Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа разработана в соответствии с постановлениями администрации МО "Светловский городской округ" "Об утверждении перечня муниципальных программ МО "Светловский городской округ" и от 30 октября 2014 года "Об утверждении "Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ МО "Светловский городской округ".
В настоящей муниципальной программе определены цели и задачи, реализация которых позволит обеспечить устойчивое повышение уровня социальной защищенности жителей муниципального образования "Светловский городской округ", включая отдельные категории граждан, определенные действующим законодательством РФ.
Численность жителей Светловского городского округа, чей доход ниже величины прожиточного уровня, установленного на территории Калининградской области, составляет 15% от населения, проживающего в округе. В отделе социальной поддержки населения на учете состоит 1003 семьи в трудной жизненной ситуации, из них многодетных семей 166, семей с детьми инвалидами 80, опекунских семей - 53. В данных семьях воспитывается 1681 ребенок. Государственные меры социальной поддержки не могут в полном объеме удовлетворить потребности населения. Малообеспеченные граждане и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в дополнительной адресной помощи из средств местного бюджета.
В рамках реализации Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области", постановления администрации МО "Светловский городской округ" от 05.03.2014 года на территории Светловского городского округа организовано предоставление земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей в соответствии с утвержденным планом мероприятий ("дорожной картой"). В настоящее время предоставлено в собственность 92 участка, но ни одна семья не приступила к строительству жилья. Одной из главных причин является отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры. В рамках реализации настоящей муниципальной программы планируется направить средства местного бюджета на инженерную подготовку указанных территорий, что ускорит процесс движения очереди граждан, выполнение утвержденных плановых показателей и Указа Президента РФ N 600 "О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
К полномочиям органов местного самоуправления относится выявление, постановка на первичный учет и устройство в замещающие семьи детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полномочием органа местного самоуправления в сфере имущественных прав несовершеннолетних граждан указанной категории является сохранность жилых помещений. Отделом опеки и попечительства ежегодно проводятся обследования жилья, закрепленного за детьми указанной категории, составляются акты и формируется перечень жилых помещений, подлежащих ремонту. По достижению совершеннолетия, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания для ребенка-сироты должны быть созданы условия для полноценной жизни. В целях сохранности указанных жилых помещений, органы опеки и попечительства проводят мероприятия по сдаче помещений в под наем. Стоимость поднайма жилого помещения определяется на основании проведенной независимой оценки, в связи с чем у муниципалитета возникают финансовые обязательства по оплате независимой экспертизы. Также в соответствии с требованиями действующего законодательства в определенных случаях у муниципалитета возникают финансовые обязательства по приватизации жилых помещений, в которых остались одиноко проживать несовершеннолетние граждане. Указанные мероприятия запланированы к реализации в рамках настоящей муниципальной программы.
С 2007 года на территории округа организована работа по выявлению, учету и предоставлению ряда социальных услуг лицам без определенного места жительства. Для реализации программных мероприятий на территории городской больницы работает пункт санитарной обработки лиц БОМЖ. На постоянном социальном обслуживании в пункте санитарной обработки лиц БОМЖ находятся около 15 человек, которым оказываются гигиенические услуги, предоставляется питание, гуманитарная одежда и обувь и т.п. Работник пункта контролирует периодическое прохождение флюорографии лицами БОМЖ, проводит профилактические осмотры. Специалист по социальной работе восстанавливает утраченные документы, помогает в оформлении (при необходимости) инвалидности и определении гражданина в стационарные социальные учреждения, трудоустройстве и т.п.
Все эти мероприятия, запланированные в настоящей муниципальной программе, способствуют социальной реабилитации лиц БОМЖ в обществе, дают возможность вернуться к нормальному образу жизни.
В муниципалитете проживает 2182 инвалида (около 7% населения округа), из них 735 человек - лица трудоспособного возраста. Кроме того, 3568 человек, проживающих в округе, - лица старше 60 лет (12% населения округа). Многие из них относятся к маломобильным группам населения, не являясь инвалидами. Ключевой проблемой инвалидов остается адаптация городской среды для инвалидов с физическими недостатками. Создание доступной или безбарьерной среды обитания для данной категории жителей округа способствует их независимому образу жизни. Администрацией МО "СГО", начиная с 2013 года, проводится работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры на предмет доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, составлены паспорта доступности, определены мероприятия по адаптации объектов. Утвержден реестр первоочередных объектов социальной инфраструктуры и услуг, состоящий из 39 объектов. В 2015 году доступными для лиц указанной категории стали объекты здравоохранения (6 помещений) и помещения МБОУ СОШ N 5, что составило 19,4% от общего числа, включенных в реестр. В рамках реализации настоящей муниципальной программы планируется реализовать адаптационные мероприятия по обеспечению доступности объектов для улучшения положения инвалидов, формирования условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
С 1989 года в округе функционирует Светловское отделение Калининградской окружной областной общественной организации "Всероссийского общества инвалидов", которое объединяет около 400 инвалидов. Одним из финансовых источников обеспечения деятельности общества инвалидов являются спонсорские средства предприятий города и частных лиц. Более стабильной работе общества инвалидов будут способствовать средства местного бюджета, направленные на оплату коммунальных платежей, телефона, электроэнергии, в рамках реализации настоящей муниципальной программы.
Действующее законодательство РФ не предусматривает льготы по проезду в общественном транспорте для инвалидов, при этом в округе проживают инвалиды, доходы которых ниже прожиточного уровня, установленного в Калининградской области. По состоянию их здоровья возникает необходимость в посещении лечебных учреждений областного значения. Оплата проезда в г. Калининград довольно ощутимы для данной группы инвалидов, в связи с чем они нуждаются в дополнительной финансовой помощи. Отделом социальной поддержки населения организована выдача талонов на проезд в общественном транспорте инвалидам. Ежегодно указанную помощь получают 45 малообеспеченных инвалидов. В рамках реализации настоящей муниципальной программы финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств местного бюджета и позволяет инвалидам, проживающим в округе, получить необходимое медицинское обслуживание, в том числе и в областном центре.
Состояние правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории округа характеризуется ростом преступлений.
За 2014 г. в округе совершено 22 преступления (в 2013 - 10) годом.
Согласно данным информационного центра, в совершении 22 преступлений (2013 - 10) приняли участие 17 подростков (2013 - 8).
За указанный период привлечено к ответственности 12 несовершеннолетних за совершение 8 общественно-опасных деяний до достижения возраста, с момента которого наступает уголовная ответственность (2013 г. - 4 несовершеннолетних за совершение 4 общественно-опасных деяний).
Анализ поступивших дел показал, что:
- количество несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния, увеличилось с 4 в 2013 г. до 12 в 2014 г.;
- количество совершенных общественно-опасных деяний увеличилось с 4 в 2013 г. до 8 в 2014 г.;
- увеличилось количество поступивших дел ст. 20.20 КоАП РФ с 4 в 2013 году до 9 в 2014 году.
Таким образом, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в округе, возросло на 120% (с 10 до 22) в сравнении с прошлым годом. Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в 2014 г., увеличилось на 112,5% (с 8 до 17).
С учетом увеличения количества преступлений на территории Светловского городского округа, совершенных несовершеннолетними, увеличение количества общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, мероприятия настоящей муниципальной программы позволят на 2016 год и текущий трехлетний плановый период:
- снизить количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- сократить число семей, находящихся в социально опасном положении;
- снизить количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Общая ситуация на рынке труда Светловского городского округа в 2015 г. характеризовалась определенным спадом основных показателей ситуации на рынке труда - увеличение численности безработных граждан, снижение количества вакансий, численности экономически активного населения.
Численность населения городского округа по данным статистики составляет 28,746 тыс. чел., из них 21,790 тыс. (77%) - жители города Светлого. Численность трудоспособного населения составляет 17,6 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы на протяжении 2015 года составил 0,9%.Число зарегистрированных безработных на 1 августа 2015 года - 157 человек. С февраля по май 2015 года наблюдался рост уровня безработицы. С июля 2015 года показатель численности безработных начал снижаться.
Среди факторов, влияющих на местный рынок труда, наиболее значимыми являются демографические, экономические и трудовые.
Демографические: естественная убыль населения в полтора раза превышает рождаемость.
Экономические: на территории Светловского муниципального образования зарегистрировано 888 субъектов хозяйственной деятельности, что составляет 1,7% от численности субъектов хозяйственной деятельности Калининградской области.
Зарегистрировано более 700 предпринимателей, при этом наибольшее число видом своей деятельности избрали торговлю, предоставление различного рода услуг.
Трудовые: численность занятых в экономике городского округа составляет 14,0 тыс. человек, при этом экономически активное население в целом составляет 17,600 тыс. чел.
В первой половине года наблюдалось снижение количества вакансий и составляло 185 единиц. Вместо 327 предыдущего года. Начиная с мая наблюдался рост количества вакансий - 242. Структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы велико, спрос на рабочую силу удовлетворяется не более чем на 50-60%, т.к. 65% вакансий предлагают работу для мужчин, в то время как из состоящих на учете в службе занятости 70% составляют женщины.
В 2015 году мировая политическая ситуация оказала влияние на экономическое развитие округа, российская экономика сориентирована на импортозамещение, на создание условий для хозяйственной независимости, что приведет рынок труда в некоторую нестабильность, а в дальнейшем при благоприятном развитии экономического сценария страны уровень безработицы будет снижаться. Реализация настоящей муниципальной программы создаст дополнительные гарантии по поддержке жителей округа, что позволит смягчить негативные последствия безработицы.
В МО "СГО" наблюдается тенденция к увеличению числа пожилых людей. Общая численность пенсионеров в округе составляет 20,5% от общей численности населения, проживающего в округе. По мере старения наступает социально-психологическая дезадаптация. В рамках реализации настоящей муниципальной программы будут осуществлены мероприятия, направленные на повышение качества жизни пожилых людей через организацию непрерывного образования, создание условий для их лучшей адаптации в современном обществе, обеспечение связи поколений.
Решением представительного органа местного самоуправления МО "СГО" установлено право для муниципальных служащих администрации МО "СГО" на пенсию за выслугу лет. Право на указанную пенсию возникает в случае расторжения трудового договора с муниципальным служащим и при соблюдении иных условий, предусмотренных Положением окружного Совета депутатов. В 2014 году право на пенсию за выслугу лет возникло у двух муниципальных служащих, прекратив муниципальную службу. Реализация настоящей муниципальной программы позволит за счет средств местного бюджета обеспечить право отдельных категорий граждан, предусмотренное действующим законодательством РФ.
Таким образом, приоритетными направлениями реализации настоящей муниципальной программы в МО "Светловский городской округ" являются:
1) повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
2) безусловное предоставление полагающихся мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на их получение;
3) применение адресных принципов предоставления социальной помощи жителям Светловского городского округа;
4) модернизация и развитие сектора социальных услуг;
5) обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
6) формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан;
7) обеспечение трудовых прав граждан и сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
8) сокращение преступности среди несовершеннолетних;
9) повышение уровня и качества жизни людей пожилого возраста;
10) реализация прав отдельных категорий граждан на все меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.