Правомерно ли требование налогового органа о предоставлении промежуточного и ликвидационного баланса при ликвидации организации в ходе конкурсного производства?
Основания ликвидации юридического лица установлены п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), порядок ликвидации юридического лица определен ст.63. Вместе с тем п.4 ст.64 предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст.65 вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно п.3 ст.65 основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Обязанность по составлению ликвидационного баланса конкурсным управляющим и представление его в арбитражный суд предусмотрены ст.179 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" только в рамках процедуры банкротства отсутствующего должника. Нормы Закона N 6-ФЗ, регулирующие конкурсное производство организации-должника, составление арбитражным управляющим промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не предусматривают. Согласно ст.117 Закона N 6-ФЗ после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
При этом к отчету конкурсного управляющего прилагаются:
документы, подтверждающие продажу имущества должника;
реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
В соответствии со ст.119 Закона N 6-ФЗ арбитражный суд на основании указанных документов выносит определение о завершении конкурсного производства. Иных документов, необходимых для принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства, Закон N 6-ФЗ не устанавливает. Согласно п.3 ст.119 данное определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Необходимо обратить внимание на то, что п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Юридические лица исполняют обязанности налогоплательщика до момента своей ликвидации. Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Пункт 3 ст.8 Закона N 129-ФЗ также указывает на обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации. Каких-либо исключений для юридических лиц, признанных арбитражным судом банкротом, по исполнению обязанности представлять бухгалтерскую отчетность законодательством не установлено.
А. Волобуев,
инспектор налоговой службы I ранга
Юридический отдел Управления
МНС России по г. Москве
23 февраля 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71