Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика сферы реализации программы и прогноз ее развития. описание основных проблем
Изменение политических, социальных и экономических приоритетов современного общества вызывает необходимость реформирования принципов и процессов муниципального управления. Без повышения качества муниципального управления невозможно эффективное удовлетворение жизненных потребностей населения.
Новые вызовы требуют комплексного подхода к повышению эффективности муниципального управления, основанного на использовании современных управленческих технологий, адекватных новым условиям, требующим от власти гибкости, открытости, оперативности и социальной эффективности.
Преобразования должны быть направлены на оптимизацию структуры и функций органов местного самоуправления, на повышение эффективности их деятельности, на уточнение и упорядочение обязательств органов власти перед обществом, гражданами и юридическими лицами.
В рамках проведения административной реформы в качестве задач органов местного самоуправления выступают стандартизация и регламентация предоставления муниципальных услуг; внедрение принципов и процедур управления по результатам; совершенствование процедуры бюджетных закупок для муниципальных нужд; реализация мероприятий по противодействию
коррупции; повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества.
Правовую основу административной реформы составляют Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Государственная программа "Информационное общество (2011-2020 годы)", Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг, Национальная стратегия противодействия коррупции, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", где в той или иной степени затрагиваются вопросы совершенствования деятельности органов местного самоуправления.
В Федеральном законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" закреплены права заявителей услуг:
1) Получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
2) Получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
3) Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
4) Досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
5) Получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре по принципу "одного окна".
Данным законом установлены также обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги:
1) Предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В настоящее время административный регламент является основным документом, регулирующим порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, служит основой для оптимизации услуг и перевода их в электронный вид.
2) Обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
3) Предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, по межведомственным запросам таких органов документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, безвозмездно, а также получать от них такие документы и информацию.
В целях реализации указанных положений необходимо обеспечить при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение необходимых сведений из органов власти, в том числе в электронной форме, одновременно исключив требование предоставлять такие сведения заявителями.
Комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг
Отдельным направлением оптимизации государственных и муниципальных услуг является совершенствование порядка предоставления наиболее востребованных услуг.
В рамках оптимизации наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено существенное снижение нагрузки на заявителя за счет увеличения количества мест получения государственных и муниципальных услуг, сокращения количества предоставляемых документов, сокращения сроков получения услуг, возможности предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональном центре.
На муниципальном уровне целесообразно проводить следующие мероприятия:
- ежегодное формирование перечней услуг, подлежащих оптимизации на основе оценки их качества, востребованности и значимости для граждан и бизнеса;
- выявление основных проблем для граждан и юридических лиц, возникающих при предоставлении им соответствующих услуг;
- формирование планов по решению выявленных проблем с принятием конкретных нормативных правовых актов.
Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг:
Для оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определения приоритетов для их оптимизации, а также для оценки результатов проводимых преобразований необходимо проводить мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Цель мониторинга состоит в определении реального количества обращений, масштабов временных и материальных издержек при получении заявителем конечного результата обращения (в целом по услуге и по каждому обращению).
При проведении мониторинга должны учитываться все необходимые для получения конечного результата обращения заявителя во все органы власти, включая обращения в подведомственные и иные организации.
По каждой услуге, по которой проводится оптимизация, целесообразно проводить оценку изменения уровня издержек заявителя - до и после оптимизации.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональном центре:
Организация предоставления государственной или муниципальной услуги по принципу "одного окна" предполагает однократное обращение заявителя с запросом в многофункциональный центр.
Открытие многофункционального центра является необходимым условием для формирования информационного общества, так как многофункциональный центр обеспечивает доступ к порталам государственных и муниципальных услуг и тем самым будет содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения.
Многофункциональный центр должен стать "точкой" доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме:
Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено право заявителя на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Предоставление услуг в электронной форме осуществляется с использованием единого портала.
Необходимо обеспечить возможность для заявителей совершать платежи в электронной форме в целях получения услуг (налоговые и коммунальные платежи, государственная пошлина, погашение задолженностей и штрафов).
Перевод процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид подразумевает возможность получения информации об услугах посредством сети Интернет, подачу документов заявителем в электронном виде, их обработку в системах электронного делопроизводства и направление результата услуги в форме электронного документа.
Развитие механизмов досудебного обжалования:
Для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг необходимы механизмы досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Для этого должен быть установлен специальный порядок рассмотрения административных жалоб и принятия по ним решений, отличный от порядка рассмотрения иных обращений граждан и организаций.
В случае нарушения порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных административными регламентами, заявитель должен иметь возможность обратиться с жалобой в письменной, электронной форме или по телефону. Необходимо обеспечить гражданам и организациям возможность оперативно подавать жалобу в местах предоставления государственных и муниципальных услуг, в многофункциональном центре, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования - через единый портал, официальный сайт органа местного самоуправления.
Жалоба должна рассматриваться в сокращенные сроки.
Должна быть установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков предоставления услуг и рассмотрения жалоб.
Наряду с процедурой досудебного обжалования также необходимо развитие механизмов стимулирования муниципальных служащих за качественное предоставление государственных и муниципальных услуг.
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах:
Серьезным достижением в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Размещение в свободном доступе информации о деятельности органов местного самоуправления, а также формируемых ими информационных ресурсах позволяет сделать деятельность органов власти более понятной и предсказуемой для граждан и организаций, а также уменьшить нагрузку на указанные органы за счет снижения количества поступающих обращений.
Оптимизация численности муниципальных служащих:
Необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию численности муниципальных служащих с целью установления обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации полномочий органов местного самоуправления.
Требуется проведение оценки потребности в кадровых ресурсах для каждого вида властных полномочий органов власти (специфические, нормотворческие и типовые). Оценка потребности должна базироваться на обоснованных нормозатратах времени на осуществление конкретных административных процедур и количестве соответствующих совершаемых административных действий.
При этом необходимо учитывать влияние на потребность в штатной численности следующих факторов:
- оптимизация предоставления муниципальных функций (услуг) (в том числе сокращение излишних функций);
- создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повышение эффективности работы муниципальных служащих за счет автоматизации отдельных административных процедур и организации дистанционного и вневедомственного взаимодействия.
Повышение эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, задействованных в предоставлении услуг, осуществлении контрольных и надзорных функций:
Качество предоставления муниципальных услуг, осуществления контрольных и надзорных функций зависит от эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, задействованных в их предоставлении.
В связи с этим требуется реализовать комплекс мероприятий,
направленных:
- на внедрение на муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, а также на повышение профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
на повышение результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
на обеспечение открытости муниципальной службы для общественного контроля.
Деятельность муниципальных служащих, связанная с непосредственным взаимодействием с юридическими и физическими лицами в рамках исполнения функций по осуществлению муниципального контроля и надзора, а также предоставления муниципальных услуг, предполагает наличие специфических знаний, навыков и умений.
Дополнительных знаний требует предоставление муниципальных услуг в электронном виде и при использовании системы межведомственного электронного взаимодействия.
Указанные мероприятия соответствуют требованиям к органам местного самоуправления, установленным в Федеральном законе "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Эффективная реализация данных мероприятий может быть осуществлена при условии создания действенных организационных механизмов их реализации, установления обратной связи с бизнесом и гражданским обществом и проведения регулярного мониторинга эффективности мероприятий.
Органам местного самоуправления необходимо осуществлять взаимодействие с бизнесом, общественными и другими заинтересованными организациями и гражданами по ряду ключевых направлений, связанных с совершенствованием муниципального управления.
К основным задачам такого взаимодействия отнесены вопросы оперативного обмена аналитической информацией, предоставления справочных и статистических материалов, рассмотрения проектов нормативных правовых актов и подготовки заключений на них, а также оптимизации функций контроля и надзора.
На интернет-портале должны публиковаться проекты нормативных правовых актов для их обсуждения, а также для получения от заинтересованных лиц предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты.
Необходимо выявлять и применять лучшую практику организации предоставления государственных и муниципальных услуг (функций).
Сложности в реализации административной реформы на муниципальном уровне в настоящее время в большой степени связаны с технической реализацией Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг": внедрение новейших информационных технологий, организация межведомственного электронного взаимодействия невозможны без развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры и, соответственно, достаточного уровня подготовки специалистов.
С целью повышения эффективности управления муниципальным сектором, продолжится реализация поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных организациях, введение эффективного контракта для работников, занятых в социальной сфере.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг.
Эффективность деятельности учреждений и их руководителей оценивается в соответствии с положениями "дорожных карт" по каждой сфере деятельности учреждения.
Кроме того, предусмотрена конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что способствует повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.