Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Содержание проблемы и возможности ее решения программно-целевым методом
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения.
В то же время ведение предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, ограниченностью финансовых средств и основных фондов. Поэтому необходимость развития МСП признана как на муниципальном уровне, так и на областном, и федеральном уровнях.
Системный подход к решению проблем развития предпринимательства на муниципальном уровне с использованием программных методов способствует последовательной работе, направленной на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности на территории муниципального образования "Светловский городской округ".
С 2011 по 2015 годы на территории МО "Светловский городской округ" успешно реализовывалась ведомственная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
Значительную роль на формирование инвестиционного климата в округе в целом оказывает ряд мер, принимаемых Правительством Калининградской области. Поддержка приоритетных проектов предполагает налоговые льготы, компенсацию части процентной ставки по кредитам, государственные гарантии, поддержку начинающих предпринимателей.
Одним из основных направлений финансовой поддержки субъектам МСП является использование механизма предоставления государственной поддержки, оказываемой Правительством Калининградской области субъектам МСП в рамках государственной программы Калининградской области "Развитие промышленности и предпринимательства". Поддержка осуществляется при участии фонда "Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области".
В рамках информационной поддержки МСП сведения о свободных промышленных и земельных участках, действующих программах, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в области и муниципальном образовании, контактах размещены в свободном доступе на официальном портале Правительства Калининградской области (www.gov39.ru), сайте Министерства экономики Калининградской области (www.investin.gov39.ru), сайте фонда "Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области" (http.//fpp.fpmp39.ru/) и официальном сайте администрации муниципального образования "Светловский городской округ" (Светлый. РФ).
Субъекты МСП в последние годы активно участвуют в аукционах и конкурсах на заключение муниципальных контрактов на закупку товаров, работ (оказание услуг) для муниципальных нужд.
Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты МСП обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового продукта, повышение доходов муниципального бюджета, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие муниципального образования во многом зависит от развития данного сектора экономики.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, на начало 2015 г. на территории муниципального образования "Светловский городской округ" число субъектов малого и среднего предпринимательства составляло 518 ед., индивидуальных предпринимателей - 750 чел. На одну тысячу жителей округа приходится 44,1 субъекта малого предпринимательства. Данные показатели свидетельствуют о том, что в округе уровень развития малого предпринимательства достиг оптимальных значений эффективного функционирования рыночной экономики, при котором, как показывает опыт экономически развитых стран, на 1000 жителей приходится 40,0 субъектов малого предпринимательства. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составляет 37,8%.
Структура СМСП МО "Светловский городской округ" представлена следующими сферами:
- обрабатывающие производства - 15,6%;
- оптовая и розничная торговля - 33,0%;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15,8%;
- транспорт и связь - 15,1%;
- строительство - 9,3%;
- прочие - 11,2%.
Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в экономике муниципального образования в течение последних лет, сохраняющая высокую долю СМСП с сфере услуг.
В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала муниципального образования. Уровень безработицы на территории МО "Светловский городской округ" по состоянию на 01.09.2015 г. составил 0,8%, в органах службы занятости зарегистрировано 149 человек.
Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении общей среды деятельности субъектов МСП, не устранены проблемы, тормозящие его становление, в числе которых:
неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность МСП;
отсутствие равных конкурентных условий с корпоративным бизнесом;
недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств);
трудности с получением банковского кредита и высокая ставка за кредит;
недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;
недостаточный уровень подготовки многих руководителей МСП и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
отсутствие достоверной статистической информации о состоянии малого и среднего предпринимательства, не позволяющее объективно оценивать и прогнозировать его развитие.
Таким образом, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки МСП в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Необходимость разработки программы и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей.
Реализация программных мероприятий связана с определенными рисками (угрозами):
рыночные риски:
сложившаяся структура распределения рабочей силы в муниципальном образовании по отраслям;
высокие требования банковской системы к субъектам МСП к обеспечению кредитов;
повышение процентных ставок по кредитам для субъектов МСП;
вытеснение из сегмента товарного рынка субъектов МСП более крупными субъектами;
низкий уровень подготовки кадров субъектов МСП;
социальные риски:
демографический - изменение возрастной структуры населения - увеличение старшей возрастной группы,
миграционный - возможный отток квалифицированных кадров за пределы муниципального образования;
потребительские риски:
снижение платежеспособности населения в результате нестабильной работы предприятий.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки.
Основные мероприятия настоящей Программы направлены на комплексное решение проблемных вопросов в МСП с использованием программно-целевого метода.
Основными принципами реализации программы должны стать:
заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;
равный доступ субъектов МСП к участию в программе;
открытость и доступность процедур оказания поддержки в рамках программы;
обеспечение экономической свободы субъектов МСП;
социальная направленность поддержки субъектов МСП;
первоочередная поддержка субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность в приоритетных направлениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.