Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы, обоснование необходимости
программной разработки
14. Содержание проблемы:
1) Принципиальные перемены, происходящие в российском обществе, обусловленные современными общемировыми и внутригосударственными процессами, требуют государственной поддержки молодежи, которая по своей природе объективно обладает способностью осознания новой ситуации, наделена особым интеллектуальным, творческим потенциалом, гармонично и безболезненно "включается" в инновационные процессы. Молодое поколение - это не традиционно понимаемое будущее страны, а ее реальное настоящее, которое коренным образом влияет на все стороны жизни государства и общества. Молодежь обладает потенциальной возможностью внести значительный вклад в развитие экономики Калининградской области, максимально мобилизовать для этого имеющиеся внутренние резервы.
В этой связи необходима сильная молодежная политика, ориентированная на молодое поколение как на ее важнейший субъект деятельности. Молодежь нуждается в государственной поддержке для ускорения внедрения в практику новых идей, инициатив и инновационных проектов. Необходимость усиления политики в отношении молодежи объясняется не только ее ролью в обществе, но и наличием у молодых людей острых проблем (безработица, низкий уровень материального положения, зачастую отсутствие собственного жилья, нездоровый образ жизни, рост преступности, наркомания, алкоголизм), которые в свою очередь выражаются через нарастание ряда отрицательных тенденций:
- сокращение количества молодых людей, ведущее к старению общества и, следовательно, к уменьшению роли молодежи как его социального ресурса;
- снижение экономического статуса молодежи, ее возможностей в экономическом развитии Калининградской области;
- ухудшение состояния здоровья подростков и молодежи;
- расширение процесса десоциализации, маргинализации молодого поколения;
- кризис ценностей, рост агрессивности, жестокости, пессимизма;
- падение социальной ценности труда, престижа важных для общества профессий;
- дезинтеграция, разобщенность молодежи, отсутствие общих целей и интересов.
Такие тенденции, как показывает современный мировой опыт, способствуют тому, что молодежь становится не только потенциалом позитивных перемен, но и фактором социальной нестабильности. Недооценка проблем молодежи, их значимости в обществе, развитии Калининградской области в целом и муниципальных образований Калининградской области в частности, сохраняющееся представление о затратном и неэффективном характере вложений в молодое поколение могут стать серьезными препятствиями для реализации государственной молодежной политики, становления молодежи Калининградской области как позитивной, саморазвивающейся системы.
2) В современных условиях необходимо объективно оценить состояние, определить главные проблемы и тенденции, сложившиеся в сферах образования, трудоустройства, здоровья и других ключевых областях развития молодого поколения Калининградской области.
Проведенный анализ статистических данных, эмпирических материалов научных исследований, мнений разных категорий молодежи - участников фокус-групп: работников органов по делам молодежи муниципальных образований Калининградской области, лидеров молодежных общественных объединений, - позволяют дать обоснованную оценку характера и масштаба молодежных проблем, определить наиболее острые из них, выявить упущенные возможности и способы решения стоящих задач, определить реальный вклад молодежи в социально-экономическое развитие Калининградской области.
Острота проблем отражает сегодняшнее положение молодежи Калининградской области, которое обосновывает необходимость разработки данной Программы.
3) В 2010 году в Калининградской области проживали 941,1 тыс. человек. Из них 728,3 тыс. человек - городское население и 212,7 тыс. человек - сельское население. Молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет - 247,9 тыс. чел. или 26,3%. Соотношение мужчин и женщин среди молодежи составило 53% и 47% соответственно.
В настоящее время количество 15-19-летних на 25 тысяч меньше, чем 20-24-летних, а 10-14-летних - на 21 тысячу меньше, чем 15-19-летних. Таким образом, в Калининградской области проживает 10-14-летних человек на 46 тысяч меньше, чем людей от 20 до 24 лет. В 2010 году в Калининградской области продолжился рост рождаемости. На 1000 человек населения в 2010 году родилось 11,4. Смертность населения на 1000 человек в 2010 году составила 14,2. Продолжительность жизни в Калининградской области в 2010 году составила 69 лет.
4) Беспокойство вызывает миграция молодежи из села в город. Сегодня на селе в Калининградской области проживает лишь 25% от общего количества молодежи. Это связано с тем, что молодежи в сельской местности трудно найти свое место на рынке труда, ее не устраивает уровень заработной платы. В основном уезжает молодежь, которая не обременена семьей. Уезжая из села в город, молодые люди, как правило, не возвращаются обратно.
5) Положение молодежи Калининградской области, социальное самочувствие молодых людей теснейшим образом связаны с уровнем их благосостояния. Оценивает свое материальное положение выше среднего 35% калининградской молодежи. Наиболее "обеспеченными" ощущают себя молодые люди в возрасте 14-17 лет, а даже при незначительном увеличении возраста молодых людей видно, как оценки материального положения становятся все более "взвешенными". Половина опрошенных считает свое материальное благосостояние "средним".
Рассматривая сравнительно неблагополучную в материальном отношении категорию молодых людей, следует обратить внимание на то, что на сегодня 8,0% молодежи считают, что их материальное положение плохое, 3,0% - крайне тяжелое. Эти молодые люди смотрят в будущее со страхом и отчаянием, тревогой и неуверенностью. Данную категорию молодежи волнуют отсутствие возможности общения с друзьями, напряженные отношения в семье, низкий статус в обществе.
В зависимости от места проживания удовлетворенность молодежи своим материальным положением выглядит следующим образом: молодежь, проживающая в Калининграде, в отличие от своих сверстников, проживающих в малых городах и сельских населенных пунктах, оценивает личное материальное положение (материальное положение своей семьи) несколько выше. Так, 36,0% молодых калининградцев оценили свой уровень жизни на "хорошо" и "очень хорошо". "Средне" в Калининграде живут 51,0% молодых людей, плохо - 12% (11% "плохо" и 1% - "очень плохо").
Сельская молодежь склоняется к оценке "среднее материальное положение" - так ответили 59,0%. В этой группе наименьшим оказался суммарный показатель "плохое" и "очень плохое" - всего 5,0%, в то время как в малых городах такая оценка была выставлена 14,0% опрошенных.
Основной из личных проблем молодежи, как и в 2007 году, остается проблема "нехватки денежных средств". Возросла актуальность "материальной зависимости от родителей" - 33,0% (25,0% в 2007 году).
6) Важное место среди жизненных приоритетов молодежи Калининградской области занимает образование. После окончания школы около 56,0% молодых калининградцев желают поступить в государственные высшие учебные заведения.
Негосударственные высшие учебные заведения среди молодежи популярностью не пользуются. Только 5,0% опрошенных школьников выбирают их для дальнейшего обучения. В селах молодые люди в негосударственные высшие учебные заведения поступать не планируют, скорее всего, по причине худшего, чем у городских школьников, материального положения семей, в которых они проживают.
Собираются поступить в образовательные учреждения среднего или начального профессионального образования (колледжи, профлицеи) 22,0% молодых людей. Количество желающих продолжить свое обучение в таких учебных заведениях примерно одинаково как в городах, так и в селах Калининградской области.
Среди популярных направлений отдается предпочтение техническому, инженерному, финансово-экономическому образованию и образованию сферы обслуживания. По данным предыдущих исследований предпочтения были распределены иначе: в 2007 году на первом месте находились финансово-экономические специальности, а в тройку наиболее популярных среди школьников направлений входили журналистика и рекламное дело; в 2003 году первое место также занимало финансово-экономическое образование, второе - юридическое; популярным направлением также считалось программирование.
Вероятно, в настоящий момент определяется новая тенденция: тот факт, что школьники чаще стали выбирать технические специальности, а не финансово-экономические, говорит о том, что среди молодежи формируется понимание иного спроса на рынке труда.
7) После окончания учебного заведения 69,0% учащихся и студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования собираются работать по полученной ими специальности. Остальные учащиеся и студенты считают, что не будут в дальнейшем работать по получаемой специальности, а некоторые затрудняются с ответом, на какую работу они устроятся после получения диплома об образовании.
Наиболее "закрытыми" областями работы, по мнению молодежи Калининградской области, являются политика и бизнес. Гораздо легче найти себя и сделать карьеру в социальной сфере и творческих профессиях. Получение образования не гарантирует постоянного рабочего места. Поэтому при поиске работы наиболее используемым является способ "через знакомых и родственников" - именно таким образом 40,0% опрошенных искали или ищут в настоящее время себе работу. Популярными способами поиска работы являются использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средств массовой информации и непосредственные обращения в организации - 35,0%, 18,0% и 24,0% соответственно. Обращения молодых людей в службы занятости и кадровые агентства при поиске работы применяются не так часто.
В начале 2010 года в Калининградской области в силу проявления последствий финансово-экономического кризиса довольно остро ощущалась проблема безработицы. Численность официально зарегистрированных безработных в марте 2010 года превысила 18 тысяч человек. Вместе с тем благодаря реализации целевой программы Калининградской области "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области в 2010 году", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 22 декабря 2009 N 787, число безработных уменьшилось к концу года почти в 1,8 раза, а уровень безработицы сократился практически до докризисных параметров, составив по состоянию на декабрь 2010 года 1,9%.
Молодежь составляет 25,4% от числа безработных в Калининградской области. Этим во многом объясняется необходимость создания в Калининградской области молодежных предприятий. Заняться предпринимательской деятельностью готовы 66,0% молодых людей при создании им необходимых условий. Вместе с тем 20,0% респондентов не желают заниматься предпринимательской деятельностью.
Основной причиной, по которой молодежь не планирует открывать собственное дело, является "отсутствие у них первоначального капитала" - данное условие отметили 61,0%; отсутствие у молодежи навыков предпринимательства отметили 32,0%; боязнь неудачи в бизнесе - 31,0%.
Важными причинами, по мнению молодых людей, являются также отсутствие поддержки предпринимателей со стороны органов власти и чиновничий произвол - 31,0% и 27,0% соответственно, отсутствие надежных партнеров и трудности в получении кредита - 20,0% и 13,0% соответственно.
8) Растущая преступность в молодежной среде не может не волновать общественное мнение. Анализ ситуации показывает, что если не предпринимать решительных мер, улучшения ситуации в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать.
Вместе с тем в молодежной среде отмечается всплеск внимания к вопросам здорового образа жизни и осознания молодыми людьми состояния своего здоровья как ценности. Проведение фокус-групп с разными категориями молодежи показало, что в иерархии ценностей молодежи Калининградской области здоровье заняло одно из главных мест.
Однако анализ современного положения выявил и негативные тенденции в молодежной среде.
По итогам исследования, проведенного в 2011 году, у 49,0% молодых людей Калининградской области с той или иной регулярностью принято проводить время с друзьями, "распивая" алкогольные напитки: "время от времени" - 32,0%, "довольно часто" - 14,0%, "всегда" - 3%.
По состоянию на 01 декабря 2009 года на учете в Калининградской областной наркологической больнице состояло 2060 лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, что на 1,5% меньше, чем в 2008 году (по состоянию на 01 декабря 2008 года - 2091 человек). Динамика снижения количества состоящих на учете наркозависимых сохраняется. С 2006 года в Калининградской области наблюдается снижение количества передозировок наркотическими средствами из числа зарегистрированных летальных исходов от отравления наркотическими средствами. В 2008 году зафиксировано 263 случая передозировки наркотиками, что на 25 меньше, чем в 2007 году - 350. Количество летальных исходов от передозировки наркотиками за 12 месяцев 2008 года составило 43 случая, что на 30% меньше, чем в 2007 году. В 2009 году тенденция к снижению этого показателя сохранилась - 17 случаев.
По мнению 55,0% опрошенных молодых людей основной причиной, по которой молодежь употребляет наркотики, является "поиск новых ощущений". Вторая по частоте выбора причина - "больны и не могут удержаться от приема наркотиков" (39,0%), 45,0% уверены, что люди, принимающие наркотики, "ищут забвения, бегут от своих проблем". Часть молодых людей принимают наркотики от скуки и любопытства, некоторые подражают окружающим, "из-за стремления к удовольствию", "ради интереса к запретному плоду".
9) Среди жизненных приоритетов молодых людей Калининградской области преобладает "семейное благополучие, воспитание детей" (59,0%), "хорошее материальное положение" (54,0%). Далее следуют "интересная, позволяющая реализовать себя работа" (28,0%) и "успешная карьера" (13,0%), "культурное и духовное развитие, образование" (13,0%), "богатство, высокий социальный статус" (7,0%) и "реализация политических амбиций" (2,0%).
10) Важное значение для успешного жизнеустройства людей является место жительства. По сравнению с 2007 годом, желающих уехать и не связывать свою дальнейшую судьбу с Калининградской областью среди молодых людей стало больше. Так, в настоящее время процент тех, кто "скорее всего" или "безусловно" не собирается жить и работать в Калининградской области, составляет 42,0%.
Большинство, а именно 26% молодежи, ориентировано на переезд в "другую европейскую страну (кроме Германии)". На втором месте - молодежь, которая в качестве места своего будущего пребывания рассматривают Москву и Санкт-Петербург - 24,0%. В Германию планируют переехать 11,0% респондентов (по данным четырехлетней давности Германия была на втором месте в перечне запланированных для переезда мест); "другой город/субъект Российской Федерации" - 10,0%, 9,0% собираются уехать в Соединенные Штаты Америки, а 3,0% - в "страны-участники СНГ".
В качестве главной причины желания уехать из Калининградской области называется "желание повысить уровень жизни/получать более высокую заработную плату" (52,0%). В 2007 году этот показатель составлял 35%. На втором месте - "получение образования" и "повышение квалификации" - 19%.
С точки зрения возможности самореализации молодежь не устраивает "низкий уровень заработной платы в регионе" - 43% и "невозможность найти работу по специальности" - 37%. Такая причина как "невнимание областных и местных властей к проблемам молодых" по данным 2007 года волновала 27,0% желающих уехать и занимала в "рейтинге основных причин для отъезда" второе место. В настоящее время эту причину называют только 15,0%. Молодежь не устраивает современный общий низкий уровень жизни в Калининградской области (10%) и "провинциальность, оторванность от крупных развитых центров" (18%).
11) Желание уехать из Калининградской области возникает у молодых людей и в связи с другими проблемами, среди которых особое место занимают плохие жилищные условия. По состоянию на 2008 год из 20675 молодых семей Калининградской области лишь 2724 или 13,2% обеспеченны# жильем в рамках целевой программы Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2006 года N 700.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29 апреля 2011 г. N 277 названная Программа признана утратившей силу
Отсутствие отдельного жилья, неудовлетворительные жилищные условия способствуют созданию психологического дискомфорта, который зачастую приводит к нестабильности семейных отношений, разводам. Как результат увеличивается число детей без одного из родителей. Сегодня в Калининградской области негативным является соотношение браков и разводов. Практически 7 из 10 браков распадаются. Большим остается количество детей, рожденных вне брака. Эти процессы осложняются в молодых семьях недостаточным уровнем их материальной и финансовой обеспеченности в силу низкой квалификации и сравнительно невысокой заработной платы молодежи, отсутствием у нее опыта семейной и социальной жизнедеятельности.
12) Важнейшее значение для жителей Калининградской области имеет наличие чувства патриотизма. У 75,0% молодых калининградцев слово "Россия" вызывает позитивные ассоциации. По сравнению с 2007 годом число позитивных ассоциаций со словом "Россия" увеличилось на 33%.
"Безусловными патриотами" России считают себя 23% молодых людей Калининградской области. К патриотам "скорее, да" также причисляют себя еще 40,0%. А вот не могут назвать себя таковыми 25,0% ("скорее, нет" - 19%, "безусловно, нет" - 6%). С 2007 года данный показатель вырос на 7,0%.
13) Среди "личных" проблем одной из главных выступает отсутствие организованного досуга молодежи. Возможность провести свой досуг так, как хочется, - одна из важнейших предпосылок удовлетворенности молодежи своей жизнью. Повседневное общение и досуговые предпочтения являются важнейшими характеристиками избираемого молодыми людьми стиля жизни, входят в число главных критериев их самоидентификации с определенной группой или средой.
Главными причинами, которые мешают молодежи проводить свое свободное время так, как им бы хотелось, являются "отсутствие достаточного количества свободного времени" (32,0%) и "ограниченность в деньгах/чрезмерная дороговизна" (32,0%), "отсутствие (нехватка) интересных мест досуга" (18,0%).
По мнению участников исследования, в Калининградской области (городах/ районах Калининградской области) не хватает "доступных и недорогих кафе, дискотек, клубов" - так ответили 46,0% молодежи. Не хватает спортивно-развлекательных заведений 30,0% опрошенных.
14) При правильно организованном досуге могут успешно решаться проблемы воспитания молодежи Калининградской области. На вопрос: "Нужна ли сегодня система воспитания молодежи?" - 85,0% участников семинаров и фокус-групп, проведенных с молодежью в 2010-2011 годах, ответили - "да". При этом самыми важными назвали трудовое, нравственное, физическое воспитание. Вместе с тем вызывает тревогу, что экономическое, экологическое, правовое, эстетическое и религиозное направления остались без внимания.
15) Оценивая свое положение, молодежь определяет собственные проблемы и акцентирует внимание на следующем: органы по делам молодежи разных уровней должны заниматься профориентацией и созданием рабочих мест для молодых специалистов (отметили 40,0% молодежи); организацией повседневного досуга и отдыха молодежи (34,0%); обеспечением молодых семей жильем (29,0%); борьбой с молодежной преступностью, наркопотреблением, профилактикой СПИДа (33,0%); поддержкой талантливой и творческой молодежи (17,0%); организацией летнего отдыха молодежи (22,0%); организацией массовых молодежных мероприятий (праздников, фестивалей) (16,0%); подготовкой молодых лидеров и активистов (16,0%); социальной помощью нуждающимся молодым людям (14,0%); организацией международных молодежных обменов (9,0%); воспитанием у молодого поколения чувства патриотизма (6,0%); предоставлением образовательных кредитов для молодых людей (4,0%).
Данные направления деятельности являются важными составными частями разрабатываемой Программы.
16) Таким образом, анализ положения молодежи Калининградской области обоснованно приводит к следующим выводам:
- в современных условиях по-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения, проживающего в Калининградской области; необходима активная и жизнедеятельная молодежь, для ее становления и поддержки должна осуществляться эффективная государственная политика;
- государственная молодежная политика в современных условиях должна быть направлена на формирование жизнедеятельного поколения, его активную социализацию, повышение субъектности каждого молодого человека и молодежи в целом в реализации собственных, общественных и государственных интересов; данная политика должна стать главным направлением деятельности органов государственной власти Калининградской области, что предполагает участие всех без исключения структур и уровней власти в создании условий для эффективной социализации молодежи, развития ее творческого потенциала, поддержки позитивных инициатив молодых людей; такая работа должна проводиться на межведомственной основе при координации органов по делам молодежи, создании координационных советов по молодежной политике под руководством Губернатора Калининградской области и глав муниципальных образований Калининградской области;
- молодежь Калининградской области способна легче, чем старшее поколение, переносит# тяготы реформ; потенциал участия ее в решении социально-экономических проблем достаточно высок и может быть успешно реализован посредством создания механизмов учета мнения молодых людей, их реального партнерства с органами власти в осуществлении социальных программ; молодежь необходимо рассматривать как стратегический ресурс общества и как современную социальную группу, в наибольшей степени готовую к инновационным переменам и конкретным действиям;
- в силу пассивности, низкой мотивации части молодежи, отсутствия условий для ее оптимальной самореализации молодое поколение пока не стало активным субъектом деятельности, главным действующим лицом в реализации государственной молодежной политики в Калининградской области; это в значительной мере снижает уровень социальной активности всего населения в решении экономических проблем, ухудшает его социальное самочувствие, создавая социально-политическое напряжение в обществе; в этих условиях у молодежи Калининградской области фактически отсутствуют глобальные цели и долгосрочные амбиции; в сознании и поведении молодых людей личный успех не всегда связывается с развитием Калининградской области и Российской Федерации в целом;
- необходимым условием противодействия криминализации в молодежной среде могут стать реальные шаги в решении социально-экономических проблем молодежи Калининградской области, целенаправленная работа по привлечению молодых людей к занятию общественно-значимыми видами деятельности; мероприятия воспитательного характера, организация досуга молодежи, поддержка инициатив молодых людей, что является существенным потенциалом в решении проблем молодежной преступности;
- изучение положения молодежи в Калининградской области показало, что состояние молодежной политики в Калининградской области во многом определяется информационным взаимодействием органов власти и молодежи; динамика развития молодежной политики предполагает интерактивный характер такого взаимодействия - доступность информации для молодежи, оперативность информационного обеспечения политики в отношении молодых людей и, как результат, наличие обратной связи со стороны молодежи; создание молодежного информационного пространства может быть осуществлено силами самой молодежи, ее общественных объединений.
Решить данные проблемы можно в рамках принятия и реализации Программы.
15. Основные принципы реализации Программы:
1) принцип равенства прав и возможностей молодежи и других групп населения, признание и соблюдение суверенитета личности;
2) принцип непосредственного участия молодежи Калининградской области в формировании и реализации молодежной политики, программ, касающихся молодежи; молодежь должна стать главным субъектом государственной молодежной политики Калининградской области;
3) принцип поддержки молодежной инициативы;
4) принцип ответственности органов власти перед молодым поколением за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние Калининградской области, а молодого поколения - за сохранение и преумножение полученного наследия;
5) принцип приоритетности и адресности, сосредоточения внимания, усилий и ресурсов на отдельных приоритетных основообразующих направлениях областной государственной молодежной политики, определяемых по следующим критериям:
- учет специфики Калининградской области применительно к проблемам и перспективам развития молодых людей;
- поиск условий, устранение проблем, без решения которых государственная молодежная политика будет неэффективной;
- наличие знаний, применение технологий решения проблем, обеспечение специалистами, способными оптимально и в короткие сроки решать задачи государственной молодежной политики;
- выделение групп молодежи, на решение проблем которых, прежде всего, будут направлены имеющиеся ресурсы;
- наличие необходимых материальных ресурсов для получения ожидаемого результата;
6) принцип открытости участия общественности Калининградской области в разработке и реализации приоритетных направлений областной молодежной политики;
7) принцип закрепления положительного опыта по каждому из направлений областной молодежной политики; критериями данного принципа является наличие позитивного опыта, достойного для распространения, возможности его технологизации и доведения до методик, способности обладателей этого опыта транслировать свои наработки;
8) принцип преемственности, акцентирования внимания на том, что областная молодежная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления Калининградской области, прихода или ухода конкретных должностных лиц; принятые стратегические направления областной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем один раз в 5 лет;
9) принцип поощрения организаций, средств массовой информации, отдельных граждан, выступающих в качестве активных субъектов реализации Программы;
10) принцип конкурсного и долевого участия при выделении средств на реализацию Программы.
16. Факторы, определяющие необходимость разработки Программы:
1) специфическое положение и острые проблемы, имеющиеся у молодежи Калининградской области;
2) в целом положительный результат, полученный от реализации целевой программы Калининградской области "Молодежь" на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2006 года N 740, которая позволила изучить положение молодежи и процессы, происходящие в ее среде, приостановить развитие негативных тенденций, определить наиболее важные проблемы, имеющиеся у различных групп молодежи, найти способы решения данных проблем; данные положительные результаты требуют дальнейшего продолжения работы в рамках новой программы;
3) систематизация и необходимость внедрения накопленного опыта в процесс реализации государственной молодежной политики в Калининградской области, реализации мероприятий целевой программы Калининградской области "Молодежь" на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2006 года N 740;
4) реальная возможность повышения уровня субъектности молодежи Калининградской области в решении социально-экономических задач Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.