Правомерно ли требование налоговых органов об обязательном применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных расчетов с индивидуальными предпринимателями в оптовой торговле?
Наиболее часто возникающий вопрос при осуществлении денежных расчетов организаций с индивидуальными предпринимателями (предпринимателями без образования юридического лица): "Правомерны ли требования налоговых органов относительно обязательного применения контрольно-кассовых машин?".
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1) денежные расчеты с населением при осуществлении торговли или оказании платных услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания платных услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Из чего можно было сделать вывод, что в данном документе индивидуальный предприниматель приравнивался к предприятию.
Конституционным судом Российской Федерации 12.05.98 было принято постановление N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" было принято также Определение от 01.04.99 N 29-0 Конституционного суда Российской Федерации "По жалобам граждан А.И.Байдиной, В.Н.Басова, Н.С.Богатиковой и др. на нарушение их конституционных прав положениями абзацев третьего и пятого части первой статьи 7 закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
После принятия этих документов сроки принятия решений о наложении штрафных санкций и их размеры в случае нарушения закона N 5215-1 определяются в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации издал постановление от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Пункт 3 этого постановления гласит, что исходя из смысла закона, сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).
В связи с этим судам рекомендовано иметь в виду, что Закон N 5215-1 подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
Поэтому необходимо признать правомерность требования налоговых органов об обязательном применении контрольно-кассовых машин при осуществлении налично-денежных расчетов организаций с индивидуальными предпринимателями (предпринимателями без образования юридического лица).
И.А.Ильин,
инспектор налоговой службы I ранга
1 октября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99