Комментарий к Федеральному закону N 33-ФЗ
Как известно, с 1 января текущего года вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Порядок введения и применения этого документа определен Федеральным законом от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ. Однако наряду с изменениями от 27.12.2000 г. уже 24 марта текущего года в названный Закон внесены изменения и дополнения, содержащиеся в Федеральном законе от 24.03.01 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступающие в силу по истечении месяца со дня официального опубликования Закона (см. Российская газета от 27.03.01 и Парламентская газета от 27.03.01). Эти изменения и дополнения носят в основном технический и уточняющий характер, а также регулируют вопросы бюджетного законодательства, определяя порядок зачисления сумм налоговых поступлений.
В первую очередь следует обратить внимание на изменения, касающиеся исчисления и уплаты подоходного налога (учитывая, что срок подачи деклараций о доходах граждан скоро заканчивается). Как предусматривалось ст.2 Закона N 118-ФЗ, со дня введения в действие части второй НК РФ (т.е. с 1 января 2001 г.) признавался утратившим силу Закон Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (соответственно со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями). Однако Законом N 33-ФЗ он был частично восстановлен, поскольку ст.2 этого законодательного акта Закон "О подоходном налоге с физических лиц" признается утратившим силу, за исключением части третьей ст.12 в части продажи ценных бумаг, которая утрачивает силу с 1 января 2002 г. (в соответствии с указанной частью ст.12 при исчислении налога с доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, могут быть учтены документально подтвержденные расходы, связанные с созданием, приобретением и реализацией указанного имущества, но при этом исключение сумм в пределах, указанных в п.п."т" п.1 ст.2 Закона "О подоходном налоге с физических лиц", не производится). В связи с этим п.2 ст.220 главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" в части предоставления имущественных вычетов при продаже ценных бумаг будет действовать не, как ранее предусматривалось, с 1 января 2001 г., а с 1 января 2002 г. (п.11 ст.1 Закона N 33-ФЗ).
В части подоходного налога внесено уточнение в Федеральный закон от 10.01.96 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (п.5 Закона N 33-ФЗ), он дополнен ст.82, исключающей положение о том, что заработная плата cyдeй Российской Федерации и иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными актами, не облагаются налогами. Однако на сумму удерживаемого подоходного налога должна выплачиваться соответствующая компенсация, поскольку в соответствии со ст.133 Федерального закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (в ред. от 24.03.01 г.) введена с 1 января 2001 г. в связи с вступлением в силу части второй НК РФ выплата ежемесячной денежной компенсации, в том числе в сумме уплачиваемого с заработной платы судьями судов Российской Федерации налога на доходы физических лиц. Этой же статьей рекомендовано субъектам Российской Федерации принять соответствующие законодательные акты, предусматривающие порядок финансирования мероприятий по введению выплаты ежемесячной денежной компенсации указанным категориям граждан, расходы по содержанию которых осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как известно, суммы налогов, взимаемых в соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", являлись источниками формирования дорожных фондов - как Федерального дорожного фонда Российской Федерации, так и территориальных фондов. В связи с внесенными изменениями в законодательство о дорожных фондах (отмена ряда "дорожных" налогов) возникали вопросы о зачислении сумм налога на пользователей автомобильных дорог в тех случаях, когда ликвидированы или не созданы территориальные дорожные фонды. В связи с этим Законом N 33-ФЗ (п.2 ст.1) определено что, если иное не предусмотрено названным Законом, сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных п.1 ст.1 данного Закона.
Пунктом 7 ст.1 Закона N 33-ФЗ уточнено, что в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации зачисляются суммы недоимки, пени и штрафов по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), образовавшиеся на 1 января текущего года. Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.7 Закона N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен, а ст.9 Закона N 150-ФЗ установлено, что в доходах федерального бюджета учитываются средства, поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 г. по налогу на реализацию ГСМ, штрафы и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся ранее в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
В части зачисления сумм "дорожных "налогов следует также обратить внимание на следующее. Как уже отмечалось, Законом N 33-ФЗ установлено, что суммы налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются либо в территориальные фонды, либо в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законом N 118-ФЗ (ст.10 с изменениями, внесенными Законом N 33-ФЗ) предусматривается, что недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января текущего года по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и территориальные дорожные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие этого Закона. Однако в связи с упразднением Федерального дорожного фонда Российской Федерации суммы рассматриваемого налога могут зачисляться не только в территориальные дорожные фонды, но и в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Законом N 118-ФЗ (в ред. Закона N 33-ФЗ) предусматривается, что недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2001 г. по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, уплачиваются в федеральный бюджет (ст.10). В то же время ст.9 Закона N 150-ФЗ предусматривается, что в федеральный бюджет зачисляются не только суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, образовавшиеся на 1 января 2001 г., но и средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями).
Г. Титова
Минфин России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71