Учетная политика организации для целей
налогообложения - отдельный документ, определяющий налоговую
политику организации
Необходимость разработки отдельного документа, определяющего налоговую политику организации и входящего в систему ее внутреннего нормативного регулирования, обусловлена, на наш взгляд, следующими причинами.
1. Является необоснованным включение в Приказ об учетной политике положений, касающихся налогообложения организации. Элементы налогового учета не являются элементами учетной политики. В соответствии с п.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, "... под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности".
2. Налоговое законодательство прямо указывает на необходимость создания отдельного документа, регулирующего налоговую политику предприятия (организации). Так, в ст.167 части второй НК РФ указывается на необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения. В соответствии с п.12 ст.167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.
Пока учетная политика для целей налогообложения в НК РФ связывается с определением даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по налогу на добавленную стоимость. В соответствии с п.1 ст.167 НК РФ датой реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено п.2 ст.167 НК РФ, определяется:
1) для налогоплательщиков (плательщиков НДС), принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
- день оплаты товаров (работ, услуг) (предоплата или аванс);
- день предъявления покупателю счета-фактуры;
2) для налогоплательщиков (плательщиков НДС), принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).
Соответственно от выбранного варианта будет зависеть порядок предоставления права на налоговые вычеты, установленные главой 21 НК РФ. Например, налогоплательщики (плательщики НДС), принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, имеют право на вычет сумм налога, предъявленных им продавцом, только после фактической оплаты товара продавцу (ст.171 НК РФ).
3. По некоторым вопросам налоговое законодательство устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов исчисления налогов.
В качестве примеров можно привести:
- порядок расчета НДС по материальным ресурсам, подлежащего списанию с кредита счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" при отгрузке продукции на экспорт и внутренний рынок;
- порядок организации раздельного учета затрат у предприятия, имеющего одновременно облагаемые и не облагаемые НДС обороты;
- порядок расчета НДС у комитента или покупателя в тех случаях, когда посредник не является плательщиком НДС и т.д.
Согласно п.4 ст.149 НК РФ если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождающиеся от налогообложения), перечисленные в данной статье, то налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Поскольку действующим налоговым законодательством порядок ведения раздельного учета для целей исчисления налога на добавленную стоимость не установлен, предприятия должны разрабатывать собственную методику расчета НДС и оформлять ее организационнораспорядительным документом, то есть в учетной политике для целей налогообложения.
4. Налоговое законодательство может содержать "противоречия и неясности". Причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 НК РФ). Таким образом, при формировании налоговой политики организации предоставляется возможность аргументировано доказать наличие "противоречий и неясностей" в налоговом законодательстве и обосновать выбранный вариант исчисления налогооблагаемой базы и, следовательно, таким образом минимизировать свои налоговые риски.
Можно сделать вывод: профессиональное суждение бухгалтера, оформляемое через учетную и налоговую политику, становится элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения и в настоящее время является важным инструментом налогового планирования в организациях.
С.А.Николаева,
доктор экономических наук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99