Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решений
программными методами
14. Коррупция в Российской Федерации - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге Российской Федерации.
Необходимость решения проблемы высокого уровня коррупции в Российской Федерации сегодня является одним из приоритетных направлений государственной политики, что подтверждается ее включением в основополагающие директивные программные документы.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (далее - Концепция) констатируется, что действие структурных ограничений социально-экономического развития Российской Федерации усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, к числу которых отнесены высокие риски ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе в связи с наличием коррупции. В Концепции определено, что в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться в том числе принципом снижения административных барьеров в экономике, превращения России в страну с низким уровнем коррупции.
Подтверждением первостепенности указанной проблемы является и то, что согласно данной Концепции уже на первом этапе инновационного развития российской экономики в 2008-2012 годах в числе основных приоритетов социальной и экономической политики названо создание эффективного государства, снижение уровня коррупции.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые на законодательном уровне определено понятие коррупции, установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, определяющая основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, направленный на достижение конкретных результатов противодействия коррупции.
Государственные приоритеты в области противодействия коррупции получили свое развитие и конкретизацию применительно к областному уровню в нормативных правовых актах Калининградской области.
Закон Калининградской области "О противодействии коррупции в Калининградской области" определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Калининградской области.
В целях реализации государственной политики по противодействию коррупции в органах государственной власти Калининградской области, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для социально-экономического развития Калининградской области Указом Губернатора Калининградской области от 12 апреля 2010 года N 63 "О совете по противодействию коррупции при Губернаторе Калининградской области" утверждены состав и Положение о совете по противодействию коррупции при Губернаторе Калининградской области.
В целях обеспечения эффективной и системной реализации антикоррупционных мер Губернатором Калининградской области был утвержден План противодействия коррупции в государственных органах Калининградской области от 24 сентября 2008 года N 2351-1/3. Руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, Губернатором Калининградской области были утверждены дополнительные мероприятия по противодействию коррупции в государственных органах Калининградской области от 29 июня 2010 года N 1573-1/9.
Одним из важных направлений реализации антикоррупционных мер является внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. Организация предоставления гражданам государственных услуг в электронном виде призвана снизить уровень коррупции, минимизировав количество личных обращений граждан в органы исполнительной власти Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2011 года N 783 утверждена целевая программа Калининградской области "Развитие информационного общества в Калининградской области на 2011-2014 годы". Программа носит комплексный характер, направленный на повышение качества жизни граждан, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Новое качество государственного управления и предоставления государственных услуг является важным фактором социально-экономического развития Калининградской области и повышения качества жизни населения.
Антикоррупционную направленность имеет также оптимизация предоставления государственных услуг, так как она направлена на:
- упорядочение административных процедур и административных действий;
- устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий;
- сокращение срока предоставления государственной услуги, а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках предоставления государственной услуги;
- предоставление государственной услуги в электронной форме.
Проводимая работа окажет существенное влияние на снижение коррупциогенных факторов при предоставлении государственных услуг.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 июня 2011 года N 462 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти Калининградской области" устанавливается процедура разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, а также случаи и порядок проведения экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг.
Несмотря на предпринимаемые усилия, согласно данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" (далее - ФОМ) по заказу Минэкономразвития России, 51% граждан Российской Федерации, хотя бы раз обратившихся в органы государственной власти либо сталкивающихся с ними в различных жизненных ситуациях, оказывались перед выбором: вступать или нет в коррупционные отношения с ними. В Калининградской области, по данным исследования общества с ограниченной ответственностью "Калининградский социологический центр" (далее - КСЦ), этот показатель равен 46%. Причем доля жителей города Калининграда составляет 62%, жителей других городов Калининградской области - 24%, жителей сельских районов - 14%.
Интенсивность коррупционного давления представителей власти на граждан в среднем по Российской Федерации и жителей Калининградской области примерно одинакова. "Коррупционные предложения", которые, по субъективным оценкам, получает гражданин в личном контакте с представителем органа управления или бюджетного учреждения, поступали примерно в 29% конкретных случаев обращений за бесплатной государственной услугой.
По данным социологического исследования КСЦ, доля респондентов, которые, оказавшись в коррупционной ситуации, решали проблему с помощью взятки, составляет 58,6%. По Российской Федерации в целом - 47%, согласно данным опроса, проведенного ФОМ. Это значит, что, оказавшись в коррупционной ситуации, россияне готовы давать взятки почти в половине случаев, а в Калининградской области этот показатель выше более чем на 10 процентных пунктов. 66% всех респондентов Калининградской области, признавших дачу взятки, проживает в городе Калининграде. Почти половина из них бюджетники, для которых покупка вещей длительного пользования является проблемой. Примерно каждый третий случай взятки - это вознаграждение за услуги, которое взяткодатель не рассматривает как взятку.
По данным мониторинга социально-экономической ситуации (КСЦ, июль 2011 года) коррупция как социальная проблема беспокоит примерно 12% жителей Калининградской области и стоит в рейтинге проблем на 10 месте - городе Калининграде, на 12 месте - в других городах Калининградской области и на 14 месте - в сельской местности. В коррупционную ситуацию хотя бы раз в год попадает примерно каждый второй взрослый житель Калининградской области.
Определенную работу в сфере противодействия коррупции проводят органы прокуратуры, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны правопорядка.
Проведенный правоохранительными органами в Калининградской области анализ криминогенных процессов показал, что коррупционная составляющая в большей мере присутствует в организациях здравоохранения, образования, в правоохранительных органах, а также в сфере бюджетных правоотношений, в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности.
По информации прокуратуры Калининградской области экономические преступления коррупционной направленности в сфере бюджетных правоотношений характеризуются высокой степенью латентности. Причинами их совершения являются несовершенство действующего законодательства, высокий уровень администрирования различных сфер экономической деятельности, достаточно низкий уровень заработных плат должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, контролирующих органов, а также ненадлежащее осуществление контроля и надзора за использованием бюджетных средств. При осуществлении прокурорского надзора в сферах:
- законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции, а также в иных сферах антикоррупционного законодательства в 2011 году выявлено 1706 нарушений закона, общий прирост составил 27,5%;
- бюджетного законодательства выявлено 91 нарушение (2010 год - 238), в связи с чем на незаконные нормативные правовые акты принесено 19 протестов (19), в суд направлено 3 иска (15), внесено 22 представлений (37), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 21 лицо (34), предостережения не объявлялись (1), к административной ответственности по постановлению прокурора лица не привлекались (1);
- законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 176 нарушения (2010 год - 176), в связи с чем на незаконные правовые акты принесено 5 протестов (9), внесено 34 представлений (37), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 25 лиц (35), по постановлению (заявлению в арбитражный суд) прокурора привлечено 12 должностных лиц (членов комиссии по размещению заказов) (7), предостережено 4 лица о недопустимости нарушения закона (1), направлено 2 исковых заявления в суд (7).
По данным Управления МВД России по Калининградской области в 2011 году было выявлено 147 должностных преступлений, из них - 65 фактов взяточничества. По сравнению с 2010 годом число тяжких и особо тяжких должностных преступлений сократилось на 28%. Число фактов взяточничества уменьшилось на 38%. В суд по итогам 2011 года направлено 74 уголовных дела по преступлениям против интересов государственной службы и государственной власти. К уголовной ответственности за должностные преступления за 2011 год привлечено 55 лиц.
Все это обусловливает необходимость дальнейшего решения проблемы противодействия коррупции программно-целевым методом, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности, последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.
Борьба с коррупцией не может сводиться только к привлечению лиц, виновных в коррупционных преступлениях, к ответственности и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов. Борьба с коррупцией должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на среднесрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов антикоррупционной деятельности.
Таким образом, Программа призвана усовершенствовать нормативную правовую базу Калининградской области для улучшения правового регулирования в сфере противодействия коррупции, усовершенствовать систему информирования общества о целях и порядке осуществления деятельности органами государственной власти Калининградской области, создать эффективную систему обратной связи между органами власти и гражданами по вопросам противодействия коррупции.
В условиях развития правовой системы противодействия коррупции в Калининградской области, принятия новых законов, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство особое значение в деле предупреждения коррупции на ранней стадии приобретает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Она создает возможности для упреждающего выявления и своевременного устранения пробелов в законодательстве, которые могут быть использованы коррупционерами в корыстных целях.
Коррупция обладает способностями принимать новые формы и проявления в зависимости от внешних условий. В связи с этим в целях обеспечения обоснованности и результативности мер противодействия коррупции необходимо наладить антикоррупционный мониторинг общественного мнения по вопросам проявления коррупции, коррупциогенности и эффективности мер антикоррупционной деятельности.
Фактором, способствующим распространению коррупции, является привыкание и терпимость к ней, недооценка общественным мнением ее опасности и вреда. С целью преодоления этих негативных явлений общественного сознания должны быть предусмотрены меры антикоррупционного просвещения, обучения, воспитания и пропаганды.
Важное значение имеет наведение надлежащего порядка в деятельности государственных организаций. Решение этой задачи должно быть достигнуто за счет обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти Калининградской области, укрепления и развития их связей с гражданским обществом, стимулирования антикоррупционной активности общественности. Особое внимание должно уделяться снижению, а по возможности и устранению избыточного административного давления на граждан и организации.
Поскольку коррупция базируется на доступе (или на отсутствии доступа) к определенной информации, возникает необходимость совершенствования технологии доступа общественности к информационным потокам. Решить эту проблему возможно только в результате последовательной деятельности по разработке и внедрению новых правовых, организационных, информационных и иных механизмов противодействия коррупции на всех уровнях государственной власти в Калининградской области.
Необходимо последовательно и неукоснительно создавать положительный образ государственных служащих и государства в целом как за счет обеспечения соответствующего уровня оплаты труда, так и за счет правильной информационной политики и кадровой работы в органах власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.