Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 сентября 2000 г. N 03-12/38825
Вопрос: Правомерно ли осуществлять деятельность по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) коммерческим организациям, не имеющим разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида?
Ответ: Гражданско-правовые отношения по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) регулируются главой 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно ст. 824 Кодекса по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
В соответствии со ст. 825 Кодекса в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
В то же время законодательными актами, в том числе Законом Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не определен государственный орган, лицензирующий деятельность организации в качестве финансового агента.
Таким образом, в настоящее время деятельность по финансированию под уступку денежного требования могут осуществлять банки и иные кредитные организации согласно части 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с учетом изменений и дополнений).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 273 (с учетом изменений и дополнений), одной из основных задач Минфина России является обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организаций).
В связи с этим по вопросам ведения бухгалтерского учета на предприятии следует обращаться в Минфин России.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 сентября 2000 г. N 03-12/38825
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 1, 2001 г.