Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы доступности среды для инвалидов и обоснование необходимости ее решения
3. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности Российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
4. Согласно Конвенции государства - ее участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы; на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
5. С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
6. Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям, независимо от их организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
7. Одной из основных проблем для большинства инвалидов, в первую очередь с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.
8. Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации; равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории (отношенческие барьеры), что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
9. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.
10. Особая значимость решения указанной проблемы для повышения эффективности социально-экономического развития Калининградской области состоит в том, что формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повысит социальные гарантии этой категории граждан, снизит бюджетную нагрузку на социальные службы, позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться, что, в свою очередь, снизит нагрузку на финансовое обеспечение государственных гарантий инвалидам.
11. В Калининградской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов инвалидов и других МГН. Вместе с тем Правительством Калининградской области особое внимание уделяется совершенствованию нормативной правовой и организационной основы формирования в Калининградской области доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
12. Действующими строительными нормами и правилами учитываются потребности инвалидов и МГН. Однако главной причиной того, что до сих пор в эксплуатацию иногда вводятся объекты, не приспособленные для данных категорий граждан, является недостаток государственного и общественного контроля.
13. В этой связи для обеспечения доступности городской среды для инвалидов и других МГН и для обеспечения дополнительного контроля на стадии согласования проектов и сдачи в эксплуатацию готовых объектов капитального строительства, а также при проведении мероприятий по благоустройству территорий во всех муниципальных образованиях Калининградской области созданы общественные комиссии, в состав которых включены представители общественных организаций инвалидов.
14. В целях определения степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, услуг образования и культуры, здравоохранения, спорта и отдыха ежегодно на территории Калининградской области проводится паспортизация социально значимых объектов на предмет их доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и других МГН.
15. В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и общественных организаций инвалидов, руководствуются методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с учетом региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627.
16. Информация о доступности для инвалидов и других МГН объектов социальной инфраструктуры в электронном виде размещается на общедоступном информационном ресурсе - в разделе "Карта доступности" федерального интернет-портала государственной программы "Доступная среда" (http://zhit-vmeste.ru) в информационно-коммуникационной сети "Интернет". С целью объективной оценки состояния доступности для указанных категорий граждан и в соответствии с методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 626, сведения о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры регулярно обновляются.
17. Принимая во внимание, что на территории Калининградской области большинство социально значимых учреждений и организаций располагаются в зданиях довоенной постройки (в том числе относящихся к памятникам архитектуры), не подлежащих реконструкции, в целях обеспечения их доступности наиболее оптимальным является применение мобильных устройств и приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН.
18. Для достижения улучшения демографических характеристик и состояния здоровья населения Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273 на 2013-2020 годы утверждена государственная программа Калининградской области "Развитие здравоохранения", в рамках которой реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию сети и структуры медицинских учреждений Калининградской области, дальнейшее повышение доступности и качества медицинской помощи, приведение материально-технической базы лечебных учреждений, их оснащения медицинским оборудованием в соответствие с требованиями стандартов и порядков оказания медицинской помощи, включая проведение текущего и капитального ремонтов. Вместе с тем не все учреждения здравоохранения в полном объеме оборудованы приспособлениями, облегчающими в них доступ инвалидов и других МГН.
19. Также остается актуальным решение проблемы с оснащением учреждений здравоохранения адаптированным для инвалидов реабилитационным оборудованием. С целью повышения доступности и качества предоставления услуг в сфере здравоохранения дальнейшее оснащение учреждений реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, и приспособлениями, облегчающими доступ в здания инвалидов и других МГН, будет осуществляться в рамках текущего финансирования учреждений.
Пункт 20 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
20. В целях соблюдения статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 2007 года реализуется проект дистанционной поддержки образования детей с особыми образовательными потребностями, направленный на создание в Калининградской области условий для дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями путем интеграции традиционного и дистанционного обучения.
Пункт 21 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
21. С 2011 года в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы в Калининградской области проводились мероприятия, направленные на формирование сети базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Указанные мероприятия позволили создать в 26% общеобразовательных организаций Калининградской области универсальную безбарьерную среду и обеспечить оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2017 году мероприятия по адаптации проведены в 4 образовательных организациях.
Пункт 22 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
22. В системе профессионального образования на территории Калининградской области осуществляют образовательную деятельность 36 организаций, в том числе 18 профессиональных образовательных организаций (из них 15 - в ведении Министерства образования Калининградской области) и 18 организаций высшего образования. Всего в организациях профессионального образования обучается 483 человека с различными особенностями здоровья и особыми образовательными потребностями, из них обучаются по программам среднего профессионального образования 186 человек, по программам высшего образования - 70 человек.
23. В Калининградской области в городе Советске есть специализированный профессиональный техникум-интернат для инвалидов, где люди с ограниченными возможностями в возрасте от 16 до 40 лет не только получают профессиональное образование, но и проходят полный курс реабилитации. Здание, в котором располагается техникум, полностью приспособлено для граждан с ограниченными возможностями, в том числе передвигающихся на колясках.
24. В рамках государственной программы Калининградской области "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1023, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение жителям Калининградской области, независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья, доступности профессионального образования, соответствующего современным образовательным стандартам.
25. Вместе с тем анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области: отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций; недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов; инфраструктура образовательных организаций не в полной мере адаптирована для инвалидов.
26. Учитывая, что физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации и интеграции инвалидов в обществе, в Калининградской области значительное внимание уделяется вопросам адаптивного спорта, а также популяризации среди инвалидов регулярных занятий физкультурой и спортом.
27. Утратил силу с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
28. Утратил силу с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
29. Утратил силу с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
Пункт 30 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
30. Деятельность по развитию адаптивной физической культуры и спорта среди жителей с ограниченными физическими возможностями осуществляет государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Спортивно-адаптивная школа по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта".
Пункт 31 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
31. Государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Спортивно-адаптивная школа по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта" организует и проводит спортивно-оздоровительную работу по развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет спортивную подготовку по спортивным дисциплинам видов спорта "спорт слепых", "спорт глухих", "спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата", "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями" (легкая атлетика, теннис, настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, армспорт, стрельба пулевая, мини-футбол, академическая гребля, пауэрлифтинг, велосипедный спорт - тандем для инвалидов по зрению, бочче, керлинг и др.). Отделения спортивно-адаптивной школы по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта инвалидов действуют в городах Полесске, Калининграде, Балтийске, Советске, Гусеве, Нестерове, Черняховске, Краснознаменске, Гурьевске, Славске, Зеленоградске, Немане, Мамоново, Багратионовске.
Пункт 32 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
32. При организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами используются спортивные объекты частной формы собственности. Так, на базе спортивного клуба "Альбатрос" функционирует отделение по керлингу, в котором занимаются дети-инвалиды по слуху, помощь тренеру при работе с детьми оказывает сурдопереводчик.
Также ведется работа по максимальному привлечению к занятиям адаптивной физической культурой и спортом учащихся специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья: отделения спортивно-адаптивной школы по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта организованы в значительной части школ-интернатов на территории Калининградской области.
33. Ежегодно проводятся фестивали детского адаптивного спорта Калининградской области, в которых принимают участие более 250 детей со всех муниципальных образований Калининградской области.
Пункт 34 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
34. Что касается вопроса доступности спортивных объектов для проведения занятий с инвалидами, то в настоящее время на территории Калининградской области функционируют 6 физкультурно-оздоровительных комплексов, доступных для инвалидов и других МГН. Кроме того, для занятий инвалидов физкультурой и спортом на территории Калининградской области доступны 1076 объектов из категории плоскостных спортивных сооружений (спортивные стадионы и площадки).
35. Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем: инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвалидов; необходимо специализированное оборудование для занятий с инвалидами, имеющими различные виды ограничений.
36. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, в основном не приспособлен для пользования инвалидами, что создает серьезную проблему для инвалидов и МГН при передвижении по улицам и пользовании транспортом.
37. В целях решения вопросов доступности общественного транспорта для инвалидов и МГН при заключении органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области муниципальных контрактов на право пассажирских перевозок устанавливается обязательное требование о наличии у автоперевозчика транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Согласно данным договорам на каждом маршруте должно работать как минимум одно транспортное средство, имеющее технические возможности для посадки и высадки инвалидов и МГН. Предусмотренное договорами обновление транспортного парка также проходит с учетом интересов данной категории граждан.
38. Для расширения доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями ежедневно на городские маршруты города Калининграда выходит более 50 транспортных средств, оборудованных аппарелью (пандусом) для перевозки людей с ограниченными возможностями. Информацию о маршрутах общественного транспорта, приспособленного для пользования инвалидами и МГН, количестве указанных транспортных средств и порядке их выхода на линию граждане могут получить как непосредственно у самих автоперевозчиков, так и в средствах массовой информации, а также в администрациях муниципальных образований Калининградской области.
39. При проведении мероприятий, направленных на изменение организации работы общественного транспорта, в том числе железнодорожного, на этапе обсуждения привлекаются представители региональных общественных организаций инвалидов. Информация о предстоящих изменениях организации работы общественного транспорта размещается на сайтах Правительства Калининградской области и Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, публикуется в средствах массовой информации.
Пункт 40 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
40. Мероприятия Министерства развития инфраструктуры Калининградской области реализуются в том числе в собственных программах и мероприятиях: повышение доступности подвижного состава пассажирского транспорта для инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей, в том числе модернизация подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, транспортных средств общего пользования специальным оборудованием; оборудование подвижного пассажирского состава светодиодным табло и специальным звуковым сигналом для слабослышащих инвалидов; приобретение транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН; оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, переходов, остановок общественного пассажирского транспорта пандусами, тактильными и контрастными поверхностями, понижение бортового камня для удобства съезда (выезда) на пешеходных переходах, установка звуковых светофоров.
41. В рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года N 65, проводятся работы по обустройству дорожной сети Калининградской области для удобства передвижения инвалидов, в том числе по ремонту, строительству внутриквартальных проездов и тротуаров. При этом во всех зонах размещения учреждений массового посещения предусматривается система тротуаров, пешеходных дорожек с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Работы выполняются с понижением бордюрного камня и установкой пандусов с предельно допустимыми уклонами.
Пункт 42 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
42. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для инвалидов в Калининградской области создана и развивается Социальная служба перевозок ("социальное такси"), подразделения которой действуют во всех муниципальных образованиях Калининградской области. Автопарк службы состоит из 38 микроавтобусов, 34 из которых приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников. В течение года услугами Социальной службы перевозок пользуется более 5 тыс. человек. В 2017 году парк Социальной службы перевозок пополнился еще одним специализированным микроавтобусом.
Пункт 43 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
43. В настоящее время из 616 автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, 198 оборудованы специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями.
Для улучшения транспортного обслуживания пассажиров руководителям автотранспортных организаций рекомендовано на каждом маршруте иметь автобусы для перевозки инвалидов-колясочников.
В Калининграде перевозка пассажиров по городской маршрутной сети осуществляется:
1) 14 троллейбусами, оборудованными специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями здоровья - аппарелью (пандусом);
2) 12 трамваями (1 оборудован специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями здоровья - аппарелью (пандусом);
3) 285 автобусами большого класса (43 оборудованы специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями здоровья - аппарелью (пандусом), 301 автобусом малого класса).
44. Сегодня во всех 60 учреждениях социального обслуживания населения проведены мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН.
45. Кроме того, за счет внебюджетных средств в течение трех последних лет были приобретены ступенькоходы для комплексных центров социального обслуживания населения для всех комплексных центров во всех муниципальных образованиях Калининградской области, а также для реабилитационных центров и домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
46. Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов. Сеть учреждений культуры и искусства Калининградской области в настоящее время включает более 500 объектов, в том числе театры, концертные организации, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха.
47. Одной из основных проблем формирования доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг в сфере культуры на территории Калининградской области является то, что значительная часть учреждений культуры располагается в зданиях на правах аренды, в том числе в зданиях, относящихся к памятникам архитектуры. Так, в отреставрированной кирхе Святого Семейства находится Концертный зал областной филармонии, в реконструированной кирхе Королевы Луизы работает театр кукол, в помещении Торговой биржи - Областной центр культуры молодежи, в здании бывшего городского зала (Штадтхалле) открыт Областной историко-художественный музей.
48. Вопросы обеспечения доступности для инвалидов и других МГН культурных ценностей на территории Калининградской области и создание условий для участия жителей в культурной жизни Калининградской области решаются в рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24 января 2014 года N 23. Мероприятия данной программы направлены на повышение доступности предоставляемых населению государственных услуг в сфере культуры, развитие материально-технической базы учреждений, оснащение специализированным оборудованием, применение инновационных технологий.
Пункт 49 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
49. В целях обеспечения доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья в Музее янтаря устранены препятствия и барьеры на пути передвижения, приобретены сенсорные инфокиоски, жидкокристаллические экраны, DVD-проигрыватели, позволяющие таким посетителям получить визуальную и текстовую информацию. В 2014 году в музее появилось специализированное оборудование: подъемная платформа на второй этаж экспозиции (для инвалидов-колясочников), индукционные петли (оборудование по поглощению шума для людей с ослабленным слухом и со слуховыми аппаратами) в гардеробе и кассе, экскурсионное оборудование для слабослышащих инвалидов. Также переоборудован санузел с учетом возможностей МГН.
В 2016 году проведены мероприятия по адаптации санитарно-гигиенического помещения, установлены деревянные поручни и нанесена контрастная полоса на лестничных маршах, установлена автоматическая система открывания входной двери и двери в санитарно-гигиеническое помещение.
50. Поскольку в Областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара обеспечен доступ инвалидам и другим МГН только на первый этаж здания, специалистами разработана и применяется методика мобильного обслуживания читателей данной категории непосредственно на первом этаже в помещении отдела искусств (используя фонды всех отделов библиотеки). Библиотека обладает фондом аудиокниг с соответствующим оборудованием для их прослушивания.
51. Региональные учреждения культуры оказывают методическую и творческую поддержку инвалидам, организационное и финансовое содействие их участию в фестивалях и конкурсах творчества инвалидов за пределами Калининградской области.
52. Важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов и других МГН имеет также обеспечение доступности для них объектов туристской индустрии.
53. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в перечне прав туриста на первом месте стоит право на обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
54. Среди путешествующих могут быть разные категории граждан, в том числе люди пожилого возраста, лица, имеющие постоянные или временные ограничения по здоровью (инвалиды, находящиеся на лечении или реабилитации после травм, медицинского вмешательства, в случае рецидива хронических заболеваний), а также беременные женщины и семьи с детьми до 3-летнего возраста, использующие детские коляски. В связи с чем любые элементы городской, транспортной, туристской инфраструктуры, включая лестницы, подъемы и спуски, пешеходные переходы, проходы в здания, высокие бордюры, узкие двери, отсутствие достаточной площадки перед дверью и тому подобное могут стать непреодолимым барьером для данной категории лиц.
55. Особая актуальность вопросов доступного туризма обусловлена ростом количества потенциальных потребителей данного сегмента рынка за счет старения населения, прироста числа инвалидов, роста заболеваемости населения и увеличения рождаемости в последние годы.
56. Доступный туризм - это прежде всего безопасность предоставляемых услуг. Для развития туризма, доступного для всех, должна быть доступной вся цепочка услуг. Для путешественников с особыми потребностями должны быть доступны транспорт, средства размещения, объекты питания, общественные учреждения, объекты культуры, памятники, музеи, театры, объекты туристского показа.
Сайты туристических компаний, гостиниц и иных организаций, в том числе транспортного сектора, должны быть доступны для слепых и слабовидящих пользователей.
57. Основные особенности доступного туризма: нацеленность на решение социальных задач, безбарьерная среда, индивидуальный характер туризма, малочисленности туристской группы, ориентация на различные, в том числе малообеспеченные группы населения, сниженная норма прибыли, сглаживание противоречий в обществе, специфика требований к квалификации персонала.
58. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление людей с ограниченными возможностями. Благодаря туризму осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья, развитие личности.
59. Туристская индустрия Калининградской области представлена совокупностью гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
60. Услуги в сфере туризма предоставляются как ведомственными учреждениями (учреждениями культуры, физкультуры и спорта, транспорта, здравоохранения, образования, общественного питания), так и хозяйствующими субъектами с частной формой собственности.
61. В Калининградской области порядка 200 гостиниц и иных средств размещения, более 400 объектов общественного питания, 97 туристических фирм, а также 709 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Из них более 95% являются организациями с частной формой собственности.
62. Министерство по туризму Калининградской области имеет 1 подведомственное учреждение - государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Региональный информационный центр туризма" (далее - РИЦТ), офис которого на условиях аренды расположен в помещении, не соответствующем требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного рода по площади и доступности.
63. В настоящее время государственным статистическим наблюдением не охвачены объекты туристской индустрии на предмет доступности и адаптивности к нуждам МГН. Отсутствует опыт и мероприятия по распространению технологий "разумного приспособления" в решении проблем обеспечения доступа МГН к действующим объектам и услугам.
64. Принимая во внимание количественную составляющую хозяйствующих субъектов туристской индустрии Калининградской области, в целях эффективного использования трудовых, временных и финансовых ресурсов необходимо ввести в "дорожную карту" критерии отнесения объектов и услуг для МГН к приоритетным (социально значимым).
65. Также имеет место проблема отсутствия соответствующей подготовки специалистов для работы с МГН как в целом сфере услуг, так и в индустрии туризма в частности.
Зачастую российским инвалидам с организационной точки зрения проще подобрать зарубежный отель, принимающий инвалидов, и заказать специальный трансфер у принимающего туроператора, чем отправиться на лечение в отечественные здравницы.
66. Чтобы исключить формальный подход при формировании доступной среды на частных объектах, максимально использовать имеющийся опыт в рамках законодательства Российской Федерации, необходимо привлечь общественные организаций инвалидов к паспортизации и приоритетных (социально значимых) частных объектов.
67. Министерство по туризму Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области "Туризм", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года N 993 (далее - государственная программа "Туризм"), реализует мероприятия, направленные на формирование комфортной туристской среды. Одним из них является ежегодный конкурс "Создание условий для рекреации, обустройство мест массового отдыха для жителей муниципальных образований Калининградской области" (далее - конкурс).
68. В настоящее время в рамках конкурса реализованы проекты по созданию доступного пляжа для людей с ограниченными возможностями здоровья в городах Зеленоградске и Пионерский и поселке Янтарный.
Пляжи имеют все необходимые приспособления, чтобы люди с ограниченными возможностями могли принимать солнечные и морские ванны. На пляжах установлены деревянные настилы с навесами для шезлонгов, раздевалки со скамьями, биотуалеты, адаптированные для инвалидов на колясках. Имеются специальные пляжные коляски для купания.
69. В рамках государственной программы "Туризм" реализуется мероприятие по проведению курсов профессиональной переподготовки по направлению "Экскурсоведение". В учебной программе предусмотрены дисциплины по работе с МГН.
70. С 2015 года Министерство по туризму Калининградской области включилось в реализацию проекта по созданию общенациональной системы подготовки кадров для сферы туризма и повышения квалификации специалистов туристской отрасли. Общенациональная система предусматривает повышение квалификации специалистов туристской индустрии, в том числе линейного персонала, в очном и дистанционном режимах за счет средств федерального бюджета. Срок реализации проекта - 2015-2018 годы. В каталог курсов включена программа "Организация туристского обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья".
71. В целях повышения качества туристских услуг, мотивации к применению в работе лучших практик, в том числе в оказании услуг для МГН, Министерство по туризму Калининградской области проводит ежегодный конкурс "Талант гостеприимства".
72. РИТ ТТ осуществляет информационную поддержку доступного туризма. Одним из направлений в работе является наполнение раздела "Доступная среда" актуальными материалами о туристских объектах Калининградской области и маршрутах, доступных для МГН, на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.visit-kaliningrad.ru/).
73. Также в рамках плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 2246-р, на территории Калининградской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование доступной и комфортной туристской среды: по обеспечению транспортной доступности объектов туристского показа, по развитию детского и молодежного туризма (в том числе туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), по внедрению и развитию единой унифицированной системы туристской навигации, по совершенствованию системы классификации объектов туристской индустрии (в том числе гостиницы и пляжи), а также по созданию и реализации программы по внедрению безбарьерной среды на объектах туристской индустрии для людей с ограниченными возможностями.
74. В целях обеспечения доступности информации для граждан с нарушением слуха на телеканалах Калининградской области новостные телепрограммы дублируются "бегущей строкой" с качественным, хорошо читаемым текстом.
Пункт 75 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
75. Актуальной проблемой является трудоустройство инвалидов. Законом Калининградской области от 03 декабря 2014 года N 364 "О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Калининградской области" определен порядок квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Так, в 2014 году было заквотировано 2438 рабочих мест для инвалидов, на них трудоустроено 1830 человек с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году примерно 600 работодателями было заквотировано 2870 мест для инвалидов, на них трудоустроено 2030 человек, имеющих инвалидность. В 2016 году на 751 предприятии было заквотировано 2905 рабочих мест, на которых работали 2905 инвалидов. На 01 июня 2017 года в регионе трудоустроено 146 инвалидов, это составляет 46% от числа обратившихся. 3033 рабочих места для инвалидов заквотировано работодателями, на которых работают 1986 инвалидов.
Государственные услуги по профессиональной ориентации получили 457 инвалидов, в том числе по психологической поддержке - 269 человек, по социальной адаптации - 270 человек, по содействию самозанятости - 37 человек.
76. С целью трудоустройства инвалидов создаются специально оборудованные рабочие места с возмещением из областного бюджета расходов, понесенных работодателями на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
Пункт 77 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
77. В январе-августе 2017 года направлено на профессиональное обучение 32 инвалида, в том числе инвалидов молодого возраста -19 человек (или 59,4% от направленных на обучение), приняли участие в оплачиваемых общественных работах 26 граждан данной категории, получили государственные услуги по профессиональной ориентации 626 человек (с учетом безработных инвалидов, зарегистрированных в 2016 году), по социальной адаптации - 380 человек, по психологической поддержке - 369 инвалидов, по самозанятости - 71 человек.
78. Вместе с тем для обеспечения занятости инвалидов необходимо решить комплекс вопросов, среди которых создание доступной инфраструктуры, в том числе на рабочем месте; получение инвалидами профессионального образования; психологическая адаптация к новым условиям жизни (особенно это актуально, если инвалидность приобретена в зрелом возрасте); преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.
79. Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных групп. С целью активизации социокультурной реабилитации граждан с ограниченными возможностями ежегодно совместно с обществами инвалидов проводятся областные фестивали и выставки творчества инвалидов. Ежегодно в таких мероприятиях принимает участие более 5 тысяч инвалидов в возрасте от 7 до 75 лет.
80. С целью поощрения активной жизненной позиции инвалидам вручаются гранты Губернатора Калининградской области за достижения в области предпринимательства и профессионального мастерства, культуры и искусства, народного творчества, физической культуры и спорта в соответствии с постановлением администрации Калининградской области от 13 октября 2004 года N 463 "Об учреждении грантов Губернатора Калининградской области гражданам с ограниченными возможностями за достигнутые успехи в области предпринимательства и профессионального мастерства, культуры и искусства, народного творчества, физической культуры и спорта". Ежегодно 9 инвалидов получают гранты в размере 30 тысяч рублей каждый.
Пункт 81 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
81. Помимо этого в 2015 году премию "Сопричастность", учрежденную Законом Калининградской области "О премиях Калининградской области", получило Калининградское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Ассоциация молодых инвалидов России "Аппарель" за проект, направленный на поддержку подростков-инвалидов и их семей.
В 2016 году лауреатами премии "Сопричастность" были признаны: А.Н. Башкин с проектом "Доступная среда - доступный мир через социальную реабилитацию, безбарьерную среду к равным возможностям", И.Г. Шевелева за активную социальную, общественно-политическую, просветительскую деятельность и методику психотерапевтического взаимодействия с животными, М.М. Куликова за социальную деятельность в области развития спорта для инвалидов "Бальные спортивные танцы на колясках". В 2017 году лауреатом премии "Сопричастность" была признана директор Калининградской общественной молодежной благотворительной организации "Верю в чудо" С.В. Лагутинская за активную социальную и здравоохранительную деятельность, развитие благотворительности и волонтерства. Также лауреатом стала директор "Академии Кадров ДРВ" Ю.А. Таранова за реализацию проекта "Занятия робототехникой и программированием для детей с ограниченными возможностями здоровья".
82. В регионе стало традицией в преддверии Международного дня инвалидов совместно с общественными организациями инвалидов проводить акции "Дни белой трости", "В мире безмолвия", месячник "Инвалиды рядом с нами". В течение октября - декабря во всех муниципальных образованиях Калининградской области проводятся круглые столы, концерты, благотворительные обеды. Инвалиды принимают активное участие в спортивных и культурных мероприятиях. Все это способствует реализации внутреннего потенциала, духовного роста инвалидов.
Пункт 83 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
83. На конкурсной основе также предоставляются гранты общественным организациям инвалидов на реализацию социально значимых программ. В 2015 году гранты получили 8 общественных организаций.
В 2016 году гранты получили 7 общественных организаций, в 2017 году - 9 общественных организаций.
84. Вместе с тем для решения проблемы предоставления инвалидам услуг и повышения доступности окружающей среды для МГН необходимо организовать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работ различных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, формирование и финансовое обеспечение которых осуществляются по статьям расходов областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств на капитальные вложения и прочие нужды.
85. В целях обеспечения комплексного решения вопросов формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года N 848 "О государственной программе Калининградской области "Социальная поддержка населения" в государственную программу была включена подпрограмма "Доступная среда" на 2014-2016 годы.
86. Совершенствование системы социального обслуживания населения Калининградской области, основанное на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью граждан; внедрение в деятельность учреждений новых технологий и эффективных форм работы; возможность участия в оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; проведение независимой оценки качества предоставления социальных услуг и осуществление эффективного контроля их предоставления; сохранение и укрепление кадрового потенциала отрасли, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
Пункт 87 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
87. В настоящее время на территории Калининградской области функционируют 36 государственных и 22 муниципальных учреждения, предоставляющих социальные услуги, в том числе:
1) организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание:
- психоневрологические интернаты - 6;
- дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов - 4;
- специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов - 1 (1 отделение);
- госпиталь для ветеранов -1;
- геронтопсихиатрический центр -1;
- социальный центр для наркозависимых граждан в возрасте 18 лет и старше -1;
- детские дома-интернаты для умственно отсталых детей - 2;
- реабилитационный центр для инвалидов -1;
- техникум-интернат для инвалидов -1;
- социально-оздоровительный центр -1;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,-6;
- кризисный центр помощи женщинам -1;
- социальные приюты - 2;
2) организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание:
- центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (социальная гостиница и дома ночного пребывания) - 1 (3 отделения);
- социально-реабилитационный центр для инвалидов -1;
- центры социальной помощи семье и детям - 3 (18 отделений);
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 3;
- организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому - 22;
- центры, в том числе комплексные, социального обслуживания населения - 22.
88. С 01 января 2014 года в ведение Министерства социальной политики Калининградской области были переданы 7 детских домов, которые преобразованы в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с широким спектром услуг для детей, замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В течение 2014 года происходила реструктуризация сети детских учреждений, подведомственных Министерству социальной политики. Так, в 2014 году было реорганизовано государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Наш дом" путем присоединения к нему государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области (далее - ГБУСО КО) "Центр социальной помощи семье и детям "Исток". В ГБУСО КО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Наш дом" дополнительно открыты отделение приюта, отделение временного пребывания несовершеннолетних, отделение помощи семье и детям. В ГБУСО КО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Тёплый дом" дополнительно открыты отделение приюта, отделение помощи семье и детям. В ГБУСО КО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Росток" открыты отделение приюта и отделение постинтернатной адаптации.
89. Приоритетными направлениями социальной политики в сфере реализации "дорожной карты" являются:
1) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
3) формирование толерантного отношения к инвалидам в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.