Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Черняховский муниципальный район"
от 5 ноября 2015 г. N 1760
Муниципальная программа
Черняховского городского округа "Эффективные финансы"
2 марта 2016 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" Калининградской области от 2 марта 2016 г. N 435 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт
муниципальной программы Черняховского городского округа "Эффективные финансы"
Ответственный исполнитель муниципальной программы Черняховского городского округа "Эффективные финансы" (далее - муниципальная программа): |
Комитет по финансам и бюджету (далее - комитет по финансам) |
Соисполнители муниципальной программы: |
отсутствуют |
Участники муниципальной программы: |
органы местного самоуправления муниципального образования и иные организации, реализующие мероприятия, направленные на достижение цели, установленной муниципальной программой |
Перечень подпрограмм муниципальной программы и отдельных мероприятий, не включенных в подпрограммы |
Мероприятия: 1. Организация бюджетного процесса и управление муниципальным долгом в муниципальном образовании "Черняховский городской округ" 2. Обеспечение реализации муниципальной программы |
Цель муниципальной программы: |
Эффективное распределение и использование финансовых ресурсов |
Задачи муниципальной программы: |
1) повышение эффективности управления муниципальными финансами Черняховского городского округа; 2) эффективное управление муниципальным долгом Черняховского городского округа; 3) обеспечение деятельности комитета по финансам. |
Целевые показатели и индикаторы муниципальной программы: |
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета к годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам, % |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы: |
муниципальная программа реализуется с 2016 по 2021 год без деления на этапы |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы: |
Общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств муниципального бюджета составляет 67802,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год - 11352,0 тыс. руб.; 2017 год - 11300,0 тыс. руб.; 2018 год - 11250,0 тыс. руб.; 2019 год - 11300,0 тыс. руб.; 2020 год - 11300,0 тыс. руб.; 2021 год - 11300,0 тыс. руб. В процессе реализации муниципальной программы объем финансирования может уточняться. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы: |
В качественном выражении: 1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Черняховского городского округа; 2) повышение качества управления муниципальными финансами; 3) формирование целостной нормативной правовой базы бюджетного процесса Черняховского городского округа, отвечающей требованиям реформы бюджетной системы; В количественном выражении: снижение отношения объема просроченной кредиторской задолженности бюджета к годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам до 15% к 2021 году |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Подготовка, принятие и предстоящая реализация программы вызваны необходимостью совершенствования текущей бюджетной политики и развития стимулирующих факторов, разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, а также оптимизации долговой нагрузки на бюджет городского округа.
Программа отражает деятельность финансового органа администрации муниципального образования, основой которой является выработка единой финансовой политики и осуществление функции по составлению и организации исполнения бюджета, в связи с чем объектом управления в рамках программы являются муниципальные финансы, или бюджет городского округа. С этим связана специфика программы: она направлена на формирование стабильной финансовой системы для исполнения расходных обязательств, а также поддержку мер для обеспечения сбалансированности бюджета городского округа на базе современных принципов управления муниципальными финансами.
Современная система управления муниципальными финансами в муниципальном образовании "Черняховский городской округ" сложилась в результате проведенной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности и открытости, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета городского округа. Процесс реформирования на муниципальном уровне осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. В течение последних нескольких лет достигнуты следующие результаты:
- сформирована законодательная база, четко регулирующая организацию бюджетного процесса;
- модернизированы системы бюджетного учета и отчетности;
- обеспечена прозрачность бюджетной системы и публичность бюджетного процесса;
- осуществлено поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на муниципальном уровне сформирована вся необходимая нормативная правовая база, и начиная с 2012 года формирование и исполнение бюджета осуществляется в условиях новых форм финансового обеспечения оказания муниципальных услуг, которые заключаются в переходе от сметного финансирования к предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Формирование муниципальных заданий и установление прямой зависимости объема субсидии на исполнение муниципального задания от результатов деятельности учреждений, а также персональная ответственность руководителей учреждений за достижение плановых значений показателей муниципального задания приводит к усилению внутреннего контроля в учреждениях и, как следствие, обеспечивает повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления муниципальными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной.
Однако, несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты, влияющие на повышение качества управления муниципальными финансами, работают в полную силу. Не все законодательно внедренные принципы и механизмы в полной мере удалось реализовать на практике. Управление муниципальными финансами в значительной степени остается ориентированным на обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая при этом стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами бюджетной политики.
Наиболее актуальными остаются вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и ограниченностью применения оценки их эффективности. Так, несмотря на определенные позитивные изменения в сфере организации планирования и исполнения бюджета, применение методов бюджетирования, ориентированного на результат, остается недостаточно увязанным с процессом планирования бюджетных ассигнований. Отсутствует глубокий всесторонний анализ сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма. Сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов при наличии низкой мотивации к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов. Бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием.
Совершенствование процедур и методов муниципального управления предъявляет новые требования к механизмам и инструментам организации информационных потоков в сфере управления муниципальными финансами. Требуется развитие информационных технологий, перевод их на качественно новый уровень сбора и обработки информации, для чего необходимо провести комплекс следующих мероприятий:
- перевод в электронный вид всех носителей финансовой информации;
- увязка информации о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса от составления бюджета до представления отчета в представительный орган муниципального образования.
Анализ проблем в бюджетно-финансовой сфере демонстрирует необходимость совершенствования финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики в среднесрочном периоде, создание эффективной системы управления муниципальными финансами.
Кроме того, в последнее время особо подчеркивается необходимость перехода к формированию программного бюджета, что должно повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
Все это свидетельствует о необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально- экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета городского округа.
Переход к формированию бюджета городского округа на основе программно-целевых принципов предъявляет дополнительные требования к его устойчивости, гарантированному обеспечению финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, в том числе в долгосрочной перспективе, прозрачному распределению имеющихся средств с учетом достигнутых результатов в той или иной сфере социально-экономического развития городского округа.
В сфере управления муниципальными финансами в рамках программы планируется решить следующие вопросы:
- развитие бюджетирования, ориентированного на достижение результата, в том числе завершение этапа перехода на программный бюджет и отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями, повышение качества оказания муниципальных услуг;
- расширение применения современных информационно-коммуникационных технологий для формирования и совершенствования интегрированной системы управления муниципальными финансами;
- создание условий для эффективного управления муниципальными финансами.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках данной программы позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы.
II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации программы определены:
- стратегическим планом социально-экономического развития муниципального образования;
- ежегодными бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, Калининградской области и муниципального образования "Черняховский городской округ".
В соответствии с указанными документами сформированы следующие приоритеты муниципальной политики в сфере реализации программы.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа путем:
- формирования бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанных на реалистичных оценках;
- полноты учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение поставленных целей;
- планирования бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдения установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
- проведения систематического анализа и оценки рисков для бюджетной системы.
2. Развитие внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также внутреннего финансового контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.
3. Эффективное управление муниципальным долгом городского округа.
4. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами с учетом новых требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности главных распорядителей бюджетных средств, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
5. Повышение качества управления муниципальными финансами.
В соответствии с приоритетами муниципальной политики определены цели и задачи в сфере реализации программы.
Целью программы является эффективное распределение и использование финансовых ресурсов муниципального образования "Черняховский городской округ".
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
- повышение эффективности управления муниципальными финансами Черняховского городского округа;
- эффективное управление муниципальным долгом Черняховского городского округа;
- обеспечение деятельности комитета по финансам.
Программа реализуется в 2016-2021 годах без деления на этапы.
III. Система программных мероприятий
Основные мероприятия программы выделены исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для решения определенных задач:
Основное мероприятие 1 "Организация бюджетного процесса и управление муниципальным долгом в муниципальном образовании "Черняховский городской округ".
Основное мероприятие 2 "Обеспечение реализации муниципальной программы".
В рамках основного мероприятия 1 "Организация бюджетного процесса и управление муниципальным долгом в муниципальном образовании "Черняховский городской округ" выделяются следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1 "Нормативное правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальном образовании "Черняховский городской округ".
Нормативное правовое регулирование бюджетного процесса предусматривает подготовку финансовым органом муниципального образования проектов нормативных правовых актов по вопросам развития и совершенствования бюджетного процесса. Конечным результатом реализации данного мероприятия является нормативное обеспечение правового регулирования бюджетного процесса в муниципальном образовании "Черняховский городской округ" в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Мероприятие 1.2 "Составление проекта бюджета муниципального образования "Черняховский городской округ".
Конечным результатом реализации данного мероприятия является утвержденный в установленные сроки и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджет муниципального образования "Черняховский городской округ".
Ключевым условием разработки проекта бюджета городского округа являются надежность и обоснованность бюджетных прогнозов.
В целях своевременной и качественной подготовки проекта бюджета городского округа финансовый орган муниципального образования:
- разрабатывает проект основных направлений налоговой и бюджетной политики городского округа;
- составляет прогноз основных параметров бюджета городского округа;
- организует составление проекта бюджета городского округа и материалов к нему;
- ведет реестр расходных обязательств городского округа;
- организует методологическое руководство работой главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств при подготовке проекта бюджета городского округа;
- доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
В связи с необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств возрастает актуальность повышения качества планирования бюджета городского округа. Для этого предусматривается реализация мер, включающих:
- внесение изменений в нормативно-правовые акты в соответствии с изменениями федерального и областного законодательства, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- внедрение программной бюджетной классификации;
- учет возможностей оптимизации действующих расходных обязательств при принятии решений о выделении бюджетных ассигнований на новые расходные обязательства.
Мероприятие 1.3 "Организация исполнения бюджета муниципального образования "Черняховский городской округ" и формирование бюджетной отчетности".
Данное мероприятие предполагает организацию исполнения бюджета городского округа в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в пределах максимально приближенных значений и обоснованном отклонении от утвержденных параметров.
После утверждения решением представительного органа муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период своевременность составления и утверждения сводной бюджетной росписи бюджета городского округа обеспечивает необходимый временной промежуток главным распорядителям средств бюджета городского округа для распределения бюджетных ассигнований по подведомственным получателям бюджетных средств, а также заключения соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на очередной финансовый год.
Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджета городского округа позволяет оценить выполнение расходных обязательств, обеспечить подотчетность деятельности главных распорядителей бюджетных средств, оценить финансовое состояние муниципальных учреждений, а также позволяет выявить факты возникновения просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств с целью ее дальнейшей инвентаризации, реструктуризации и погашения.
Непосредственными результатами регулятивной деятельности финансового органа муниципального образования, направленной на организацию исполнения бюджета городского округа и формирование бюджетной отчетности, является соблюдение принципов ответственного управления муниципальными финансами, связанных с прозрачностью бюджета, а также наличием эффективной системы его исполнения, что будет способствовать прозрачности и подконтрольности исполнения бюджета и, соответственно, повышению уровня результативности использования бюджетных средств и их эффективности.
Административная функция финансового органа муниципального образования заключается в создании условий для своевременного исполнения бюджета городского округа главными распорядителями бюджетных средств и представления отчета о его исполнении. Непосредственным результатом реализации функции администрирования является исполнение в срок и в полном объеме бюджета городского округа, а также составленный согласно требованиям бюджетного законодательства отчет о его исполнении.
Конечным результатом реализации данного направления является обеспечение надежного, качественного и своевременного кассового исполнения бюджета городского округа и утверждение годового отчета о его исполнении.
Мероприятие 1.4 "Управление муниципальным долгом".
Ограниченность поступлений доходов в бюджет городского округа, с одной стороны, и необходимость обеспечения исполнения принятых расходных обязательств, с другой, обязывают уделять особое внимание ответственному ведению долговой политики городского округа.
В рамках данного мероприятия необходимо обеспечить финансирование дефицита бюджета городского округа при сохранении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание на экономически безопасном уровне. Для решения этой задачи финансовый орган муниципального образования осуществляет планирование структуры муниципального долга, объемов привлечения и погашения долговых обязательств, расходов на исполнение муниципальных гарантий, расходов на обслуживание муниципального долга, а также планирование предельного объема муниципального долга, верхнего предела муниципального долга, в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям. Финансовый орган муниципального образования осуществляет контроль за соответствием предельного объема муниципального долга и расходов на его обслуживание ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением представительного органа муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый период.
Основной причиной роста долговой нагрузки на бюджет городского округа стал опережающий рост объема муниципального долга по сравнению с ростом поступлений налоговых и неналоговых доходов в связи с увеличением дефицита бюджета городского округа. С целью сокращения объема муниципального долга необходимо проведение следующих мероприятий:
- направление части доходов, полученных в ходе исполнения бюджета сверх утвержденного решением о бюджете общего объема доходов, на замещение муниципальных заимствований и (или) погашение долговых обязательств;
- привлечение долгосрочных кредитных ресурсов от кредитных организаций с меньшей стоимостью обслуживания по итогам проведения конкурсных процедур;
- проведение рефинансирования заимствований, позволяющих заменять одни долговые обязательства другими в зависимости от текущей конъюнктуры финансового рынка;
- равномерное распределение во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств.
Непосредственным результатом регулятивной деятельности финансового органа муниципального образования является разработка и исполнение программы муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год и плановый период, разработка и исполнение программы муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период, своевременное погашение заемных средств и уплата процентов по муниципальным долговым обязательствам.
Конечным результатом реализации данного мероприятия по управлению муниципальным долгом является регулирование долговой нагрузки на бюджет городского округа, оптимизация структуры и объема муниципального долга с целью минимизации расходов бюджета на его обслуживание, повышение финансовой устойчивости бюджета городского округа.
Мероприятие 1.5 "Обеспечение доступности информации о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Черняховский городской округ".
Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии муниципальных финансов (в том числе в части сведений о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере), совершенствование методологии муниципального финансового контроля, их приближение к общероссийским стандартам являются необходимыми условиями для обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления городского округа.
В целях реализации данного мероприятия финансовым органом муниципального образования продолжится работа в рамках федеральной Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 1275-р. Реализация мероприятий, предусмотренных концепцией, осуществляется в соответствии с планами Министерства финансов Российской Федерации.
Реализация мероприятия предусматривает:
- обеспечение доступности информации о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Черняховский городской округ" в рамках требований действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа;
- размещение в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" утвержденных методических рекомендаций и нормативных правовых актов, разрабатываемых финансовым органом муниципального образования;
- проведение публичных слушаний по проекту бюджета городского округа и годовому отчету о его исполнении;
- организация деятельности органов местного самоуправления по размещению информации (сведений) о муниципальных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru.
Конечным результатом деятельности по повышению качества и доступности бюджетной информации должен стать открытый бюджетный процесс.
Повышение качества и доступности информации о состоянии бюджетной системы сможет повысить доверие общества к муниципальной политике в сфере управления финансами.
Мероприятие 1.6 "Финансовое обеспечение выполнения других обязательств городского округа".
В связи со спецификой деятельности финансового органа муниципального образования в программу включены следующие особые расходы, которые не I имеют прямого влияния на достижение ее целей:
- процентные платежи по муниципальному долгу городского округа;
- зарезервированные средства, связанные с особенностями исполнения бюджета.
Основное мероприятие 2 "Обеспечение реализации муниципальной программы" направлено на формирование и развитие обеспечивающих механизмов реализации программы. Функции организационно-технического и информационно-аналитического обеспечения реализации программы осуществляет финансовый орган муниципального образования. В рамках данного основного мероприятия предусматривается финансовое обеспечение деятельности финансового органа, а также приобретение информационно-технического обеспечения в связи с необходимостью перехода на составление программного бюджета.
Перечень основных мероприятий программы и информация о финансовом обеспечении приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
IV. Основные меры правового регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы "Эффективные финансы" приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
V. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации
На реализацию муниципальной программы могут повлиять как внутренние, так и внешние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели реализации муниципальной программы.
К внутренним рискам можно отнести:
1) несвоевременное исполнение или исполнение не в полной мере муниципальной программы ответственным исполнителем, соисполнителями;
2) несвоевременная актуализация плана реализации муниципальной программы.
В целях управления внутренними рисками необходима детальная проработка плана реализации муниципальной программы, его постоянный мониторинг 5 и своевременная актуализация без необоснованного продления сроков реализации.
К внешним рискам можно отнести:
1) неопределенность условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики и основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочный период, несогласованность с параметрами долгосрочного прогноза социально-экономического развития;
2) ухудшение экономической ситуации, в том числе связанной с завершением в 2016 году переходного периода в режиме Особой экономической зоны, снижение устойчивости банковской системы, ухудшение инвестиционного климата в Калининградской области, что может привести к сокращению доходной части местного бюджета и росту дефицита бюджета;
3) несвоевременное и неполное исполнение местного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
4) неисполнение налогоплательщиками обязательств по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
5) изменение законодательства, в том числе в части перераспределения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Минимизировать внешние риски возможно за счет постоянного контроля соблюдения установленных бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетных ограничений.
В ходе реализации программы требуется принятие мер по улучшению администрирования налогов и иных платежей, развитию налогового потенциала муниципального образования, необходимо отслеживать показатели состояния и структуры долговых обязательств, повышать степень использования инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
С учетом специфики программы для измерения ее результатов будут использоваться не только количественные индикаторы, но и качественные оценки управления финансами и муниципальным долгом.
Перечень целевых показателей (индикаторов) программы с расшифровкой плановых значений по годам приведен в приложении N 3 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.