Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение дополнено приложением 9 с 25 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Калининградской области от 18 февраля 2021 г. N 76
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2020 г.
Приложение N 9
к государственной программе
Калининградской области
"Социальная поддержка населения"
Подпрограмма
"Оказание содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения"
21 июня 2021 г.
I. Паспорт
Дата согласования проекта подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения" (далее - региональная программа переселения) Правительством Российской Федерации: |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 3508-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области, ответственный за реализацию региональной программы переселения: |
Министерство социальной политики Калининградской области |
Цели региональной программы переселения: |
1) обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа), на территории Калининградской области; 2) улучшение демографической ситуации в Калининградской области; 3) обеспечение социально-экономического развития Калининградской области путем содействия добровольному переселению квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за рубежом |
Задачи региональной программы переселения: |
1) создание условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Калининградскую область для постоянного проживания, обеспечение их социальной и трудовой адаптации; 2) закрепление переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области, создание им условий для адаптации и интеграции в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве; 3) увеличение числа квалифицированных кадров и сокращение дефицита трудовых ресурсов; 4) содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области |
Исполнители основных мероприятий региональной программы переселения: |
Министерство социальной политики Калининградской области; Правительство Калининградской области; Министерство строительства Калининградской области; Министерство здравоохранения Калининградской области; Министерство образования Калининградской области |
Этапы и сроки реализации региональной программы переселения: |
2021-2024 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования региональной программы переселения: |
Общий объем средств финансирования региональной программы переселения составляет 36957,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 12000,00 тыс. рублей; 2022 год - 12000,0 тыс. рублей; 2023 год - 12957,5 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 рублей, из них: федеральный бюджет - 30204,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 9240,0 тыс. руб.; 2022 год - 10080,0 тыс. руб.; 2023 год - 10884,3 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб., областной бюджет - 6753,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 год - 2760, тыс. руб.; 2022 год - 1920,0 тыс. руб.; 2023 год - 2073,2 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб. На реализацию мероприятий региональной программы переселения возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий государственному бюджету Калининградской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Правительством Калининградской области о предоставлении субсидии |
Основные показатели эффективности региональной программы переселения: |
1) численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - УМВД России по Калининградской области), человек; 2) количество консультаций для соотечественников по вопросам переселения в Калининградскую область в рамках реализации Государственной программы от числа обратившихся, единиц; 3) количество презентаций региональной программы переселения в государствах постоянного проживания соотечественников, в том числе с использованием технических каналов связи, единиц; 4) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, прибывших в Калининградскую область, человек; 5) доля участников Государственной программы и членов их семей, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не более трех лет, от общего количества участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, процентов; 6) доля участников Государственной программы и членов их семей, которым обеспечены социальные и медицинские гарантии, действующие в отношении жителей Калининградской области, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, процентов; 7) доля расходов бюджета Калининградской области на реализацию мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказание помощи в жилищном обустройстве, процентов; 8) численность участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, человек; 9) численность занятых участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, человек; 10) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, человек |
Ожидаемые конечные результаты региональной программы переселения: |
1) численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, составит 8000 человек, в том числе по годам: - 2021 год - 2000 человек (600 участников Государственной программы, 1400 членов их семей); - 2022 год - 2000 человек (600 участников Государственной программы, 1400 членов их семей); - 2023 год - 2000 человек (600 участников Государственной программы, 1400 членов их семей); - 2024 год - 2000 человек (600 участников Государственной программы, 1400 членов их семей); 2) количество консультаций для соотечественников по вопросам переселения в Калининградскую область в рамках реализации Государственной программы, единиц: - в 2021 году - 600 ед.; - в 2022 году - 600 ед.; - в 2023 году - 600 ед.; - в 2024 году - 600 ед.; 3) количество презентаций региональной программы переселения в государствах постоянного проживания соотечественников, в том числе с использованием технических каналов связи, составит не менее восьми, в том числе по годам: - в 2021 году - 2 ед.; - в 2022 году - 2 ед.; - в 2023 году - 2 ед.; - в 2024 году - 2 ед.; 4) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, прибывших в Калининградскую область, составит не менее 80 человек, в том числе по годам: - 2021 год - 20 человек; - 2022 год - 20 человек; - 2023 год - 20 человек; - 2024 год - 20 человек; 5) доля участников Государственной программы и членов их семей, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не более трех лет, от общего количества участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, составит не менее 25% ежегодно; 6) доля участников Государственной программы и членов их семей, которым обеспечены социальные и медицинские гарантии, действующие в отношении жителей Калининградской области, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, составит 100% ежегодно; 7) доля расходов бюджета Калининградской области на реализацию мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказание помощи в жилищном обустройстве, составит не менее 16% ежегодно; 8) численность участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, составит 5 200 человек, в том числе по годам: - 2021 год - 1300 человек; - 2022 год - 1300 человек; - 2023 год - 1300 человек; - 2024 год - 1300 человек; 9) численность занятых участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области, составит 4000 человек, в том числе по годам: - 2021 год - 1000 человек; - 2022 год - 1000 человек; - 2023 год - 1000 человек; - 2024 год - 1000 человек; 10) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, составит 2800 человек, в том числе по годам: - 2021 год - 550 человек; - 2022 год - 650 человек; - 2023 год - 750 человек; - 2024 год - 850 человек. |
II. Общая характеристика сферы реализации региональной программы переселения
Региональная программа переселения разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Региональная программа переселения является продолжением работы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая проводилась в рамках подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2017, 2018-2020 годы" государственной программы Калининградской области "Развитие гражданского общества", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 17 декабря 2013 года N 954.
Необходимость разработки и реализации региональной программы переселения обусловлена снижением численности населения трудоспособного возраста, дисбалансом на рынке труда, дефицитом квалифицированных кадров.
Реализация региональной программы переселения будет способствовать обеспечению экономики области квалифицированными специалистами во всех сферах экономической деятельности, улучшению демографической ситуации.
Одним из основных путей обеспечения потребности в рабочей силе для экономики Калининградской области становится привлечение трудовых ресурсов, в том числе квалифицированной рабочей силы, прежде всего при оказании содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
Территорией вселения является вся территория Калининградской области (22 муниципалитета).
Предметом регулирования региональной программы переселения является система государственных гарантий и мер дополнительной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Калининградскую область, увеличение численности трудоспособного населения.
Экономико-географическое положение Калининградской области
Дата образования Калининградской области - 07 апреля 1946 года.
Калининградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа, расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами. Максимальная протяженность области с востока на запад составляет 205 км, с севера на юг - 108 км.
Площадь Калининградской области - 15,1 тыс. км2. Она является одним из самых небольших субъектов Российской Федерации, но по плотности населения - одной из самых густонаселенных (67 чел. на 1 км2, в целом по Российской Федерации - 8,6 чел. на 1 км2).
Население Калининградской области на 01 января 2020 года составляло 1 012,5 тыс. жителей.
Областной центр - город Калининград, с численностью жителей 489,4 тыс. человек, плотность населения - 2194 чел. на один км2.
На территории Калининградской области находятся месторождения янтаря (одно из крупнейших в мире), строительных материалов (пески, глины, гравий, валуны), питьевой и минеральной воды, соли и других ископаемых. Калининградская область располагает несколькими малыми нефтяными месторождениями на суше и на шельфе.
Климат является переходным от морского к умеренно континентальному. Среднегодовая температура составляет +8°С.
По состоянию на 01 января 2020 года местное самоуправление Калининградской области представлено муниципальными образованиями - 22 городскими округами. В них расположены 22 города, 3 поселка городского типа, один из которых - областного значения, и 1075 сельских населенных пунктов.
Социально-экономическое положение Калининградской области
Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах) по итогам 2018 года оценивается в размере 460,9 млрд рублей, или 103,3% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах. Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения в 2018 году составил 461,6 тыс. рублей на человека.
ВРП по оценке в 2019 году составил 486,3 млрд рублей, или 101,6% от уровня 2018 года.
Калининградская область относится к регионам Российской Федерации с развитым промышленным производством.
Наибольший удельный вес в структуре ВРП занимают обрабатывающие производства. Последующие места в структуре ВРП занимают торговля и сфера услуг. Не менее значимыми отраслями экономики Калининградской области, которые имеют не самый большой удельный вес, но обладают большим потенциалом для развития, являются сельское хозяйство и туризм.
В число наиболее значимых предприятий Калининградской области, имеющих наибольший удельный вес в структуре ВРП, вошли предприятия группы компаний "Автотор" (крупнейшее - ООО "Эллада Интертрейд"), ООО "Лукойл-Калининградморнефть", ООО "Виктория Балтия", ЗАО "Агропродукт", Калининградская железная дорога - филиал ОАО "РЖД", АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО", ЗАО "Содружество - Соя".
Динамика основных социально-экономических показателей развития Калининградской области представлена в таблице 1.
Динамика
основных социально-экономических показателей развития Калининградской области (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
Численность населения (на конец года) |
100,8 |
100,8 |
101,0 |
2 |
Рабочая сила |
98,9 |
101,2 |
102,1 |
3 |
Численность безработных (в среднем за год) |
85,4 |
91,8 |
96,4 |
4 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных центрах занятости (на конец года) |
86,4 |
81,0 |
112,7 |
5 |
Численность пенсионеров (на начало года) |
101,2 |
101,7 |
100,1 |
6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
99,4 |
100,4 |
99,6 |
7 |
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата |
100,4 |
106,2 |
101,7 |
8 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий |
105,2 |
100,0 |
103,7 |
9 |
Валовой региональный продукт |
102,0 |
103,3 |
101,3 * |
10 |
Основные фонды в экономике (на конец года) в фактических ценах |
112,0 |
122,6 |
- |
11 |
Промышленное производство |
101,8 |
104,9 |
100,7 |
12 |
Продукция сельского хозяйства |
101,0 |
110,0 |
114,0 |
13 |
Объем работ по виду деятельности "Строительство" |
125,1 |
103,5 |
65,2 |
14 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
74,7 |
101,5 |
102,1 |
15 |
Инвестиции в основной капитал |
137,6 |
117,7 |
62,6 |
16 |
Оборот розничной торговли |
101,9 |
105,8 |
101,8 |
17 |
Оборот общественного питания |
109,3 |
107,1 |
100,8 |
18 |
Платные услуги населению |
103,4 |
101,8 |
99,5 |
19 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) |
102,8 |
104,8 |
102,8 |
* Оценка Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области
В 2019 году в социально-экономическом положении Калининградской области прослеживались следующие тенденции.
Наблюдался рост промышленного производства на 0,7% по сравнению с уровнем 2018 года, в том числе рост обрабатывающего производства составил 1,8%.
Объем продукции сельского хозяйства вырос на 14%.
Объем выполненных строительных работ снизился на 34,8%. Вместе с тем объем ввода жилья по отношению к уровню 2018 года увеличился на 2,6%.
Отмечалось снижение уровня инфляции. Индекс потребительских цен в декабре 2019 года по отношению к декабрю 2018 года составил 102,8%. Справочно: индекс потребительских цен в декабре 2018 года по отношению к декабрю 2017 года составил 104,8%.
Оборот розничной торговли увеличился на 1,8%, объем платных услуг населению снизился на 0,5%.
Малое и среднее предпринимательство
На начало 2020 года количество средних, малых предприятий (с учетом микропредприятий) по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 1798 единиц (падение на 3%) и составило 56768 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
При этом отмечается рост числа индивидуальных предпринимателей на 475 человек (или на 1,8%).
В 2019 году были открыты три новых направления государственной поддержки субъектов МСП.
Центр инноваций социальной сферы (далее - ЦИСС), который признан лучшим в России в номинации "Лучший старт 2019 года" федерального конкурса социальных проектов. Приоритетными направлениями деятельности ЦИСС являются реализация мероприятий по развитию социального предпринимательства на территории Калининградской области, оказание информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки субъектов социального предпринимательства.
В 2019 году ЦИСС оказано 707 услуг субъектам социального предпринимательства.
Совместно с Фондом региональных социальных программ "Наше будущее" организована "Школа социального предпринимательства".
С целью поддержки лучших проектов в сфере социального предпринимательства в Калининградской области ЦИСС оказывались следующие услуги:
- брендирование товаров и услуг социального предпринимательства;
- разработка бизнес-плана;
- разработка маркетинговой стратегии.
В октябре 2019 года ЦИСС организовал и провел первый слет социальных предпринимателей Калининградской области, в котором приняли участие более 140 субъектов МСП и физических лиц. В работе профильных секций и панельной дискуссии приняли участие представители органов исполнительной власти Калининградской области, эксперты в сфере социального предпринимательства из городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В бизнес-инкубаторе в 2019 году обеспечена стопроцентная наполняемость, размещено пять резидентов, занятых в IT-сферах.
Инновационный инжиниринговый центр (далее - ИИЦ), объединяющий в себе три инновационных направления:
- осуществление деятельности в качестве регионального представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда содействия инновациям);
- оказание инжиниринговых услуг;
- предоставление услуг Центра молодежного инновационного творчества; в 2019 году ИИЦ было оказано 350 консультаций.
В 2019 году Фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)", объединивший на одной площадке все инфраструктуры государственной поддержки бизнеса, признан Министерством экономического развития Российской Федерации лучшей практикой, рекомендованной для внедрения в других субъектах Российской Федерации.
С 2019 года Фонд "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)" определен на территории Калининградской области официальным представителем Фонда содействия инноваций, что позволяет инновационным компаниям Калининградской области получить бесплатную экспертную помощь в подготовке заявок для участия в программах фонда.
Гарантийный фонд Калининградской области активно реализует кредитно-гарантийную поддержку. Объем кредитов, выданных субъектам МСП под поручительства региональной гарантийной организации, составил 814,8 млн рублей, что на 12% превышает плановое значение (725 млн рублей).
Фондом "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области (микрокредитная компания)" в рамках программы льготного кредитования предоставлено 46 микрозаймов на общую сумму 110,7 млн рублей (в 2018 году - 65,8 млн рублей). Благодаря оказанной поддержке, в Калининградской области удалось создать 125 новых рабочих мест и сохранить 452 имеющихся.
Оказано содействие по выходу на международные рынки товаров, услуг и технологий 210 субъектам МСП. Результатом стало заключение 87 экспортных контрактов на общую сумму 33,28 млн долларов США.
В Калининградской области осуществляется реализация мероприятий региональных проектов по развитию МСП Калининградской области:
- региональный проект Калининградской области "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", цель проекта - увеличение численности занятых в сфере МСП Калининградской области, включая индивидуальных предпринимателей;
- региональный проект Калининградской области "Популяризация предпринимательства", цель проекта - формирование положительного образа предпринимательства среди населения Калининградской области, а также вовлечение различных категорий граждан, включая самозанятых, в сектор МСП, в том числе создание новых субъектов МСП, на период до 2024 года;
- региональный проект Калининградской области "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности"; цель проекта - снижение к 2024 году административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан;
- региональный проект Калининградской области "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию"; цель проекта - упрощение доступа субъектов МСП к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в Калининградской области на протяжении нескольких лет характеризуется следующими тенденциями.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года (далее - ВПН 2010) численность жителей Калининградской области составляла 941,9 тыс. человек и по состоянию на 01 января 2020 года увеличилась до 1012,5 тыс. человек.
Городское население составило 786,3 тыс. человек (77,7%), сельское население - 266,2 тыс. человек (22,3%). Плотность населения - 67 человек на один км2. По показателю плотности населения Калининградская область занимает 11-е место среди субъектов Российской Федерации.
Для эксклавной территории, которой является Калининградская область, улучшение условий естественного воспроизводства населения и эффективное регулирование миграции являются ключевыми факторами экономической и политической безопасности, критическими условиями ее жизнеобеспечения.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция естественной убыли населения Калининградской области. Так, показатель смертности превысил показатель рождаемости:
- в 2017 году - на 1,5 тыс. чел.;
- в 2018 году - на 1,9 тыс. чел.;
- в 2019 году - на 2,6 тыс. чел.
Миграционный прирост полностью компенсировал потери численности населения от естественной убыли.
Прирост численности населения обеспечен за счет положительного сальдо миграции:
- в 2017 году - на 9,8 тыс. чел.;
- в 2018 году - на 9,5 тыс. чел.;
- в 2019 году - на 13 тыс. чел.
Состояние рынка труда Калининградской области характеризуется дефицитом трудовых ресурсов, среди которых наиболее востребованы высококвалифицированные кадры.
Снижение численности населения может привести к ситуации дефицита трудовых ресурсов, что в свою очередь приведет к уменьшению ВРП и снижению уровня жизни населения Калининградской области.
Несмотря на общий рост численности населения Калининградской области, отмечается снижение численности населения трудоспособного возраста. По состоянию на 01 января 2020 года доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составила 57,4% (581,5 тыс. человек) против 62,5% по данным ВПН 2010 (588,9 тыс. человек).
Таблица 2
N п/п |
Категория населения |
ВПН 2010 |
На 01 января 2018 года |
На 01 января 2019 года |
На 01 января 2020 года * |
1 |
Всего |
941873 |
994599 |
1002187 |
1012512 |
2 |
Население от общей численности в возрасте: |
||||
3 |
моложе трудоспособного |
145164 |
175602 |
178328 |
180186 |
4 |
трудоспособном |
588853 |
566709 |
565847 |
581295 |
5 |
старше трудоспособного |
207856 |
252288 |
258012 |
251031 |
6 |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, % |
62,5 |
57,0 |
56,5 |
57,4 |
Растет демографическая нагрузка на трудоспособное население Калининградской области. Если по данным ВПН-2010 она составляла 600 человек нетрудоспособного возраста на 1000 трудоспособных человек, то на 01 января 2020 года показатель составил 782,5 тыс. человек.
Общая тенденция старения постоянного населения Калининградской области приводит к отсутствию достаточного количества квалифицированных кадров, что становится основным препятствием для реализуемых и планируемых проектов развития промышленного производства, сферы малого и среднего бизнеса, включая фермерское хозяйство. В результате нехватки собственных трудовых ресурсов работодатели Калининградской области ежегодно привлекают более 10,0 тыс. трудовых мигрантов, из числа которых около 98% прибывают из стран Средней Азии. Привлечение и использование иностранных работников имеет негативные последствия, связанные с оттоком денежных средств, и потенциально может привести к возникновению социальной напряженности на языковой, культурной и религиозной почве из-за отсутствия желания к интеграции у большинства трудовых мигрантов.
Реализация на территории Калининградской области региональной программы переселения обусловлена необходимостью улучшения демографической ситуации и восполнения трудовых ресурсов. Калининградская область остается одним из самых привлекательных субъектов Российской Федерации для переселения, имеющих стабильную положительную динамику миграционного прироста.
Динамика
миграции населения Калининградской области
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
Число прибывших |
44806 |
47266 |
53270 |
2 |
Число выбывших |
34967 |
37799 |
40301 |
3 |
Миграционный прирост |
9839 |
9467 |
12969 |
4 |
На 1000 населения: |
|||
5 |
Число прибывших |
45,2 |
47,3 |
52,9 |
6 |
Число выбывших |
35,3 |
37,9 |
40,0 |
7 |
Миграционный прирост |
9,9 |
9,4 |
12,9 |
Состояние рынка труда Калининградской области
Состояние рынка труда характеризуется дефицитом трудовых ресурсов, среди которых наиболее востребованы высококвалифицированные кадры.
По состоянию на 01 января 2020 года уровень безработицы в Калининградской области по методологии Международной организации труда оценивался в 4,1% от численности рабочей силы населения Калининградской области (531,0 тыс. человек), численность безработных граждан, зарегистрированных в областной службе занятости населения, составляет 4 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,7% от численности рабочей силы (по России - 0,9%, по Северо-Западному федеральному округу - 0,8%).
Организациями Калининградской области заявлено 17,7 тыс. вакансий, средний коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение количества незанятых граждан на одну заявленную вакансию) составил 0,2 единицы (по России - 0,5, по Северо-Западному федеральному округу - 0,5).
Среди заявленных вакансий преобладали профессии в сфере обрабатывающих производств (12,7%), оптовой и розничной торговли (8,5%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (8,1%), строительства (7,2%), операций с недвижимым имуществом (6,5%), транспортировки и хранения (6,2%), образования (5,8%), деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (4,4%), сельского хозяйства (3,3%).
В Калининградской области имеет место профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.
Решение указанной проблемы осуществляется в том числе посредством проведения профессионального обучения и предоставления дополнительного профессионального образования безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям, а также посредством организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии) по перспективным и актуальным направлениям.
Принимаемые меры не достаточны для выравнивания существующего профессионально-квалификационного дисбаланса. Необходима модернизация и содействие развитию эффективного механизма мобильности трудовых ресурсов для обеспечения удовлетворения потребностей работодателей в привлечении высококвалифицированных кадров.
Основные статистические показатели рынка труда Калининградской области 2017-2019 годов (на конец года)
Таблица 4
N п/п |
Год |
Рабочая сила (ЭАН), тыс. чел |
Занято в экономике, тыс. чел. |
Общая безработица, тыс. чел. |
Уровень общей безработицы, % |
Численность регистрируемой безработицы, чел. |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
Количество вакансий, ед. |
Коэффициент напряженности на рынке труда, ед. |
1 |
2017 |
523,4 |
497,2 |
26,2 |
5,0 |
4 334 |
0,8 |
12 937 |
0,4 |
2 |
2018 |
510,4 |
486,9 |
23,5 |
4,6 |
3 510 |
0,7 |
15 036 |
0,3 |
3 |
2019 |
531,0 |
508,3 |
21,8 |
4,1 |
3 955 |
0,7 |
17 725 |
0,2 |
По гендерному составу среди безработных граждан, состоящих на учете в областной службе занятости, по итогам 2019 года преобладали женщины - 2412 человек (или 61,0%), в 2018 году - 2126 человек (или 60,6%), в 2017 году - 2608 человек (или 60,2%).
Из общего количества зарегистрированных безработных граждан по итогам 2019 года молодежь (16-29 лет) составила 705 чел. (или 17,8%), в 2018 году - 673 чел. (или 19,2%), в 2017 году - 878 чел. (или 20,0%). Средний период безработицы среди молодежи снизился с 3,7 до 3,0 месяцев; инвалиды - 115 чел. (или 2,9%), в 2018 году - 136 чел. (или 3,9%), в 2017 году - 159 чел. (или 3,7%), средний период безработицы среди инвалидов с 2017 года снизился с 5,6 месяца до 4 месяцев; граждане в возрасте 50 лет и более - 1085 чел. (или 27,4%), в 2018 году - 825 чел. (или 23,5%), в 2017 году - 1034 чел. (или 23,9%).
В 2019 году в областную службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 25230 чел. (в 2018 году -18646 чел., в 2017 году - 19912 чел.), из них трудоустроено 15938 чел. (в 2018 году - 11602 чел., в 2017 году - 11506 чел.). Доля трудоустройства составила 63,2% (в 2018 году - 62,2%, в 2017 году - 57,8%).
Таблица 5
N п/п |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
Численность обратившихся, чел. |
19912 |
18646 |
25230 |
2 |
Численность трудоустроенных, чел. |
11506 |
11602 |
15938 |
3 |
Доля трудоустройства, % |
57,8 |
62,2 |
63,2 |
В 2019 году особое внимание со стороны Правительства Калининградской области уделялось содействию в трудоустройстве граждан, испытывающих наибольшие трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, женщины, имеющие несовершеннолетних детей). В течение 2019 года в службу занятости населения обратились следующие категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы:
- граждане, относящиеся к категории инвалидов,-724 человека, из них трудоустроен 401 человек (или 55,4%);
- молодежь (граждане в возрасте 14-29 лет) - 8287 человек, из них трудоустроен 6131 человек (или 74,0%);
- многодетные родители - 639 человек, из них трудоустроены 225 человек (35,2%);
- женщины, имеющие несовершеннолетних детей,-4045 человек, из них трудоустроен 1641 человек (или 40,6%);
- граждане предпенсионного возраста (за 5 лет до назначения пенсии) - 2017 человек, из них трудоустроен 581 человек (28,8%);
- пенсионеры, стремящиеся возобновить трудовую деятельность,-1120 человек, из них трудоустроены 757 человек (67,6%).
Трудоустройство участников Государственной программы и членов их семей
Участники Государственной программы и члены их семей имеют право на получение услуг по трудоустройству, а также на обучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и профессиональной адаптации.
Оказание содействия участникам Государственной программы и членам их семей в трудоустройстве, а также предоставление государственных услуг по информированию о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации осуществляется государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр занятости населения Калининградской области" (далее - Центр занятости).
Для получения государственной услуги по оказанию содействия гражданам в поиске подходящей работы участники Государственной программы и члены их семей обращаются лично в Центр занятости.
На информационном портале Центра занятости, а также на сайте автоматизированной информационной системы "Соотечественники" размещена информация о возможностях трудоустройства участников Государственной программы.
Также на информационном портале www.rabotakaliningrad.ru можно разместить свое резюме и получить государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы в электронном виде.
В пакет услуг по информированию участника Государственной программы и членов его семьи по вопросам трудоустройства входят:
1) консультирование по вопросам трудового законодательства Российской Федерации, оказания правовой помощи;
2) уточнение информации об образовании, квалификации, опыте работы претендента на вакансию;
3) анализ потребности областного рынка труда в данном специалисте;
4) подбор вакансий;
5) консультирование работодателей;
6) направление к работодателю;
7) информирование о возможности обращения в Центр занятости.
Жилищное обустройство участников Государственной программы и членов их семей
Калининградская область имеет необходимые условия для обеспечения размещения граждан, переселяющихся в Калининградскую область на постоянное место жительства, а строительная отрасль остается одной из основных на территории области. Прибывшие в Калининградскую область соотечественники после получения гражданства Российской Федерации могут принять участие в федеральных программах и программах Калининградской области, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Калининградской области.
Развитие рынка арендного жилья может стать одним из эффективных инструментов по обеспечению доступным жильем соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию.
Правительством Калининградской области разработаны и успешно реализуются следующие меры государственной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий населения области:
1) предоставление работникам государственных учреждений Калининградской области бюджетной сферы жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования по договорам найма;
2) предоставление молодым семьям, молодым специалистам и гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации Программы развития сельского хозяйства;
3) предоставление отдельным категориям граждан, приобретающих жилые помещения на первичном рынке жилья с использованием средств ипотечных жилищных кредитов (займов), мер социальной поддержки в форме социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки по таким кредитам (займам);
4) предоставление гражданам - участникам программы "Жилье для российской семьи" возможности приобретения жилья экономкласса по цене, не превышающей 35 тыс. рублей за 1 м2;
5) предоставление молодым врачам, учителям (в возрасте до 35 лет) социальных выплат на субсидирование части первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным для приобретения жилья на первичном и вторичном рынке.
Реализуемые меры направлены на государственную поддержку улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации.
По вопросу ипотечного кредитования участнику Государственной программы можно обратиться в действующие на территории Калининградской области банки, работающие по стандартам Агентства ипотечного жилищного кредитования. Кроме того, в целях содействия улучшению жилищных условий путем оказания возмездной финансовой помощи с использованием ипотечного кредитования, в Калининградской области создан фонд "Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области".
Здравоохранение и социальные услуги
В Калининградской области имеются развитые ресурсы системы здравоохранения для оказания всех видов медицинской помощи при переселении соотечественников в планируемых объемах. В Калининградской области создана и действует оптимальная структура здравоохранения.
Уполномоченный орган по организации предоставления услуг в области здравоохранения - Министерство здравоохранения Калининградской области.
Основные показатели сферы здравоохранения Калининградской области представлены в таблице 6.
Основные показатели
сферы здравоохранения Калининградской области
Таблица 6
N п/п |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
Численность врачей, тыс. человек |
4,5 |
4,5 |
4,7 |
2 |
Численность среднего медицинского персонала, тыс. человек |
8,5 |
8,5 |
8,6 |
3 |
Число больничных медицинских организаций, единиц |
51 |
51 |
48 |
4 |
Число больничных коек, тыс. единиц |
8,4 |
8,3 |
8,2 |
5 |
Число амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, единиц |
142 |
129 |
156 |
6 |
Мощность амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, тыс. посещений в смену |
26,3 |
26,0 |
27,8 |
7 |
Число фельдшерских-акушерских пунктов, единиц |
203 |
206 |
207 |
На территории Калининградской области действует государственная программа Калининградской области "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273. Данной программой предусмотрены мероприятия:
- по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и развитию первичной медико-санитарной помощи;
- по совершенствованию оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
- по охране здоровья матери и ребенка;
- по развитию системы санаторно-курортного лечения;
- по оказанию паллиативной помощи;
- по кадровому обеспечению системы здравоохранения Калининградской области;
- иные мероприятия, направленные на совершенствование системы здравоохранения Калининградской области.
В соответствии с положениями Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До получения полиса обязательного медицинского страхования участнику Государственной программы и членам его семьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно оказываются скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных медицинских организациях, иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Объем медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, обеспечивается за счет бюджетных ассигнований Калининградской области.
При получении в соответствии с законодательством Российской Федерации полиса обязательного медицинского страхования медицинская помощь оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Медицинская помощь участникам Государственной программы и членам их семей, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, будет оказываться в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в Калининградской области на соответствующий год и на плановый период по факту выявления соответствующих заболеваний и направления выявленных участников Государственной программы и членов их семей в медицинские организации.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче заявления о получении разрешения на временное проживание необходимо предъявить документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Медицинское освидетельствование на наличие указанных заболеваний необходимо осуществлять в учреждениях здравоохранения на платной основе.
Для оказания содействия участникам Государственной программы в региональное законодательство в сфере социальной защиты населения внесены специальные нормы в части предоставления преференций при осуществлении доступа к мерам социальной поддержки. В соответствии с "Социальным кодексом Калининградской области", утвержденным Законом Калининградской области от 07 октября 2019 года N 318, все виды детских пособий, а также ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан (ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий) предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей в течение 6 месяцев с даты регистрации на территории Калининградской области без учета гражданства и требования обязательной занятости родителей в семье с детьми (при определении права на получение детских пособий). По истечении указанного льготного периода при назначении мер социальной поддержки к участникам Государственной программы будут предъявляться те же требования, что и к постоянным жителям Калининградской области.
Образование в Калининградской области
В Калининградской области созданы необходимые условия для получения всех видов образования.
Образовательную деятельность осуществляют организации следующих типов: дошкольные образовательные организации - 296, общеобразовательные организации - 185, профессиональные образовательные организации - 17, образовательные организации высшего образования - 9 (включая филиалы).
На территории Калининградской области функционируют 296 образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которые посещают 48,1 тыс. детей. Из них 221 государственный и муниципальный детский сад, 62 общеобразовательные организации, в которых открыты классы дошкольной подготовки, десять негосударственных детских садов, одна государственная школа-интернат и два Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Порядок получения места в дошкольных образовательных организациях определен Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
В системе дошкольного образования области трудятся 4647 педагогических работников.
Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02 сентября 2020 года N 458 (далее - Порядок), установлены общие правила подачи заявления и иных документов, предъявляемых для приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, необходимо также отметить, что общеобразовательные организации устанавливают правила приема детей для обучения по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования самостоятельно, учитывая имеющиеся нормативно-правовые акты муниципального, регионального и федерального уровней.
Система профессионального образования Калининградской области представляет многообразие видов организаций, позволяющих удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся и возможность получить все уровни профессионального образования.
Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного социально-экономического развития Калининградской области.
На территории Калининградской области действуют 17 профессиональных образовательных организаций (из них три частные), в них обучаются 13,3 тыс. человек.
Из 13 государственных профессиональных образовательных организаций десять находятся в ведении Министерства образования Калининградской области, одна организация - в ведении Министерства по культуре и туризму Калининградской области, одна организация - в ведении Министерства социальной политики Калининградской области, одна организация - в ведении Министерства спорта Калининградской области.
Кроме того, девять образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Калининградской области, реализуют образовательные программы среднего профессионального образования (из них четыре частные). В них обучаются по программам среднего профессионального образования 6,5 тыс. человек.
Высшее образование по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры может быть получено в образовательных организациях высшего образования и научных организациях по программам магистратуры.
Самыми популярными в Калининградской области являются: Калининградский государственный технический университет (далее - КГТУ), Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (далее - БФУ им. И. Канта), Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.
По состоянию на 01 сентября 2020 года в состав БФУ им. И. Канта входит более 20 научно-образовательных корпусов. Вся сфера деятельности университета теперь обобщает в себе работу 46 подразделений (институтов, научно-образовательных центров, специализированных лабораторий).
В КГТУ научные исследования традиционно ведутся по направлениям, наиболее актуальным для развития рыбной отрасли и морехозяйственной деятельности, а также для развития экономического потенциала Калининградской области.
Государственными образовательными организациями реализуются 226 образовательных программ среднего профессионального образования, частными организациями - 51 программа среднего профессионального образования.
В 13 из 17 профессиональных образовательных организаций Калининградской области (кроме Педагогического колледжа, Училища олимпийского резерва и Калининградского областного музыкального колледжа) ведется обучение по 28 профессиям и специальностям, входящим в утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50).
В 2016/2017 учебном году в пяти профессиональных образовательных организациях реализовывались программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по ТОП-50, в 2017/2018 учебном году таких организаций стало восемь, в 2018/2019 учебном году - десять.
Все подведомственные Министерству образования Калининградской области организации профессионального образования имеют долгосрочные договорные отношения с работодателями, в рамках которых работодатели участвуют в управлении образовательным процессом (являются членами попечительских и наблюдательных советов, принимают участие в разработке или доработке программ профессионального образования, организации учебной и производственной практик, предоставлении оборудования и материалов, участвуют в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий).
Одной из форм координации усилий бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей экономики Калининградской области, в том числе развития моделей многоканального финансирования, реализации образовательных программ в сетевой форме, является создание системы ресурсных и многофункциональных центров профессионального образования.
В Калининградской области действуют восемь ресурсных центров по приоритетным направлениям развития экономики: автомобилестроение, судостроение, металлообработка, агропромышленный сектор, мебельное производство, строительство, пищевая индустрия, а также два многофункциональных центра прикладных квалификаций в сфере энергетики и информационных технологий, судостроения и машиностроения. В центрах созданы условия для получения студентами рабочих профессий, а также для краткосрочной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации граждан по заявкам предприятий, центров занятости населения.
В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" в 2019 году в трех профессиональных образовательных организациях созданы 15 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по компетенциям Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
Оценка
готовности Калининградской области к приему участников Государственной программы и членов их семей
Таблица 7
N п/п |
Наименование показателя |
Год |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Общая численность населения (на 01 января) |
2018 |
тыс. чел. |
994,6 |
2019 |
1002,2 |
|||
2020 |
1012,5 |
|||
2 |
Естественная убыль населения |
2017 |
чел. |
-1501 |
2018 |
-1879 |
|||
2019 |
-2644 |
|||
3 |
Миграционный прирост населения |
2017 |
чел. |
9839 |
2018 |
9467 |
|||
2019 |
12959 |
|||
4 |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения (на 01 января) |
2018 |
% |
56,9 |
2019 |
56,5 |
|||
2020 |
57,4 |
|||
5 |
Рабочая сила, всего (данные выборочных обследований, 15-72 лет) |
2017 |
тыс. чел. |
518,7 |
2018 |
524,9 |
|||
2019 |
535,8 |
|||
6 |
из них занятые в экономике |
2017 |
тыс. чел. |
491,8 |
2018 |
500,2 |
|||
2019 |
512,0 |
|||
7 |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) в среднем за год |
2017 |
тыс. чел. |
26,9 |
2018 |
24,7 |
|||
2019 |
23,8 |
|||
8 |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год |
2017 |
% |
5,2 |
2018 |
4,7 |
|||
2019 |
4,4 |
|||
9 |
Численность граждан, признанных безработными государственными учреждениями службы занятости населения |
2017 |
чел. |
4334 |
2018 |
3510 |
|||
2019 |
3955 |
|||
10 |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
2017 |
% |
0,8 |
2018 |
0,7 |
|||
2019 |
0,8 |
|||
11 |
Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) |
2017 |
чел. |
0,4 |
2018 |
0,3 |
|||
2019 |
0,2 |
|||
12 |
Численность привлеченных иностранных работников |
2017 |
чел. |
9272 |
2018 |
9714 |
|||
2019 |
9829 |
|||
13 |
Прожиточный минимум (в среднем на душу населения за квартал) |
2017 |
руб. |
10 510 |
2018 |
10 882 |
|||
2019 |
11 413 |
|||
14 |
Количество жилья в среднем на одного жителя |
2017 |
кв. м |
28,1 |
2018 |
28,2 |
|||
2019 |
28,9 |
|||
15 |
Количество постоянного жилья для приема переселенцев |
2017 |
кв. м |
- |
2018 |
- |
|||
2019 |
- |
|||
16 |
Количество временного жилья для приема переселенцев |
2017 |
кв. м |
9607,9 |
2018 |
9607,9 |
|||
2019 |
9607,9 |
|||
17 |
Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образованных организациях, человек |
2017 |
мест |
100 |
2018 |
101 |
|||
2019 |
100 |
|||
18 |
Доходы консолидированного бюджета Калининградской области, всего |
2017 |
млрд руб. |
111,0 |
2018 |
126,3 |
|||
2019 |
131,5 |
|||
19 |
Расходы консолидированного бюджета Калининградской области, всего |
2017 |
млрд руб. |
113,9 |
2018 |
124,0 |
|||
2019 |
130,6 |
Региональная программа переселения носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, желающих переселиться на постоянное место жительства в Калининградскую область.
В связи с указанными обстоятельствами предпочтительным является переселение в Калининградскую область соотечественников трудоспособного возраста, имеющих востребованные на региональном рынке труда рабочие профессии или специальности (инженерно-технического, медицинского или образовательного профиля), обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, являющихся частными предпринимателями или имеющих собственность на территории Калининградской области. Существующая социальная инфраструктура Калининградской области, а также меры социальной поддержки соотечественников способны обеспечить им достойные условия проживания.
III. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач региональной программы переселения
Целями региональной программы переселения являются:
1) обеспечение реализации Государственной программы на территории Калининградской области;
2) улучшение демографической ситуации в Калининградской области;
3) обеспечение социально-экономического развития Калининградской области путем содействия добровольному переселению квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за рубежом.
Для достижения поставленных целей в рамках региональной программы переселения необходимо решить следующие задачи:
1) создание условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Калининградскую область для постоянного проживания, их социальной и трудовой адаптации;
2) закрепление переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве;
3) увеличение числа квалифицированных кадров и сокращение дефицита трудовых ресурсов;
4) содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области.
Сроки реализации региональной программы переселения: 2021-2024 годы.
Этапы реализации региональной программы переселения не выделяются.
Реализация региональной программы переселения позволит ежегодно увеличивать численность населения Калининградской области за счет соотечественников на 2000 человек, в том числе обеспечивать рост трудовых ресурсов на 1300 человек и замещение не менее 1000 вакантных мест в различных сферах экономики Калининградской области.
В соответствии с системой целей и задач установлены целевые показатели, характеризующие степень достижения целей и решения задач:
1) численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области;
2) количество проведенных консультаций для соотечественников по вопросам переселения в Калининградскую область в рамках реализации Государственной программы от числа обратившихся;
3) количество презентаций региональной программы переселения в государствах постоянного проживания соотечественников, в том числе с использованием технических каналов связи;
4) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, прибывших в Калининградскую область;
5) доля участников Государственной программы и членов их семей, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не более 3 лет, от общего количества участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области;
6) доля участников Государственной программы и членов их семей, которым обеспечены социальные и медицинские гарантии, действующие в отношении жителей Калининградской области, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области;
7) доля расходов бюджета Калининградской области на реализацию мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказание помощи в жилищном обустройстве;
8) численность участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области;
9) численность занятых участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в УМВД России по Калининградской области;
10) численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование.
Целевые показатели (индикаторы) реализации региональной программы переселения представлены в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
IV. Основные мероприятия по реализации региональной программы переселения
Для достижения целей и решения поставленных в региональной программе переселения задач необходима реализация определенного комплекса мер.
1. Для решения задачи, направленной на создание условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Калининградскую область для постоянного проживания, их социальной и трудовой адаптации, предполагается:
1) разработка, утверждение правовых актов, необходимых для реализации региональной программы переселения, обеспечение правовой защищенности соотечественников в период адаптации на территории вселения;
2) мониторинг и размещение информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы и членов их семей на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) подготовка, издание и распространение информационных материалов по вопросам добровольного переселения в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом (видеороликов, видеофильмов, аналитической информации, буклетов, брошюр и иной аналогичной продукции);
4) подготовка и проведение презентаций региональной программы переселения в государствах постоянного проживания соотечественников, в том числе с использованием технических каналов связи;
5) освещение вопросов добровольного переселения в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в средствах массовой информации.
2. Для решения задачи по закреплению переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области, оказанию мер социальной поддержки, предоставлению государственных и муниципальных услуг, содействию в жилищном обустройстве планируется:
1) оказание помощи во временном жилищном обустройстве, размещению и временному проживанию прибывших участников Государственной программы и членов их семей на срок не менее 3 лет;
2) вовлечение участников Государственной программы в реализуемые на территории Калининградской области программы строительства и приобретения жилья;
3) предоставление участникам Государственной программы и членам их семей медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в период адаптации:
- организация выдачи полисов обязательного медицинского страхования в установленном порядке;
- организация оказания медицинской помощи амбулаторно, стационарно и скорой медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
4) оказание мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей до получения разрешения на временное проживание или до оформления гражданства Российской Федерации;
5) предоставление в соответствии с действующим законодательством мер социальной поддержки членам семьи участников Государственной программы - пенсионерам и гражданам с ограниченными возможностями, многодетным семьям;
6) компенсация расходов участников Государственной программы и членов их семей на признание ученых степеней ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
7) компенсация расходов соотечественников на медицинское освидетельствование участников Государственной программы и членов их семей;
8) обеспечение детей участников Государственной программы местами в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
3. Для решения задач, направленных на увеличение числа квалифицированных кадров, сокращение дефицита трудовых ресурсов, и содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области, планируется:
1) организация мониторинга потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
2) размещение информации о наличии вакантных рабочих мест на интернет-портале "Работа в России", а также на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники";
3) оказание содействия в трудоустройстве участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей.
4. Для решения задачи, направленной на содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Калининградской области, планируется:
1) содействие самозанятости участникам Государственной программы и трудоспособным членам их семей;
2) предоставление участникам Государственной программы и членам их семей услуг в области содействия занятости населения в части создания содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий, информирования о положении на рынке труда в Калининградской области;
3) оказание консультационной, информационной поддержки участникам Государственной программы и трудоспособным членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании участникам Государственной программы и трудоспособным членам их семей.
Перечень основных мероприятий региональной программы переселения представлен в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
В качестве меры государственного регулирования в рамках Государственной программы Правительством Калининградской области определено, что уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, ответственным за реализацию региональной программы переселения, определено Министерство социальной политики Калининградской области. В рамках реализации указанных полномочий Министерство социальной политики Калининградской области осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает разработку и согласование проекта региональной программы переселения, своевременное принятие или внесение необходимых изменений и дополнений в региональную нормативно-правовую базу в рамках реализации региональной программы переселения, внесение предложений и согласование объемов планируемого финансирования региональной программы переселения;
2) обеспечивает взаимодействие на территории Калининградской области всех органов федеральной, региональной и муниципальной власти по вопросам реализации региональной программы переселения;
3) принимает решение о согласовании (отказе) соотечественника и членов его семьи для участия в региональной программе переселения по итогам рассмотрения анкеты потенциального участника Государственной программы;
4) организует информационное сопровождение региональной программы переселения и подготовку необходимой отчетной документации.
В рамках реализации региональной программы переселения Министерство социальной политики Калининградской области организует осуществление мероприятий по оказанию:
1) информационных и консультационных услуг соотечественникам и участникам Государственной программы и членам их семей;
2) содействия участникам Государственной программы и членам их семей во временном жилищном обустройстве;
3) содействия участникам Государственной программы и трудоспособным членам их семей в трудоустройстве.
В Калининградской области для обеспечения исполнения государственных полномочий, связанных с реализацией региональной программы переселения, создано государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр содействия переселению "Центр Соотечественник" (далее - ГКУ КО "Центр Соотечественник"), функции и полномочия учредителя которого на основании постановления Правительства Калининградской области от 16 января 2019 года N 6 "О реализации Указа Губернатора Калининградской области от 29 ноября 2018 года N 196" осуществляет Министерство социальной политики Калининградской области.
ГКУ КО "Центр Соотечественник" оказывает участникам Государственной программы и членам их семьи содействие в жилищном обустройстве. Для этих целей в оперативное управление учреждения переданы жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области, включающие в себя три жилых здания центра временного размещения участников Государственной программы и членов их семей в поселке Северном Багратионовского района (на 346 койко-мест) и 61 квартиру в пяти муниципалитетах Калининградской области. Кроме того, ГКУ КО "Центр Соотечественник" оказывает консультационные услуги участникам Государственной программы и членам их семей непосредственно во время приема, по письменным обращениям, с использованием средств телефонной связи по вопросам:
1) порядка действий участников Государственной программы и членов их семей после прибытия на территорию Калининградской области;
2) жилищного обустройства на территории Калининградской области;
3) проживания в центре временного размещения;
4) трудоустройства на территории Калининградской области;
5) получения образования и (или) квалификации;
6) обеспечения социальными гарантиями в Калининградской области.
Основным мероприятием региональной программы переселения, финансируемым из федерального бюджета и софинансируемым из регионального бюджета, является эксплуатация зданий и жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области, находящегося в оперативном управлении ГКУ КО "Центр Соотечественник" и предназначенного для целевого обеспечения жилыми помещениями участников Государственной программы, в рамках которого обеспечивается:
1) содержание и обслуживание маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области, включая закупку товаров, работ и услуг, заключение концессионных соглашений, проведение текущего и капитального ремонта движимого и недвижимого имущества, укрепление материально-технической базы маневренного фонда и прилегающей территории;
2) оказание содействия во временном проживании и обустройстве, включая предоставление в пользование постельного белья, мебели, бытовой техники и оборудования, другие расходы, связанные с приемом, обслуживанием и размещением соотечественников, включая покупку для этих целей автотранспорта и расходы, связанные с его эксплуатацией.
Система контроля за реализацией региональной программы переселения предусматривает:
1) определение основных мероприятий, позволяющих добиться поставленных целей и задач;
2) подготовку нормативных правовых актов;
3) контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий;
4) проведение мониторинга выполнения мероприятий и подготовку отчетов о ходе реализации региональной программы переселения;
5) подготовку предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты;
6) корректировку показателей численности участников Государственной программы и членов их семей и объемов финансирования региональной программы переселения;
7) оценку влияния реализации региональной программы переселения на социально-экономическое развитие Калининградской области;
8) организацию размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Калининградской области и на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники" текста региональной программы переселения, нормативных правовых актов, принятых для ее реализации, а также информации о ходе ее реализации;
9) обеспечение работы в Министерстве социальной политики Калининградской области телефона горячей линии для соотечественников и участников Государственной программы.
Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию региональной программы переселения обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских проверок и осуществления общественного контроля.
Контроль за реализацией региональной программы переселения осуществляет Губернатор Калининградской области и Министерство социальной политики Калининградской области.
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Калининградской области в целях реализации региональной программы переселения, представлен в приложении N 3 к настоящей подпрограмме.
V. Объемы финансовых ресурсов на реализацию региональной программы переселения
Источником финансового обеспечения региональной программы переселения являются средства бюджета Калининградской области. На реализацию мероприятий возможно привлечение дополнительных средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Калининградской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей.
Финансовые средства на реализацию мероприятий региональной программы переселения предоставляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными в качестве приложения N 7 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345.
Предоставление субсидии бюджету Калининградской области осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Калининградской области.
На финансирование мероприятий региональной программы переселения предполагается направить 36957,5 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 6753,2 тыс. рублей, из федерального бюджета - 30204,3 тыс. рублей, из них по годам реализации региональной программы переселения:
в 2021 году:
из областного бюджета - 2760,0 тыс. рублей;
из федерального бюджета - 9240,0 тыс. рублей;
в 2022 году:
из областного бюджета - 1920,0 тыс. рублей;
из федерального бюджета - 10080,0 тыс. рублей;
в 2023 году:
из областного бюджета - 2073,2 тыс. рублей;
из федерального бюджета - 10884,3 тыс. рублей;
в 2024 году:
из областного бюджета - 0,0 тыс. рублей;
из федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей.
Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий региональной программы переселения, представленные в приложении N 4 к настоящей подпрограмме, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социальной политики Калининградской области.
VI. Оценка планируемой эффективности и риски реализации региональной программы переселения
Оценка планируемой эффективности реализации региональной программы переселения проводится в соответствии с критериями оценки эффективности реализации Государственной программы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1947-р.
Для ежегодной оценки эффективности региональной программы переселения используются целевые показатели (индикаторы), приведенные в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
Региональная программа переселения считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых индикаторов, предусмотренных региональной программой переселения.
Эффективность реализации региональной программы переселения по направлениям определяется по следующей формуле:
,
где:
- планируемая эффективность хода реализации отдельного направления региональной программы переселения (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
- фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию региональной программы переселения;
- плановое значение n-го индикатора (показателя);
- номер индикатора (показателя) региональной программы переселения.
Интегральная оценка эффективности реализации региональной программы переселения определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации региональной программы переселения (процентов);
- количество индикаторов региональной программы переселения.
Оценка эффективности реализации региональной программы переселения осуществляется Министерством социальной политики Калининградской области в срок до 20 января года, следующего за отчетным, путем соотнесения фактически достигнутых значений показателей реализации мероприятий и значений запланированных индикаторов, установленных региональной программы переселения.
Риски реализации региональной программы переселения
При реализации мероприятий региональной программы переселения могут возникнуть следующие риски:
Таблица 8
N п/п |
Риски |
Мероприятия, направленные на снижение возможных рисков |
1 |
2 |
3 |
1 |
Жилищная необустроенность участников Государственной программы |
Информирование соотечественников об условиях найма и стоимости жилья, условиях ипотечного кредитования, ценовой политики в сфере строительства и приобретение постоянного жилья |
2 |
Несоответствие реальной квалификации или деятельности трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей квалификации или деятельности, указанной в заявлении соотечественника |
- Информирование участников Государственной программы о возможности профессионального обучения (профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации); - оказание консультационной, информационной поддержки участникам Государственной программы и трудоспособным членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства; - подбор вариантов подходящей работы по заявленным в Центр занятости вариантов работы для участников Государственной программы и трудоспособных членов их семьи |
3 |
Выезд участников Государственной программы с территории вселения ранее сроков, определенных Государственной программой |
- Организация работы по разъяснению положений Государственной программы и особенностей региональной программы переселения; - организация дополнительной работы с соотечественниками по разъяснению законодательства Российской Федерации в сфере миграции |
4 |
Безработица среди участников Государственной программы |
- Подбор вариантов работы по заявленным в Центр занятости вариантов работы для участников Государственной программы и трудоспособных членов их семьи; - организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования соотечественников по профессиям, востребованным на рынке труда; - ежемесячное обновление базы данных вакансий для соотечественников; - оказание содействия в организации соотечественниками индивидуальной трудовой деятельности |
5 |
Неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы |
- Организация работы по разъяснению о задачах региональной программы переселения в целях толерантного отношения к соотечественникам, а также о задачах миграционной политики Российской Федерации; - проведение мероприятий по социальной и профессиональной адаптации участников Государственной программы и членов их семей; - проведение мониторинга реализации региональной программы переселения в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территориях вселения |
В целях минимизации возможных рисков при реализации региональной программы переселения устанавливаются требования к соотечественникам.
Требования к участнику Государственной программы
Для участия в региональной программе переселения соотечественник должен достичь возраста 18 лет и находиться в трудоспособном возрасте, обладать дееспособностью и соответствовать требованиям, установленным Государственной программой, а также:
1) иметь образование не ниже среднего профессионального (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные подпунктами 2, 4);
2) обучаться на последних курсах в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Российской Федерации, в случае отсутствия соответствующего образования (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные подпунктами 1, 3-4);
3) иметь опыт работы не менее 3 месяцев и квалификацию, соответствующие требованиям по вакансиям, востребованным на рынке труда на территории планируемого вселения (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные подпунктами 2, 4);
4) осуществлять предпринимательскую деятельность, предпочтительно в приоритетных сферах развития малого и среднего предпринимательства, и иметь опыт предпринимательской деятельности на территории Калининградской области не менее 3 месяцев в случае подачи заявления на территории Калининградской области на участие в Государственной программе (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные подпунктами 2,3).
Подтверждением сведений об образовании, опыте работы, квалификации являются документы об образовании и (или) о квалификации, о стаже трудовой деятельности, диплом об ученой степени, аттестат о присвоении ученого звания, а также сведения, характеризующие личность заявителя, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).
Описание территории, на которой будет реализовываться региональная программа переселения, приведено в приложении N 5 к настоящей подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.