Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
13. Значимость профилактики правонарушений определяется прежде всего тем, что она позволяет предупредить угрозу общественно опасного противоправного посягательства на стадии ее формирования и не дать реализовать ее деструктивный потенциал. Достижение положительных результатов профилактической работы позволяет существенно снизить нагрузку на правоохранительные органы по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений, способствуя более качественному решению правоохранительными органами данных задач. Эти и многие другие факторы предопределяют первостепенную важность профилактической составляющей в государственной системе борьбы с правонарушениями.
Президентом Российской Федерации по итогам заседаний Государственного Совета Российской Федерации в г. Казани 26 сентября 2005 года и в г. Ростове-на-Дону 29 июня 2007 года была поставлена задача создания государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений.
В соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года N ПР-1293ГС по итогам указанного заседания Государственного Совета в г. Ростове-на-Дону органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с МВД России было рекомендовано разработать и принять региональные программы профилактики преступлений и иных правонарушений.
Во исполнение данного поручения во всех субъектах Российской Федерации такие программы были приняты, в том числе в июле 2007 года Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа "Профилактика правонарушений на 2007-2010 годы". В ходе реализации региональной программы профилактики правонарушений достигнуты заметные положительные результаты. Так, на территории Калининградской области ежегодно увеличивалось количество действующих спортивно-массовых и других досуговых учреждений (в 2007 году - 2429, в 2008 году - 2602, в 2009 году - 3265, в 2010 году - 6462). Заметно снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, по сравнению с 2007 годом общее снижение составило 46,1% (-413, с 896 до 483). Также достигнуто ежегодное снижение количества несовершеннолетних, совершивших преступления (в 2008 году - 574, в 2009 году - 534; в 2010 году - 521). Наметилось определенное оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах, уровень уличной преступности по сравнению с 2007 годом снизился на 25,4% (-702: с 2762 до 2060). Удалось существенно сократить число преступлений, совершенных на территории Калининградской области. По сравнению с 2007 годом оно снизилось на 22,3% (-4829, с 21682 до 16853). Динамика некоторых видов преступлений также свидетельствует о положительных изменениях, характеризующих криминогенную ситуацию в Калининградской области.
Следует отметить, что помимо снижения показателей состояния преступности в Калининградской области, реализация программных мероприятий привела к положительному социальному эффекту. На территории Калининградской области зафиксированы позитивные тенденции возвращения доверия населения правоохранительным органам. Как результат реализации программных профилактических мероприятий отмечается создание условий для формирования в сознании граждан уверенности в способности правоохранительных органов обеспечить безопасность населения, сохранения контроля над криминогенной обстановкой, содействия правовому воспитанию граждан, устранения негативных факторов преступности, влияющих на социально-экономическое развитие Калининградской области.
Вместе с тем социально-экономическая ситуация на территории Калининградской области остается достаточно сложной, что в первую очередь связано с последствиями финансово-экономического кризиса и географическим положением области. О фактах социальной напряженности свидетельствует рост общественно-политических мероприятий (на 38,4%, с 167 до 271), в которых приняли участие более 35 тыс. человек. Количество несанкционированных акций возросло в 3 раза (с 3 до 10).
Основными причинами проведения различных протестных мероприятий остаются неудовлетворенность граждан своим социально-экономическим положением, высокий уровень безработицы, повышение тарифов ЖКХ, значительный рост цен на продовольствие и товары первой необходимости на фоне снижения уровня доходов населения.
Указанные негативные факторы объективно влияют на уровень преступности. В 2010 году на территории Калининградской области зарегистрировано увеличение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах (на 10,5%), в том числе отмечен рост таких видов преступлений как убийства (на 150%), изнасилования (на 100%), хулиганства (на 100%) и причинения тяжкого вреда здоровью (на 33,3%).
При этом преступления, совершаемые на улицах и в других общественных местах, наиболее негативно формируют общественное мнение об уровне защищенности от преступных посягательств.
В целом по Российской Федерации сохраняется высокий уровень террористической опасности не только на транспорте, но и в иных местах массового пребывания граждан. Отмечается повышенный рост активности экстремистски настроенных групп и организаций.
Реформирование МВД России и сокращение штатной численности сотрудников органов внутренних дел обусловливает необходимость тесного взаимодействия субъектов профилактики, что невозможно без решения проблемы противодействия преступности программно-целевым методом.
Принятие Программы позволит обеспечить должную целеустремленность, организованность и последовательность профилактических мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.
Особую актуальность реализации Программы приобретает ввиду принятия решения о включении города Калининграда в число городов, претендующих на право проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, что потребует от органов исполнительной власти Калининградской области и органов местного самоуправления принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности жителей и гостей Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.