Интервью с Г.И.Букаевым,
Министром Российской Федерации по налогам и сборам
Закончился непростой во многих отношениях 2000 год. Работникам налоговых органов прошедший год, наверное, запомнится и дальнейшей работой по применению части первой Налогового кодекса, и подготовкой части второй кодекса, в которой самым акт кодекса, в которой самым акт кодекса, в которой самым активным образом участвовало МНС России, и кадровыми изменениями в министерстве. В памяти налогоплательщиков, возможно, останется кампания по присвоению ИНН, изменения в нормативной базе по налогу на прибыль, налогу на имущество.
Какие результаты достигнуты министерством в ушедшем году? Что нужно ожидать работникам налоговых органов и налогоплательщикам в наступившем году? Об этом мы попросили рассказать Министра Российском Федерации по налогам и сборам Геннадия Букаева.
- Геннадий Иванович, каковы итоги работы МНС России за прошедший год?
- Я думаю, что результаты говорят сами за себя. Годовое задание, установленное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" в размере 392,6 млрд. рублей, выполнено министерством еще 15 сентября. Повышенное задание, установленное постановлением Правительства от 13.03.2000 N 222 и распоряжением Правительства от 26.06.2000 N 907р, выполнено 25 октября 2000 г.
Таким образом, МНС России обеспечило весьма существенное превышение бюджетных заданий по сбору налогов. Основных налогов - налога на прибыль и НДС собрано примерно в три раза больше, чем в прошлом году!
- Геннадий Иванович, Вы известны как один из инициаторов присвоения физическим лицам ИНН. Как идет "ИННизация" населения?
- Сегодня уже получили ИНН примерно 25 млн. человек. В некоторых регионах 70-80% населения имеют идентификационный номер налогоплательщика. Тем не менее хотелось бы еще раз обратить внимание в первую очередь налогоплательщиков, что ИНН полезен и нужен. Например, с этого года в соответствии с вступившей в силу частью второй НК РФ физические лица после подачи декларации могут возвращать уплаченный налог с сумм, истраченных на лечение, на образование свое и своих детей. Как налоговые органы смогут обработать сотни тысяч рецептов из аптек, справок из поликлиник, которые будут представлять физические лица? И работникам налоговых органов, и налогоплательщикам будет гораздо проще, если будет ИНН, поскольку на этот номер мы будем собирать информацию: какой доход получен, какие вычеты предоставлялись и прочее. А иначе легко может получиться путаница, расчет получится некорректным.
Всем необходимо понять, что ИНН присваивается не только для фискальных целей, но и для защиты интересов человека. К сожалению, люди подозревают нас в абсурдных вещах, будто бы мы номер даем для того, чтобы брать больше налогов. Больше, чем положено по закону, мы не брали, не берем и, естественно, брать не собираемся.
- Удалось ли Вам устранить разногласия, которые существовали с Русской Православной Церковью по вопросу о правомерности присвоения ИНН православным христианам?
- Действительно, у нас были проблемы с Церковью. В связи с этим я несколько раз встречался с Патриархом Алексием II. Мы буквально шаг за шагом сближали наши позиции. Принципиальное возражение Церкви заключалось даже не в том, что людям присваиваются идентификационные номера. Основное возражение вызывало то, что мы предлагаем христианину писать заявления о повторном присвоении ему имени (в виде числа), помимо данного ему при рождении.
Нам удалось найти такой вариант решения проблемы, при котором не надо писать заявления. Он устроил Священный Синод. Теперь достаточно заполнить анкету. А анкета - это норма нашей жизни. С Русской Православной Церковью в октябре мы подписали соответствующее соглашение.
Подчеркну, что нам, государственным служащим, никакого противостояния, тем более с Церковью, не нужно. Нам нужно взаимопонимание.
Вообще говоря, было бы хорошо, если бы священники на проповедях говорили о нас добрые слова. Более того, если бы они говорили, что налогоплательщики должны платить налоги вовремя и в полном объеме, поскольку уплата налогов важна для укрепления Российского государства.
А ИНН присваивать нужно, другого пути нет. Это необходимо для компьютерной обработки огромного потока информации. Ведь у нас население - 148 млн. человек. Хотя не все они - налогоплательщики, на сегодняшний день по физическим лицам мы должны иметь базу данных примерно на 100 млн. человек. Для примера представим, что нужно отыскать данные на человека, зная только его фамилию, имя, отчество. Без ИНН отыскать данные на конкретного человека среди других 100 млн. человек очень сложно. Одних однофамильцев будут тысячи. Соответственно потребуются сутки для того, чтобы "перелопатить" всю базу данных, даже используя новейшую компьютерную технику.
- Что, по Вашему мнению, будет наиболее важным в работе налоговых органов в наступившем году?
- С января 2001 г. налоговые органы работают в новых условиях. Это связано с вступлением в силу части второй Налогового кодекса, которую по праву можно назвать "налоговой революцией".
Введение единого социального налога, единой ставки подоходного налога, фактически новые правила расчета НДС и акцизов существенно увеличили нагрузку на работников налоговой системы. Планируемое при этом увеличение численности налоговых органов на 7 тыс.чел. не может полностью компенсировать рост нагрузки.
Чтобы не снизились налоговые поступления, от МНС России требуется существенно улучшить налоговое администрирование. Иными словами, нужно использовать внутренние резервы, перераспределить имеющиеся ресурсы, сосредоточив их на наиболее важных направлениях.
Так, например, мы начали контролировать поступление социального налога, а нагрузка по этому налогу огромная - 476 млрд. рублей.
В этом году мы должны обеспечить поступление в консолидированный бюджет (включая социальный налог) двух триллионов рублей. Это составит около 80% от всех поступлений в консолидированный бюджет государства.
- Какие "плюсы" будут иметь налогоплательщики от перехода на единый социальный налог?
- Этот переход облегчит участь налогоплательщиков. Теперь они будут испытывать меньше тягот из-за посещения их контролирующими органами. Если раньше к ним могли прийти из пяти контролирующих органов (пенсионный фонд, фонды медицинский и социального страхования, фонд занятости и налоговые органы), то сейчас проверять их будем только мы.
Задачи у фондов теперь распределительные. А наша задача - обеспечить поступление единого социального налога, за счет которого фонды будут выплачивать пенсии, финансировать медицину, социальное страхование и прочее.
- Геннадий Иванович, Вы говорили о росте нагрузки в этом году, о планируемом увеличении численности сотрудников налоговых органов. Будут ли в связи с этим проведены еще какие-либо структурные преобразования в Вашем ведомстве?
- Структурные преобразования не связаны напрямую с названными обстоятельствами. Идеологию структурной перестройки налоговых органов мы начали разрабатывать еще в прошлом году. Впервые рассчитали нормативы численности управлений МНС России по субъектам федерации. К сожалению, тогда, определяя численность работников, мы делали это без продуманной системы, в результате получались значительные кадровые перекосы по региональным управлениям министерства. Одним управлениям разрешалось иметь большее количество сотрудников, хотя они в этом не очень нуждались. И наоборот, другим управлениям требовалось больше кадров, но набрать их они не могли, поскольку сделать это не позволяли нормативы.
Сейчас мы используем несколько критериев для определения необходимого количества работников управлений: объем собираемых налогов, численность населения, число юридических лиц, число налогоплательщиков - физических лиц и т.д.
Нами впервые разработана типовая структура налоговой инспекции. Посудите сами: функции, которые выполняет любая налоговая инспекция в любом субъекте федерации, в сущности одинаковы. Поэтому мы вводим типовую структуру налоговых инспекций для всей России. Инспекции будут отличаться только численностью работников. Функциональные обязанности будут исполняться либо одним человеком, либо несколькими, либо отделом.
В зависимости от количества сотрудников будет пять видов инспекций. Сегодня инспекции с численностью до 40 человек себя почти не окупают. Начисление платежей такими инспекциями (в том числе в целевые фонды) составляет около 8% от общей суммы поступлений. Рентабельность этих инспекций в 2 - 3 раза ниже по сравнению с инспекциями с численностью от 41 до 50 человек. Мы определили, что эффективность работы резко повышается, когда в инспекции работает более 40 сотрудников. Поэтому рекомендовано создавать межрайонные инспекции с большим количеством сотрудников.
В настоящее время насчитывается 2486 инспекций. Предлагается их количество уменьшить на 850, тогда оно будет составлять 1636 инспекций.
К сожалению, эту перестройку придется начать не как планировалось - с 1 января, а где-то с середины года. Дело в том, что вступившие в силу четыре главы Налогового кодекса - это очень серьезная нагрузка.
- Для чего предназначена программа "Развитие налоговых органов на 2002 - 2004 годы"?
- Разработка программы нужна для решения комплекса стратегических задач, связанных с проведением налоговой реформы в России, а также для масштабной перестройкой налогового администрирования. На заседании Правительства Российской Федерации 16 ноября 2000 г. решено включить эту программу в перспективный перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета начиная с 2002 года.
- Какие основные положения этой программы Вы могли бы назвать?
- Совершенствование механизма мобилизации, учета и контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов - это во-первых. Во-вторых, улучшение учета налогоплательщиков. В-третьих, упорядочение правовой основы деятельности налоговых органов.
Кроме того, нужно развивать организационное, материальное и техническое обеспечение налоговых органов.
Для выполнения поставленных задач необходимо создать центры обработки данных для развития единой системы сведений о налогоплательщиках; обеспечить независимость налоговых органов от региональных властей (для этого нужно изменить организационную структуру налоговой администрации, укрупнив налоговые округа); передать больше функций налогового администрирования в МНС России.
- И в заключение, Геннадий Иванович, что бы Вы могли пожелать в наступившем году работникам налоговых органов и налогоплательщикам?
- Всем нам я желаю конструктивного диалога по всем проблемным вопросам! При этом хотелось бы пожелать работникам налоговых органов в наступившем году в первую очередь терпения. Оно нам очень пригодится, учитывая и "налоговую революцию", и структурные изменения нашего министерства. Ну и, конечно же, здоровья, новых профессиональных успехов, благополучия и любви! Налогоплательщикам же, как государственный служащий, я желаю честно исполнять свои налоговые обязательства перед нашим государством. Ведь без этого невозможно выплачивать пенсии, содержать армию и милицию, платить зарплаты бюджетникам.
"Российский налоговый курьер", N 2, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99