Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Стратегические цели,
тактические задачи, целевые группы, мероприятия Программы
34. Стратегической целью Программы является совершенствование системы государственного управления в Калининградской области, направленное на повышение эффективности бюджетного процесса и системы управления общественными финансами, обеспечивающее устойчивое социально-экономическое развитие Калининградской области.
35. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) снижение доли расходов на содержание органов исполнительной власти Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области в валовом региональном продукте;
2) снижение долговой нагрузки на областной бюджет Калининградской области и бюджеты муниципальных образований Калининградской области;
3) снижение просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов;
4) увеличение доли расходов, формируемых в рамках программ;
5) снижение отклонения утвержденного объема расходов бюджета на первый год планового периода от объема расходов соответствующего года при его утверждении на очередной финансовый год;
6) увеличение удельного веса расходов бюджета Калининградской области на оказание государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с государственным заданием, в общем объеме расходов бюджета Калининградской области;
7) увеличение доли государственных автономных и бюджетных учреждений Калининградской области, оказывающих государственные услуги, в общем числе государственных учреждений Калининградской области;
8) увеличение доли исполнительных органов государственной власти Калининградской области, информация о результатах деятельности которых размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
36. Программой предусмотрены следующие тактические задачи:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Калининградской области;
2) обеспечение оптимального распределения бюджетных средств в условиях ограничений;
3) повышение эффективности бюджетного сектора экономики;
4) повышение прозрачности и открытости управления общественными финансами.
37. Каждая из тактических задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов Калининградской области.
38. В рамках задачи "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Калининградской области" под устойчивостью бюджетной системы понимается сохранение ее сбалансированности в условиях экономических и политических кризисов либо при воздействии иных факторов, негативно влияющих на основные параметры бюджета.
39. Реализация первой задачи осуществляется по следующим направлениям.
40. Направление 1. Развитие и реализация налогового потенциала.
Данное направление предполагает развитие налогового потенциала в рамках обоснованного налоговым законодательством уровня налоговой нагрузки: сокращение налоговой задолженности, анализ налоговой системы на предмет влияния на развитие промышленности и предпринимательства, введение патентной системы налогообложения, налога на недвижимость и другие меры.
41. Направление 2. Эффективное управление государственными имуществом, имущественными правами и земельными ресурсами.
Предусмотрены меры, направленные на оптимизацию имущественной части казны Калининградской области и доходов от ее использования, а также обеспечение эффективности деятельности государственных учреждений и предприятий.
42. Направление 3. Управление зависимостью от финансовой помощи из федерального бюджета.
Поскольку за счет федеральных субсидий, а также бюджетных кредитов обеспечивается значительный уровень капитальных вложений, а также с учетом того, что запрос на обеспечение государственных инвестиций с учетом задач социально-экономического развития высок, рассматриваются риски снижения уровня финансовой помощи и предусматриваются меры, направленные на эффективное участие Калининградской области в федеральных целевых программах. Эффективность участия в федеральных программах рассматривается также в контексте обеспечения гибкости бюджета и задачи оптимальности распределения бюджетных ресурсов. Проблемы минимизации бюджетных рисков предполагается решать также в рамках реализации направления 5 первой задачи.
43. Направление 4. Развитие возможностей государственно-частного партнерства.
Частные инвестиции в рамках государственно-частного партнерства рассматриваются в качестве существенного дополнения (альтернативы) бюджетным инвестициям. Предусмотрены меры по изучению опыта государственно-частного партнерства, проведению анализа условий его развития в отдельных сферах, рассматриваются практические механизмы и процедуры реализации проектов.
44. Направление 5. Повышение финансовой гибкости бюджета и управление рисками несбалансированности и неустойчивости.
Гибкость бюджета - возможность оперативно управлять бюджетными обязательствами - существенное условие обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета, характеристика, позволяющая существенно минимизировать риски. Предусматриваются меры по развитию механизмов, направленных на ограничение расходных обязательств суммарно (с учетом принципа эффективности бюджета), сроками и (или) целевыми установками.
В рамках данного направления также предусмотрено формирование методологии и практики систематического анализа бюджетных рисков на средне- и долгосрочный периоды, в том числе связанных с принятием решений в сфере бюджетной политики.
45. Направление 6. Управление сбалансированностью бюджета, заимствованиями и государственным долгом, кредиторской задолженностью.
Высокий уровень дефицита бюджета может быть оправдан на жестко ограниченный период (год - два) в условиях долгосрочного консервативного планирования и с учетом анализа бюджетных рисков. При этом дефицит должен быть связан с емкими эффективными капитальными вложениями, качественно программно обоснованными. Антикризисный дефицит должен покрываться резервами. Данные обстоятельства требуют дополнительного ограничения параметров государственного долга Калининградской области и, как следствие, - определения подходов к управлению государственным долгом Калининградской области.
46. Направление 7. Повышение эффективности межбюджетных отношений.
В рамках данного направления предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию межбюджетных отношений с учетом анализа оптимальности распределения ресурсов между уровнями бюджетов и эффективности отдельных инструментов, соответствующих им процедур.
47. Направление 8. Контроль и ликвидация очагов несбалансированности местных бюджетов.
Предусмотрено формирование нормативной базы, регулирующей порядок применения мер, предусмотренных федеральным законодательством, в отношении органов местного самоуправления Калининградской области, нарушающих бюджетное законодательство, в целях предупреждения ситуаций финансовой несостоятельности местных бюджетов, реализации на практике оздоровления отдельных местных бюджетов и мер, направленных на снижение уровня муниципального долга.
48. В рамках задачи "Обеспечение оптимального распределения бюджетных средств в условиях ограничений" под оптимальным распределением бюджетных средств понимается их первоочередное направление на эффективное, нормативно и организационно обеспеченное финансирование приоритетных направлений и мероприятий социально-экономического развития Калининградской области при безусловном достаточном (но не излишнем) обеспечении бюджетными ассигнованиями действующих расходных обязательств.
49. Реализация второй задачи осуществляется по следующим направлениям.
50. Направление 1. Совершенствование процедур составления и утверждения бюджета на 3-летний период и повышение качества планирования бюджетных ассигнований.
Предусматриваются меры, направленные на практическую реализацию принципов и процедур 3-летнего бюджета в целях повышения эффективности бюджетного плана, в том числе за счет более жестких финансовых ориентиров для субъектов бюджетного планирования, среднесрочного управления текущими и капитальными расходами.
В рамках данного направления планируется развитие методологической, информационной и нормативной базы планирования бюджетных ассигнований (особенно в части новых расходных обязательств и бюджетных инвестиций).
51. Направление 2. Совершенствование реестра расходных обязательств.
Предусматриваются как проведение анализа и корректировка форм и методологии формирования реестра расходных обязательств, так и меры, направленные на повышение качества его составления и совершенствование процедур использования реестра при формировании бюджета. Предлагаются меры по обеспечению увязки реестра расходных обязательств с бюджетным планом.
52. Направление 3. Внедрение конкурсного распределения бюджетных ассигнований.
Предусмотрено формирование методической и нормативной базы для проведения конкурсного распределения бюджетных ассигнований, а также реализация мер по подготовке субъектов бюджетного планирования и муниципальных образований к участию в них.
53. Направление 4. Переход к программной структуре бюджета и развитие методологический и нормативной базы формирования, реализации и проведения оценки программ.
Предусматривается комплекс мер по развитию процедур распределения бюджетных ресурсов по направлениям программной деятельности и порядку составления проекта бюджета, формированию методологии и практики бюджетного учета и отчетности с акцентом на программно-целевой метод бюджетирования.
Переход на программный бюджет будет сопровождаться комплексом мер по совершенствованию программно-целевого метода планирования расходов, оценки качества и эффективности реализации программ, управления ими. Развивать соответствующую нормативную правовую базу и методологии предлагается на основе анализа практики формирования и реализации областных целевых программ, позволяющего делать выводы об их эффективности.
54. Направление 5. Формирование подходов к долгосрочному бюджетному планированию.
Внедрение долгосрочного прогнозирования и бюджетного планирования в части распределения бюджетных ресурсов призвано повысить эффективность мер социально-экономической политики, сформировать долгосрочные ориентиры для деятельности органов государственной власти. Вместе с тем долгосрочное планирование является базовым элементом обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета.
55. Направление 6. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения.
На эффективность бюджетной системы, ее долгосрочную сбалансированность и устойчивость в значительной степени влияет четкое определение прав, ответственности и принципов деятельности органов государственной власти. Реализация мер в этом направлении повысит эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, позволит оптимизировать расходы на их содержание.
56. Реализация третьей задачи осуществляется по следующим направлениям.
57. Направление 1. Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
В рамках программы будет продолжена реализация мер по оказанию содействия учреждениям и органам государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в реализации требований и новаций в правовом положении, направленных на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.
58. Направление 2. Развитие нормативного финансирования государственных услуг.
Меры этого направления будут содержать как совершенствование нормативной базы в сфере нормативного финансирования услуг, развитие действующих нормативов с учетом содержания государственных услуг, стимулирования их качества, экономики организации их предоставления, так и внедрение программного обеспечения для расчета нормативов на оказание услуг.
59. Направление 3. Формирование прогнозов сводных (отраслевых) показателей государственных заданий для целей использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования.
Предусматривается разработка нормативной правовой базы проведения оценки потребности в предоставлении государственных услуг, финансируемых за счет средств областного бюджета, и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета на очередной финансовый год.
60. Направление 4. Создание системы управления качеством государственных услуг.
Предлагается реализация комплекса мер, предусматривающих в том числе формирование и поддержание стандартов оказания услуг, системную оценку соответствия им, создание условий для повышения качества услуг, в том числе за счет применения инструментов нефинансового стимулирования.
61. Направление 5. Расширение участия негосударственных организаций в предоставлении государственных услуг.
Меры в этом направлении предусматривают создание условий для участия негосударственных организаций в предоставлении государственных услуг, которое будет способствовать как расширению доступности услуг, так и повышению их качества, и развитие процедур допуска и контроля соответствующей деятельности.
62. Направление 6. Совершенствование государственного финансового контроля, в том числе развитие систем внутреннего контроля и аудита эффективности.
Предусматриваются меры по комплексному реформированию системы государственного (муниципального) контроля, в том числе в части уточнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля, организации аудита эффективности использования бюджетных ассигнований, созданию единого информационного пространства контрольно-ревизионной деятельности органов исполнительной власти и контрольных органов муниципальных образований Калининградской области.
63. Направление 7. Мероприятия по повышению энергетической эффективности.
Предусматриваются мероприятия по формированию системы мониторинга расходов на энергопотребление органами исполнительной власти Калининградской области и государственными учреждениями Калининградской области.
64. Направление 8. Регламентация и структурирование государственных (муниципальных) закупок.
Предусматривается комплекс мер, направленных на обеспечение регламентации и структурирования стадий процесса государственных (муниципальных) закупок, в том числе планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов.
65. Реализация четвертой задачи осуществляется по следующим направлениям.
66. Направление 1. Развитие информационной системы планирования и исполнения бюджета, интегрирование информационных систем управления государственными и муниципальными финансами.
Современные темпы реформирования и развития бюджетной системы требуют перехода к качественно новому уровню управления государственными финансами и принятия обоснованных управленческих решений на основе полной и достоверной аналитической информации. Предусматривается реализация мер, направленных на создание и развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета.
67. Направление 2. Развитие кадрового потенциала управления общественными финансами.
Совершенствование системы государственного (муниципального) управления, направленного на повышение эффективности бюджетного процесса и системы управления общественными финансами, невозможно без развития кадрового потенциала управления общественными финансами. Предусматривается проведение обучения государственных (муниципальных) служащих и других участников Программы по всем направлениям ее реализации.
68. Направление 3. Расширение объема и повышение качества общедоступной информации об общественных финансах, в том числе о результатах деятельности государственного сектора.
Развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации об общественных финансах, финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах деятельности государственного сектора. Предусматривается комплекс мер, направленных на расширение объема и повышение качества общедоступной информации об общественных финансах, в том числе о результатах деятельности государственного сектора.
69. Направление 4. Развитие публичности бюджетного процесса.
Предусматривается комплекс мер, направленных на оценку и развитие публичности бюджетного процесса, проведение независимой публичной экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, расширение механизмов участия граждан в управлении общественными финансами.
70. Направление 5. Развитие бюджетной статистики (в том числе в части государственных и муниципальных учреждений).
Текущее состояние и перспективы развития бюджетной системы требуют новых подходов к управлению общественными финансами и повышения качества управленческих решений в этой сфере. Принимаемые в данном направлении меры сконцентрированы на формировании широкой аналитической базы данных об общественных финансах (в том числе в части государственных и муниципальных учреждений), которая должна стать основой качественно нового уровня бюджетного менеджмента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.