Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Развитие центров кластерного развития
Программа развития судостроительного кластера Калининградской области
Глава 1. Общие положения
1. Для целей Программы развития судостроительного кластера Калининградской области (далее - Программа) под судостроительным кластером Калининградской области понимается совокупность промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Калининградской области, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере строительства и ремонта кораблей и судов, производства комплектующих для кораблей и судов, включая корабельные и судовые энергетические установки и их части.
2. Предпосылками для развития судостроительного кластера Калининградской области являются:
1) географическое положение Калининградской области (выход к Балтийскому морю);
2) наличие центров компетенций в сфере судостроения: судостроительных предприятий, а также образовательных организаций высшего образования, осуществляющих прикладные исследования и экспериментальные разработки по судостроительной тематике.
3. Создание судостроительного кластера Калининградской области предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583.
Глава 2. Текущее состояние судостроительного кластера Калининградской области
4. Судостроительная отрасль Калининградской области представлена:
1) тремя дочерними организациями акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" - акционерными обществами "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", "33 судоремонтный завод", "Светловское предприятие "ЭРА";
2) судостроительными предприятиями, не связанными с Объединенной судостроительной корпорацией: Акционерным обществом "Калининградское предприятие "ЭРА", обществами с ограниченной ответственностью "Судоремонтное предприятие "Преголь", "Ушаковские Верфи" и другими компаниями.
5. Специализированные предприятия по производству комплектующих для кораблей и судов по состоянию на 2017 год в Калининградской области отсутствуют.
6. В 2016 году организациями Калининградской области было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Строительство и ремонт судов" на сумму 13 565,9 млн рублей без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей, что соответствует снижению на 39 процентов по сравнению с 2015 годом.
7. С 2011 года Прибалтийским судостроительным заводом "Янтарь" - крупнейшим предприятием судостроительной отрасли Калининградской области - реализуется масштабная программа по техническому перевооружению и ремонту достроечных набережных с заменой устаревшего оборудования.
8. Успешное завершение указанной программы к 2020 году позволит предприятию:
1) освоить производство инновационной продукции с использованием современного оборудования (комплексы лазерного раскроя и сварки, высокоточные токарные и фрезерные станки с числовым программным управлением и другие виды оборудования) и материалов (алюминиевые сплавы, композиционные материалы и прочие материалы);
2) реализовать производственную концепцию компакт-верфи.
9. Прикладные исследования и экспериментальные разработки по судостроительной тематике в интересах дочерних предприятий акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" и других организаций Северо-Западного федерального округа выполняются Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", а также Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением "Калининградский государственный технический университет".
10. В 2018 году Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта"планируется к созданию Балтийский инжиниринговый центр машиностроения, специализирующийся среди прочего на проектировании морской техники для освоения Арктики и разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых.
11. Интерес к реализации подобных проектов в сфере инжиниринга в Калининградской области также проявляют крупные международные компании.
Глава 3. Анализ конкурентоспособности судостроительного кластера Калининградской области
12. Конкурентными преимуществами формируемого судостроительного кластера Калининградской области являются:
1) большой опыт судостроительных предприятий в строительстве военных кораблей и судов рыбопромыслового флота;
2) выгодное географическое положение Калининградской области (единственный незамерзающий российский порт на Балтийском море);
3) относительно низкая стоимость труда и энергоресурсов;
4) нахождение ведущих судостроительных предприятий Калининградской области в составе Объединенной судостроительной корпорации - крупнейшей судостроительной компании Российской Федерации;
5) хозяйственный режим Особой экономической зоны в Калининградской области, включающий:
- особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, льготы по земельному налогу и страховым взносам;
- возможность использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
- федеральные механизмы поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
13. Внутренними проблемами судостроительного кластера Калининградской области являются:
1) низкий уровень инновационной активности;
2) использование устаревших технологических решений и оборудования, с чем связаны высокие показатели производственной себестоимости, материало- и энергоемкости, длительные сроки строительства и ремонта кораблей и судов, низкая производительность труда;
3) недостаток специалистов высшей квалификации;
4) отсутствие специализированных предприятий по выпуску комплектующих изделий для кораблей, судов;
5) низкий уровень развития взаимодействия между научными организациями, образовательными организациями высшего образования, инжиниринговыми центрами и промышленными предприятиями;
6) ограниченное финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок;
7) низкий уровень коммерциализации научной деятельности;
8) низкий уровень развития инжиниринговой отрасли;
9) проблемы малого и среднего предпринимательства:
- недостаток финансирования;
- нехватка информации;
- дефицит специалистов по развитию стартапов;
- недостаток компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности.
14. Внешними факторами, неблагоприятно влияющими на развитие судостроительного кластера Калининградской области, являются:
1) зависимость от государственного оборонного заказа и проектов в области военно-технического сотрудничества;
2) недостаточно высокий спрос на продукцию гражданского назначения.
15. Внешними факторами, имеющими потенциал благоприятного влияния на развитие судостроительного кластера Калининградской области, являются:
1) перспективы роста спроса на продукцию гражданского назначения: рыболовецкие суда, транспортные суда, морскую технику для освоения Арктики и разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых;
2) заинтересованность крупных международных компаний в локализации производства судовых комплектующих и создании инжиниринговых центров в Российской Федерации;
3) государственная поддержка в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и Калининградской области.
Глава 4. Цель и задачи формирования судостроительного кластера Калининградской области
16. Целью формирования судостроительного кластера Калининградской области является обеспечение высоких темпов экономического роста в судостроительной отрасли Калининградской области.
17. Основными задачами формирования судостроительного кластера в Калининградской области являются:
1) содействие институциональному развитию кластера;
2) обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера;
3) обеспечение формирования благоприятных условий развития кластера.
Глава 5. Основные направления содействия развитию судостроительного кластера Калининградской области
18. Основными направлениями содействия развитию судостроительного кластера Калининградской области, реализуемыми органами государственной власти Калининградской области, а также учрежденными ими организациями инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:
1) инициирование и поддержка создания специализированной организации развития судостроительного кластера Калининградской области;
2) поддержка деятельности по стратегическому планированию развития судостроительного кластера Калининградской области;
3) содействие установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками судостроительного кластера Калининградской области, в том числе между научными и образовательными организациями и организациями промышленного производства;
4) стимулирование сотрудничества между участниками судостроительного кластера Калининградской области;
5) разработка предложений по совершенствованию реализуемых органами государственной власти Российской Федерации и федеральными институтами развития мер:
- стимулирования деятельности в сфере промышленности;
- стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) разработка предложений по совершенствованию таможенного законодательства Евразийского экономического союза;
7) сопровождение обращений участников судостроительного кластера Калининградской области в органы государственной власти Российской Федерации и федеральные институты развития по вопросам предоставления поддержки;
8) строительство объектов промышленной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий;
9) предоставление льготных займов совместно с государственными фондами развития промышленности, учрежденными Российской Федерацией;
10) субсидирование части затрат участников судостроительного кластера Калининградской области на следующие цели:
- приобретение оборудования;
- приобретение неовеществленных технологий;
- проектирование продуктов, производств, отдельных технологических процессов;
- регистрация прав интеллектуальной собственности;
- строительство головных судов (первых судов из серий, строящихся по общему проекту);
11) сокращение сроков процедур в промышленном строительстве;
12) сопровождение инвестиционных проектов;
13) развитие среднего профессионального образования;
14) сбор и анализ информации о потребностях промышленных предприятий - участников кластера в специалистах с высшим образованием, доведение указанной информации до образовательных организаций высшего образования;
15) проведение всероссийских и международных мероприятий по тематике судостроительной промышленности;
16) разработка предложений по совершенствованию хозяйственного режима Особой экономической зоны в Калининградской области;
17) совершенствование фискального режима для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения;
18) реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- предоставление микрозаймов;
- предоставление поручительств;
- консультирование и обучение, в том числе по тематике внешнеэкономической деятельности;
- содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере выставочно-ярмарочной деятельности;
- организация межрегиональных и международных бизнес-миссий.
Глава 6. Участники судостроительного кластера Калининградской области
19. Участниками формируемого судостроительного кластера Калининградской области являются:
1) дочерние предприятия акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация";
2) судостроительные предприятия, не связанные с акционерным обществом "Объединенная судостроительная корпорация";
3) инфраструктурные организации:
- Центр кластерного развития Калининградской области (создан в 2017 году в качестве структурного подразделения фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)");
- специализированная организация кластера (планируется к созданию в 2018 году);
4) образовательные организации:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта";
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Калининградский государственный технический университет";
- образовательные организации среднего профессионального образования;
5) инжиниринговые центры:
- Балтийский инжиниринговый центр машиностроения (планируется к созданию Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта"в 2018 году);
- другие организации, предоставляющие услуги в сфере инжиниринга и промышленного дизайна.
20. Участниками судостроительного кластера Калининградской области также должны стать предприятия по производству комплектующих для кораблей и судов (планируются к созданию в течение срока реализации настоящей Программы).
Глава 7. Продукция судостроительного кластера Калининградской области
21. Основными видами промышленной продукции создаваемого судостроительного кластера Калининградской области являются:
1) военные корабли;
2) гражданские суда:
- рыбопромысловые суда;
- транспортные суда;
- служебно-вспомогательные суда;
- суда технического флота.
22. Кроме того, участниками формируемого судостроительного кластера Калининградской области предоставляются следующие виды услуг:
1) ремонт и техническое обслуживание кораблей и судов;
2) выполнение прикладных исследований и экспериментальных разработок в сфере судостроения;
3) образовательные услуги по профессиональной подготовке и переподготовке работников судостроительной отрасли.
Глава 8. Срок реализации Программы
23. Настоящая Программа реализуется в период с 2018 по 2021 год включительно.
Глава 9. Целевые показатели реализации Программы
24. Результатами реализации настоящей Программы должны стать:
1) реализация в Калининградской области не менее трех проектов по производству комплектующих для кораблей и судов;
2) создание в Калининградской области не менее двух инжиниринговых центров со специализацией в сфере судостроения и (или) производства комплектующих для кораблей и судов;
3) увеличение доли гражданской продукции в отгрузке судостроительной отрасли Калининградской области до 30 процентов;
4) увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг организаций Калининградской области по виду деятельности "Строительство и ремонт судов" по сравнению с 2015 годом в 1,5 раза.
Программа развития янтарного кластера Калининградской области
Глава 1. Общие положения
25. Для целей Программы развития янтарного кластера Калининградской области (далее - Программа) под янтарным кластером Калининградской области понимается совокупность промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, хозяйствующих субъектов в сфере культуры и туризма, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Калининградской области, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства (добычи) и реализации янтаря и продуктов его переработки.
26. Настоящая Программа разработана в соответствии со Стратегией развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 года N 1966-р (далее - Стратегия развития янтарной отрасли).
27. Стратегия развития янтарной отрасли является отраслевым документом стратегического планирования Российской Федерации, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в янтарной отрасли Российской Федерации.
28. Формирование янтарного кластера Калининградской области рассматривается в качестве одного из главных приоритетов Стратегии развития янтарной отрасли.
29. Согласно указанному документу предпосылками для развития янтарного кластера Калининградской области являются:
1) наличие подотрасли по добыче янтаря;
2) наличие подотрасли по переработке янтаря;
3) наличие богатой материальной и нематериальной культуры, связанной с переработкой и потреблением янтаря.
30. Формирование янтарного кластера Калининградской области предполагается в форме промышленно-туристического кластера, в рамках которого должно происходить взаимоувязанное развитие добычи и переработки янтаря, а также янтарного туризма.
31. В соответствии со Стратегией развития янтарной отрасли создание на территории Калининградской области янтарного кластера позволит решить следующие основные задачи:
1) повышение конкурентоспособности предприятий янтарной и туристической отраслей;
2) улучшение обеспеченности участников янтарного кластера Калининградской области инновационной производственной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктурой;
3) привлечение инвестиций в янтарную отрасль и туристический сектор;
4) совершенствование системы профессионального образования, в том числе в рамках концепции непрерывного образования;
5) повышение инвестиционной и инновационной активности микропредприятий;
6) формирование, развитие и тиражирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства;
7) развитие международной научно-технической и производственной кооперации в сфере переработки янтаря;
8) повышение художественно-культурной ценности продукции янтарной отрасли.
32. Создание янтарного кластера Калининградской области также предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583.
Глава 2. Текущее состояние янтарного кластера Калининградской области
33. По состоянию на 01 января 2016 года в государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации на территории Калининградской области были учтены Приморское и Пальмникенское месторождения, а также месторождение Филино.
34. Запасы янтаря категорий A, B, C1 Приморского месторождения составляли 109,5 тыс. тонн, Пальмникенского месторождения- 1,6 тыс. тонн, месторождения Филино - 41,8 тонны.
35. Указанных запасов янтаря хватит более чем на 200 лет промышленной добычи (при текущих темпах разработки месторождений).
36. Промышленная добыча янтаря в Калининградской области осуществляется на Приморском и Пальмникенском месторождениях Акционерным обществом "Калининградский янтарный комбинат" (принадлежит Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех").
37. В 2016 году Акционерным обществом "Калининградский янтарный комбинат" было добыто 316 тонн янтаря (увеличение на 1 процент по сравнению с 2015 годом).
38. Объем добычи янтаря Акционерным обществом "Калининградский янтарный комбинат" в период с января по ноябрь 2017 года включительно составил более 450 тонн янтаря.
39. Выручка Акционерного общества "Калининградский янтарный комбинат" от реализации товаров и услуг (фактически равна отгрузке подотрасли по добыче янтаря) составила в 2016 году 1 192 млн рублей (снижение на 11,5 процента по сравнению с 2015 годом).
40. На период с 2017 по 2021 год Акционерным обществом "Калининградский янтарный комбинат" запланирована добыча янтаря в объеме 450 тонн в год.
41. Переработку янтаря в Калининградской области легально осуществляют около 200 хозяйствующих субъектов, крупнейшим из которых является Акционерное общество "Янтарный Ювелирпром" (дочернее предприятие Акционерного общества "Калининградский янтарный комбинат).
42. По приблизительным оценкам, в 2016 году хозяйствующими субъектами Калининградской области было произведено продуктов переработки янтаря на сумму около 800 млн рублей.
43. По состоянию на конец 2016 года легальная занятость в янтарной отрасли Калининградской области составляла ориентировочно 2 500 человек.
Глава 3. Анализ конкурентоспособности янтарного кластера Калининградской области
44. Конкурентными преимуществами янтарного кластера Калининградской области являются:
1) отличная обеспеченность природными ресурсами:
- на территории Калининградской области расположено около 90 процентов разрабатываемых мировых запасов янтаря;
- янтарная толща залегает в Калининградской области на сравнительно небольшой глубине (5-60 метров против 100-150 метров в Республике Польша);
- запасы янтаря в Калининградской области локализованы в относительно компактных месторождениях по сравнению с месторождениями иностранных государств;
- месторождения янтаря в Калининградской области характеризуются высокой концентрацией полезного ископаемого (до 1,5 килограмма на 1 кубический метр янтароносной породы);
- янтарь, добываемый в Калининградской области, отличается высоким качеством;
2) наличие технологий промышленной добычи янтаря:
- Акционерное общество "Калининградский янтарный комбинат" является единственным предприятием по промышленной добыче янтаря в мире;
- Акционерным обществом "Калининградский янтарный комбинат" реализуется масштабная программа технического перевооружения, направленная на внедрение технологий, соответствующих современному уровню развития науки и техники;
3) относительно низкая стоимость труда и энергоресурсов;
4) наличие ряда переработчиков с отличной деловой репутацией и налаженными каналами сбыта.
45. Внутренними проблемами янтарного кластера Калининградской области являются:
1) неразвитость рыночного механизма образования цен на янтарь;
2) дисбаланс спроса и предложения янтарного сырья на внутреннем рынке;
3) недостаточно высокие темпы технологического перевооружения, обновления основных фондов промышленных предприятий;
4) недостаточно высокий уровень внедрения новых технологий и методов производства на всех этапах производства изделий из янтаря, начиная с добычи и транспортировки сырья и заканчивая выпуском конечной продукции;
5) утрата научного и производственного потенциала в сфере глубокой переработки янтаря;
6) низкая международная конкурентоспособность продуктов переработки янтаря;
7) недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
8) удаленность научных исследований в сфере производства и использования продуктов переработки янтаря от потребностей участников янтарного рынка;
9) дефицит высококвалифицированных инженерных и научных кадров;
10) слабый маркетинг;
11) ориентация на экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью;
12) недостаточное использование туристического потенциала Калининградской области;
13) низкий уровень развития внутриотраслевой кооперации;
14) неразвитость механизма государственно-частного партнерства в янтарной отрасли;
15) проблемы, типичные для малого и среднего предпринимательства:
- недостаток финансирования;
- нехватка информации;
- дефицит специалистов по развитию стартапов;
- недостаток компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности.
46. Внешними факторами, неблагоприятно влияющими на развитие янтарного кластера Калининградской области, являются:
1) удаленность Калининградской области от основных рынков сбыта (страны Восточной Азии);
2) значительные объемы незаконной добычи и контрабанды янтаря;
3) несовершенство системы государственного регулирования янтарной отрасли:
- наличие пробелов в сфере технического регулирования;
- избыточность таможенных требований при перемещении продуктов переработки янтаря;
4) риск падения спроса на основных рынках сбыта;
5) риск увеличения разрыва в уровне технологического развития между иностранными переработчиками и переработчиками Калининградской области.
47. Внешними факторами, имеющими потенциал благоприятного влияния на развитие янтарного кластера Калининградской области, являются:
1) рост платежеспособного спроса на основных рынках сбыта изделий из янтаря, в первую очередь в Китайской Народной Республике;
2) заинтересованность иностранных инвесторов в создании совместных предприятий по переработке янтаря;
3) государственная поддержка в рамках реализации Стратегии развития янтарной отрасли, государственных программ Российской Федерации и Калининградской области.
Глава 4. Цель и задачи формирования янтарного кластера Калининградской области
48. Целью формирования янтарного кластера Калининградской области является обеспечение высоких темпов экономического роста в янтарной и туристической отраслях Калининградской области.
49. Основными задачами формирования янтарного кластера Калининградской области являются:
1) содействие институциональному развитию янтарного кластера Калининградской области;
2) обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников янтарного кластера Калининградской области;
3) обеспечение формирования благоприятных условий развития янтарного кластера Калининградской области.
Глава 5. Основные направления содействия развитию янтарного кластера Калининградской области
50. Основными направлениями содействия развитию янтарного кластера Калининградской области, реализуемыми органами государственной власти Калининградской области, а также учрежденными ими организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, являются:
1) инициирование и поддержка создания специализированной организации развития янтарного кластера Калининградской области;
2) поддержка деятельности по стратегическому планированию развития янтарного кластера Калининградской области;
3) содействие установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками янтарного кластера Калининградской области, в том числе между научными и образовательными организациями и организациями промышленного производства;
4) стимулирование сотрудничества между участниками янтарного кластера Калининградской области;
5) разработка предложений по совершенствованию реализуемых органами государственной власти Российской Федерации и федеральными институтами развития мер:
- стимулирования деятельности в сфере промышленности;
- стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) разработка предложений по совершенствованию таможенного законодательства Евразийского экономического союза;
7) сопровождение обращений участников янтарного кластера Калининградской области в органы государственной власти Российской Федерации и федеральные институты развития по вопросам предоставления поддержки;
8) строительство объектов промышленной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий;
9) предоставление льготных займов совместно с государственными фондами развития промышленности, учрежденными Российской Федерацией;
10) субсидирование части затрат участников янтарного кластера Калининградской области на следующие цели:
- приобретение оборудования;
- приобретение неовеществленных технологий;
- проектирование продуктов, производств, отдельных технологических процессов;
- регистрацию прав интеллектуальной собственности;
11) сокращение сроков процедур в промышленном строительстве;
12) сопровождение инвестиционных проектов;
13) сопровождение совместных научно-исследовательских проектов образовательных организаций высшего образования и организаций промышленного производства;
14) развитие среднего профессионального образования;
15) проведение всероссийских и международных мероприятий по тематике янтарной отрасли;
16) совершенствование фискального режима для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения;
17) реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- предоставление микрозаймов;
- предоставление поручительств;
- консультирование и обучение, в том числе по тематике внешнеэкономической деятельности;
- содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере выставочно-ярмарочной деятельности;
- организация межрегиональных и международных бизнес-миссий;
- создание "янтарного" технопарка.
Глава 6. Участники янтарного кластера Калининградской области
51. Участниками формируемого янтарного кластера Калининградской области являются:
1) предприятия добывающей промышленности:
- Акционерное общество "Калининградский янтарный комбинат";
2) предприятия обрабатывающей промышленности:
- Акционерное общество "Калининградский Ювелирпром";
- индивидуальные предприниматели и не связанные с Акционерным обществом "Калининградский янтарный комбинат" или Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" юридические лица;
3) инфраструктурные организации:
- Центр кластерного развития Калининградской области (создан в 2017 году в качестве структурного подразделения фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)");
- специализированная организация янтарного кластера Калининградской области (планируется к созданию в 2018 году);
4) отраслевые объединения и ассоциации:
- Ассоциация производителей и переработчиков янтарной отрасли "Янтарь";
- Калининградская региональная общественная организация предпринимателей янтарной промышленности "Янтарный союз";
5) образовательные организации:
- государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация "Художественно-промышленный техникум";
- другие образовательные организации среднего профессионального образования;
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Калининградский государственный технический университет";
6) культурные организации:
- Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей янтаря";
- другие организации культуры;
7) организации, предоставляющие услуги в сфере туризма.
52. Участниками формируемого янтарного кластера Калининградской области также должны стать совместные предприятия с участием Акционерного общества "Калининградский янтарный комбинат" и стратегических инвесторов из Китайской Народной Республики и Европейского союза (планируются к созданию в течение срока реализации настоящей Программы).
Глава 7. Продукция янтарного кластера Калининградской области
53. Участниками формируемого янтарного кластера в Калининградской области реализуются следующие виды промышленной продукции:
1) янтарь, не подвергнутый механической обработке:
- природный янтарь (янтарь-сырец);
- агломерированный янтарь (янтарь-сырец, подвергнутый переплавке);
2) янтарные полуфабрикаты (заготовки):
- кабошоны;
- шары;
- пластины для браслетов;
- другие полуфабрикаты;
3) ювелирные изделия со вставками из янтаря;
4) янтарная бижутерия;
5) художественно-декоративные изделия и предметы интерьера;
6) продукты химической переработки янтаря:
- янтарная канифоль;
- янтарная кислота;
- другие производные янтаря.
54. Кроме того, участниками формируемого янтарного кластера Калининградской области предоставляются следующие виды услуг:
1) выполнение прикладных исследований и экспериментальных разработок в сфере добычи и переработки янтаря;
2) образовательные услуги по профессиональной подготовке и переподготовке работников янтарной отрасли;
3) услуги в сфере туризма;
4) услуги в сфере культуры.
Глава 8. Срок реализации Программы
55. Настоящая Программа реализуется в период с 2018 по 2021 год включительно.
Глава 9. Целевые показатели реализации Программы
56. Результатом реализации настоящей Программы должно стать достижение в период с 2018 по 2021 год включительно плановых значений целевых показателей реализации Стратегии развития янтарной отрасли.
Раздел I дополнен подразделом с 12 сентября 2019 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 5 сентября 2019 г. N 590
Программа
развития Балтийского металлообрабатывающего кластера
Глава 1. Общие положения
1. Для целей программы развития Балтийского металлообрабатывающего кластера Калининградской области под Балтийским металлообрабатывающим кластером Калининградской области понимается совокупность промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Калининградской области, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере металлообработки и производства металлоконструкций, включая производство готовых металлических изделий, строительных конструкций, изготовление металлочерепицы и профнастила.
2. Предпосылками для развития Балтийского металлообрабатывающего кластера являются наличие:
1) предприятий, способных последовательно осуществлять полный цикл работ по разработке, внедрению и производству высококачественной продукции;
2) образовательных организаций высшего образования, осуществляющих прикладные исследования и экспериментальные разработки;
3) единой площадки для развития кластера - Индустриального парка "Штальверк".
Глава 2. Текущее состояние Балтийского металлообрабатывающего кластера
3. Металлообрабатывающая отрасль Калининградской области представлена:
1) резидентами Индустриального парка Штальверк: Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Металлургическая Компания", Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Металлургическая Компания-АЛЬЯНС", Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Металлургическая Компания-Строй", Общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория БМК", Общество с ограниченной ответственностью "СТРИМ ПРОЕКТ", Общество с ограниченной ответственностью "Европейские дымоходы", Общество с ограниченной ответственностью "БСК СТАЛЬ", Общество с ограниченной ответственностью "МАРЛИЗ", Общество с ограниченной ответственностью "Фёст Брокеридж Компани";
2) предприятиями, основными видами деятельности которых являются металлургическое производство и изготовление готовых металлических изделий (до 500 организаций), не связанными на текущий момент с резидентами Индустриального парка "Штальверк".
4. Специализированные предприятия по производству оборудования для металлообрабатывающей отрасли в Калининградской области отсутствуют.
5. В 2018 году организациями Калининградской области было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по виду деятельности "производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" на сумму 11 799 000 (одиннадцать миллионов семьсот девяносто девять тысяч) рублей без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей, что соответствует росту на 3,6% к 2017 году.
6. С 2016 года Акционерное общество "Инвестиционный Металлургический Союз" является управляющей компанией Индустриального парка "Штальверк", реализует программу по расширению и модернизации собственного производства, техническому перевооружению и созданию производственной инфраструктуры.
7. Успешное завершение указанной программы к 2025 году позволит предприятию:
1) создать конкурентные производства, нацеленные на удовлетворение потребностей металлообрабатывающей и строительной отрасли региона;
2) освоить производство инновационной продукции с использованием современного оборудования (комплексы лазерного раскроя и сварки, высокоточные токарные и фрезерные станки с числовым программным управлением и другие виды оборудования) и материалов;
3) расширить спектр оказываемых услуг по металлообработке участниками кластера.
8. Прикладные исследования и экспериментальные разработки по тематике металлообработки для Балтийского металлообрабатывающего кластера предполагается осуществлять на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта".
Глава 3. Анализ конкурентоспособности Балтийского металлообрабатывающего кластера
9. Конкурентными преимуществами формируемого Балтийского металлообрабатывающего кластера являются:
1) большой опыт металлообрабатывающих предприятий в отрасли промышленного строительства и металлообработки;
2) выгодное географическое положение Калининградской области;
3) нахождение ведущих металлообрабатывающих предприятий Калининградской области в составе Индустриального парка "Штальверк";
4) хозяйственный режим Особой экономической зоны в Калининградской области, включающий:
- особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, льготы по земельному налогу и страховым взносам;
- возможность использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
- федеральные механизмы поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
10. Внутренними проблемами формируемого Балтийского металлообрабатывающего кластера являются:
1) низкий уровень инновационной активности;
2) использование устаревших технологических решений и оборудования, с чем связаны высокие показатели производственной себестоимости, материало- и энергоемкости, длительные сроки производства, низкая производительность труда;
3) дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей;
4) отсутствие специализированных предприятий по обработке, очистке, антикоррозийной обработке и покраске металлоизделий;
5) недостаточный уровень развития взаимодействия между научными организациями, образовательными организациями высшего образования, инжиниринговыми центрами и промышленными предприятиями;
6) ограниченное финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок;
7) проблемы малого и среднего предпринимательства:
- недостаток финансирования;
- дефицит специалистов по развитию стартапов;
- недостаток компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности.
11. Внешними факторами, неблагоприятно влияющими на развитие формируемого Балтийского металлообрабатывающего кластера, являются:
1) эксклавность территории Калининградской области и возникающие в этой связи таможенные и визовые проблемы для развития производства;
2) высокие железнодорожные тарифы по транспортировке сырья из Калининградской области на остальную часть Российской Федерации;
3) высокие тарифы на технологическое подключение к инженерным сетям;
4) недостаточное предложение качественного российского оборудования для отрасли.
12. Внешними факторами, имеющими потенциал благоприятного влияния на развитие Балтийского металлообрабатывающего кластера, являются:
1) возможность участия в инфраструктурных проектах Калининградской области;
2) государственная поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Глава 4. Цель и задачи формирования Балтийского металлообрабатывающего кластера
13. Целью формирования Балтийского металлообрабатывающего кластера является повышение уровня кооперации участников данного кластера для обеспечения более высоких темпов роста в металлообрабатывающей отрасли Калининградской области.
14. Основными задачами формирования Балтийского металлообрабатывающего кластера являются:
1) увеличение числа участников кластера;
2) формирование дополнительных кооперационных связей между участниками кластера;
3) обеспечение роста компетенций, научно-технического и технологического уровня, конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников кластера;
4) развитие импортозамещения.
Глава 5. Основные направления содействия развитию Балтийского металлообрабатывающего кластера
15. Основными направлениями содействия развитию Балтийского металлообрабатывающего кластера, реализуемыми органами государственной власти Калининградской области, а также учрежденными ими организациями инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:
1) поддержка создаваемой специализированной организации развития Балтийского металлообрабатывающего кластера;
2) консультационная поддержка по стратегическому планированию развития Балтийского металлообрабатывающего кластера;
3) содействие установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками Балтийского металлообрабатывающего кластера, в том числе между научными и образовательными организациями и организациями промышленного производства;
4) стимулирование сотрудничества между участниками Балтийского металлообрабатывающего кластера;
5) рассмотрение предложений Балтийского металлообрабатывающего кластера по совершенствованию реализуемых органами государственной власти Российской Федерации и федеральными институтами развития мер:
- стимулирования деятельности в сфере промышленности;
- стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг;
- поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) сопровождение обращений участников Балтийского металлообрабатывающего кластера в органы государственной власти Российской Федерации и федеральные институты развития по вопросам предоставления поддержки;
7) строительство объектов промышленной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры Индустриального парка "Штальверк";
8) предоставление льготных займов совместно с государственными фондами развития промышленности, учрежденными Российской Федерацией;
9) субсидирование части затрат участников Балтийского металлообрабатывающего кластера на следующие цели:
- приобретение оборудования;
- проектирование продуктов, производств, отдельных технологических процессов;
- регистрация прав интеллектуальной собственности;
10) сокращение сроков процедур в промышленном строительстве;
11) сопровождение инвестиционных проектов;
12) развитие среднего профессионального образования;
13) сбор и анализ информации о потребности промышленных предприятий - участников кластера в специалистах с высшим образованием, доведение указанной информации до образовательных организаций высшего образования;
14) проведение всероссийских и международных мероприятий по тематике металлообрабатывающей промышленности;
15) совершенствование фискального режима для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения;
16) реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- предоставление микрозаймов;
- предоставление поручительств;
- консультирование и обучение, в том числе по тематике внешнеэкономической деятельности;
- содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере выставочно-ярмарочной деятельности;
- организация межрегиональных и международных бизнес-миссий.
Глава 6. Участники Балтийского металлообрабатывающего кластера
16. Участниками Балтийского металлообрабатывающего кластера являются:
1) предприятия металлообрабатывающей промышленности:
- Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Металлургическая Компания";
- Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Металлургическая Компания-АЛЬЯНС";
- Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская Металлургическая Компания-Строй";
- Общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория БМК";
- Общество с ограниченной ответственностью "СТРИМ ПРОЕКТ";
- Общество с ограниченной ответственностью "Европейские дымоходы";
- Общество с ограниченной ответственностью "БСК СТАЛЬ";
- Общество с ограниченной ответственностью "МАРЛИЗ";
- Общество с ограниченной ответственностью "Фёст Брокеридж Компани";
2) инфраструктурные организации:
- Центр кластерного развития Калининградской области (структурное подразделение фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)");
- специализированная организация кластера (акционерное общество "Инвестиционный Металлургический Союз");
3) образовательная организация:
- федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта".
17. Участниками Балтийского металлообрабатывающего кластера также могут стать предприятия по производству металлоконструкций, обработке металла и производству строительных материалов.
Глава 7. Продукция и услуги Балтийского металлообрабатывающего кластера
18. Основными видами промышленной продукции Балтийского металлообрабатывающего кластера являются:
1) металлоконструкции любой сложности для строительной отрасли;
2) кровельные и стеновые материалы (профнастил, металлочерепица, доборных элементов кровли, водосточной системы);
3) рулонная сталь с оцинкованным покрытием и окрашенная сталь;
4) тонколистовая сталь с полимерным покрытием;
5) ограждающие конструкции;
6) дымоходы из нержавеющей стали и элементы вентиляции;
7) стальные сетки, холоднодеформированная арматура, катанки, облегченные профили, настилы и переходы (ПВЛ);
8) строительные материалы и отделочные материалы для промышленного, гражданского и частного строительства.
19. Участниками Балтийского металлообрабатывающего кластера предоставляются следующие виды работ и услуг:
1) металлообработка любых видов и сложностей;
2) строительство промышленных объектов, объектов оборонной промышленности, офисов (полный комплекс по строительству и производству металлоконструкций);
3) строительство жилых объектов;
4) ремонт оборудования;
5) разработка проектной документации;
6) подготовка строительных площадок, включая организацию охраны и противопожарной безопасности объекта строительства;
7) проведение земляных и каменных работ, возведение фундаментов;
8) проведение изоляционных, кровельных и отделочных работ на объекте;
9) технический надзор за производством работ в области промышленного и гражданского строительства;
10) лабораторные исследования и испытания строительных металлоконструкций.
Глава 8. Срок реализации настоящей программы
20. Настоящая программа реализуется в период с 2019 по 2025 год включительно.
Глава 9. Целевые показатели реализации настоящей программы
21. Результатами реализации настоящей программы должны стать:
1) создание в Калининградской области инновационного покрасочного цеха металлоконструкций любой сложности;
2) освоение производства новых видов продукции (не менее 3) из металла за счет освоения новых технологий и передовой техники;
3) реализация инвестиционного проекта в сфере металлообработки и производства строительных материалов;
4) задействование потенциала научных организаций и вузов в сфере прикладных исследований и экспериментальных разработок по тематике "Металлообработка в отрасли промышленного строительства", разработка совместных образовательных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.