Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
14. Стратегические государственные документы, определяющие современную политику в области образования, включают комплекс мер, направленных на оптимизацию и дальнейшее развитие системы образования Российской Федерации на основе таких приоритетов, как обеспечение доступности образования разных уровней для всех категорий граждан, формирование современного качества образования, соответствующего мировым стандартам, создание эффективных механизмов управления образованием, усиление государственной поддержки, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования.
15. В качестве приоритетов задаются процессы интеграции и инновационного развития.
16. Особую роль в совершенствовании управления инновационным развитием системы образования Российской Федерации и региональных систем образования сыграли приоритетный национальный проект "Образование" и комплексный проект модернизации образования, в рамках которых решались задачи повышения открытости образовательных систем, формирования инновационного характера образования, достижения системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов.
17. В национальном проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
18. Система образования Калининградской области в течение последних лет непрерывно работает на обеспечение модернизации и развития инновационной структуры, совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения образовательной среды, создание сред опережающего развития для учащихся, апробацию и внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).
19. Одним из важнейших эффектов внедрения в Калининградской области приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования стало формирование сетевого взаимодействия, которое позволяет оперативно выделять позитивный опыт и создает условия для эффективного распространения инновационных идей в системе образования Калининградской области.
20. Дальнейшее развитие начавшихся системных преобразований в сфере российского образования определяется национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", в которой особая роль отводится совершенствованию системы общего образования. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года стратегическими ориентирами являются следующие направления: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
21. Успешность решения стоящих перед образованием на современном этапе задач зависит от степени готовности региональных и муниципальных систем образования, опыта инновационной деятельности, приобретенного на предыдущих этапах развития образовательных систем, эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления образованием.
22. На основе программно-целевого подхода в рамках целевой программы Калининградской области "Развитие образования на 2007-2011 гг.", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2006 года N 979, в системе Калининградской области были реализованы следующие направления: совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности деятельности образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
23. Данная программа была ориентирована на обеспечение устойчивого инновационного развития системы образования, создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, формирование комплекса мер по усилению роли гражданского общества в развитии образования. Для достижения обозначенных целей решался целый комплекс стратегических задач, направленных на развитие инфраструктуры образования Калининградской области, создание условий для повышения качества образования:
1) совершенствование содержания и технологий образования;
2) развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
3) повышение эффективности деятельности системы образования;
4) совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
24. Важным стимулом для развития образования Калининградской области стал приоритетный национальный проект "Образование", реализуемый частично за счет средств Программы. За период с 2006 по 2011 год в Калининградской области была создана основа для решения региональной системой образования задач, определенных национальной инициативой "Наша новая школа", для усиления роли образования в инновационном, социально-ориентированном развитии Калининградской области.
25. В настоящее время в Калининградской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
26. Сеть образовательных учреждений, обеспечивающая доступность качественного образования, сформированная в Калининградской области, представлена в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Тип, вид образовательного учреждения |
Количество образовательных учреждений (единиц) (2007 год) |
Количество образовательных учреждений (единиц) (2011 год) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Дошкольные образовательные учреждения |
288 |
271 |
2. |
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад) |
8 |
8 |
3. |
Дневные общеобразовательные школы, из них: |
247 |
172 |
общеобразовательные школы |
124 |
73 |
|
лицеи и гимназии |
21 |
20 |
|
общеобразовательные учреждения, реализующие программы углубленного изучения отдельных предметов |
5 |
5 |
|
4. |
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы |
13 |
7 |
5. |
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения |
11 |
8 |
6. |
Учреждения дополнительного образования детей |
74 |
77 |
7. |
Детские дома |
18 |
13 |
27. В предыдущие годы большое внимание уделялось совершенствованию содержания и технологий образования - приведению содержания образования в соответствие с требованиями современного общества и рынка труда, разработке регионального компонента образовательного стандарта, внедрению современных технологий обучения, созданию условий для обеспечения индивидуализации обучения (в том числе созданию механизмов, позволяющих учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях как общего, так и профессионального и дополнительного образования), созданию условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.
28. В итоге увеличена доля образовательных учреждений, участвующих в реализации инновационных проектов и программ: в 2011 году доля таких учреждений составляет 45%. Разработаны механизмы, стимулирующие участие образовательных учреждений в различных конкурсах и программах. Действует принцип "Деньги в обмен на обязательства".
29. Внедряются различные модели организации дошкольного образования: группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, группы кратковременного пребывания, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, консультационные пункты и др., что позволяет серьезно увеличить процент охвата дошкольным образованием данной группы детей (до 94,5%).
30. Введен региональный компонент образовательного стандарта общего образования. Проходит апробация комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", в котором принимают участие все общеобразовательные учреждения Калининградской области (7886 участников в 2010/2011 учебном году).
31. Действует система дистанционного обучения для детей с особыми образовательными потребностями. В школе дистанционного обучения в 2010/2011 учебном году дистанционно обучались 135 детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.
32. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Калининградской области началось в 2010/2011 учебном году в 14 пилотных общеобразовательных учреждениях.
33. Развивается олимпиадное движение в Калининградской области - важнейшее направление работы с одаренными детьми. Олимпиады проводятся во всех муниципальных образованиях, что обеспечивает необходимый масштаб олимпиадного движения и возможность проявить свои интеллектуальные способности детям из отдаленных школ Калининградской области.
34. Одним из важных достижений является включение в образовательный процесс современных технологий. Действуют меры поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи - учреждены стипендии Губернатора Калининградской области.
35. Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования позволяет обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.
36. Инновационная работа учреждений образования, касающаяся нововведений в технологии и содержании образования, потребовала изменения подходов к оценке, контролю и управлению качеством образования. Разработаны и внедрены механизмы, позволяющие обеспечить представление объективной информации о состоянии образования, современные методы рейтингования образовательных учреждений общего образования, действует система общественно-государственного управления образованием.
37. По направлению развития новых форм и механизмов управления качеством деятельности образовательных учреждений:
1) в сфере дошкольного образования разработан региональный стандарт качества дошкольной образовательной услуги;
2) в сфере общего образования создана необходимая нормативная база для проведения на областном уровне мероприятий по оценке качества образования, сформирована система мониторингов образовательных достижений учащихся на территории Калининградской области, в штатном режиме обеспечивается организационно-технологическая схема проведения и проверки заданий единого государственного экзамена, введены новые формы государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования, ежегодно публикуется доклад о качестве образования в Калининградской области.
38. Для повышения эффективности деятельности системы образования приняты следующие меры:
1) определены показатели эффективности деятельности системы образования;
2) введены новые экономические механизмы, в том числе нормативное бюджетное финансирование, внедрена новая система оплаты труда, осуществляется перевод государственных и муниципальных учреждений образования в статус автономных;
3) проведена оптимизация сети образовательных учреждений всех типов;
4) подготовлен кадровый резерв для системы управления образованием.
39. О достигнутых результатах свидетельствуют значения показателей эффективности реализации Программы, значения показателей основных направлений деятельности системы образования Калининградской области, подтверждающие значительный рост за период реализации Программы:
1) охват детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах, составляет 94,5%;
2) удельный вес школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составляет 85%;
3) удельный вес численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки и программам профильного обучения, - 80%;
4) удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к информационно-коммуникационной сети "Интернет", составляет 100%;
5) удельный вес учащихся 9-х классов, не получивших аттестат, составляет 0,26%;
6) удельный вес учащихся 11-х классов, не получивших аттестат, - 2,8%.
40. Вместе с тем в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" задачи развития системы образования приобретают новое значение.
41. На новом этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и областных задач: переход на новые федеральные образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников.
42. Таким образом, анализ состояния системы образования Калининградской области, перспектив ее дальнейшего развития на основе государственной политики в области образования и задач социально-экономического развития Калининградской области позволяет определить направления дальнейшего развития системы образования, задачи и проблемы, требующие системного решения.
43. Можно выделить ряд проблем, существующих сегодня в системе образования Калининградской области и требующих решения с применением программно-целевого метода:
1) недостаточная обеспеченность населения услугами дошкольного образования;
2) отсутствие целостной межведомственной, результативной системы работы с одаренными школьниками из отдаленных образовательных учреждений Калининградской области;
3) не в полной мере соответствует требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов сформированная региональная система оценки качества образования;
4) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
5) отсутствие четкой структуры и сформированной нормативно-правовой базы на уровне Калининградской области в отношениях субъектов системы образования в рамках сетевого взаимодействия, повышения квалификации;
6) не в полной мере решены вопросы формирования единой здоровьесберегающей образовательной среды, создания системы непрерывного обучения подрастающего поколения в области культуры здоровья, проведения мониторинга индивидуального здоровья детей, а также целостной системы управления здоровьеориентированным образовательным пространством Калининградской области;
7) не внедрена автоматизированная система управления образовательным процессом (электронные дневники, электронные журналы успеваемости) и т.д.;
8) не в полной мере сформирована инфраструктура образовательных учреждений, отвечающая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
9) требуют обновления содержание и технологии образования, обеспечивающие компетентностное обучение, необходимо развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
10) наблюдается недостаточный уровень гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения подрастающего поколения, наблюдается недостаточная скоординированность действий различных служб и ведомств, связанных с вопросами воспитания детей и учащейся молодежи.
44. Организационной основой решения указанных проблем, реализации государственной политики в сфере образования в Калининградской области должна стать Программа, обеспечивающая продолжение модернизации системы образования, направленность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в систему образования, объединение усилий субъектов системы и необходимые ресурсы для достижения главной цели образования Калининградской области: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Достижение указанной цели в системе образования возможно посредством использования программно-целевого метода, что предполагает проведение мероприятий областного масштаба, осуществление межведомственной координации, установление единых подходов к развитию системы образования.
45. Программа будет выполнять три взаимосвязанные функции:
1) отражать в нормативной форме основные положения политики Калининградской области в сфере образования, цели и задачи ее реализации;
2) определять меры по осуществлению стратегии развития образования, включая направления и систему мероприятий по ее реализации;
3) определять механизм реализации - порядок организации работ, их ресурсное обеспечение, контроль за исполнением работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.