Комментарий к Методическим рекомендациям по применению
главы 24 НК РФ
С 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (взнос), который фактически заменил собой страховые взносы, взимаемые в государственные социальные внебюджетные фонды. В целях разъяснения порядка исчисления и уплаты единого социального налога в государственные внебюджетные социальные фонды МНС России выпустило Методические рекомендации, которые разработаны в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ и утверждены приказом МНС России от 29 декабря 2000 N БГ-3-07/465. Необходимо отметить, что при разработке Методических рекомендаций была поставлена задача конкретизировать и разъяснить нормы главы 24 НК РФ, которые могут вызвать различное их толкование.
Цель данной статьи - информировать налогоплательщика о том, какую позицию занимает МНС России по некоторым из них. В дальнейшем редакция журнала планирует публиковать материалы, в которых будет рассмотрена позиция МНС России и по другим вопросам, связанным с исчислением и уплатой данного налога.
В пункте 2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса) (далее - Методические рекомендации) разъясняется, что к плательщикам налога относятся также лица, занимающиеся частной практикой (включая частных аудиторов), так как в соответствии с п.8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно при условии регистрации их в качестве предпринимателей. Таким образом, эти аудиторы являются плательщиками налога в качестве индивидуальных предпринимателей.
В пункте 4 Методических рекомендаций указано, что в соответствии со статьями 25 и 26 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в 2001 г. освобождаются от уплаты единого социального налога (взноса) в части, исчисляемой и уплачиваемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в 2001 г. федеральные суды и органы прокуратуры освобождаются от уплаты единого социального налога (взноса) с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, в части, исчисляемой и уплачиваемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При разъяснении ст.243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками - работодателями" НК РФ указано, что согласно ст.26 "Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" НК РФ организации могут делегировать обособленным подразделениям права по расчету условий для применения регрессивных ставок налога, начислению и уплате налога, а также другие обязанности, связанные с уплатой единого социального налога.
Особо интересным для многих налогоплательщиков, по мнению автора, будет то, что в Методических рекомендациях подробно на конкретных примерах рассматривается порядок расчета и уплаты налога индивидуальными предпринимателями, включая адвокатов, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Следует заметить, что кроме указанных Методических рекомендаций МНС России в ближайшее время планирует дополнительно подготовить и довести до сведения всех заинтересованных лиц обзорное письмо с ответами на многочисленные поступившие запросы по этому налогу.
Ф.Ф.Кирилов,
советник налоговой службы I ранга
"Российский налоговый курьер", N 3, 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99