Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
от 16 декабря 2015 г. N 408
Концепция
духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград"
1. Общие положения
"Концепция духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград" (далее - Концепция) в сфере социальной политики, образования и связей со средствами массовой информации (далее - структурные подразделения Администрации) является методологической основой разработки, формирования и реализации всего комплекса нормативных документов, касающихся стратегии развития и планирования деятельности администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрации) в сфере социальной политики, образования и связей со средствами массовой информации, в том числе целевых программ развития соответствующих направлений, требующих обеспечения бюджетными финансовыми средствами.
1.1. Актуальность разработки Концепции
1. Современная теория стратегического менеджмента, подтвержденная практикой, утверждает, что эффективность управления зависит от того, насколько все участники процесса понимают смысл вносимых изменений и планируемых решений не на уровне отдельных действий (мероприятий), а на глубинном уровне ценностей и целей. Это дает возможность исключить ситуацию, когда руководители, принимая решения, опираются только на свои индивидуальные ценности, в результате чего происходит разброс усилий сотрудников, возникает непонимание ими стратегической цели, а значит, и смысла производимых действий.
Управление посредством формирования единой системы ценностей и целей всех участников процесса, в том числе всех структурных подразделений управляющей организации (в данном случае администрации муниципального образования), предотвращает распыление финансовых средств, которое неизбежно происходит в случае планирования своей деятельности каждым структурным подразделением независимо от единой миссии и стратегической цели, определяемой управляющей организацией для всей системы в целом, не согласуясь с планированием других ее подразделений.
Системный подход в управлении процессами дает возможность формирования единой согласованной программы развития направлений деятельности всех участников процесса как элементов системы, единого планирования их действий и предотвращает опасность "мероприятивного" подхода, заключающегося в планировании работы, не опирающемся на стратегическое видение (миссия и стратегическая цель), но замыкающемся на формировании бессистемного набора мероприятий.
2. Президент России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2007 г.) подчеркнул, что "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений".
В соответствии с принципами возрождения суверенной государственности России, государственного единства, любви и уважения к Отечеству, ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, гражданского мира, согласия, почитания памяти предков, прав и свобод личности, закрепленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской федерации" в части основных понятий, используемых в законе (ст. 2, пп. 1, 2), основных принципов государственной политики в сфере образования (ст. З), требований к образовательным программам (ст. 12, п. 1), особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и получения теологического и религиозного образования (ст. 87) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разд. 3) утверждает: "Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации".
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание граждан на основе отечественных культурно-исторических традиций и базовых национальных ценностей является приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государственные нормативно-правовые акты определяют формирование единого ценностного уклада жизни и деятельности на основе базовых национальных ценностей в масштабах российского общества в качестве основного системообразующего фактора государственной политики Российской Федерации.
3. В Основах государственной культурной политики утверждается: "Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России" (разд. I "Введение"),
Президент России В.В. Путин в одной из своих программных статей "Россия: национальный вопрос" писал: "Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности... Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности".
"Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. <...> Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура. <...> Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. <...> Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию <...>. И, конечно, мы рассчитываем на активное участие... традиционных религий России. В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма - при всех различиях и особенностях - лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности. <...> Убежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах...".
Органичное сосуществование многих народов и вероисповеданий в пределах русской культуры обеспечивает целостность, жизнеспособность и историческую перспективность России как великой страны, обладающей крепкой государственностью.
4. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разд. "Общие положения") утверждается: "Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни".
Президент России, указывая на необходимость единой ценностной ориентации граждан страны, отметил: "Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. <...> Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы..." (статья "Россия: национальный вопрос").
Достижения и многолетний положительный опыт, накопленные системой образования в деле организации и сопровождения процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности, должны быть положены в основание деятельности всех направлений социальной политики, образования и средств массовой информации, а также что ведущая (ключевая) роль в организации разработки и реализации стратегии развития социальной сферы и средств массовой информации должна принадлежать системе образования.
Таким образом, целью данной Концепции является:
1) разработка методологической базы, обеспечивающей системную деятельность администрации городского округа "Город Калининград" в лице структурных подразделений Администрации, а также организаций, учредителем которых является администрация городского округа "Город Калининград", на основе отечественных культурно-исторических, духовно-нравственных традиций и базовых национальных ценностей, в сотрудничестве с традиционными российскими религиозными конфессиями, с опорой на результаты многолетнего положительного опыта просвещения в деле организации и сопровождения процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности;
2) определение аксиологической (ценностно-смысловой и ценностно-нормативной) платформы понимания и системной реализации на муниципальном уровне государственной политики Российской Федерации.
1.2. Особенности г. Калининграда как административного центра Калининградской области
Калининград в силу своего географического положения обладает рядом особенностей. Эксклавное положение ограничивает свободу перемещения внутри страны и нарушает межличностные и межрегиональные связи. Оторванность от "материковой" России, большая доступность для жителей области посещения стран зарубежья, чем России, сильное влияние западноевропейской массовой культуры на сознание молодёжи делает необходимым направление усилий на освоение именно национальной культурной традиции, отечественной истории, русской словесности, искусства. Вместе с тем это не означает отказа от высоких образцов культуры и лучших достижений европейской цивилизации, в основании которых лежат христианские ценности.
Национальный и конфессиональный состав области неоднороден, однако русское население, составляющее 86% от общего количества жителей региона, является доминирующим и определяющим культурные доминанты области и г. Калининграда. Именно поэтому актуальным является изучение и осмысление исторического опыта братского сосуществования и процветания разных народов на единой территории России в течение многих столетий при ключевой и объединяющей роли русского народа, великой русской культуры.
На I Калининградском форуме Всемирного русского народного собора "Рубежи русской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы" (2015 г.) остро и открыто были подняты многие проблемы региона.
Доминирующей идеей форума было мнение о том, что никакими обстоятельствами не может оправдываться изменение национального состава региона, что только при опоре на русскую культуру, российскую историю, традиционные для России религиозные конфессии, среди которых ведущую роль играет православие, возможно дальнейшее сохранение российской идентичности Калининградской области (Резолюция I Калининградского форума Всемирного русского народного собора). На форуме особо отмечалась необходимость исполнения Калининградским регионом особой культурной миссии по трансляции российских базовых национальных ценностей в пределы стран Европы.
Кроме того, особенностью г. Калининграда является его одновременное существование в качестве регионального и муниципального административного центра, что обусловливает пребывание в его пределах как муниципальных, так и региональных структур, влияющих на уклад жизни населения муниципалитета в целом.
1.3. Основания разработки Концепции
1. Правовую базу разработки Концепции составляют:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Федеральный закон "О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 23.06.1999 N 115-ФЗ;
- Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Указ Президента Российской Федерации "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." от 01.07.2014 N 537;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537
- Указ Президента Российской Федерации "Основы государственной культурной политики" от 24.12.2014 N 808;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 29.11.2014 N 2403-р;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г." от 17.11.2008 N 1662-р;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года" от 25.08.2014 N 1618-р;
- Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29.05.2015 N 996-р;
- Постановление Правительства Калининградской области "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области "Государственная программа Калининградской области "Развитие гражданского общества" от 17.12.2013 N 954 и признании утративших силу отдельных постановлений от 20.02.2015 N 80;
- Устав городского округа "Город Калининград" от 12.07.2007 N 257 (действующая редакция).
2. Методологическую базу разработки Концепции составляют: теория стратегического менеджмента, в том числе современная теория и модели управления в сфере образования; научный подход к практике организации деятельности в сфере управления; концептуальные идеи, выраженные в программных статьях Президента России, направляющие развитие стратегической мысли в сфере строительства российской государственности при опоре на русский народ и русскую культуру; практический опыт, накопленный системой образования в деле организации и сопровождения процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности во взаимодействии с традиционными российскими религиозными конфессиями.
3. Содержательной базой разработки Концепции являются: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определяющая характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, систему национальных базовых ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа России, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания; содержание Основ государственной культурной политики, охватывающих такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны; работы известных ученых в сфере стратегического менеджмента и практиков в сфере управления организацией образовательной деятельности; материалы I Калининградского форума Всемирного русского народного собора.
1.4. Основные понятия
Муниципальное образование - часть территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения местных вопросов, т.е. это территория, в пределах которой граждане реализуют свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.
Система - совокупность множества элементов, объединенных единством цели (социальная система - единством ценностей и цели), каждый из которых:
1) обладает определенными возможностями (свойствами);
2) наделен определенными функциями (имеет задачи);
3) занимает определенное место в иерархии элементов (в структуре);
4) связан с другими элементами системы прочнее, чем с элементами, находящимися вне данной системы;
5) в социальной системе - осознающий свои возможности (свойства), функции (задачи), место в иерархии (структуре) и взаимосвязь с другими элементами системы.
Системная деятельность - деятельность, основанная на поддержании единой ценностно-смысловой и ценностно-целевой ориентации каждого члена коллектива, осознающего свои возможности (свойства), функции (задачи), место в иерархии (структуре) и взаимосвязь с другими членами коллектива как элементами единой системы.
Основным показателем системности деятельности является сформированность особого уклада социальной среды, основанного на единстве ценностно-целевой ориентации большинства ее членов.
Стратегическое управление муниципальным образованием (стратегический менеджмент муниципального образования) - процесс управления развитием муниципального образования через:
1) определение и осознание миссии, постановку стратегической цели развития муниципального образования;
2) анализ и оценку как внешней, так и внутренней среды существования муниципального образования;
3) определение перспективных (долгосрочных) направлений развития муниципального образования, ориентированных на достижение стратегической цели через:
- формирование необходимой внутренней среды, характеризующейся единством ценностно-целевой основы как большинства участников процесса управления, так и большинства участников жизнедеятельности муниципального образования;
- учет состояния внешней среды (другие муниципальные образования региона, другие регионы страны, а также сопредельные государства) и необходимое планомерное влияние на нее;
4) разработка целевых долгосрочных программ и проектов в соответствии с определенными перспективными направлениями.
Онтология - учение о сущем, об основах бытия, его фундаментальных принципах, категориях, структуре и закономерностях.
Онтологические основания - истоки какого-либо явления, дающие представление о сущности самого явления, его происхождении и задающие, таким образом, необходимый вектор (стратегию) дальнейшего развития данного явления, смысл его бытия, его миссию и стратегическую цель.
Миссия - основная характеристика направления развития, выражение его идейного наполнения, особенностей, идеальных сверхцелей, предельных смыслов, которые помогают определять конкретные, реальные цели и планировать этапы их достижения.
Миссия выражает философию деятельности, определяет круг и иерархию ценностей, формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации стратегической цели организации.
Стратегическая цель - цель, сформулированная на основе миссии, определяющая основной вектор развития.
Стратегия - вектор развития, устремленный к достижению идеала, выражающегося в миссии, опирающийся на наиболее принципиальные (ценностно-смысловые) и неизменные (онтологические) установки, ориентированный в процессе планирования основных направлений деятельности на достижение стратегической цели.
Основные направления деятельности - условия, создание и (или) соблюдение которых необходимо для достижения стратегической цели. Ценности - важнейшие, жизненно значимые факторы существования человека и социума, которые определяют систему критериев нравственного выбора человека.
Идеал - воплощение высших ценностей, образец, высшая норма, высшая степень представления о благом, должном, совершенство.
Традиция (от лат. Traditio переводится как "предание"), т.е. передача информации. Задача предания - передача базовых национальных ценностей поколениям как способа жизни, что и составляет стержень исторического бытия и самосознания народа.
Духовность - устремленность к высшим смыслам бытия. Духовность является онтологическим основанием человека как личности.
Нравственность - производный компонент духовности, содержанием которого являются этические ценности и культурно-исторические традиции.
Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
Личность - духовная, разумная сущность человека, основа его социальной и нравственной природы.
Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.
Нация - государственно-территориальная и политико-правовая общность одного или нескольких (многих) этносов, имеющих общую историческую судьбу, существующая на основе общих историко-культурных, ценностных, политических, гражданско-правовых характеристик и общего исторического самосознания.
Такой общностью является многонациональный народ России, который представляет собой многоэтническую нацию. Двойное использование категории "нация" (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению "мы, многонациональный народ Российской Федерации", означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций.
Народ - историческая общность людей.
Отечество - страна отцов (предков) со всем ее культурно-историческим наследием.
Национальный язык - язык нации (народа), отражающий ее мировоззренческие, ценностно-смысловые, культурно-исторические, этнокультурные, гражданские, политические и другие особенности и способствующий их закреплению в рамках национальной культурной традиции, а, следовательно, и сохранению и развитию нации. Является одним из важнейших национальных достояний, имплицитно содержащихся в каждой базовой национальной ценности.
Русский язык - национальный язык русского народа, играющий наряду со всей великой русской культурой объединяющую роль в историческом сознании многонационального народа России.
Национальная культура - совокупность форм и средств выражения ценностно смыслового достояния нации (народа).
Национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Духовно-нравственное воспитание личности граждан - организованный и целенаправленный процесс усвоения и принятия гражданами базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина - осуществляемое в процессе воспитания и социализации освоение и принятие базовых национальных ценностей, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности.
Патриотическое (гражданско-патриотическое) воспитание граждан - одна из граней духовно-нравственного воспитания личности граждан, направленная на усвоение и принятие гражданами таких базовых национальных ценностей, как "Патриотизм" и "Гражданственность".
Воспитательный идеал (современный национальный воспитательный идеал) - высшая цель духовно-нравственного воспитания личности граждан, нравственное (идеальное) представление о человеке и его отношении к другим людям, семье, обществу, государству, миру и т.д., основанное на приобщенности к базовым национальным ценностям.
Воспитательный результат - степень приобщенности личности к базовым национальным ценностям согласно критериям и показателям достижения воспитательного идеала.
Эффект воспитания - последствия достижения воспитательного результата.
1.5. Основная идея Концепции
Организация процесса управления на основе единого видения всеми его участниками (в том числе всеми структурными подразделениями администрации городского округа "Город Калининград", а также организациями, учредителем которых она является) миссии и стратегической цели, проистекающих из сущности отечественных духовно-нравственных, культурно-исторических традиций и базовых национальных ценностей, создает необходимые условия для системной реализации государственной политики во всех направлениях социальной сферы, образования и средств массовой информации.
2. Основное содержание концепции
2.1. Основания деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации
Принципы, миссия и стратегическая цель деятельности Администрации базируются на следующих постулатах:
1) понимание процесса руководства деятельностью муниципальных структурных подразделений в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации как процесса управления развитием данной системы через:
- определение и осознание миссии, постановку целей системы;
- анализ и оценку как внешней, так и внутренней среды существования системы;
- определение перспективных (долгосрочных) направлений развития системы, ориентированных на достижение поставленных целей через: а) формирование необходимой внутренней среды, в том числе эффективной команды и управления ею; б) учет состояния внешней среды и необходимое планомерное влияние на нее;
- разработка целевых долгосрочных программ и проектов в русле определенных перспективных направлений и в соответствии с поставленными целями.
2) необходимость формирования единого ценностного уклада, духовно-нравственного развития и просвещения граждан на основе системы базовых национальных ценностей.
3) признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
4) необходимость сотрудничества с традиционными российскими религиозными конфессиями и, прежде всего, с Русской Православной Церковью как важнейшим партнером Российского государства в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации.
5) целесообразность отведения системе образования ключевой роли в организации разработки и реализации стратегии в сферах развития социальной политики, образования и средств массовой информации.
2.2. Принципы деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации
Указанные основания деятельности Администрации в лице ее структурных подразделений, отвечающих за организацию работы в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации, обосновывают следующие принципы данной деятельности:
1) системность управления процессами в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации, основанная на выработке единого видения миссии и стратегической цели деятельности, подчинении данному видению деятельности всех структурных подразделений Администрации и организаций, учрежденных ею. В Основах государственной культурной политики отмечается невозможность достижения целей государственной культурной политики за счет формального изменения полномочий, функций, форм деятельности и регламентов имеющихся административных структур без межведомственной (межструктурной) координации деятельности, основанной на едином видении миссии и стратегической цели.
2) доминирование базовых национальных ценностей. Система данных ценностей полагается в основание единого видения миссии и стратегической цели деятельности Администрации в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации;
3) признание за русским языком и великой русской культурой ключевой, объединяющей роли в формировании исторического сознания многонационального российского народа;
4) открытость и взаимодействие с организациями различных организационно-правовых форм, в том числе общественными организациями и традиционными для России религиозными организациями, внесшими вклад в формирование национально-культурного самосознания ее народов, признающими и разделяющими положения данной Концепции;
5) опора при организации разработки и реализации стратегии развития сфер социальной политики, образования и средств массовой информации на достижения и многолетний положительный опыт, накопленные системой образования в деле организации и сопровождения процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности;
6) признание особой роли семьи в воспитании духовных, нравственных, гражданских основ личности, играющих важнейшую роль в деле государственного и гражданского строительства;
7) признание необходимости всемерной и разносторонней комплексной поддержки многодетных семей, а также самого института семьи в традиционном его понимании как добровольного союза мужчины и женщины, создаваемого с намерением рождения и воспитания детей в качестве полноценных членов общества;
8) признание ценности человеческой личности, рассматриваемой в качестве важнейшего богатства, в том числе ресурса становления и развития суверенитета, жизнестойкости и способности российского народа и его государственности выполнять цивилизационную миссию великой мировой державы;
9) соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на муниципальном уровне, целям и задачам данной Концепции.
2.3. Миссия и стратегическая цель деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации
Миссия деятельности администрации городского округа "Город Калининград" в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации формулируется следующим образом: через становление и развитие системы духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград" как основы выработки и реализации стратегии развития и планирования деятельности структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград", а также организаций, учрежденных ею, в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации, к формированию единого ценностного уклада жизни и деятельности населения, основанного на базовых национальных ценностях, в формировании которых особую роль сыграло Православие и великая русская культура.
Стратегической целью, вытекающей из данного определения миссии, а также соответствующей современному национальному воспитательному идеалу, сформулированному в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является: "Повышение доли высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации".
2.4. Условия эффективности деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации
Данная Концепция определяет условия, обеспечивающие выполнение миссии и достижение стратегической цели Администрации.
Основным условием является системность построения деятельности муниципальных органов управления в сферах социальной политики, образования и средств массовой информации, обусловленная, во-первых, единством ценностной ориентации и целеполагания основных участников организации процесса (представителей муниципальных органов управления, а также организаций, учредителем которых является администрация муниципалитета), во-вторых, ориентацией всех направлений и видов деятельности Администрации на достижение стратегической цели и, в-третьих, единством ценностной ориентации значимых субъектов окружающей социальной среды, влияющих на характер и качество деятельности, направленной на реализацию миссии и стратегической цели Администрации (средства массовой информации, общественные организации, религиозные организации, другие организации различных организационно-правовых форм, не подчиненные Администрации, в том числе государственные структуры). Население муниципалитета в целом (граждане), являющееся участником процесса духовно-нравственного развития и просвещения, также относится к субъектам внешней среды.
Показателем системности построения деятельности в сфере духовно-нравственного развития и просвещения является достижение определенного уровня сформированности особого уклада жизни муниципалитета, способствующего (создающего условия) выполнению миссии и достижению стратегической цели.
При этом необходимо учитывать такую особенность г. Калининграда, как его существование в качестве регионального и муниципального административного центра, что обусловливает пребывание в его пределах как муниципальных, так и региональных структур, влияющих на уклад жизни населения муниципалитета в целом.
Основой для формирования особого уклада жизни муниципалитета являются представленные в п. 2.1. основания деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации.
2.5. Основные направления стратегического планирования и развития деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации
Основными направлениями стратегического планирования и развития деятельности Администрации в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации являются, во-первых, создание условий формирования единства ценностной ориентации основных участников организации процесса и, во-вторых, формирование основы для диалога о едином понимании целей, задач, средств и методов деятельности в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации со значимыми субъектами окружающей социальной среды, влияющими на характер и качество деятельности в сферах социальной политики и образования муниципалитета.
Таким образом, обозначаются две сферы основных направлений стратегического планирования, связанные с внутренней и внешней средой администрации муниципалитета, для каждой из которых определяется круг задач.
2.5.1. Для определения круга задач, решение которых должно привести к созданию условий формирования единства ценностно-целевой ориентации основных участников организации процесса, необходимо рассмотреть следующий спектр направлений деятельности:
- формирование соответствующей муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей исполнение миссии и достижение стратегической цели, определенных данной Концепцией;
- выстраивание соответствующей кадровой политики, направленной на обеспечение единства ценностно-целевой ориентации всех направлений и видов деятельности в сфере социальной политики, образования и средств массовой информации на основе базовых национальных ценностей, в том числе включение позиции "обеспечение государственной политики в части духовно-нравственного развития и воспитания, о выполнении программ духовно-нравственного развития и просвещения в систему критериев профессионализма работников разного уровня, а также организация работы, направленной на повышение квалификации сотрудников в сфере основ государственной политики;
- организация совместного планирования деятельности (в том числе разработки целевых программ развития) структурными подразделениями Администрации во взаимодействии с традиционными российским религиями на основе данной Концепции и отработки их взаимодействия в процессе реализации планов;
- выстраивание системы работы с муниципальными организациями, направленной на формирование единства ценностно-целевой ориентации их деятельности, основанной на базовых национальных ценностях, а также их полноценного сетевого взаимодействия;
- ресурсное обеспечение условий реализации данной Концепции.
2.5.2. В целях успешного формирования основы для диалога о едином целеполагании со значимыми субъектами окружающей (внешней) среды Администрации необходимо обратить внимание на следующий спектр направлений деятельности:
- развитие мотивации субъектов окружающей (внешней) среды, в том числе органов региональной государственной власти, других муниципальных образований, организаций различных организационно-правовых форм, не находящихся в подчинении администрации городского округа "Город Калининград", для ведения диалога о едином целеполагании на основе базовых национальных ценностей при решении задач духовно-нравственного развития и просвещения населения;
- выстраивание отношений с другими муниципальными образованиями в сфере духовно-нравственного развития и просвещения на основе базовых национальных ценностей, в том числе развитие сетевого взаимодействия на уровне администраций муниципальных образований и организаций, учрежденных ими, как в рамках Калининградской области, так и за ее пределами, с целью формирования единого культурно-просветительского пространства;
- развитие сотрудничества с традиционными для России религиозными организациями;
- создание условий для системного приобщения населения муниципалитета, прежде всего детей и молодежи, к истокам и основам великой русской культуры, базовым национальным ценностям посредством развития соответствующей образовательной (обучение и воспитание) и культурно-просветительской среды, в том числе организованного посещения культурно и духовно значимых мест на территории "материковой" России, ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина) и Калининградской области;
- формирование информационно-просветительской среды, способствующей духовно-нравственному развитию и просвещению населения городского округа "Город Калининград" на основе базовых национальных ценностей, в том числе посредством сотрудничества со СМИ и организациями, профессионально осуществляющими издательскую и рекламную деятельность;
- обеспечение социальной и материальной поддержки многодетных и молодых семей, а также самого института семьи в традиционном его понимании как добровольного союза мужчины и женщины, создаваемого с намерением рождения и воспитания детей в качестве полноценных членов общества;
- усиление роли и ответственности граждан, создающих семьи, в сфере воспроизводства населения (увеличения его численности), а также воссоздание образа мыслей и социальных отношений на основе базовых национальных ценностей;
- формирование негативного отношения к абортам как позорному социальному явлению, пагубно влияющему на здоровье самих женщин, а также здоровье семей и здоровье нации в целом.
2.6. Базовые национальные ценности как аксиологическая (ценностно-смысловая и ценностно - нормативная) платформа понимания основ государственной политики Российской Федерации в сфере духовно-нравственного развития и просвещения граждан и ее системной реализации на муниципальном уровне
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации в решении общенациональных задач.
В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Базовые национальные ценности представлены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Они раскрываются в следующих категориях:
Патриотизм: любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Социальная солидарность: свобода личная и национальная; доверие к людям, к институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие; честь; достоинство.
Гражданственность: служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, гражданская позиция; поликультурный мир, закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания.
Семья: любовь и верность, здоровье, достаток; уважение к родителям; забота о старших и младших; забота о продолжении рода.
Труд и творчество: творчество и созидание; уважение к труду, творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость; самосовершенствование, раскрытие и творческое развитие талантов.
Наука: стремление к истине; ценность знания, научная картина мира.
Традиционные российские религии: представление о вере и духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Литература и искусство: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Природа: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Человечество: мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные этноконфессиональные, социальные и профессиональные группы, составляющие единый народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России осуществляется в процессе осознанного, последовательного и комплексного восприятия и принятия ценностей:
- семейной жизни;
- культуры своего народа, культурообразующим компонентом которой является система ценностей одной из традиционных российских религий;
- культурно-регионального сообщества;
- единого народа России (российской гражданской нации).
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Отношение к явлениям окружающей природы, находящимся в самой непосредственной близости и взаимодействии с человеком, проявляемое в семье, проецируется на отношение к миру природы во всей его полноте.
В свою очередь семейные ценности формируются в рамках национально-культурных ценностей, базирующихся на культурообразующей религиозной традиции, определяющей основы мировоззренческой системы.
Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края.
С точки зрения гражданского воспитания важнейшей ступенью духовно-нравственного развития является принятие культурно-исторических и духовно-нравственных традиций единого многонационального народа России, культурной скрепой которого является великая русская культура. Российская гражданская идентичность (самоидентификация) основывается на освоении культурных богатств страны и ее многонационального народа, осознании значимости как национально-культурных особенностей, так и культурного единства, солидарности культур в единой судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами на основании твердой российской культурной самоидентификации.
Программы духовно-нравственного развития и просвещения населения, разрабатываемые и реализуемые на разных уровнях в сферах социальной политики, образования и связи со средствами массовой информации, должны опираться на базовые национальные ценности и обращаться к содержанию:
- истории и культуры России, российских народов, рода, семьи;
- жизненного культурно-исторического опыта предков, родителей;
- этически традиционных российских религий, прежде всего православия;
- произведений русской литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, способствующих популяризации базовых национальных ценностей, приобщению к ним;
- высоких образцов русского фольклора и фольклора народов России;
- общественно полезной и личностно значимой с точки зрения привития базовых национальных ценностей деятельности;
- учебных дисциплин;
- других источников информации и научного знания.
2.7. Алгоритм создания муниципальной системы духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград"
Формат муниципального образования, в том числе городского округа "Город Калининград", является оптимальным в осуществлении комплекса мер по духовно-нравственному воспитанию и просвещению, так как именно на уровне муниципалитета сочетаются властные полномочия, организационные и средовые возможности, благодаря которым муниципалитет становится основным звеном системного решения любой социальной, в том числе социально-просветительской, социально-педагогической задачи.
Организация системной деятельности по духовно-нравственному развитию и просвещению населения предполагает следующую последовательность управленческих шагов:
Шаг первый. В соответствии с Уставом городского округа "Город Калининград" определение структурными подразделениями Администрации приоритетов собственной деятельности на основе базовых национальных ценностей с целью наиболее эффективной реализации на муниципальном уровне основных положений государственной политики Российской Федерации в сфере духовно-нравственного развития и воспитания населения.
Шаг второй. Определение каждым структурным подразделением Администрации направлений взаимодействия с другими ее структурными подразделениями, в том числе на уровне подведомственных организаций, в сфере духовно-нравственного развития и просвещения. Определение с этой целью путей и способов наполнения реализуемых социально-значимых муниципальных проектов духовно-нравственным содержанием.
Шаг третий. Определение каждым структурным подразделением Администрации направлений взаимодействия с традиционными российскими религиозными конфессиями и, прежде всего, с Русской Православной Церковью как важнейшим, постоянным, наиболее активным партнером Российского государства, т.к. вне данного взаимодействия практически невозможно выстраивание системы духовно-нравственного развития и просвещения населения. Правовой основой данного взаимодействия является соответствующий Договор.
Основным выражением данного взаимодействия является разработка и реализация структурными подразделениями Администрации во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями Калининградской епархии Русской Православной Церкви, официальными представителями традиционных российских религиозных конфессий и общественных организаций значимых проектов и целевых программ, являющихся обязательными для исполнения всеми сторонами - участниками данного процесса.
Шаг четвертый. Разработка на основе настоящей Концепции структурными подразделениями Администрации собственных программ духовно-нравственного развития и просвещения населения как составной части целевых программ развития.
Шаг пятый. На основе программ духовно-нравственного развития и просвещения населения, представленных структурными подразделениями Администрации, разработка единого плана мероприятий, направленного на её реализацию.
Шаг шестой. Определение механизмов реализации единого плана реализации Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения на всех уровнях с учетом формирования и развития всех возможных и необходимых связей, межструктурного, межведомственного, сетевого и прочих видов взаимодействия и т.д.
Шаг седьмой. Разработка систем контроля исполнения и оценки качества деятельности, направленной на реализацию единого плана реализации Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения.
Шаг восьмой. Постоянный (с установленной периодичностью) мониторинг качества деятельности, направленной на реализацию единого плана реализации Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения, и корректировка в случае необходимости самого плана, а также средств и методов ее исполнения.
С целью осуществления общего стратегического координирования деятельности по реализации данного алгоритма, в том числе рассмотрения и утверждения совместно разрабатываемых проектов и целевых программ, необходимо создание Координационного Совета по духовно-нравственному развитию и просвещению населения городского округа "Город Калининград" с участием представителей религиозных конфессий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, и общественных объединений, зарегистрированных на территории Калининградской области, стремящихся осуществлять свою деятельность на основе базовых национальных ценностей, разделяющих основную идею и другие положения данной Концепции, готовых активно и конструктивно работать с целью ее реализации.
Координационный совет осуществляет свою деятельность на основании соответствующего постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" и Положения "О Координационном совете".
Необходимо:
- осознание исполнителями алгоритма взаимосвязи всех программ структурных подразделений Администрации как единого целого;
- единое постоянное организационно-методическое координирование со стороны Администрации деятельности по реализации данного алгоритма, возложенное непосредственно на муниципальный орган управления образованием.
Структурные подразделения Администрации осуществляют управление и руководство процессом духовно-нравственного развития и просвещения населения в сферах своей ответственности, действуют в рамках своих полномочий, координируют между собой свою деятельность и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективной реализации единого плана реализации Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения:
- обеспечивают выполнение положений Концепции;
- вносят предложения о совершенствовании муниципальной системы духовно-нравственного развития и просвещения населения и осуществляют их реализацию;
- совместно с другими структурными подразделениями Администрации привлекают компетентных представителей общественных объединений, традиционных для России религиозных организаций и иных организаций, участие которых обусловлено целесообразностью, к решению задач духовно-нравственного развития и просвещения;
- обеспечивают финансирование мероприятий муниципальных программ, направленных на формирование и развитие муниципальной системы духовно-нравственного развития и просвещения населения.
Все шаги алгоритма по духовно-нравственному развитию и просвещению населения необходимо сопровождать повышением квалификации кадров структурных подразделений Администрации и подведомственных организаций через поэтапную реализацию системы мер по просвещению и подготовке специалистов различного уровня (представителей власти, управленцев и практических работников сфер социальной политики, образования, взаимодействия со средствами массовой информации) в вопросах духовно-нравственного развития и просвещения на основе базовых национальных ценностей, отечественных духовно-нравственных и культурно-исторических традиций.
2.8. Ожидаемые результаты реализации Концепции духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа "Город Калининград"
1. Повышение уровня мотивации населения к осознанию своей культурной идентичности и активной гражданской позиции.
2. Привлечение внимания общественности к вопросам духовно-нравственного просвещения населения.
3. Создание дополнительного пространства для самореализации личности, приобщения детей, молодежи, населения к возрождению и сохранению отечественных духовно-нравственных и культурно-исторических базовых национальных ценностей.
4. Укрепление социальной стабильности общества за счет формирования у граждан ценностных компетенций, в том числе межпоколенческих и межкультурных коммуникаций, направленных на снижение уровня социально-опасных явлений.
5. Рост социальной активности населения, активизация деятельности общественных организаций, объединений в сфере духовно-нравственного развития и просвещения на основе базовых национальных отечественных ценностей,
6. Укрепление института семьи через возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, основанных на базовых национальных ценностях.
7. Координация деятельности, создание механизма межведомственного взаимодействия субъектов организации духовно-нравственного развития и просвещения населения, осуществляющих свою деятельность на основе базовых национальных ценностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.