы дела представлен приказ ГБУЗ Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" N 277 от 24.08.2012, согласно которому в целях реализации приказа Министерства здравоохранения Калининградской области N 24 от 27.07.2012 "О порядке эвакуации умерших из медицинских учреждений" эвакуация тел умерших из лечебного учреждения осуществляется исключительно специализированной службой по вопросам похоронного дела городского округа "Город Калининград" МУП "Альта" за исключением письменного отказа родственников умершего или иного лица, взявшего на себя обязательства по погребению от услуг службы в части эвакуации трупа. В данном случае эвакуация трупа может осуществляться любым другим хозяйствующим субъектом по усмотрению родственников или иного лица, взявшего на себя обязательства по погребению.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом N 8, устанавливающим, в том числе, основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст. 1).
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 8).
Под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям (ст. 3 Федерального закона N 8).
Статьей 9 Федерального закона предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Так, согласно ч. 1 указанной статьи супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 8).
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств Пенсионного фонда, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 8).
В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о Правительстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 8).
Одновременно в ст. 12 Федерального закона N 8 предусмотрены гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего. Так, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1). Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (ч. 2). Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 настоящего Федерального закона (ч. 3).
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 8 гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. 9, 10, 11 настоящего Федерального закона (ст. 26 Федерального закона N 8).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 8 органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (ч. 1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (ч. 2).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона N 131 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 23 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131 к вопросам местного значения городского округа отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Решением городского совета депутатов Калининграда от 14.10.1998 N 503 утвержден Порядок осуществления погребения и организации похоронного дела на территории г. Калининграда.
Согласно п. 3 указанного Порядка специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, созданный согласно ст. 25 Федерального закона N 8 по решению администрации городского округа "Город Калининград" в установленной гражданским законодательством организационно-правовой форме в целях оказания услуги по погребению.
При этом перечень услуг по погребению в г. Калининграде определен в п. 4 Порядка и включает, среди прочих видов деятельности, транспортировку и перевозку тел (останков) умерших (погибших) (пп. 4).
Одновременно предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанности осуществлять погребение умершего, гарантируется оказание услуг по погребению, указанных в пп. 1-5 настоящего пункта, которые осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела г. Калининграда. При этом специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Калининграда гарантирует оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению, предусмотренного ст. 9 Федерального закона N 8.
Источниками финансирования похоронного дела являются средства бюджета городского округа "Город Калининград" и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации (п. 10 Порядка).
Муниципальное унитарное предприятие "Альта" городского округа "Город Калининград" создано в соответствии с решением Исполнительного комитета Калининградского городского Совета народных депутатов от 28.02.1990 N 99а (п. 1.1 устава, утвержденного распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" N 70-175/р от 25.01.2012).
Имущество предприятия принадлежит на праве собственности городскому округу "Город Калининград". Права собственника в отношении имущества предприятия от имени городского округа "Город Калининград" осуществляет администрация городского округа "Город Калининград" (п. 1.4 устава).
В соответствии с п. 2.1 устава предметом деятельности предприятия является предоставление услуг по организации похорон и обслуживанию кладбищ.
Целями создания предприятия являются: обеспечение государственных гарантий в сфере похоронного обслуживания граждан, выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения муниципальных заказов по обслуживанию и эксплуатации городских общественных кладбищ, удовлетворение потребностей жителей г. Калининграда в похоронных услугах и получение прибыли. Муниципальное унитарное предприятие является специализированной службой города по вопросам похоронного дела (п. 2.2 устава).
При этом п. 2.3 устава указано, что для достижения указанных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке также и оказание услуг по транспортировке тел умерших к месту сохранения или погребения.
Оспариваемое Положение устанавливает на территории городского округа "Город Калининград" единый порядок эвакуации тел граждан, умерших в учреждениях здравоохранения, а также умерших (погибших) граждан (далее - трупов) с мест их обнаружения в учреждения судебно-медицинской экспертизы для судебно-медицинского исследования (экспертизы), а также в морги учреждений здравоохранения и иные трупохранилища, расположенные на территории городского округа для сохранения (п. 1 Положения).
Эвакуация трупов осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (далее - Служба) специализированным транспортом (п. 3 Положения).
При этом в п. 14 Положения предусмотрено, что эвакуация трупов из лечебных учреждений или жилых помещений, с мест их обнаружения для сохранения в морги и трупохранилища осуществляется Службой безвозмездно за счет собственных средств.
В случае письменного отказа родственника умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению, от услуг Службы эвакуация трупа может быть осуществлена любым другим хозяйствующим субъектом (п. 18 Положения).
Оспариваемым Распоряжением осуществление эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения в учреждения судебно-медицинского исследования (экспертизы), а также в морги учреждений здравоохранения и иные трупохранилища, расположенные на территории городского округа "Город Калининград" для сохранения поручено специализированной службе по вопросам похоронного дела в городском округе "Город Калининград" муниципальному унитарному предприятию "Альта".
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135 органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; 6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Исходя из положений Закона о погребении и похоронном деле такая услуга, как эвакуация тел граждан, умерших в учреждениях здравоохранения, а также умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения в учреждения судебно-медицинской экспертизы для судебно-медицинского исследования (экспертизы), а также в морги учреждений здравоохранения и иные трупохранилища городского округа для сохранения, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона N 8), следовательно, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.
Указанный перечень услуг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В связи с этим наделение оспариваемыми актами МУП "Альта" как специализированной службы правом оказания услуг, не предусмотренных ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 8, неправомерно.
Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организацией, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Системный анализ норм Федерального закона N 8 свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Федеральный закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Таким образом, Федеральный закон N 8 лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Статьями 1 и 421 ГК РФ предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги.
Однако принятие заинтересованным лицом оспариваемых актов в рассматриваемой ситуации приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку МУП "Альта" обеспечивается гарантированный рынок сбыта услуг по эвакуации тел умерших (погибших) с мест их обнаружения в экспертные учреждения и морги, чем созданы преимущественные условия для деятельности предприятия по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
В результате принятия указанных актов предприятие получает информацию, которая дает ему преимущества для оказания всего спектра ритуальных услуг, что свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции.
При этом суд также принимает во внимание следующее.
В соответствии с п. 6 Положения эвакуация трупов осуществляется по направлению органа, принявшего решение о направлении трупа на судебно-медицинское исследование, а также по заказам юридических и физических лиц на транспортировку для сохранения в морги или трупохранилища трупов, обнаруженных на улице или в жилых помещениях, либо умерших в учреждениях здравоохранения.
Основанием для выполнения работ по эвакуации трупов в учреждение судебно-медицинской экспертизы является направление на судебно-медицинское исследование, оформляемое должностным лицом правоохранительных органов, производящим первичный осмотр трупа, карта перевозок установленной формы на доставку тела умершего (погибшего) (п. 7 Положения).
В соответствии с абз. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определения суда, постановление судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 N 346н утвержден порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации (ГСЭУ).
Основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя (п. 4 порядка).
Объектами экспертизы являются, в том числе, трупы и их части, представленные органом или лицом, назначившим экспертизу (п. 10 порядка).
В соответствии с п. 12 порядка доставка объектов экспертизы в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу.
В случае, если транспортировка объектов исследования в ГСЭУ невозможна, орган или лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объектам непосредственно на месте и возможность их максимально полноценного исследования (п. 13 Порядка).
Таким образом, эвакуация тел умерших в государственное судебно-экспертное учреждение для проведения судебно-медицинской экспертизы относится к государственной функции. Надлежащее выполнение данной государственной функции всеми органами, на которые она возложена, исключает наличие соответствующего рынка услуг.
Оспариваемыми актами фактически создан рынок по эвакуации тел умерших с мест их обнаружения в экспертные учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ понесенные предпринимателем расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 руб. подлежат возмещению заинтересованным лицом.
В определениях суда лицам, участвующим в деле, предлагалось раскрыть и предоставить суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а также разъяснялись положения ч. 3 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ. Также суд обращал внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, на вопрос суда о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении суда, иных доказательств, каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 194, 195, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление индивидуального предпринимателя М.О.Б. (ОГРН 304390507800016; место жительства: 236010, г. Калининград, ул. __) удовлетворить.
Признать п. 3 Положения "О порядке эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения", утвержденного постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 04.05.2012 N 707, недействующим как не соответствующим ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Признать недействительным распоряжение Администрации городского округа "Город Калининград" "Об организации на территории городского округа "Город Калининград" работы по эвакуации тел умерших (погибших) граждан" от 05.05.2012 N 240-р.
Взыскать с Администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222; место нахождения: 236000, г. Калининград, пл. Победы, 1) в пользу индивидуального предпринимателя М.О.Б. (ОГРН 304390507800016; место жительства: 236010, г. Калининград, ул. __) расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В части признания недействующим п. 3 Положения "О порядке эвакуации тел умерших (погибших) граждан с мест их обнаружения", утвержденного постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 04.05.2012 N 707, решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В остальной части решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 ноября 2012 г. N А21-7662/2012
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании