Являются ли плательщиками налога на землю расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ?
Каким законодательным актом в данном случае нужно руководствоваться: Законом о плате за землю или Законом о Банке России?
Данные вопросы, по всей видимости, обусловлены тем обстоятельством, что в силу ст.26 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке РФ (Банке России)" (далее - Закон) ЦБ и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ.
Поскольку согласно ст.83 Закона расчетно-кассовые центры входят в единую систему Банка России (являются его структурными подразделениями, действующими в составе территориального учреждения ЦБ (национального банка субъекта РФ) - см. Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России, утвержденное Приказом ЦБ РФ от 07.10.96 N 02-373), данная норма ст.26 Закона в равной степени относится и к ним.
Между тем в той же ст.26 Закона сказано, что ЦБ и его учреждения освобождаются от обязанностей налогоплательщика "в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах". Указанная норма означает, что соответствующее положение Закона имеет юридические последствия только в случае его закрепления в конкретных актах налогового законодательства РФ.
Законодательство РФ о налогах и сборах в силу п.1 ст.1 НК РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно п.5 ст.3 НК РФ местные налоги (а земельный налог в соответствии с подп.1 п.1 ст.15 НК РФ является местным) устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах в соответствии с НК РФ.
Действующее налоговое законодательство подобной нормы не содержит, а значит, положение ст.26 Закона в этой части фактически не действует.
Нужно сказать, что данная проблема неоднократно поднималась Высшим Арбитражным Судом РФ. См.: письмо ВАС РФ от 21.10.94 N 6166/94 (доведено письмом Госналогслужбы РФ от 21.12.94 N ЮБ-6-08/497); письмо ВАС РФ от 21.10.94 N 6454/94 (сообщено письмом Госналогслужбы РФ от 18.01.95 N НП-6-02/33); Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.97 N 4566/97 (доведено письмом Госналогслужбы РФ от 29.01.98 N ВК-6-11/67).
При этом каждый раз ВАС РФ последовательно придерживался одной и той же позиции - закрепления соответствующей нормы в Законе о ЦБ, устанавливающем статус, задачи, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России, недостаточно.
Ссылаясь на п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" и ст.1 Закона РФ от 21.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ВАС РФ констатировал, что изменение режима налогообложения осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт РФ по конкретному налогу. Учитывая, что в исчерпывающем перечне организаций и лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, приведенном в ст.12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", Банк России и его учреждения не указаны, действия налоговых органов по удержанию земельного налога с указанных субъектов признавались Судом правомерными.
Ю. Камфер
Выпуск 3, февраль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".